Влияние мультипликационных фильмов на детей младшего школьного возраста. Влияние мультфильмов на формирование мировоззренческих взглядов младших школьников Влияние мультипликационных фильмов на эмоциональное состояние детей

Игра и когнитивное развитие в раннем возрасте

Влияние родителей на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте

Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка

Мотивы учения младшего школьника и их роль в успешности школьного обучения

Список литературы

1. Влияние на поведение детей младшего школьного возраста мультипликационных и художественных фильмов

Современное образование исторически складывалось как система передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира. Ребенок в такой образовательной системе выступает в основном как субъект познания, который осознает мир через логическое освоение путем понимания, превращения фактов познания в смысловые категории, понятия, лишенные экспрессивных красок и эмоциональной нагрузки. Вместе с тем на формирование ребенка большое влияние оказывают средства массовой информации, мультипликационные и художественные фильмы, сказки, детская литература, компьютерные игры. Дети, забывая обо всем, целыми днями готовы просиживать у телевизора или компьютера. Средства массовой коммуникации не только развлекают, но и формируют различные модели поведения, культивируют те или иные ценностные установки, ориентируют на определенные жизненные цели.

,%20%d0%b8%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b7%d1%83%d0%b5%d0%bc%d0%b0%d1%8f%20%d0%b2%20%d0%bc%d1%83%d0%bb%d1%8c%d1%82%d1%84%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d0%bc%d0%b0%d1%85,%20%d0%b2%d0%b2%d0%be%d0%b4%d0%b8%d1%82%20%d0%b2%20%d1%81%d0%be%d1%81%d1%82%d0%be%d1%8f%d0%bd%d0%b8%d0%b5%20%d1%8d%d0%b9%d1%84%d0%be%d1%80%d0%b8%d0%b8%20%d0%b8%20%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%b3%d0%be%d1%82%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d0%b5%d1%82%20%d0%b7%d1%80%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8f%20%d0%ba%20%d0%be%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d1%8d%d0%bc%d0%be%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d1%81%d0%be%d1%81%d1%82%d0%be%d1%8f%d0%bd%d0%b8%d1%8e.%20%d0%93%d0%be%d0%bb%d0%be%d1%81%d0%b0%20%d0%bf%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%b9,%20%d0%b4%d1%83%d0%b1%d0%bb%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5%20%d0%b2%d0%b7%d1%80%d0%be%d1%81%d0%bb%d1%8b%d0%bc%d0%b8,%20%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%be%d1%80%d1%8f%d1%82%20%d0%be%d1%81%d0%be%d0%b1%d1%8b%d0%bc%20%d1%82%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%bc,%20%d1%84%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d1%86%d0%b5%d1%82%d0%be%d0%bc,%20%d0%b8%d0%bc%d0%b8%d1%82%d0%b8%d1%80%d1%83%d1%8f%20%d0%b4%d0%b5%d1%82%d0%b5%d0%b9.%20%d0%93%d0%be%d0%bb%d0%be%d1%81%d0%b0%20%d0%b7%d0%b2%d1%83%d1%87%d0%b0%d1%82%20%d1%84%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d1%88%d0%b8%d0%b2%d0%be%20%d0%b8%20%d0%bd%d0%b5%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be.%20%d0%93%d0%bb%d0%b0%d0%b7%d0%b0%20%d0%b3%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b5%d0%b2%20%d0%b1%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%88%d0%b8%d0%b5,%20%d0%b2%d1%8b%d1%82%d0%b0%d1%80%d0%b0%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5,%20%d0%b2%20%d0%b7%d1%80%d0%b0%d1%87%d0%ba%d0%b0%d1%85%20%d0%b8%d1%81%d0%ba%d1%80%d1%8f%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d0%b7%d0%b2%d0%b5%d0%b7%d0%b4%d0%be%d1%87%d0%ba%d0%b8.%20%d0%ad%d1%82%d0%be%20%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d0%b0%d0%b5%d1%82%20%d0%bf%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%b6%20%d0%be%d1%87%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%bc,%20%d0%be%d1%82%d0%ba%d1%80%d1%8b%d1%82%d1%8b%d0%bc%20%d0%b2%d1%81%d0%b5%d0%bc%d1%83%20%d0%bc%d0%b8%d1%80%d1%83.%20%d0%9d%d0%b0%20%d1%81%d0%b0%d0%bc%d0%be%d0%bc%20%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d0%b5%20-%20%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d0%b7%d0%b0%20%d0%bd%d0%b5%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%b2%d0%b8%d0%b6%d0%bd%d1%8b.%20%d0%ad%d1%82%d0%b0%20%d0%bd%d0%b5%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%b2%d0%b8%d0%b6%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c%20%d0%b3%d0%b8%d0%bf%d0%bd%d0%be%d1%82%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%20%d0%b7%d0%b0%d1%85%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8b%d0%b2%d0%b0%d0%b5%d1%82.">Итальянский психолог Л. Лорензини исследовала влияние мультфильма на ребенка. Она обнаружила, что веселая музыка , используемая в мультфильмах, вводит в состояние эйфории и подготавливает зрителя к особому эмоциональному состоянию. Голоса персонажей, дублированные взрослыми, говорят особым тоном, фальцетом, имитируя детей. Голоса звучат фальшиво и неестественно. Глаза героев большие, вытаращенные, в зрачках искрятся звездочки. Это делает персонаж очаровательным, открытым всему миру. На самом деле - глаза неподвижны. Эта неподвижность гипнотически захватывает.

