Хронические заболевания школьников и причины их возникновения. История вопроса. Профилактика нарушения осанки

Обзор материала

1. Введение.

В прошлом учебном году на уроках математики мы изучали тему «Статистические характеристики». Мне очень понравилось для различных рядов чисел вычислять статистические характеристики: среднее арифметическое, медиану, размах и моду.

Заинтересовавшись этой темой, я решила узнать, что такое статистика, как собираются данные и каким образом они обрабатываются.

Каждый человек должен хорошо ориентироваться в потоке информации. Это значит, он должен извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать решения в разнообразных ситуациях.

Моя исследовательская работа будет актуальна для работы классных руководителей и родителей. Она может заинтересовать и учащихся школы. В своей работе «Статистика школьных заболеваний и их профилактика» я приведу результаты статистических наблюдений, проанализирую собранные данные и представлю результаты их обработки.

Объект исследования: учащиеся 1-8 классов моей школы.

Предмет исследования: заболевания учащихся.

Цель исследования: с помощью статистических методов исследовать состояние здоровья школьников.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с видами и способами статистического наблюдения и выяснить, как собираются и группируются статистические данные, как можно наглядно представить статистическую информацию.

2. Собрать и обработать полученную информацию.

3. Интерпретировать результаты статистических исследований.

4. Наглядно представить полученную информацию.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что проводя статистическое наблюдение мои знания, подкреплённые практической работой, в области статистики расширятся.

В ходе проведения исследования использовались следующие методы:

1. Изучение литературы и интернет источников.

2. Анкетирование учащихся.

3. Статистическая обработка полученных данных, анализ, сравнение и обобщение полученных результатов.

4. Беседа с фельдшером школы.

2. Теоретическая часть.

2.1 Определение статистики.

Стати́стика - отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных.

Слово «статистика» происходит от латинского status - состояние дел. В науку термин «статистика» ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса « Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

Согласно формулировке 1833 года, «цель статистики заключается в представлении фактов в наиболее сжатой форме».

Статистика дает сигналы о неблагополучии в отдельных частях механизма управления, показывая, таким образом, необходимость обратной связи - управляющих решений. Общие принципы и методы научного познания служат фундаментом для понимания и правильного использования статистической методологии. Итак, основной задачей статистики является сбор, учет, обработка и хранение сведений (информации), отображающих ход общественного развития.

К статистическим сведениям, пригодным для обобщений, предъявляется ряд требований:

данные должны быть максимально полными, но не отрывочными, случайно выхваченными;

данные должны быть абсолютно достоверными и точными;

данные должны соответствовать принципу единообразия, сопоставимости;

данные должны соответствовать принципу своевременности (сбор должен быть организован только в строго определенное время, но кроме этого, данные должны быть представлены так же в срочном порядке).

Статистическая информация может быть представлена в самых разных формах, в виде таблиц, диаграмм, графиков. Это позволяет:

Производить более сильное впечатление, чем цифры;

Лучше осмыслить результаты статистического наблюдения;

Правильно истолковать результаты статистического анализа;

Значительно облегчает понимание статистического материала;

Делает его наглядным, выразительным, лаконичным, доступным.

Сейчас статистику рассматривают как самостоятельную научную дисциплину. Статистика есть совокупность методов и принципов, согласно которым проводится сбор, анализ, сравнение, представление и интерпретация числовых данных.

Термин «статистика» употребляют ещё в двух смыслах. Во-первых, в обиходе под «статистикой» часто понимают набор количественных данных о каком-либо явлении или процессе. Во-вторых, статистикой называют функцию от результатов наблюдений, используемую для оценки характеристик и параметров распределений и проверки гипотез.

2.2 Виды статистики.

Сначала возникли демографическая статистика, медицинская статистика, экономическая статистика, потом метеорологическая, биологическая, финансовая, налоговая и т.д. В XX веке появилась математическая статистика, обладающая универсальными методами сбора, хранения и обработки информации для выработки различных прогнозов.

Математическая статистика, наука о математических методах систематизации и использования статистических данных для научных и практических выводов.
Одной из основных задач статистики является обработка информации. Конечно, у статистики есть много и других задач: получение и хранение информации, выработка различных прогнозов, оценка их достоверности.

2.3. Сбор и обработка информации.

Основным методом сбора информации является метод статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение – это сбор необходимых данных по явлениям, процессам общественной жизни. Но это не всякий сбор данных, а лишь планомерный, научно организованный, систематический и направленный на регистрацию признаков, характерных для исследуемых явлений и процессов. От качества данных, полученных на первом этапе, зависят конечные результаты исследования.

Виды статистического наблюдения:

Систематическое наблюдение - текущее: наблюдение проводится на основе первичных документов, содержащих информацию, необходимую для достаточно полной характеристики изучаемого явления.

Статистическое наблюдение - периодическое. Примером может служить перепись населения.

Наблюдение, проводимое время от времени - единовременным.

Способы статистического наблюдения:

В зависимости от источников собираемых сведений различают наблюдение: непосредственное, документальное, опрос.

Непосредственным называют наблюдение, осуществляемое путем подсчета, измерения значений признаков, снятия показаний приборов специальными лицами, осуществляющими наблюдениями, иначе говоря - регистраторами.

