Педагогическая деятельность в вузе. Профессиональная деятельность преподавателя вуза Скачать научно педагогическая деятельность преподавателя в вузе

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФБГОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕТРА І»

Кафедра педагогики и социально-политических наук

Гуманитарно-правовой факультет

Курсовая работа

по общей профессиональной педагогике

на тему: «Структура деятельности преподавателя высшей школы в учебном процессе»

Выполнила: студентка Г-3-1а

Жихарева Н.А.

Проверила: старший преподаватель

Сиволапова Е.А.

Воронеж 2011

Введение

Структура деятельности преподавателя

1.1 Виды взаимодействия

2 Педагогический процесс

2. Структура деятельности преподавателя в высшем учебном заведении

Заключение

Введение

В специальной литературе педагогический процесс определяется как специально-организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Из этого определения видно, что педагоги и воспитанники являются субъектами и главными компонентами педагогического процесса. Кроме того, имеется еще три компонента педагогического процесса: содержание образования (опыт, базовая культура) и педагогические средства: печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники; дискеты с учебной информацией; записи на доске, плакаты; кино - видеофильмы; слово преподавателя. Учебные электронные издания; компьютерные обучающие системы; аудио- видео-учебные материалы и многие др.

Актуальность этой темы определяется тем, что в системе педагогической процесса структура деятельности преподавателя высшей школы играет важную роль, следуя которой, он стремится к высокому уровню профессионализма.

Для более эффективного усвоения студентами учебного материала современному преподавателю необходимо осознавать структуру его деятельности, владеть профессионально важными умениями и психологическими качествами, которые необходимы для её реализации.

К методам обучения можно отнести: словесные методы обучения, наглядные методы обучения, практические методы обучения, индуктивные и дедуктивные методы обучения, репродуктивные и проблемно поисковые методы обучения.

Цель : определить структуру деятельности преподавателя высшей школы в учебном процессе

Для достижения намеченной цели надо было решить следующие задачи:

1.Проанализировать структуру деятельности преподавателя

.Рассмотреть устройство деятельности преподавателя в учебном процессе, а также виды взаимодействия и педагогический процесс в целом.

.Определить структуру деятельности преподавателя в высшем учебном заведении.

Объектом исследования является структура деятельности преподавателя высшей школы.

Предметом исследования - педагогическая деятельность преподавателя высшего учебного заведения.

1. Структура деятельности преподавателя

Обязанности и основные виды работы преподавателя определяются постановлениями партии и правительства, директивами Министерства высшего и среднего специального образования СССР и отдельных центральных ведомств при Совете Министров СССР, учебными планами и программами, рекомендациями учебных отделов и кафедр, указаниями руководства вуза. Основное содержание деятельности преподавателя вуза сводится к выполнению им следующих функций: обучающего: преподаватель передает знания, формирует навыки, умения, вызывает у студентов действия, ведущие к усвоению учебного материала; воспитателя: преподаватель призван воспитывать высокие моральные, умственные, волевые, эстетические и другие качества у студентов, заботиться о всестороннем развитии их личности; ученого в области преподаваемой дисциплины: преподаватель не только знаток своего предмета, он проводит научные исследования, обогащающие новыми выводами и его курс; организатора занятий и самостоятельной работы студентов: преподаватель поддерживает порядок и дисциплину на занятиях, контролирует и оценивает работу студентов, назначает консультации и т. д. Во всех видах учебной и научной работы преподавателя (чтение лекции, проведение семинара, экзамена, написание учебного пособия и т. д.) это содержание проявляется в единстве, хотя какая-то его сторона может выступить как доминирующая. Психологическая структура деятельности преподавателя - это внутреннее строение, связь, соотношение и последовательность развертывания различных ее компонентов.