Персонажи мультфильмов различны. Все они могут быть классифицированы по следующим категориям:

Очеловеченные животные (волшебная пчелка, мышка и т.д.), имеющие искаженные чувства, но не отражающие чувств человека.

Персонажи женского рода (Кенди, Шарлотты, Изабеллы, принцесса Дзафирро и т.д.) - живые и легкие по своему характеру. Но они находятся рядом с больным героем, которого надо лечить и любить. Они вынуждены приносить себя в жертву. В мультфильме постоянно подчеркиваются неудачи: непосредственность наказана, любовь приходит к концу, родители умирают, сердечный друг предает... Ты можешь добиться счастья, если принесешь себя в жертву. Абсолютный альтруизм - вот что является правилом, которое необходимо уважать согласно этим фильмам.

. "Ненастоящие" люди. Такие персонажи, как Гибернелло, принцесса Аврора, Лулу, Салли, Бен и др. являются людьми лишь частично: у кого-то в теле одна часть механическая, кто-то является родственником инопланетян, у кого-то под обыкновенной кожей шкура чудовища и т.д. Все они наделены странными способностями. В той части, где они люди, они уязвимы. Там же, где они представляют нечто другое, они непобедимы. Именно эти свойства позволяют им спасать себя и друзей в опасных ситуациях. Ребенок восхищен таким персонажем, он завидует ему, он сожалеет, что является всего лишь человеком и не может сделать нечто великое.

Механические монстры, роботы, супергерои, победить которых просто невозможно. Их задача состоит в спасении от вторжения из Галактики. Человек преклоняется перед Великим Роботом, который побеждает врага. Победа достается ему не благодаря уму, хитрости, доброте или тому, что является человеческим даром. Он побеждает лишь потому, что находится на другой ступени техницизма. Ребенок обязан отрицать свою собственную внутреннюю силу, он должен подстраиваться под общий стандарт, уважая как абсолютного вождя кого-то чуждого, внеземного. Ребенок переживает процесс, когда он как бы предает свое внутреннее, естественное "Я".

Здоровый ребенок захвачен мультипликацией благодаря естественному любопытству. Роботизированный ребенок осуществляет контакт с чем-то таким, что идентично тому, что находится внутри его самого, но, когда мультфильм заканчивается, ребенок чувствует себя опустошенным. Символы на экране как бы впитали в себя его эмоции, а что касается энергии ребенка, то она ушла впустую, в пустой символ. Эффект бесполезности такого фильма можно подтвердить тем, как в дальнейшем в игре ребенок начинает подражать своему любимому персонажу. Такая игра носит стереотипный характер, в ней нет творческой новизны, свойственной здоровой игре. Взрослый может вмешаться в этот процесс, помогая ребенку выявить несоответствие видео- и аудиоряда эмоциональным проявлениям героев, показывая однобокость сюжетов и характеров. Л. Лоринзелли рассказывает о том, как ей удалось сокрушить миф известной, нашумевшей мультипликационной героини - красивой, благородной, сладкой, но такой несчастной девочки Кенди. Она показала детям, присутствующим на просмотре, что то, что они видели, - не красота, а глупость, что поведение героини фальшиво и стало единственным источником ее бед и несчастий. Дети прекрасно это поняли.

Мультфильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

Но мультфильмы бывают разные - есть добрые, без крови и насилия, в которых поются песни о дружбе. А есть и такие, сюжет которых полностью построен на драках, сражениях, перестрелках, убийствах.

Главные герои американских мультфильмов агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, "смакуются". Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.

Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не шлёпает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Можно выделить еще ряд признаков, которые присущи практически всем американским мультипликационным фильмам. Почти всю информацию ребенок воспринимает в виде образов. И самым главным является образ женщины, девушки, девочки. Глядя на мультипликационных героинь, девочки впитывают стереотипы будущего поведения, а у мальчиков формируется матрица, к которой они будут бессознательно стремиться при выборе спутницы жизни, матери своих будущих детей. И речь идет не столько о внешности, сколько о душевных

Современное образование исторически складывалось как система передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира. Ребенок в такой образовательной системе выступает в основном как субъект познания, который осознает мир через логическое освоение путем понимания, превращения фактов познания в смысловые категории, понятия, лишенные экспрессивных красок и эмоциональной нагрузки. Вместе с тем на формирование ребенка большое влияние оказывают средства массовой информации, мультипликационные и художественные фильмы, сказки, детская литература, компьютерные игры. Дети, забывая обо всем, целыми днями готовы просиживать у телевизора или компьютера. Средства массовой коммуникации не только развлекают, но и формируют различные модели поведения, культивируют те или иные ценностные установки, ориентируют на определенные жизненные цели.

Итальянский психолог Л. Лорензини исследовала влияние мультфильма на ребенка. Она обнаружила, что веселая музыка, используемая в мультфильмах, вводит в состояние эйфории и подготавливает зрителя к особому эмоциональному состоянию. Голоса персонажей, дублированные взрослыми, говорят особым тоном, фальцетом, имитируя детей. Голоса звучат фальшиво и неестественно. Глаза героев большие, вытаращенные, в зрачках искрятся звездочки. Это делает персонаж очаровательным, открытым всему миру. На самом деле - глаза неподвижны. Эта неподвижность гипнотически захватывает.

Персонажи мультфильмов различны. Все они могут быть классифицированы по следующим категориям:

1. Очеловеченные животные (волшебная пчелка, мышка и т.д.), имеющие искаженные чувства, но не отражающие чувств человека.

2. Персонажи женского рода (Кенди, Шарлотты, Изабеллы, принцесса Дзафирро и т.д.) - живые и легкие по своему характеру. Но они находятся рядом с больным героем, которого надо лечить и любить. Они вынуждены приносить себя в жертву. В мультфильме постоянно подчеркиваются неудачи: непосредственность наказана, любовь приходит к концу, родители умирают, сердечный друг предает... Ты можешь добиться счастья, если принесешь себя в жертву. Абсолютный альтруизм - вот что является правилом, которое необходимо уважать согласно этим фильмам.

3. "Ненастоящие" люди. Такие персонажи, как Гибернелло, принцесса Аврора, Лулу, Салли, Бен и др. являются людьми лишь частично: у кого-то в теле одна часть механическая, кто-то является родственником инопланетян, у кого-то под обыкновенной кожей шкура чудовища и т.д. Все они наделены странными способностями. В той части, где они люди, они уязвимы. Там же, где они представляют нечто другое, они непобедимы. Именно эти свойства позволяют им спасать себя и друзей в опасных ситуациях. Ребенок восхищен таким персонажем, он завидует ему, он сожалеет, что является всего лишь человеком и не может сделать нечто великое.

4. Механические монстры, роботы, супергерои, победить которых просто невозможно. Их задача состоит в спасении от вторжения из Галактики. Человек преклоняется перед Великим Роботом, который побеждает врага. Победа достается ему не благодаря уму, хитрости, доброте или тому, что является человеческим даром. Он побеждает лишь потому, что находится на другой ступени техницизма. Ребенок обязан отрицать свою собственную внутреннюю силу, он должен подстраиваться под общий стандарт, уважая как абсолютного вождя кого-то чуждого, внеземного. Ребенок переживает процесс, когда он как бы предает свое внутреннее, естественное "Я".

