Типы социальной направленности. Определение профессионального типа личности (по Е.А.Климову, Дж. Холланду) Артистичный тип личности профессии

В соответствии с известной теорией Джона Холланда все карьеристы делятся на шесть типов: Реалистический, Интеллектуальный, Социальный, Конвенциональный, Предприимчивый и Артистический. В зависимости от того, к какому типу относитесь вы, вам следует придерживаться определенной стратегии в поиске новой работы, основываясь на своих сильных сторонах.

Реалистический тип

Карьеристы этого типа - люди практического склада ума, отдающие предпочтение конкретике. Они получают удовлетворение от того, что все дела сделаны, отдают предпочтение физической активности и занятиям, требующим моторной ловкости. Они ориентированы в основном на практический труд и быстрый результат деятельности. Способности к общению с людьми, а также формулировке и изложению мыслей у них развиты в меньшей степени, что часто компенсируется математическими, невербальными способностями.

Карьеристам реалистического типа заметно проще двигаться вперед, когда они устанавливают ежедневные цели, постепенно увеличивая объемы проделанной работы. Например, если человек этого типа ищет работу, он может запланировать на протяжении нескольких дней делать по 10 звонков знакомым или HR-специалистам компаний, рассылать по 10 резюме. Затем количество звонков и резюме может быть увеличено до 15 и т.д.

Интеллектуальный тип

Карьеристы этого типа - люди аналитического склада ума. Им нравится решать задачи, требующие логического и абстрактного мышления. У них, как правило, гармонично развиты вербальные и невербальные способности, творческое и нестандартное мышление. Нередко их можно встретить среди ученых и исследователей. Коммуникативные и организаторские способности у них развиты хуже, чем исполнительские.

Карьеристам интеллектуального типа следует направить свои аналитические способности и исследовательский талант на глубокое изучение компаний и позиций, а затем и на создание кастомизированных резюме и сопроводительных писем. Все это поможет им выделиться на фоне конкурентов.

Предприимчивый тип

Карьеристы этого типа любят руководить, а практический труд не жалуют. Особенно тот, что требует усидчивости, длительной концентрации и значительных интеллектуальных усилий. Зато они находчивы и способны быстро ориентироваться в сложной обстановке. Они избирают цели, которые позволяют проявить энергичность и энтузиазм, влиять на других и убеждать. Они хорошо решают задачи, связанные с влиянием на людей и их организацией.

Карьеристам этого типа в поиске работы следует придерживаться стратегии фокусировки на результатах. Им следует сосредоточиться на создании резюме, где их достижения будут изложены в цифрах, определить свое конкурентное преимущество и «продать» свои сильные стороны потенциальному работодателю.

Артистический тип

Карьеристы артистического типа опираются на свои эмоции, воображение и интуицию. Они независимы в принятии решений, оригинальны и креативны. У них хорошо развиты моторные и вербальные способности, они обладают гибкостью и скоростью мышления и эмоциональной чувствительностью. Они любят и умеют общаться, но склонны пренебрегать социальными нормами и условностями. Нестандартное мышление - их истинное призвание.

Карьеристам этого типа следует использовать умение адаптироваться и креативность для расширения спектра карьерных возможностей. Их стратегия поиска должна заключаться в поиске новых сфер деятельности для применения своих талантов, включая те, с которыми ранее им не приходилось иметь дела.

Социальный тип

Карьеристы социального типа ориентированы на людей, нуждаются в общении, обладают стремлением сопереживать, помогать, поучать и воспитывать. Они обладают хорошими вербальными способностями, но стараются держаться в стороне от решения интеллектуальных задач и часто оказываются зависимы от мнения группы людей.

Карьеристам этого типа во время поиска работы следует сфокусироваться на том, какую помощь они могут оказать потенциальным работодателям. Данная стратегия подразумевает изложение идей в резюме и сопроводительном письме и, конечно, на собеседовании.

Конвенциальный тип

Карьеристы конвенциального типа - люди консервативные, не любят отступать от задуманного и менять сферу деятельности. Они предпочитают четко структурированную деятельность. У них слабо развиты организаторские способности, зато нередко они являются обладателями способностей математических.

Главной стратегией поиска работы карьеристов конвенциального типа должно стать терпение и настойчивость. Ведь сегодня рекрутеры сталкиваются с большим потоком резюме и кандидатов, а потому по достоинству должны оценить понимание со стороны соискателей, подолгу ожидающих ответа, а также их неизменную заинтересованность в работе.