Документальное наблюдение – это такое наблюдение, когда запись ответа на вопросы формуляра наблюдения производится на основании соответствующих документов.

Опрос – это наблюдение, при котором ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются со слов опрашиваемого.

Для обобщения систематизации данных, полученных в ходе статистического наблюдения, их по какому-либо признаку разбивают на группы, и результаты группировки сводят в таблицы. ,

3. Практическая часть.

По нашей просьбе школьный медработник предоставила нам данные о заболеваниях, которыми болеют учащиеся нашей школы (результаты медицинского осмотра). Для систематизации данных, результаты мы оформили в виде таблиц.

Таблица №1. Начальные классы.

Таблица №2. Процентное содержание здоровых детей (начальные классы).

Из таблицы №1 и №2 мы видим, что меньше всего здоровых детей среди учащихся первых классов. Процент здоровых детей здесь составляет всего 27. Если взять всех учащихся начальных классов, то 49%, почти половина из них, только являются здоровыми детьми. Нам стало интересно, а какими заболеваниями болеют дети.

Таблица №3. Заболевания учащихся (1-4 классы):

Получив результаты, мы были очень сильно удивлены им. Ведь из 88детей, имеющих какое-нибудь заболевание, у 52 их них кариес. То, что касается учащихся первых классов, то, из 35 из них, у 28 кариес. Нам стало интересно, а почему мы получили такие результаты? И что делать? Оказывается, что кариес является одним из распространённых заболеваний у школьников.

Приготовив презентацию о правильном уходе за зубами, мы пошли на классные часы к нашим первоклассникам. Рассказав им о том, как надо правильно ухаживать за зубами, мы решили проверить, а как они ухаживают за своими зубами. Для этого им нужно было

внимательно прочитать каждое из перечисленных правил по уходу за зубами (в скобках сказано, почему их надо соблюдать). И если они выполняют то или иное правило, то напротив нужно поставить “+”, если нет – “-”. Правил было 12.

Обработав полученные данные, результаты мы представили в виде таблицы.

Таблица №4. Соблюдение правил первоклассниками.

Выполняют правила

Всего человек

Процент

От 1 до 3

От 4 до 6

34%

От 7 до 9

41%

От 10 до 12

16%

Из полученных данных, мы видим, что правильно ухаживают за своими зубами только 16% учащихся. 41% из них выполняют больше половины правил.

Лидерами по невыполнению являются 3 правила:

Чистят зубы 2раза в день – после завтрака и ужина всего 9 человек из 44, это 20%.

После чистки зубов делают массаж дёсен всего 3 человека, это 7%.

Стараются меньше есть сахара, конфет, печенья 5 человек, это всего лишь 11%.

Обработав данные о заболеваниях по 5-8 классам, результаты мы тоже оформили в виде таблиц.

Таблица №5. 5-8 классы.

Таблица №6. Процентное содержание здоровых детей (5-8 классы).

Изучив данные о заболеваниях, свои результаты мы представили в виде таблицы.

Таблица №7. Заболевания учащихся (5-8 классы):

Так как меньше всего здоровых детей среди учащихся восьмых классов, то мы решили посмотреть, а какими заболеваниями болеют эти дети. Обработав данные о заболеваниях по 8 классам, результаты мы оформили в виде таблиц.

Таблица №8. Заболевания учащихся 8 классов:

Заболевания

Всего учащихся

Кариес

Ожирение

Дефицит массы тела

Избыток массы тела

Нарушение зрения

Сколиоз

Бронхиальная астма

Хронический гастрит

Хронический периодонтит

Сахарный диабет

Обработав все данные, выбрав чаще всех встречаемые заболевания, мы решили сравнить количество болеющих ими детей в начальных классах и среднем звене, а затем сделать выводы.

Таблица №9. Сравнение.

Заболевания

1-4 классы

5-8 классы

Кариес

Нарушение осанки

Нарушение зрения

Избыточная масса тела и ожирение

Дефицит массы тела

4. Профилактика заболеваний.

Снижение зрения.

Чаще всего детские глаза страдают от близорукости (миопия), когда ребенок плохо видит вдаль. Реже у детей развивается дальнозоркость (когда глаза плохо видят вблизи), а также астигматизм, - специфическое понижение зрения. Благодатная почва для расстройств зрения - длительная зрительная работа на близком расстоянии: чтение, письмо, черчение, работа за монитором.

Падение зрения у школьников редко удается предотвратить. Однако минимизировать ущерб возможно. Лучшим методом профилактики считают правильную организацию рабочего места в комплексе с правильной тренировкой и отдыхом. Книги и тетради должны находиться не ближе чем в 30 см от глаз. Большая роль отводится освещению. Идеально, если ребенок сидит у окна, когда естественный свет падает слева. На переменах рекомендуется давать глазам отдых, а, придя домой, нельзя бросаться делать уроки или смотреть телевизор. Лучше всего прогуляться.

Необходимо тренировать мышцы глаз с помощью простых упражнений:

1. Несколько раз с силой зажмурить, а затем открыть глаза.