Здоровый ребенок захвачен мультипликацией благодаря естественному любопытству. Роботизированный ребенок осуществляет контакт с чем-то таким, что идентично тому, что находится внутри его самого, но, когда мультфильм заканчивается, ребенок чувствует себя опустошенным. Символы на экране как бы впитали в себя его эмоции, а что касается энергии ребенка, то она ушла впустую, в пустой символ. Эффект бесполезности такого фильма можно подтвердить тем, как в дальнейшем в игре ребенок начинает подражать своему любимому персонажу. Такая игра носит стереотипный характер, в ней нет творческой новизны, свойственной здоровой игре. Взрослый может вмешаться в этот процесс, помогая ребенку выявить несоответствие видео- и аудиоряда эмоциональным проявлениям героев, показывая однобокость сюжетов и характеров. Л. Лоринзелли рассказывает о том, как ей удалось сокрушить миф известной, нашумевшей мультипликационной героини - красивой, благородной, сладкой, но такой несчастной девочки Кенди. Она показала детям, присутствующим на просмотре, что то, что они видели, - не красота, а глупость, что поведение героини фальшиво и стало единственным источником ее бед и несчастий. Дети прекрасно это поняли.

Мультфильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

Но мультфильмы бывают разные - есть добрые, без крови и насилия, в которых поются песни о дружбе. А есть и такие, сюжет которых полностью построен на драках, сражениях, перестрелках, убийствах.

Главные герои американских мультфильмов агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, "смакуются". Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.

Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не шлёпает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Можно выделить еще ряд признаков, которые присущи практически всем американским мультипликационным фильмам. Почти всю информацию ребенок воспринимает в виде образов. И самым главным является образ женщины, девушки, девочки. Глядя на мультипликационных героинь, девочки впитывают стереотипы будущего поведения, а у мальчиков формируется матрица, к которой они будут бессознательно стремиться при выборе спутницы жизни, матери своих будущих детей. И речь идет не столько о внешности, сколько о душевных внутренних качествах, отражениями которых является внешность и образ действия нарисованных героинь.

Героини западных мультипликационных фильмов способствуют тому, что у девочек пропадает желание быть матерью. Получается это следующим образом. Девочки, девушки в этих мультфильмах ведут себя очень агрессивно, распущенно, дерутся и убивают наравне с мужчинами, в них нет ни доли романтики, нежности, целомудрия. Эти героини опровергают и высмеивают все те моральные установки, ориентации, которые с древнейших времен занимали ведущее место в иерархии ценностей на Руси. И этим западным красавицам, которые, кстати говоря, все на одно лицо, подражают наши дети. А ведь современное подрастающее поколение даже не знает, кто такая Алёнушка, Настенька, Варвара-Краса.

Существуют мультфильмы для маленьких, где показана откровенная эротика. Взрослые стереотипы поведения, в частности эротику, в детских мультиках показывать нельзя. Это раньше времени растормаживает в ребенке сферу влечений, к чему функционально, морально и физически ребенок еще не готов. Эти переживания не будут иметь нормального выхода и искалечат психику ребенка. В будущем это выльется в сексуальные проблемы, трудности с созданием семьи и продолжением рода. Эти мультфильмы провоцируют в детях интерес, который должен еще долго и крепко спать.

Нами было проведено исследование влияния современных мультипликационных фильмов на психическое восприятие окружающего мира ребенком младшего школьного возраста. В нем приняли участие 25 учеников четвертого класса одной из школ города в возрасте от 9 до 11 лет. Что касается методов исследования, использовался авторский опросник, выявляющий предпочтение ребенком тех или иных героев, их качеств, а также качеств, значимых при выборе друзей.

Были получены следующие результаты. Большинство детей(60%) отдают предпочтение мультипликационным фильмам, в которых герои сражаются. 20% юных телезрителей любят немного менее агрессивные "мультики" с погонями, догонялками, и столько же (20%) любят сказочные мультфильмы.

При выборе любимого героя большинство опять на стороне агрессивных мультяшек - Бэтмэна и Человека-паука(40%), на втором месте Спанч Боб(36%), на последнем месте, соответственно Чебурашка и Лунтик - 0%. Среди предпочитаемых качеств героя на первое место выходят такие, как умение сражаться, постоять за себя(40%). 44% опрошенных детей подражают своему любимому герою, и 68% считают, что герою подражают их друзья и одноклассники. Но зато в друзьях дети ценят верность(60%) и отзывчивость(20%), и лишь для 12% в совокупности важны физическая сила и умение сражаться.