Пройти упрощенную версию теста по методике Джона Холланда можно

Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам американских ученых, правильный выбор професссии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Для оценки профессионального личностного типа применяют методику Джона Голланда. Согласно его концепции он выделил 6 типов социальной направленности личности.

1. Реалистический тип - несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.

2. Интеллектуальный тип - несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.

3.Социальный тип - обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями.

4. Конвенциальный тип - предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, не любит смену деятельности. Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности.

5. Предприимчивый тип - избирает цели. которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.

6. Артистический тип - опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего "я". Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества.

Инструкция.

Цель данного теста - определить тип социально-профессиональной направленности личности.

Вам предлагаются различные пары профессий. В каждой паре необходимо найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Из двух предложенных профессий надо обязательно выбрать одну более предпочтительную. Не спешите, подумайте. Всего 42 пары профессий.

EDUSTEPS

Люди имеют разные типы личности. По мнению , есть шесть типов личностей: , .

Более детально в этой статье поговорим о Реалистическом типе личности .

Реалистичному типу личности свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение занятиям требующим моторных навыков, ловкости, конкретности.

Реалистический тип (Р) - мужской, несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием.

Предпочитаемые виды деятельности Р-типа:
- механические виды деятельности, управление большими машинами, тяжелым оборудованием, управление механиками и использование инструментов, требующих точности, ловкости, тонкой моторной координации (сверлильный, токарный станки, бор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инструменты);
- строительство, ремонт, военные виды деятельности, конструкторские работы;
- любая деятельность, которая дает ощутимый результат;
- предпочитают действие мышлению, конкретные задачи трудным и абстрактным проблемам.

Способности, которыми обладает Р-тип:
- физическая сила, психомоторные навыки, ручная ловкость;
- механические способности, изобретательность;
- математические способности.

Свяжись со специалистом EduSteps:
+38 044 333 60 04, [email protected]

Личностные качества и ценности:
- эмоциональная стабильность, надежность;
- практичность, бережливость;
- упорство, настойчивость, уверенность в себе, склонность к риску, целеустремленность;
- скромность, застенчивость, откровенность, искренность, естественность;
- независимость, консервативность, склонность к поддержке традиционных ценностей;
- ригидность, медленное принятие новых идей, подчиняемость, конформность;
- работу выполняет без лишних разговоров, работает тщательно, аккуратно,систематично;
- предпочитает четкую регламентацию работы, желает знать, что, как и когда надо делать;
- не любит длинных разговоров, переговоров, обсуждений;
- более всего не схож с Социальным типом. Взаимодействие с этим типом может вызывать недружелюбие, резкость, непонимание.
- наиболее близок к Интелектуальному и Конвенциональному типам и предпочитает работать с ними.

Предпочитаемое окружение:
- природа, сельская местность;
- наименьшее взаимодействие с другими людьми;
- ситуации, требующие небрежной одежды;
- организации, имеющие жесткую иерархическую подчиненность и авторитарность (Вооруженные силы, МВД и т. п.);
- фирмы, производящие конкретные, ощутимые продукты;
- транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия.

Типичные хобби:
- реставрация старых механизмов (автомобили, часы, фотоаппараты и т. п.), ремонт, конструирование, сборка различных устройств;
- строительные и восстановительные работы;
- фермерство, обустройство дачи, огородничество, садоводство;
- охота, рыболовство, туризм;
- управление моторными видами транспорта;
- физически опасные виды спорта, спорт на открытом воздухе.

Профессии Р-типа: агроном, арматурщик, автомеханик, автослесарь, автоэксперт, бетонщик, егерь, ланшафтный дизайнер, эколог, электромонтер, фермер, фрезеровщик, геолог, 4равер, штукатур, швея, каменщик, кинолог, коневод, косметолог, маляр, машинист, озеленитель, печник, плотник, сантехник, садовник, слесарь, стекольщик, строитель, столяр, зверовод, зубной техник, техник, технолог пищевой промышленности (повар), токарь, картограф, инженер-конструктор, инженер-строитель, пилот, милиционер, ветеринар, водитель, охранник (телохранитель), сварщик, стоматолог (дантист), мехатроник, ядерщик-физик и др.

Важно подчеркнуть, что каждый человек обладает личностными свойствами характерными для всех шести типов, однако доминируют при этом черты всего лишь одного или нескольких типов.