2. Вращать глазами сначала по часовой, а затем против часовой стрелки.

3. Несколько раз посмотреть вверх, вниз, влево, вправо.

Зарядку для глазных мышц нужно делать регулярно в течение дня, а при жалобах на усталость глаз, ощущение рези или песка в них нужно обращаться к офтальмологу.

Нарушение осанки.

Нарушение осанки - это последствие длительного сидения за партой школьников. Многие дети сутулятся, торчат лопатки, опущены плечи.

Причины сутулости: ученики не следят за правильной посадкой за партой. Привычная сгорбленность закрепляется тяжелым ранцем за плечами и усталостью мышц спины. Результат печален: при сильном отклонении грудного отдела позвоночника назад - кифоз ("горб"), а при искривлении вбок - сколиоз.

Дети быстрее устают и чувствуют напряжение в спине и пояснице. Чтобы этого не произошло, нужно правильно подбирать ранец, а носить его нужно на обоих плечах и не перегружать учебниками. За партой нужно сидеть прямо, не наваливаясь на нее, мебель должна соответствовать росту.

В качестве индивидуальной профилактики хороши упражнения с гимнастической палкой, которую нужно прижать руками к спине в области лопаток и делать упражнения: ходьба по комнате на носках, пятках внутренней и внешней поверхностях стоп; приседания; наклоны вправо и влево, вперед; повороты вправо и влево. Эффективны упражнения с грузом на голове. На темя кладется небольшой мешочек с песком, который нужно удерживать во время ходьбы по комнате и приседаний.

Кариес.

Чтобы избежать появления кариеса, следует предпринимать меры профилактики. Профилактика кариеса - это целый комплекс мероприятий, направленных на предотвращение данного заболевания, а также на повышение природного иммунитета с целью противостояния его развитию.

Основные методы профилактики: соблюдение максимально правильного рациона питания; соблюдение основных правил приема пищи и целенаправленное применение соответствующих препаратов для профилактики кариеса.

Специальные зубные пасты для лечения кариеса способствуют укреплению минеральных тканей зуба, а также предупреждают образование зубного налета благодаря введенному в ее состав соединения кальция, фосфора и фтора. Профилактическое и лечебное действие специальных паст объясняется тем, что фториды, применяемые местно, повышают устойчивость зуба ко всем неблагоприятным воздействиям. Фтор, проникая прямо в структуру зубной эмали, подавляет образование микрофлоры так называемого мягкого зубного налета, фиксирует в твердых зубных тканях фосфорно-кальциевые соединения и создает максимально прочную систему фторапатита. Лучшая зубная паста от кариеса - это паста, которая в себе содержит кальций и фтор.

Питание должно быть максимально сбалансированным. Какой-то специальной диеты для профилактики кариеса не существует, но нужно придерживаться определенных правил придерживаться. К примеру, рекомендуется свести к минимуму потребление продуктов, пагубно влияющих на зубную эмаль, к которым можно отнести: пирожные и шоколад; концентрированные соки; газировка. Кислыми яблоками также злоупотреблять не следует. Они не только нарушают кислотность слюны, но и не самым лучшим образом действуют на желудок.

Избыточный вес.

Основной причиной избыточного веса является так называемый энергетический дисбаланс между потребляемыми и расходуемыми калориями. Факторами, способствующими появлению избыточной массы тела и ожирения являются:

Неправильное питание с повышенным потреблением энергоемких продуктов с высоким содержанием жиров, углеводов и низким содержанием витаминов, минералов и других питательных микроэлементов;

Уменьшение физической активности (сидячий характер многих форм деятельности и отдыха, изменение способа передвижения).

Избыточный вес у ребенка и крайняя его степень – ожирение приводят к серьезным проблемам со здоровьем и вызывают ряд тяжелых заболеваний, среди которых: сердечно- сосудистые, диабет, скелетно-мышечные нарушения.

Если вес ребенка превышает установленный норматив, то нужно постараться снизить его с помощью таких способов.

1. Диета. Проводится под наблюдением педиатра или диетолога. Для снижения веса необходимо применение лечебной, низкокалорийной диеты.

Профилактика возникновения избыточного веса.

Режим питания должен быть 5-разовым, а тучным детям рекомендуется более дробный прием пищи - до 6-7 раз в сутки со строгим соблюдением режима. Распределение продуктов в течение суток очень важно для правильного питания и профилактики избыточного веса у ребенка. Калорийные, богатые животными жирами и белками продукты (мясо, рыба, яйца) следует включать в рацион в первую половину дня. На ужин рекомендуются продукты, которые легко усваиваются - молочно-растительные. В детский рацион должны входить все группы продуктов, особенно фрукты и овощи, как свежие, так и в отварном виде – это источники пищевых волокон. Детям со склонностью к ожирению не рекомендуется употребление манной крупы, макаронных изделий, белого хлеба. Тучным детям старшего возраста не желательно употреблять жирные сорта мяса, а мясо утки, гуся, любые сосиски, колбасы и т.п. необходимо исключить. К тому же при избыточном весе следует ограничивать употребление бананов, инжира, фиников, изюма, винограда, орехов, хурмы. Очень важно то, как родители сами относятся к еде. Придерживаться правильного питания должны все члены семьи - это станет важным воспитательным моментом и лучшей профилактикой ожирения и избыточного веса у ребенка.