Структура и содержание взаимосвязаны: некоторые стороны содержания раскрывают особенности тех или иных компонентов структуры. Деятельность преподавателя своеобразна не только по содержанию, но и по своей структуре, связям и соотношению познавательных, эмоциональных, волевых и мотивационных процессов, опыта, проявлениям всей личности. Несмотря на многообразие психических явлений, включенных в деятельность преподавателя, имеются компоненты, которые их центрируют и выражают,- это цели, мотивы и способы. Цели - это представляемые результаты деятельности, они заключаются в достижении высокой успеваемости студентов, подготовке их к самостоятельному профессиональному труду, в обучении их и воспитании, формировании у них необходимых для этого знаний, навыков, умений, личных качеств. Реализация этих целей распадается на решение ряда учебных и воспитательных задач.

Мотивы побуждают преподавателя к проявлению активности и достижению целей: интерес к своей работе, понимание обязанностей, чувство ответственности за качество подготовки специалистов, желание оказать помощь студентам в овладении курсом, сформировать у них любознательность и т. д. Способы - это операции и приемы, с помощью которых достигаются цели. В зависимости от того, достигаются ли отдаленные по времени или ближайшие цели, способы и приемы могут быть общими (определяться заранее и применяться в различных видах деятельности) и ситуативными, которые вызываются ходом занятия (лекции, семинар и т. д.), необходимостью решить какой-то возникший вопрос, задачу. Способы преподавательской деятельности должны обеспечить передачу знаний, выработку навыков, умений, личностных качеств у студентов.

Такими способами являются постановка учебных задач, устное изложение учебного материала, воздействие личным примером поведения, использование ТСО, плакатов, схем, таблиц и т. д. Владение способами деятельности выражается у преподавателя в четкой формулировке мыслей, умелом использовании выразительных и других свойств речи, в мобилизующем влиянии на студентов личного примера, методически правильном использовании ТСО и т. д. К. А. Тимирязев отмечал, что преподаватель должен относиться к предмету, как художник, а не как фотограф: он не может, не должен опускаться до роли простого передаточного акустического устройства, устно передающего почерпнутое из книги.

Все сообщаемое им должно быть воспринято, переработано, войти в плоть и кровь и являться как бы самобытным продуктом. Примером тому является педагогическая деятельность И. М. Сеченова. И. П. Павлов, будучи студентом математического факультета, прослушав лекции И. М. Сеченова, перешел на естественный факультет и с тех пор уже никогда не расставался с естествознанием.

Деятельность преподавателя имеет свою последовательность, свои этапы: уяснение цели, определение учебной, воспитательной, научной задачи; выработка плана достижения цели, решения задачи; подготовка к действиям, ведущим к желаемому результату; практическое осуществление действий по достижению цели, решению задачи; анализ и оценка сделанного; совершенствование последующих действий на основе полученного опыта достижения целей деятельности.

Поскольку деятельность преподавателя в значительной мере взаимосвязана с деятельностью студентов, то для их согласования по задачам, месту и времени целесообразно: определять необходимые условия успешной общей деятельности (понимание задач, чувство ответственности, рациональный объем учебного материала, подлежащего изложению и изучению, наиболее эффективные методы работы и т. д.); расчленять общую деятельность на ее составные части в порядке их выполнения: что делает преподаватель, какие задачи должны быть решены студентами, как активизировать положительные мотивы, побуждающие их к выполнению этих задач; находить способы и приемы в ходе проведения занятий в зависимости от того, какие знания, умения, навыки, качества необходимо формировать; рационально расходовать время, отводимое на выполнение задач, определение критерия правильности хода усвоения знаний, выработки навыков и необходимых качеств. В вузе преподаватель и студент в большей степени отделены друг от друга, чем в школе учитель и ученик, и это с психологической точки зрения отрицательно сказывается на их взаимодействии.

Чем дистанция больше, тем труднее управлять учебной деятельностью студента, так как в этом случае труднее учитывать ее внутренние условия, т. е. те условия, через которые преломляются внешние воздействия на него в виде предъявления определенной учебной, информации и определенных требований. Все это - существенные стороны взаимодействия преподавателя и студентов.