Статья подготовлена по материалам Макеева Н., Даниловой С. и Егоровой И. для студентов и школьников.

МЕТОДИКА ДЖ. ХОЛЛАНДА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ Взаимосвязи типа личности и с феры профессиональной деятельности

Суть теории американского психолога Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды. Поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации.

Согласно типологии личности Дж.Холланда, различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента , характера и т.д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете работать по любой специальности. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке.

Обработка результатов. Ответный бланк может заполняться индивидуально или в группе. В регистрационном бланке подсчитывается количество отмеченных ответов по каждому столбцу в отдельности.

Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Дж. Холланда:

1-й столбец — реалистичный тип,

2-й столбец — интеллектуальный тип,

3-й столбец — социальный тип,

4-й столбец — конвенциальный тип,

5-й столбец — предприимчивый тип,

6-й столбец — артистический тип.

Анализ полученных данных производится путем выделения столбцов (1-3), содержащих наибольшее количество отмеченных ответов и соответствующих определенному типу личности по Дж. Холланду.

Характеристика типов личности по Дж.Холланду

1. Реалистичный тип (Р) — мужской, несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием.

Механические виды деятельности, управление большими машинами, тяжелым оборудованием, управление механикой и использование инструментов, требующих точности, ловкости, тонкой моторной координации (сверлильный, токарный станки, бор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инструменты);

Строительство, ремонт, военные виды деятельности, конструкторские работы;


Любая деятельность, которая дает ощутимый результат; предпочитают действие мышлению, конкретные задачи трудным и абстрактным проблемам.

Способности, которыми обладает Р-тип:

Физическая сила, психомоторные навыки, ручная ловкость;

Механические способности, изобретательность;

Математические способности.

Эмоциональная стабильность, надежность;

Практичность, бережливость;

Упорство, настойчивость, уверенность в себе, склонность к риску, целеустремленность;

Скромность, застенчивость, откровенность, искренность, естественность;

Независимость, консервативность, склонность к поддержке традиционных ценностей;

Ригидность, медленное принятие новых идей, подчиняемость, конформность;

Работу выполняет без лишних разговоров, работает тщательно, аккуратно, систематично;

Предпочитает четкую регламентацию работы, желает знать, что, как и когда надо делать;

Не любит длинных разговоров, переговоров, обсуждений;

Более всего не схож с С-типом. Взаимодействие с этим типом может вызывать недружелюбие, резкость, непонимание. Наиболее близок к И- и К-типам и предпочитает работать с ними.

Предпочитаемое окружение:

Природа, сельская местность;

Наименьшее взаимодействие с другими людьми;

Ситуации, требующие небрежной одежды;

Организации, имеющие жесткую иерархическую подчиненность и авторитарность (Вооруженные силы, УВД и т. п.);

Фирмы, производящие конкретные, ощутимые продукты;

Транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия.

Типичные хобби:

Реставрация старых механизмов (автомобили, часы, фотоаппараты и т.п.), ремонт, конструирование, сборка различных устройств;

Строительные и восстановительные работы;

Фермерство, обустройство дачи, огородничество, садоводство;

Охота, рыболовство, туризм;

Управление моторными видами транспорта;

Физически опасные виды спорта, спорт на открытом воздухе.

Профессии Р-типа: плотник, картограф, фермер, инженер, лесничий, пилот, милиционер, ветеринар, водитель, сварщик.

2. Интеллектуальный тип (И).

Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном — интроверт.

Предпочитаемые виды деятельности:

Сбор информации, ее систематизация, анализ;

Выполнение сложных или абстрактных заданий;

Решение проблем через размышления, анализ гипотез и теорий;

Независимая, самостоятельная работа с опорой на самого себя;

Выполнение научной или лабораторной работы;

Предпочитают размышления действиям.

Способности, которыми обладает И-тип:

Математические способности;

Аналитические навыки;

Склонность к науке, рациональному, логичному анализу;

Навыки письменного изложения мысли;

Рациональность, эрудированность.

Личные качества и ценности:

Независимость, самостоятельность, ориентированность на задачу, погруженность в работу;

Сдержанность, интроспективность, склонность к анализу, рациональность, методичность;

Любознательность, интеллектуальность, оригинальность, креативность, эрудированность;

Уверенность в себе, ориентированность на нетрадиционные ценности и установки;

Стиль работы: выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению, хочет выяснить причины, которые стоят за тем или иным явлением, может слишком сфокусироваться на деталях и не видеть проблему целиком, испытывает трудности в принятии решений, чтобы заново просмотреть информацию;

Более всего не схож с П-типом. Взаимоотношения с этим типом порождают для И-тппа слишком много проблем и вопросов;

Наиболее схож с типами Р и А.