Дефицит массы тела.

Многие родители считают, что дефицит веса - это неплохо, ребенку не грозит ожирение и отсутствие внимания противоположного пола. Однако недостаток массы не менее опасен, чем ее избыток.

Но нередко подростки и сами недоедают - из-за серьезного стресса или в попытке соответствовать стандартам красоты. Даже если у подростка нет лишних килограммов, присущие этому возрасту способы самооценки могут привести к слишком критичному отношению к своей фигуре и попыткам ее исправить.

Все начинается с «быстрых» и несбалансированных диет. «Постоянно худеющие девочки-подростки - это проблема, которая начинается с увлечения диетой, а затем может перейти в разряд психических заболеваний. Растущий организм недополучает витамины и целые группы питательных веществ и вынужден затормозить свое развитие. У подростка снижается мышечная масса, может нарушиться рост костей, половое развитие, пострадать функции мозга. Все эти изменения приводят к хроническим заболеваниям и требуют длительного лечения.

5. Выводы по исследованию.

Рассмотрев заболевания учащихся, используя данные, которые нам предоставила школьный медработник, можно сделать следующие выводы:

1. Глаза - это показатель того, как мы смотрим на мир. Мы видим, что происходит ухудшение зрения у учащихся и причины этому могут быть различными. Одна из основных причин - слишком большие нагрузки на органы зрения. Раньше дети всё свободное время пропадали во дворе, а сейчас их не оторвать от телевизоров, компьютеров, телефонов, планшетов. Ещё одной причиной является неправильное питание детей, причем даже в обеспеченных семьях. Многие дети не любят творог, морковку, яица. В итоге детский организм не получает всех жизненно важных макро- и микроэлементов и витаминов, необходимых для нормального зрения.

2.Количество детей с избыточной массой тела или ожирением в среднем звене тоже увеличилось, почти в два раза. Ожирение стало серьезной проблемой для здоровья детей и подростков. Ребенок, который страдает избыточным весом или ожирением, скорее всего, будет страдать от избыточного веса или ожирения в зрелом возрасте. Сложно выделить какой либо один фактор или причину, приведшую ребенка к ожирению. Ожирение связано со многими факторами, с привычками человека, образом жизни и окружающей средой. Генетика и некоторые заболевания также увеличивают шансы человека иметь лишний вес. Дети сегодня окружены многими продуктами и вещами, которые позволяют легко переедать и лишают их активности, а родители имеют меньше времени, чтобы готовить здоровую еду.

3. Наряду с избыточной массой тела, среди учащихся 5-8 классов есть и те, у кого дефицит массы тела и их не мало.

При дефиците веса организм испытывает нехватку полезных веществ, а кости не испытывают достаточной весовой нагрузки, поэтому костная масса не развивается и не набирает нужной плотности. Причины этому могут быть самые разные, в том числе и банальное недоедание девочками- подростками, изначально имеющими некоторые проблемы с фигурой.

4. Исходя из того, что у такого большого числа учащихся нашей школы кариес, можно сделать следующий вывод: многие родители склонны считать, что кариес зубов у детей – явление несерьёзное и неопасное. Ведь у них пока ещё молочные зубы, которые всё равно рано или поздно выпадут, а значит, и лечить это заболевание не стоит. Но а то, что касается самих детей, то данные анкеты говорят о том, что очень мало кто из учащихся правильно ухаживают за своими зубами.

6. Заключение.

Таким образом, проведя нашу исследовательскую работу, я поняла, что для того, чтобы информация легче воспринималась, ее можно представить в виде таблиц, диаграмм. Мы применяли эти способы представления информации для анализа исследования заболеваний учащихся моей школы.

В ходе исследования я проводила статистическое наблюдение, училась систематизировать, наглядно представлять данные, обобщать и делать выводы. Думаю, что знания, полученные при работе над данной темой, пригодятся мне в дальнейшей учебе и в жизни.

Данную работу можно использовать для работы классных руководителей и родителей. Результаты её могут заинтересовать и самих учащихся школы.

Приложения

Презентация

Приложения:

Скачать материал

О том, с каким уровнем здоровья наши дети заканчивают учебный год рассказал Георгий Даниленко, заведующий отделом гигиены детей школьного возраста Института здравоохранения.

Лидируют в этом рейтинге болезни опорно-двигательного аппарата, в частности речь о проблемах осанки, такие как сутулость и сколиоз. Второе место занимают эндокринные заболевания, чаще всего проявляются проблемами лишнего веса, третье - болезни дыхательной системы. Это аллергия, бронхиальная астма, причиной чего является, в частности наличие грибка в школьных кабинетах.

Добавьте к этому списку проблемы со зрением, речь в частности о школьной миопией (близорукостью). Происходит такое из-за плохого и неправильного освещения в классах и дома за рабочим столом, частое просиживание за экраном монитора. А также видное место в этом списке занимают заболевания желудочно-кишечного тракта, чаще всего речь о гастриты (к чему приводит нерегулярное питание, частое потребление снеков и сладких газированных напитков).