Таким образом, младшие школьники больше тяготеют к зарубежным мультипликационным фильмам и в основном с агрессивным, недетским сюжетом. Такие герои, как Чебурашка, крокодил Гена и даже Лунтик им просто не интересны. Им нравятся герои-одиночки, у которых нет друзей, которым не знакомо чувство любви, нежности, дружбы. И самое главное, что они пытаются им подражать, видят этих героев в своих друзьях, знакомых, то есть проецируют мультяшный мир на реальную жизнь и стараются соответствовать этому миру, подражать его жителям.

Западные мультфильмы не развивают в детях чувства общности, формируют неправильное восприятие полоролевого поведения, и тем самым представляют огромную опасность для маленьких зрителей.

1

Полякова Т.Ю. 1

1 Таганрогский Государственный Педагогический Институт имени А.П. Чехова

1.Мухина В.С. Детская психология. М.: 1985. 272с.

2.Собкин В.С., Казначеева К.Н. Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) // Психологическая наука и образование. № 2. М.: 2011.

3.Мелкозёрова Е.В. Возможности мультипликации как вида современного искусства при обучении и воспитании дошкольников. Сайт журнала научных публикаций аспирантов и докторантов. Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped27.html

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Как говорят исследователи это наиболее значимый период личностного развития. Современная периодизация психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этот период формируется мировоззрение, которое включает в себя определение ценностей, понятия добра и зла, усваиваются нормы социального поведения.

Мухина В.С. пишет: «Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые — их поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих близких людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими чертами» .

Современные дети сталкиваются со сказочными героями на страницах книг, на телевизионных экранах при просмотре художественных фильмов, но чаще всего, мультипликационных фильмов. Таким образом, мультфильм на сегодняшний день стал для ребёнка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения, которые формируют мировоззренческие взгляды у младших школьников.

Собкин В.С., Казначеева К.Н., рассматривая структуру деятельности младших школьников, обратили внимание на то, что эта деятельность принципиально изменилась. «Несколько лет назад главными занятиями детей данного возраста были игры, рисование, лепка и чтение, слушание сказок. В настоящее время все эти виды деятельностей во многом вытеснены просмотром мультфильмов. По данным социологов, от 20 до 40 % всего свободного времени ребёнок-дошкольник проводит у телевизионного экрана» .

Трудно не согласиться с тем, что мультфильмы оказывают огромное влияние на детей. У них ещё нет жизненного опыта и необходимых знаний, весь мир они познают через зрительные образы и ощущения.

Мелкозёрова Е.В. замечает, что «Мультфильм имеет ряд следующих особенностей: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил; анимизм (одушевление неодушевленных предметов, наделение животных и растений человеческими способностями)» .

Влияние мультипликационных фильмов на младших школьников можно объяснить действием психологических механизмов: заражение, внушение и подражание.

Проанализировав популярные мультики, среди детей младшего школьного возраста, можно выделить несколько нижеперечисленных сюжетов с положительными качествами:

Умение дружить, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь, взаимовыручка. («Винни-Пух», «Приключения кота Леопольда» и др.);

Дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность. («Трое из Простоквашино» и др.);

Трудолюбие, терпимость, обретение любимого человека, друга. («Золушка», «Рапунцель» и т.п.);

Любовь к родителям и детям, ценность семьи. («Король лев», «В поисках Немо» и др.);

И наоборот, отрицательные стороны сюжета, которые негативно влияют на ребёнка:

Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности и агрессии. («Том и Джерри», «Котопёс», «Счастливые лесные друзья» - мультфильм полон «черного» юмора);

Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые нецелесообразно, опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами. («Человек Паук», «Кунг-фу панда» и др.).

Необходимо помнить, что зрительные образы воздействуют на ребёнка гораздо сильнее, поэтому родителю нужно понимать, насколько мультфильмы влияют на формирование мировоззренческих взглядов. Для этого необходимо:

После просмотра мультфильма побеседовать с ребёнком о том, что он вынес, понял, осознал.

Понаблюдать за игрой ребёнка, порожденной мультфильмом.

Сравнить, совпадает ли присутствующее в мультфильме деление на положительных и отрицательных героев, с тем, как себе это представляет ребёнок.

Подводя итоги можно выделить, что младший школьный возраст является основным периодом формирования мировоззрения. Дети склонны подражать увиденному в мультфильмах, делать представления о нормах поведения, уважению к старшим, дружбе, добре и зле, ценностях. Необходимо осознать, что мультфильм-это небезобидная игрушка и не самое лучшее время препровождения, хороший мультфильм для ребёнка должен быть праздником, наградой, а отнюдь не единственным источником формирования мировоззрения!