Предпочитаемое окружение:

Слабоструктурированные организации, предоставляющие свободу в рабочих действиях;

Организации, ориентированные на достижение, исследовательские и проектные лаборатории и фирмы, университеты и институты;

Ограниченность общения с другими людьми.

Типичные хобби:

Работа (И-тип часто полностью поглощен своей работой и работает много часов в день);

Сложные виды деятельности, которые требуют освоения многих фактов, деталей, принципов (яхтенный спорт, подводное плавание, альпинизм, астрономия и т.п.);

Компьютеры: оценка, программирование, обсуждение, чтение научной литературы.

Профессии И-типа:

Математик, географ, геолог;

Творческие профессии, математические и естественно-научные дисциплины, абстрактные проблемы, интеллектуальная деятельность, исследовательская работа, познание нового.

3. Социальный тип.

Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен, социально ответственный. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. В профессиональном выборе ориентирован на работу с людьми.

Предпочитаемые виды деятельности:

Ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами;

Обучение, объяснение, разъяснение;

Оказание помощи, консультирование, советование;

Организация групповых мероприятий, ведение дискуссий.

Способности, которыми обладает С-тип:

Вербальные способности;

Навыки общения и взаимодействия с людьми;

Преподавательские, ораторские способности, навыки слушания.

Гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность;

Кооперативность, настроенность на других, понимание других;

Тактичные, эмоциональные теплые, дружеские, жизнерадостные, оптимистичные;

Более всего не схож с Р-тнпом, близок к А- и П-типам.

Предпочитаемое окружение:

Социальные организации, школы, религиозные организации, учреждения по отбору персонала;

Медицинские учреждения, психиатрические, психотерапевтические и психологические консультативные службы;

Агентства социальной защиты.

Типичные хобби:

Организация развлечения других;

Посещение общественных мероприятий, собрания;

Добровольное выполнение благотворительной и социальной работы.

Профессии С-типа: учитель, воспитатель, работник сферы здравоохранения, социальный работник, психолог, священнослужитель.

4. Конвенциальный тип.

Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор, руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Избегает неопределенных и напряженных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, ценности.

Предпочитаемые виды деятельности:

Работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности;

Управление офисным оборудованием;

Ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг;

Написание деловых отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм.

Способности, которыми обладает К-тип:

Арифметические способности;

Канцелярские способности;

Ручная тонкая моторика;

Организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность.

Личные качества, ценности:

Сознательность, упорство, практичность, честность;

Самоконтроль, консервативность, осторожность, плановитость, конформность;

Бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии;

Для эффективности и выполнения работы нуждается в четком плане, удобен для групповой работы;

Наиболее не схож с типом А, ближе всего к типам Р и П.

Предпочитаемое окружение:

Данный тип, так же как и тип П, хорошо работает в больших организациях, но предпочитает не лидерскую, а подчиненную роль;

Большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы;

Отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции;

Хорошо структурированные организации со строго иерархичной структурой.

Профессии К-типа: б ухгалтер, кассир, банкир, финансист, счетовод, товаровед, экономист, секретарь, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

5. Предприимчивый тип.

Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Уверенный в себе, конкурентный, избегающий однозначных ситуаций и монотонной умственной работы, стремящийся руководить и организовывать. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания.

Предпочитаемые виды деятельности:

Работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха;

Финансовый и межличностный риск, участие в соревновательной деятельности;

Продажа, покупка, коммерция, предпринимательство;

Проведение собраний, групп, руководство организациями, компаниями, управление людьми и проектами;

Проведение политических кампаний, выборов, презентаций и т.п.

Способности, которыми обладает П-тип:

Организаторские способности, вербальные способности, способности убеждения;

Руководящие и лидерские способности;

Социальные навыки и навыки межличностного взаимодействия;

Склонность к предпринимательской деятельности.

Личностные качества и ценности:

Стремление к власти, к позиции лидера, к высокому статусу;

Амбициозность, азартность, соревновательность, доминантность, самоуверенность, агрессивность, авантюристичность;

Экстравертированность, социабельность, коммуникабельность;

Ориентация на деньги, власть, материальное благополучие;

Оптимистичность, энергичность, любовь к популярности;

Более всего затруднено взаимодействие с И-типом, лучше всего срабатывается с С- и К-типами.