Что хуже, режим дня школьника в целом крайне нерегламентированный. Дети рано просыпаются, зато в ночи сидят за компьютером. На обучение ученики приходят невыспавшиеся. От этого страдает как нервная система, так и сердечно-сосудистая. Большинство при этом ведет малоподвижный образ жизни. Вот в общем и имеем крайне неутешительную ситуацию, ведь относительно здоровыми являются только десять процентов школьников в нашей стране.

Так кто в этом виноват, школа или родители?

Крайне необходимо, чтобы по состоянию здоровья детей в учебных заведениях следил санолог, это специалист, занимающийся формированием (!) потенциала здоровья ребенка.

Но неправильно было бы во всем обвинять только педагогов или медиков. Довольно распространенными бывают ситуации бездействия родителей. Нередко случается, что во время медосмотра родителям рекомендуют показать ребенка профильном специалисту. Для этого нередко следует пройти дополнительные обследования и даже побыть под наблюдением врача в стационаре. Тогда как родители часто этого не делают.

Более того, они лишь устно сообщают классному руководителю о подозрении на проблемы, скажем, в работе сердечно-сосудистой системы ребенка. Но эту информацию не получает учитель физкультуры и школьный медик …

Поэтому не стоит искать виновных, нужно, чтобы каждый добросовестно выполнял свои обязанности. Как педагоги, так и родители должны поднимать уровень собственной ответственности за здоровье ребенка. Иначе речь идет о прямых предпосылки для выхода школьника во взрослую жизнь с целым букетом тяжелых недугов.

Вчера мы говорили об основных причинах болезней школьников и проявлениях перегрузок. Однако, это далеко не все заболевания, которые могут возникнуть у детей в школьные годы. За время обучения, а это достаточно длительный период времени, могут возникать проблемы и с другими органами и системами – проблемы зрения, пищеварения и различные нарушения осанки. Об этих проблемах мы и поговорим подробнее.

Пищеварительные проблемы.

Зачастую у детей в школьном возрасте возникают проблемы, связанные с пищеварением – часто болит живот, возникают расстройства стула, может быть тошнота, а периодически возникает и рвота с плохим самочувствием. Основным из школьных заболеваний является гастрит, который возникает у достаточно большого количества детей в школьном возрасте. Его характерными проявлениями являются тянущие или ноющие боли в области живота, либо в зоне эпигастрия – под ложечкой. Боли могут возникать перед едой или после нее, при долгих перерывах в питании.

Эти боли могут сопровождаться отрыжкой и неприятным, кисловатым или горьковатым привкусом во рту, запахом изо рта. Для гастрита характерно чувство, что съев буквально две ложки ребенок уже наелся, а если он ест больше, возникает чувство тяжести и переполнения в желудке. Аппетит у детей при такой патологии снижен. Могут быть тошнота и рвота в периоды обострения, в анализе кала признаки нарушений пищеварения в желудке. Но с чего вдруг у детей начинает болеть желудок именно в школе, что может быть причиной подобного состояния? Этот вопрос первым задают родители детей-школьников, как столкнувшихся с данной проблемой, так и заботящихся о профилактике подобных болезней. Давайте разберемся.

Причины болезней органов пищеварения.

Однйо из основных причин развития гастрита и других поражений желудка является особая причина, которая была обнаружена по меркам науки не так давно. Выяснено, что воспаление и раздражение слизистой желудка вызывают особые кислотоустойчивые микробы – их называют хеликобактерами. Микробы этого вида известны были человечеству много веков, но постепенно из безвредных и безопасных, под воздействием факторов внешней среды и особенностей человеческого организма, стали патогенными. Сегодня у многих детей и взрослых резко ослаблен иммунитет, живем мы не всегда в благополучных экологических и социальных условиях, поэтому микроб набрал силу и стал вредить организму. Немалую роль сыграли синтетические добавки к пище, изменение условий питания, в том числе и в детском возрасте и стрессы, конечно, школьные стрессы. Поэтому, этот микроб стал актуальным даже для школьников.

Заражаются хеликобактериозом дети еще в раннем возрасте в семье, где один или оба родителя страдают язвой желудка, гастритом или подобными заболеваниями. Обычно это происходит при поцелуях, пользовании общей посудой, облизывании ложек и сосок, через немытые руки. Пока организм ребенка крепкий, и пока микроб заселяется и устраивается в области слизистой оболочки проходит немало времени, прежде чем он начинает наносить ущерб желудку. В среднем это четыре-шесть лет жизни. Однако, воспалительные явления постепенно нарастают, затрагивается все больший объем слизистой желудка, и в какой то момент возникает обострение и проявляются симптомы – боли. Обычно это происходит в период с пятого по девятый классы. Это и дополнительные нагрузки, и меньший контроль со стороны родителей за питанием, и даже появление вредных привычек у детей. Все это играет свою роковую роль в заболеваемости.