Для преподавателя высшей школы характерно сочетание педагогической и научной деятельности. Причем решение педагогических задач (отбор, обобщение и подбор материала при подготовке к занятиям и т. д.) может способствовать успеху научно-исследовательской работы. Стремление преподавателя ознакомить студентов с новейшими достижениями науки приводит к нахождению новых приемов обучения. В то же время перегруженность педагогической работой ограничивает возможности для исследовательской деятельности. Если же преподаватель слишком много времени и сил тратит на научную работу, написание книг, статей, это может снизить качество его педагогического труда. Гармоническое сочетание научной и педагогической работы в деятельности преподавателя способствует успеху преподавания, повышению в нем творчества. Справедливо заметил русский ученый, хирург и анатом Н. И. Пирогов: «Отделить учебное от научного в университете нельзя. Но научное без учебного все-таки светит и греет. А учебное без научного, как бы ни была заманчива его внешность,- только блестит».

Можно условно разделить преподавателей высшей школы по определенным качествам на четыре категории. Первая категория характеризует редкое явление - сочетание ученого и педагога - человека высшей квалификации, настоящего трибуна. Вторая категория включает большого ученого, но плохого преподавателя, который не умеет увлечь студенческую аудиторию, он полезен только при проектировании и консультациях. В третьей категории собрана основная масса преподавателей, несущая главную педагогическую нагрузку. Четвертая категория характеризует людей, случайных в высшей школе. Исследования показывают, что участие преподавателя в научно-исследовательской работе повышает эффективность его преподавательской деятельности, способствует его росту как ученого, усиливает его творческий потенциал. Не случайно на вопрос «Что Вас более всего привлекает в вузовской работе?» большинство опрашиваемых преподавателей с устойчивой ориентацией на продолжение педагогической работы ответило: «Возможность сочетания педагогической и научной работы». Таким образом, деятельность преподавателя высшей школы своеобразна по своим целям и результатам, характеру объекта, по сочетанию научной и педагогической работы, применению средств.

1.1 Виды взаимодействия

Взаимодействие в сфере высшего профессионального образования - это взаимодействие преподавателей и студентов, возникающее в ходе реализации их личных и общественных интересов. В процессе развития взаимодействия создается структура отношений преподавателей и студентов, которая закрепляется на уровне их межличностных контактов.

Высшее образование создается процедурами взаимодействия участников образовательного процесса, каждый из которых одновременно выступает и как субъект, преследующий общие цели, и как объект ориентации для других индивидов. Взаимодействие общностей студентов и преподавателей - результат взаимосогласованных единичных действий, включающих индивида (группу индивидов), цели деятельности, социальную ситуацию, представленную средствами обучения и атмосферой вуза, нормы и ценности, посредством которых определяется качество образования в высшем учебном заведении.

При исследовании взаимодействия преподавателей и студентов в сфере высшего образования большое значение приобретает объективная обоснованность ожиданий субъектов, выступающих в качестве участников взаимодействия. Различия во взаимных ожиданиях преподавателей и студентов охватывают широкий круг проблем - от ценностных ориентаций до качества получаемых знаний и эффективности их усвоения.

Выделяют следующие виды взаимодействия:

Взаимодействие между учащимся и предметом изучения.