Предпочитаемое окружение:

Посты в государственных и политических организациях с властью, распоряжение крупными фирмами;

Промышленные фирмы, компании по розничной и оптовой продаже, агентства по продаже земельных участков, домов, недвижимости, брокерские фирмы.

Типичные хобби:

Членство в клубах и организациях, посещение собрании;

Спортивные состязания в качестве зрителя пли участника, богатый отдых;

Развлечения, организация вечеринок, увеселений;

Политическая деятельность.

Профессии П-типа: к оммерсант, предприниматель, биржевой брокер, адвокат, страховой агент, менеджер, дипломат, репортер, директор.

6. Артистический тип.

В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Чувствительный, испытывающий потребность в самовыражении, избегающий однообразной и физической работы. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, гибкость, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера. Хорошо развито восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Профессиональный выбор ориентирован на деятельность в области искусства и культуры.

Предпочитаемые виды деятельности:

Художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество и т.п.);

Игра на музыкальных инструментах;

Исполнительская актерская деятельность.

Способности, которыми обладает А-тип:

Воображение, креативность;

Музыкальные способности;

Артистические способности;

Вербально-лингвнстические способности;

Чувство гармонии, вкуса.

Личностные характеристики и ценности:

Независимость, самостоятельность, нонконформизм;

Импульсивность, экспрессивность, эмоциональность, чувствительность:

Непрактичность, беспорядочность;

Интуитивность, ориентированность на ценности красоты и эстетичности, образность мышления, «правополушарность»;

Стремление к самовыражению, демонстративность;

Оригинальность, открытость, свобода от условностей;

Допускает альтернативные варианты решения проблем;

Более всего не схож с Р-типом, близок к И- и С-типу.

Типичные хобби:

Фотография, рисование, живопись;

Посещение танцевальных и музыкальных концертов, театров, музеев;

Сочинение поэм, рассказов, художественное коллекционирование;

Игра на музыкальных инструментах, занятия танцами.

Профессии А-типа:

Артист, архитектор, скульптор, дирижер, фотограф, учитель музыки, директор музея;

История, филология, искусство, музицирование, рисование, гуманитарная деятельность.

Порядок, работы:

Клиенту (учащемуся) дается инструкция с опросником, бланк протокола ответов, словарь профессий и предлагается выбрать из каждой предложенной пары профессии (всего 42 пары) одну, которая ему больше подходит (исходя из его возможностей, способностей). Рядом с названием профессии, в скобках, стоит цифра от 1 до 6 (код профессии). На бланке протокола ответов напротив кода выбранной профессии ставится "+".

Бланк протокола ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать сумму знаков "+" в каждом из 6-ти столбцов. Каждый столбец соответствует определенному типу личности. Испытуемому рекомендуется «выбрать тот тип личности, который получил максимальное количество знаков "+". Название типов личности по столбцам:

  1. Реалистический или практический
  2. Интеллектуальный
  3. Социальный
  4. Конвенциальный или стандартный
  5. Предприимчивый
  6. Артистический

Интерпретация

  1. Тип личности РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИЙ
    Люди данного типа обладают низкой чувствительностью, эмоциональной устойчивостью, стабильностью, слабой ориентацией на социальные нормы. Склонны заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим Применения физической силы, ловкости. Ориентированы, в основном, на практический труд, быстрый результат деятельности. В интеллектуальной сфере в большей степени преобладают математические способности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее.

    Чаще всего люди этого типа выбирают профессии: механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности, а связано, скорее, с приемом и переработкой информации.

  2. Тип личности ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ
    Люди данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы.

    Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.

    Люди этого типа в основном предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, лингвист, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Межличностные отношения в структуре деятельности играют незначительную роль.

  3. Тип личности СОЦИАЛЬНЫЙ
    Люди данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы. Способны к сопереживанию, умению войти и понять эмоциональное состояние другого человека. Обладают хорошими вербальными (словесными) способностями, готовы входить в контакт с людьми (нуждаются в большом количестве контактов). Математические способности развиты слабее.

    В основном люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.

  4. Тип личности КОНЕЕНЦИАЛЬНЫЙ ИЛИ СТАНДАРТНЫЙ
    Люди данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, обладают хорошей энергией, ориентированы на социальные нормы. Проявляют склонность к миру обозначений, часто переводя предметные свойства окружающего мира в знаковую систему. Отдают предпочтения четко определенной деятельности, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом.