Но кроме хеликобактериоза есть и другая причина развития гастрита именно у школьников. Она связывается с поражением поджелудочной железы, и ее неправильной работой. Эта железа в организме выполняет ряд важных функций, в том числе и регулирует процесс пищеварения, отвечает за кровообращение в области желудка и кишечника. Если железа постоянно раздражена в результате физических перегрузок, психических, эмоциональных стрессов или страдает от нерегулярного питания, происходит срыв. Начинает страдать кровообращение желудка с формированием точечных кровоизлияний, эрозии.

Проблемы зрения.

Проблемы со зрением в школьном возраста врачи иногда называют «болезнью отличников», так как из-за большого объема зрительной нагрузки в результате приготовления уроков и докладов, общения с компьютером или книгами, зрение быстро портится. Обычно развивается близорукость, причем, чем раньше она отмечается, тем сильнее будет ее степень и болезнь быстрее будет прогрессировать. Желательно, чтобы с очками ваш ребенок познакомился уже будучи взрослым и умудренным сединами, а не в школе, но не всегда это возможно. Если вы хотите помочь ребенку сохранить зрение как можно лучше, следите за гигиеной зрительных нагрузок и рабочим местом, освещенностью и правильностью мебели.

Советы по профилактике близорукости для школьников. Прежде всего, займитесь закаливанием ребенка, это помогает закаливать в том числе и зрительный анализатор – нужно прыгать, бегать, плавать – это дает отдых глазам. Книги и тетради держите от глаз на расстоянии не менее 40 см, расстояние ближе этой величины приводит к деформации глазного яблока и сильному зрительному напряжению. Запретите смотреть телевизор или сидеть перед монитором ребенку-школьнику в будни, после уроков. В школе он напрягал глаза как минимум 4-5 часов, а если к этому добавить еще и дома пару часов – это слишком высокая нагрузка для растущего органа. Допустимое время компьютера в день – не более 20 минут, а если необходима работа более длительное время, разбить ее на части по 15 минут каждая с перерывом не менее часа для отдыха глаз.

Уделите внимание правильному «глазному» питанию – это должны быть рыба, мясо и птица, морковь и капуста, творог и кефир, ягоды красного цвета, особенно кислые, зелень. Заставляйте вашего школяра отвлечься от работы – пусть погрызет морковку и сделает упражнения для глаз, посмотрит вдаль, а потом на палец руки. Это даст разгрузку зрению. Если у старших детей есть проблемы зрения, заранее позаботьтесь уже о зрении младших, не начинайте занятия чтением ранее 5 лет, и не стремитесь отдать их в школу с шести лет – пусть годик побегают.

Проблема осанки.

Еще одной проблемой сегодняшних школьников является гиподинамия и длительное просиживание за партой в неподвижном, статичном положении. Это приводит к нарушениям осанки и формированию сколиоза (искривления позвоночника). При этом проблема осанки не ограничивается внешней стороной дела, ровная и прямая спина не только красиво смотрится, но и помогает внутренним органам работать правильно. При правильной осанке мышцы напрягаются менее всего, ребенок меньше устает и позвоночник полноценно выполняет амортизационную функцию. При нарушении осанки нарушается дыхание и кровообращение, за счет сутулости легкие полностью не расправляются и не наполняются кислородом. При этом недостаток кислорода ведет к хронической усталости, снижению адаптации к умственным нагрузкам, а также это прямой путь к остеохондрозу и близорукости.

Кроме того, юноша или девушка с сутулыми плечами и спиной колесом смотрится, мягко скажем, не эстетично, таких детей заранее рассматривают как подавленных, неудачников и нерешительных. А это отношение – прямой путь к комплексам. Но ведь родители вполне способны помочь ребенку в формировании ровной спины и красивой осанки. Это не так сложно, как кажется. Проблемы осанки развиваются из-за отсутствия мышечного корсета, накачанных мышц спины и пресса. Особенно это важно, если у родителей есть проблемы с суставами и мышцами, плоскостопие и остеохондроз. Но что же требуется от родителей? На самом деле не так уж и много.

Постоянно наблюдайте за тем, как ребенок сидит при выполнении уроков или работе с компьютером, как он стоит или ходит. Чтобы уточнить, как нужно правильно соблюдать осанку, поставьте его к стене, чтобы он касался ее головой (затылком), лопатками, ягодицами, пятками и икрами. Пусть запомнит ощущения тела и отойдет от стены. Вот это и есть правильная осанка. При таком положении позвоночник занимает физиологически верное положение, плечи разворачиваются, лопатки сближаются друг с другом, втягивается живот и напрягается попа. Нужно, чтобы такое положение тело вошло у ребенка в привычку, и первое время вы будете за этим следить.

Обратите внимание на то, в какой позе ребенок пишет – не высока ли ему мебель, спина, ноги и руки должны иметь опору. Высоту стола определяют по опущенной руке, стол, должен быть на пару сантиметров выше уровня локтя. Стул по высоте не должен превышать высоту голени ребенка. Идите проверьте вашу детскую мебель. Спина при сидении должна полностью касаться спинки стула, сохраняя изгиб в пояснице. Именно сидячая поза более всего портит осанку детей.

А еще проверьте обувь детей, ведь плоскостопие также серьезно нарушает осанку и вызывает боли в спине. Посмотрите на ношенную обувь ребенка, отпечаток стопы должен иметь выемку с внутреннего края в форме полумесяца, если стопа отпечаталась полностью или стоптан внутренний край обуви – немедленно к ортопеду.