Научный руководитель: Вараксин В.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности, профессор Российской Академии Естествознания.

Библиографическая ссылка

Полякова Т.Ю. ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 18-19;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4917 (дата обращения: 04.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Влияние мультипликационных фильмов на процесс социализации у детей дошкольного возраста

Наряду с семьей и системой образования сегодня к сильнейшим объектам социального влияния на личность все чаще относят : печать, радио, телевидение, Интернет.

Социализация— это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта . Данный процесс осуществляется на протяжении всей жизни человека, но основы успешной социализации закладываются в детстве . Дошкольное детство - период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения, обретения социальной ориентации, социальной роли.

Для успешной адаптации ребенку необходимо не только освоить навыки социальной коммуникации, язык социального общения в его вербальных и невербальных формах, но и определить различия между миром вещей и людей, выяснить закономерности взаимодействия, как с предметным миром, так и с миром социальным .

Протекание процесса социализации детей дошкольного возраста раскрывается через такие показатели как: полоролевое поведение; способность разрешения конфликтов; самосознание; самооценка; усвоение социальной информации.

пишет: «Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые — их поступки, . Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих близких людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими чертами» . Современные дошкольники сталкиваются со сказочными героями на страницах книг, на телевизионных экранах при просмотре художественных фильмов и, чаще всего, мультипликационных фильмов. Таким образом, мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения .


В настоящее время в связи со стремительным развитием средств массовой информации происходит постоянное увеличение каналов на телевидении, возрастает количество зарубежных художественных и мультипликационных фильмов.

Современная мультипликация имеет ряд следующих особенностей: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил; анимизм (одушевление неодушевленных предметов, наделение животных и растений человеческими способностями) .

Влияние мультипликационных фильмов на дошкольников можно объяснить действием психологических механизмов: заражение, и подражание.

Заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому . В отношении дошкольников герои мультфильмов могут выступать как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Мультипликационный фильм способствует погружению ребенка в особое эмоциональное состояние, дает возможность эмоционально контактировать с персонажами, в чем ребёнок в силу своего возраста остро нуждается.

Внушение – воздействие на человека, вербальными или невербальными средствами, которые вызывают определенные состояния, создают некоторые ощущения, формируют представления. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Его образность и яркость усиливает внушение, поскольку отвечает потребностям дошкольника.

Следующий механизм – подражание. Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу. У дошкольника подражание чрезвычайно развито, поскольку в этом периоде через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим дошкольники подражают поведению героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как правильное и естественное .

отмечает: «Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются на отрицательный эталон в поведении. В своих реальных поступках они ведут себя в соответствии с социальными ожиданиями, но при этом часто эмоционально идентифицируются с людьми (или с персонажами), для которых характерны отрицательные формы поведения» .

В целом, можно отметить, что мультипликационные фильмы формируют у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение.

Приведем примеры психологического смысла известных, мультфильмов:

"Чебурашка и крокодил Гена" (1969-1983), «Крошка Енот» (1974), "Бюро находок"(1982), «Смурфы» (1981-1990, Бельгия, США), «Приключение Лунтика и его друзей» (2006, Россия), «Вэлиант. Пернатый спецназ»(2005, США) - умение дружить, альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимовыручка.


«Трое из Простоквашино" (1980), «Приключение домовенка Кузи»(1982), - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность.

«Ларри и его команда» (2008, Австралия)- работе в команде, дружелюбному отношению к дому и окружающей среде.

"Золушка"(1979) - трудолюбие, терпимость, обретение любимого человека, друга.

"Мама для мамонтенка"(1981), «В поисках Немо» (2003 США, Австралия) - любовь к родителям и детям, ценность семьи.

"К. О.А. П.П." (1984), «Уроки тетушки Совы» (Россия, Украина. 2006) - познание окружающего мира, концепция "я - ты", сосуществование, содружество .

Однако сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: драки, смерть, убийство, криминальные разборки .Например: «Трансформеры», «Человек –паук», «Супер-мен», «Черепашки Ниндзя».

Рассмотрим возможные последствия влияния таких мультфильмов:

    главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. героев мультфильма никем не наказывается. В итоге, у дошкольника закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами. транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. Дошкольный возраст — это период активной половой идентификации ребёнка. распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. Эффект систематического просмотра подобных мультфильмов проявляется в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости ребенка. используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Кроме того, когда ребенок вынужден подражать, идентифицировать себя с несимпатичным главным героем — неизбежно страдает внутреннее самоощущение ребенка .