    В основном, выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков, такие как: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные на обработку информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

    Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но обладают достаточно высокими исполнительскими качествами.

  5. Тип личности ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ
    Люди данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями. Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания.

    Предпочтительной является деятельность, позволяющая проявлять, энергию, организаторские способности. Сюда относятся профессии типа: товаровед, директор, журналист, телерепортер и другие, связанные с руководством, управлением и общением в разных ситуациях с разными людьми, влиянием на убеждения людей.

    Тип всегда неудовлетворенного человека.

  6. Тип личности АРТИСТИЧЕСКИЙ
    Люди данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают собственным (часто сложным) взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью.

    Отношения с окружающими строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией, координацией, развитым восприятием. В достаточной степени развиты коммуникативные способности.

    Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ, ИНСТРУКЦИЯ

Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Из предложенных низке пар профессий надо выбрать одну, которая Вам больше подходит (исходя из Ваших способностей и возможностей). Рядом с названием профессии в скобках стоит код. В бланке ответов, напротив кода выбранной профессии, наставьте знак "+". Затем подсчитайте количество плюсов в каждой строке.

  1. Инженер (1) - Социолог (2)
  2. Кондитер (1) - Священнослужитель (3)
  3. Повар (1) - Статистик (4)
  4. Фотограф (Т) - Администратор торгового зала (5)
  5. Механик (1) - Дизайнер (6)
  6. Философ (2) – Врач (З)
  7. Эколог (2) - Бухгалтер (4)
  8. Программист (2) - Адвокат (5)
  9. Кинолог (2) - Переводчик художественной литературы (6)
  10. Страховой агент (3) - Архивист (4)
  11. Тренер (3) - Телерепортер (5)
  12. Следователь (3) - Искусствовед (6)
  13. Нотариус (4) - Брокер (5)
  14. Оператор ЭВМ (4) - Манекенщица (б)
  15. Фотокорреспондент (5) - Реставратор (S)
  16. Озеленитель (1) - Биолог-исследователь (2)
  17. Водитель авто транспорта (1) - Бортпроводник (3)
  18. Метролог (1) - Картограф (4)
  19. Радиомонтажник (1) - Художник росписи по дереву (6)
  20. Геолог (2) - Переводчик-гид (3)
  21. Журналист (5) - Режиссер (6)
  22. Библиограф (2) - Аудитор (4)
  23. Фармацевт (2) - Юрисконсульт (3)
  24. Генетик (2) - Архитектор (6)
  25. Продавец (3) - Оператор почтовой связи (4)
  26. Социальный работник (3) - Предприниматель (5)
  27. Преподаватель ВУЗа (3) - Музыкант-исполнитель (6)
  28. Экономист (4) - Менеджер (5)
  29. Корректор (4) - Дирижер (6)
  30. Инспектор таможни (5) - Художник модельер (6)
  31. Телефонист (1) - Орнитолог (2)
  32. Агроном (1) - Топограф (4)
  33. Лесник (1) - Директор (5)
  34. Мастер по ремонту и пошиву одежды (1} - Хореограф (6)
  35. Историк (2) - Инспектор ГАИ (4)
  36. Антрополог(2) - Экскурсовод (3)
  37. Вирусолог (2) - Актер (6)
  38. Официант (3) - Товаровед (5)
  39. Главный бухгалтер (4) - Инспектор уголовного розыска (5)
  40. Парикмахер - модельер (6) - Психолог (3)
  41. Пчеловод (1) - Коммерсант (5)
  42. Судья (3) - Стенографист (4)

Последние материалы раздела:

Простой банановый пирог Банановый десерт на кефире с шоколадом
Простой банановый пирог Банановый десерт на кефире с шоколадом

Разве может быть что-то вкуснее, чем ароматная свежая домашняя выпечка? А если она еще и с фруктами, то это что-то потрясающее. В нашей статье мы...

Сколько курица сидит на яйцах
Сколько курица сидит на яйцах

Существует два метода высиживания цыплят: инкубаторный и с использованием тела живой птицы. Курица наседка (также называемая клушей или квочкой)...

По педагогике и коррекционной педагогике
По педагогике и коррекционной педагогике

работает с «особенными» детьми, имеющими проблемы физического или психического характера. Они нуждаются не только в обучении и воспитании, но и...