Болезни школьников: ищем корень проблемы.

В школе ребенок получает не только полезную информацию и знания, а и так называемые школьные болезни. Под этим термином врачи подразумевают недомогания, которые зачастую появляются при пребывании ребенка в школе, а это довольно значительный период времени. Какие болезни чаще всего возникают у школьников и какая профилактика нужна – об этом и пойдет речь.

shutr.bz

Проблема с осанкой

По статистикам медосмотров, это одна из самых распространенных школьных болезней. Есть несколько вариантов искривления позвоночника: кифоз, лордоз и сколиоз. Чаще всего это сколиоз – искривление позвоночника. Причины: неудобная парта (низкая или высокая, не по росту ребенка), поза, в которой ребенок пишет или читает, ношение сумки на одном плече, слабый мышечный корсет. Заметить проблемы с осанкой несложно: ребенок начинает сутулиться, горбиться, визуально можно заметить, что одно плечо выше другого. Все это должно насторожить родителей.

Что можно сделать? Для начала поговорите с учителем – он должен рассаживать учеников за парты в соответствии с ростом и наблюдать, чтобы ребенок ровно за ней сидел.

Поговорите с учителем – он должен рассаживать учеников за парты в соответствии с ростом

Родители должны дома контролировать это тоже – нужно обязательно мониторить, как ребенок сидит при выполнении домашних заданий, за кухонным столом, при игре в компьютерные игры. Дорогие мамы, забудьте о сумках на одно плечо как минимум до старших классов! Даже если дочка 12-13 лет просит модную сумочку на день рождения. Значит, нужно убедить девочку, что модный рюкзачок ничуть не хуже сумочки кросс-боди. Груз должен распределятся на плечах равномерно, и для этого подходит только рюкзак! Следите, чтобы он не был тяжелым. Конечно, современные учебники и пособия весят немало, поэтому в сумке школьника не должно быть ничего лишнего. И конечно же, физкультура. Помимо школьных уроков родителям стоит приучить ребенка к ежедневным занятиям утренней зарядкой, на турнике дома или записать ребенка на плавание, танцы, баскетбол или в другую спортивную секцию – особенно если уже поставлен диагноз “сколиоз”.

Проблемы со зрением

Еще одно традиционно школьное заболевание. Особенно опасно, если проблемы со зрением были и до школы – во время учебного года острота зрения быстро падает. А при неправильно организованном рабочем месте и у детей с хорошими показателями до школы во время учебы может появиться данная неприятность. Наиболее распространена близорукость. Ребенок жалуется, что плохо видит буквы на доске. Если мама услышала такие жалобы, нужно сходить к офтальмологу, возможно, ребенку понадобятся очки.

В целях профилактики полезно каждый день делать упражнения для глаз – вращать ими из стороны в сторону, методику можно без труда найти в Интернете или попросить показать окулиста. Также профилактические меры включают хорошее освещение в классе и дома за рабочим столом.

Следите, мамочки, также и за тем, как ребенок читает (расстояние от глаз до книги должно составлять 25-35 см), – это позволит уменьшить напряжение зрительных функций. Время возле компьютера должно быть ограничено: в первом классе разрешено непрерывно смотреть в экран 10 минут, за день не более 20 минут, со второго по пятый класс – 15 минут, а за весь день – 30 минут, старше пятого класса – 30 минут, за день – не более часа. После работы на компьютере должна проводиться гимнастика для глаз. И подумайте, сколько времени ваш ребенок сидит за компьютером дома, возможно, проблема со зрением – не только нагрузки в школе. При любых отклонениях в остроте зрения компьютер под запретом. Не забывайте добавлять в рацион ребенка продукты с высоким содержанием витамина А, который благоприятно влияет на зрительные функции. Его много в чернике, моркови, петрушке, шпинате, печенке, рыбьем жире.


shutr.bz

Проблемы с желудочно-кишечным трактом

У детей проблемы с пищеварением – не редкость. Чем младше ребенок, тем уязвимее желудочно-кишечный тракт. Всему виной неправильное питание и режим принятия пищи. Дома все на совести родителей – что дают, то ребенок и ест.

Не давайте ребенку деньги, если не уверены, что он не купит сухарики, чипсы и другие вредные продукты

В школе немного другая ситуация, вы не видите, чем кормят, съел ли это ребенок и что он покупает на данные ему деньги. Как избежать данной проблемы? Первое – утром дома ребенок кушает полноценный горячий завтрак, по возвращении домой из школы – только здоровая еда. Оговорите с учителем питание в школе и не давайте деньги, если не уверены, что ваш школьник на них не купит сухарики, чипсы и другие вредные продукты.

Вирусные инфекции

Только пошел в школу – и опять насморк, кашель, температура, жалуются постоянно родители. В большом коллективе вирусы быстро распространяются. Иммунная система у каждого ребенка разная, одни редко болеют, другие постоянно на лечении. Самое важное для родителей – чтобы дети не так часто и массово болели. Первая и самая простая мера профилактики – когда ребенок заболел, не нужно вести его в школу и заражать остальных. Если этого правила будут придерживаться все, вспышки инфекций уменьшатся. Старайтесь ребенка закалять, а не окружать парниковыми условиями, оберегая от сквозняков и так далее. Водные процедуры по утрам, обтирание водой с постепенным понижением градуса, спорт, режим дня – вот залог здоровья, а не таблетки для повышения иммунитета.