Для уточнения влияния мультипликационных фильмов на социализацию дошкольника было проведено анкетирование родителей на тему «Роль мультфильмов в жизни современного дошкольника», результаты которого представлены ниже.

В исследование приняли участие 38 родителей. Каждый родитель воспитывает ребенка дошкольного возраста от 2 до 6 лет. Из 38 детей: мальчиков –23, девочек-15; все родители-участники исследования указали, что их ребенок смотрит мультипликационные фильмы. Около 87 % дошкольников данной выборки смотрят мультфильмы ежедневно, причем 50% дошкольников тратит неограниченное количество времени на просмотр мультфильмов в течение дня, 26% детей – один час, только 18% детей смотрят мультфильмы не более 20 минут в день.

Предпочтения детей можно обозначить следующим образом:40% детей чаще смотрят отечественные мультфильмы, 18% зарубежные, 42% дошкольников часто смотрят как отечественные, так и зарубежные мультфильмы. Родители отметили, что в целом у детей нет особых предпочтений в выборе мультфильмов, они готовы смотреть практически любые. Следовательно, то, какой мультфильм будет смотреть ребенок, зависит от родителей. Однако следующие результаты заставляют задуматься о том, всегда ли родители видят и контролируют то, что смотрят их дети.

При выборе мультфильмов родители руководствуются следующими факторами: 45%-смысловой нагрузкой мультфильма, 29% зрелищностью, 13% – популярностью, 13% родителей не задумываются над этим вопросом.

Ответы респонденты свидетельствуют, что только 34% смотрят мультфильмы совместно с ребенком: 60% родителей иногда, и 6% родителей не смотрят мультфильмы с ребенком совсем. Постоянно обсуждают и анализируют увиденное в мультфильме 47% опрошенных родителей, 47% респондентов делают это от случая к случаю, 6% родителей о содержании просматриваемых мультфильмов со своим ребенком не говорят.

В целом, родители признают ценность мультфильмов – 86% родителей считают, что мультфильмы необходимы для развития и воспитания детей.

Родители выделили следующие положительные качества, развитию которых способствует просмотр мультфильмов: доброта, сочувствие, усидчивость, рассудительность, уважение, музыкальность, умение анализировать ситуации, необходимость делиться, дружба, смелость, безопасность, различные образцы поведения, ответственность, любовь. Также в качестве положительных результатов указывают развитие речи, памяти, воображения, мышления, возможность для ребенка получить новую информацию, развитие ценностей.

Также родители выделили и отрицательнее качества развитию, которых способствует просмотр мультфильмов: зависимость, насилие, агрессия, искаженное восприятие действительности, возбужденность, повторение негативных действий, страхи, жестокость, раздражительность, повторение негативных слов и действий.

На вопрос «Мульфильмы для Вас это-…», были получены следующие ответы родителей: родителей, свободное время ребенка, развлечение, приятное времяпрепровождение, средство воспитания, интересная сказка, добрые положительные эмоции, помощь в воспитании ребенка, отдых, спокойствие, воспоминание детства, детство которое хочется вернуть, сказочный мир, способ успокоить ребенка.

Анализ литературы по данной проблеме и результаты проведенного анкетирования свидетельствует о том, что та среда, которая окружает малыша то, что он видит, слышит, несомненно, влияет на его развитие и его социализацию в обществе. А мультфильм один из значимых факторов влияния на ребенка дошкольного возраста.

В заключении хотелось бы отметить, что мультфильм сам по себе не плох и не хорош; то, что ребенок вынесет из просмотра мультфильма, какой опыт он получит, зависит от взрослых.