Педикулез

Да, старинные вши, которыми страдали наши бабушки и дедушки, мамы и папы и по-прежнему заражаются дети в XXI веке. Сегодня вспышки педикулеза довольно распространены, особенно у учеников младших классов. Если родители увидели у ребенка в волосах крохотные белые крупинки, первым делом нужно мчаться в аптеку за противопедикулезными средствами – чаще всего это шампуни.

В наше время долго мучиться, к счастью, и поливать голову керосином не нужно: нанесла шампунь на волосы, подержала, смыла, вычесала гнид, при необходимости повторила.

Следующий шаг – оповестить о случившемся учителя или школьную медсестру, чтобы был проведен осмотр всех детей. Это важный обязательный шаг, ведь зачастую мамы никому не говорят о случившемся, дабы избежать осуждений. Обработала голову ребенка и с чувством выполненного долга повела в школу, при этом не задумываясь, что ребенок, который заразил твоего ребенка, до сих пор не пролечен, а значит, опять заразен и для твоего, и для других детей.


shutr.bz

Конечно, это не все заболевания, которые приносит школа, но самые распространенные и самые поддающиеся профилактике. Следите за здоровьем вашего ребенка, ведь вовремя обнаруженная проблема быстрее устраняется и доставляет меньше хлопот. Здоровья вашим детям!

Понятие «школьные болезни» было введено немецким врачом Р.Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия».

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. Причем несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.

Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели:

  • В учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье.
  • Школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей.
  • Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.

Страсбургская конференция 1990 г. решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) одобрила создание так называемых «школ здоровья» для реализации разработанной в середине 1980-х гг. новой, более расширенной, модели здоровьесбережения. В нее вошли служба питания с расширенным ассортиментом здоровой пищи; проведение мероприятий по физическому воспитанию подрастающего поколения и «служба здоровья персонала школы» с привлечением родителей и помощи широкой общественности.

За прошедшее время в этом проекте приняло участие более 500 школ из 40 государств и эта сеть непрерывно расширяется. В нее уже вошли многие образовательные учреждения Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, Германии и других стран.

В России образовательные учреждения, получившие статус «школы здоровья», работают сегодня в республиках Башкортостан, Татарстан и Карелия, в ряде городов и областей России. В последние семь лет к работе в этом направлении подключились и московские школы.

В рамках федеральной целевой программе “Дети России” был организован ежегодный Всероссийский съезд “Здоровое поколение – Здоровая Россия” и портал www.сайт с целью обобщить и систематизировать накопленный опыт “школ здоровья” страны. Создать и клонировать на все образовательное пространство Российской Федерации отлаженную универсальную систему здоровьесберегающего образования.


По данным Госкомстата России заболеваемость подростков за последние пять лет увеличилась. При этом увеличение заболеваемости подростков отмечено по всем классам болезней. Довольно высокий показатель заболеваемости детей туберкулёзом. Зарегистрированы ВИЧ - инфекции детей в возрасте до 14 лет. При этом некоторые подростки состоят на диспансерном учёте по поводу социально значимых заболеваний: сифилиса, нарко- и токсикоманией. Растёт…


Частично гимнастика основана на произношении гласных звуков. По утверждению древних индейцев, именно протяжное произношение гласных, с доброй усмешкой на лице, положительно отражается на формировании организма. 1. Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом. Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а].Произношение звука [и]…


за столом (партой) Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдержать расстояние, равное ширине кисти ребенка. при письме Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, позвоночник опирается на…


1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. 2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. 3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом…


Дезадаптационные состояния учащихся часто отвечает не по существу, не может выделять главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия после физкультуры, перемены, подвижной игры; при неожиданном вопросе учителя часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо; долго выполняет любое задание, часто отвлекаясь; требует к себе постоянного внимания со…

Последние материалы раздела:

Сколько курица сидит на яйцах
Сколько курица сидит на яйцах

Существует два метода высиживания цыплят: инкубаторный и с использованием тела живой птицы. Курица наседка (также называемая клушей или квочкой)...

По педагогике и коррекционной педагогике
По педагогике и коррекционной педагогике

работает с «особенными» детьми, имеющими проблемы физического или психического характера. Они нуждаются не только в обучении и воспитании, но и...

Гаметофит—гаплоидная многоклеточная фаза в жизненном цикле растений и водорослей, развивающаяся из спор и производящая половые клетки, или гаметы Что такое гаметофит у мхов
Гаметофит—гаплоидная многоклеточная фаза в жизненном цикле растений и водорослей, развивающаяся из спор и производящая половые клетки, или гаметы Что такое гаметофит у мхов

В жизнен цикле кажд раст-я, имеющего половое размнож-е, существ смена ядерных фаз гаплоидной и диплоидной. Переход от гаплоидн сост-я к...