Список литературы

Как с пользой смотреть мультфильмы?[Электронный ресурс]: Сайт Твой Психолог –– Режим доступа: http://tvoypsiholog. ru Лалетина воспитательного потенциала мультипликационных фильмов [Текст] / // Начальная школа плюс До и После, 2010, №08, с. 82–87[Электронный ресурс]: Сайт Школа 2100 –– Режим доступа:http://www. school2100.ru/upload/iblock/b3e/ Мелкозёрова мультипликации как вида современного искусства при обучении и воспитании дошкольников. [Текст]/[Электронный ресурс]: Сайт Журнал аспирантов и докторантов – Режим доступа: http://www. jurnal. org/articles/2008/ped27.html Мудрик человека [Текст] / —Москва, 2006, 304 с. Мультфильмы: их влияние на психику ребёнка. [Электронный ресурс]: СайтБеби. РУ–– Режим доступа:http://www. baby. ru/blogs/post/31701845-15708935/ Мухина психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина –Москва, 1999. - 456 с. Мухина психология [Текст] / В. С. Мухина – Москва, 1985.–272 с. сихология масс. [Электронный ресурс]: СайтБиблиотека Гумер - психология – Режим доступа: http://www. gumer. info/ Психология человека от рождения до смерти[Текст] /Под ред. А. А. Реана - СПб, 2002. – 656 с. Соколова современных мультфильмов в играх и игрушках детей[Текст]/// Психологическая наука и образование. 2011. №2. – C. 68-74

«Влияние мультипликационных фильмов на поведение

детей младшего школьного возраста»

Инъекция нравственности делается только в детстве…

М.Булгаков

Современные дети отличаются от детей предшествующих поколений. Они, с одной стороны, более раскрепощены, с другой стороны, несдержанны и эгоистичны. Что изменило современного ребенка? Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте являются – мультипликационные фильмы.

Мультипликационные фильмы играют значительную роль в развитии ребенка, поскольку они участвуют в подготовке его к дальнейшей жизни. Для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные - наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков.

Согласно исследованиям, проведённым ещё в 60-х годах ХХ века, сцены мультипликационного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера.

За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультипликационных фильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Вызывают много вопросов новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Если старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, то современные мультфильмы часто лишены эстетического и этического содержания, герои в них проявляют крайнюю степень агрессии.

Возникает вопрос, оказывают ли мультфильмы влияние на эмоциональное состояние и поведение ребёнка? Какие мультфильмы следует смотреть детям? Данные вопросы интересуют не только психологов и педагогов, но и родителей.

Современные мультфильмы могут оказывать негативное влияние на младшего школьника содержанием, качеством современной мультипликации: излишний объем, длительность просмотра, неадекватное возрасту содержание, отсутствием необходимого контроля просмотра со стороны педагогов, родителей.

Исследования, проводимые среди младших школьников, показали, что просмотр отечественных мультфильмов положительно влияет на поведение детей, они становятся более активными, проявляется добросердечность, честность и любовь к родным и близким. Также выяснилось, что существует значительная разница в поведении детей при просмотре зарубежных мультфильмов, а именно: у детей появляется не детская агрессия, а порой фобии.

Полученные результаты наводят на размышления относительно влияния зарубежных мультфильмов на развитие и становление психики подрастающего поколения.

Дети повторяют то, что видят в мультфильмах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения.

С одной стороны любимые герои мультфильмов формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями младший школьник имеет возможность научиться позитивно, воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

С другой стороны, большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. Зло в этой картине мира не вечно, а вечно – добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.

Например, казалось бы безобидный и всем известный «Том и Джерри». Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка, а мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, ребенок будет поступать так же, как эти два весёлых и милых героя. Раз родители дали смотреть этот веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит можно бить и шутить над теми, кто слабее.

Необходимо регулировать частоту просмотра школьниками различных западных и отечественных мультфильмов. Из проведенных исследований, 94% детей смотрят мультфильмы каждый день. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.

И, наконец, именно в младшем школьном возрасте формируются моральные, нравственные качества ребенка, поэтому следует выбирать мультфильмы, которые должен смотреть ребенок.

1. Общение с голубым экраном не должно превышать 1,5 часов в день.

2. Обязательное обсуждение содержания просмотренных мультфильмов с целью выяснить правильность восприятия происходящего на экране.

3. Мультфильм не заменит живого общения ребенка с взрослым.

Последние материалы раздела:

Минтай в духовке с морковью и луком
Минтай в духовке с морковью и луком

Пошаговые рецепты приготовления минтая с овощами разными способами 2018-01-20 Наталья Кондрашова Оценка рецепта 6073 Время (мин)...

Пельмени с белыми грибами — постные Пельмени из сухих грибов
Пельмени с белыми грибами — постные Пельмени из сухих грибов

Пошаговый фото рецепт приготовления пельменей с грибами. для начинки: грибы шампиньоны – 600-700 гр., лук репчатый – 1-2 шт., яйцо куриное – 2-3...

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...