Первый вид - это взаимодействие между учащимся и содержанием или предметом изучения. Это определяющая характеристика обучения. Без этой характеристики не может быть и образования, поскольку она определяет процесс интеллектуального взаимодействия с предметом, в результате чего изменяется уровень подготовки учащегося, расширяются его перспективы или вообще мы можем говорить о повышении его интеллектуального уровня. Это именно тот тип взаимодействия, который, как я полагаю, по крайней мере отчасти отражает, то, что Холмбергом (Holmberg, 1986) называет «внутренней дидактической беседой», когда учащиеся «говорят сами с собой» об информации и идеях, с которыми они столкнулись в тексте, телевизионной программе, лекции. Старейшей формой дистанционного обучения, имеющего цель способствовать взаимодействию учащегося с содержанием изучаемого предмета, был дидактический текст. В средние века почти все тексты были инструктивными, а не просто информационными, и уж конечно не развлекательными. В девятнадцатом столетии использование печатной продукции для обучения было усилено благодаря изобретению методических пособий для домашнего обучения, которые дополняли текст, объясняя его и, кроме того, задавая направление всему процессу обучения. В настоящее время учащиеся уже располагают такими средствами, как учебные радио и телепрограммы, аудио-, видео- и компьютерные программы. В наши дни интерактивный видеодиск является последним изобретением в сфере дидактического взаимодействия. Некоторые из обучающих программ по сути своей являются исключительно предметно-интерактивными. Они представляют собой однонаправленную связь со специалистом по данному предмету, которому иногда помогает создатель этой программы, с целью является помочь «дистанционным» учащимся в изучении предмета. Никаких других профессиональных обучающих приемов в этой программе нет, обучение по существу самостоятельное. По данным исследования сферы взрослого обучения, именно так обучается большинство взрослых.

Взаимодействие между учащимся и преподавателем. Второй вид интерактивности, который многие педагоги считают не менее важным чем первый и к которому стремится большинство учащихся, представляет собой взаимодействие между учащимся и специалистом, которым был подготовлен изучаемый материал, или лицом, выступающим в роли преподавателя. В процессе этого взаимодействия, «дистанционные» инструкторы пытаются достичь тех же целей, что и все другие специалисты, работающие в сфере образования. Сначала разработав, либо получив учебный план, то есть программу преподаваемого предмета, они стремятся стимулировать или, по крайней мере, поддержать интерес студента к изучаемому материалу, вызвать у студента мотивацию к обучению, усилить и сохранить интерес учащегося, в том числе побуждая его к выработке самостоятельного пути, самомотивации. Затем инструкторы представляют вниманию студента определенный материал: это может быть сделано в виде представления информация, демонстрации применения навыков или моделирования определенных подходов и ценностей. Затем инструктор старается сделать так, чтобы учащийся показал как он может применить получаемые знания, что может происходить в виде практического применения полученных навыков или умения распорядиться новой информацией и новыми идеями. Инструкторы оценивают работу студента, дабы определить результат и при необходимости изменить стратегию обучения. Наконец, инструктор устраивает обсуждение или оказывают всевозможную поддержку каждому учащемуся, причем степень и существо такой поддержки зависит от образовательного уровня учащегося, личных качеств самого учителя его философских воззрений и других факторов. Степень влияния педагога на учащихся в процессе взаимодействия между ними значительно выше, чем при взаимодействии учащегося и предмета изучения. При разработке инструкции при взаимодействии учащийся - предмет изучения, преподаватель может разрабатывать письменный, либо аудио-, видеоматериал, цель которого - вызвать мотивацию, дать понятие о предмете, способствовать применению полученных знаний, оценить их и даже в какой-то степени обеспечить эмоциональную поддержку студента. Однако, отсутствие обратной связи (от каждого учащегося к преподавателю) делает этот учебный процесс в большой степени обобщенным, без индивидуального подхода, при котором на самих учащихся возлагается вся ответственность и за поддержание мотивации, и за понимание существа предмета, и за анализ успешности его применения, и за определение степени трудности - иными словами такой подход подразумевает высокий уровень автономии учащегося. В тех случаях, когда взаимодействие между учащимся и преподавателем можно вести путем переписки или телеконференции, студент попадает под влияние профессионального инструктора и у него появляется возможность, ориентируясь на опыт педагога, изучать предмет наиболее подходящим для него способом. Индивидуальный подход - вот существенное преимущество такого метода. При этом методе инструктор не общается с классом, перед ним находится то, что написали его студенты; преподаватель ведет диалог с каждым из своих учащихся - обращает внимание на мотивационный аспект одного студента и постигает причину непонимания другого. При работе с определенным текстом (представленным либо на бумаге, либо на аудио- или видеокассете) каждый студент воспринимает его по разному, вследствие чего и подход преподавателя к учащемуся должен быть индивидуальным: кому-то должны быть разъяснены непонятные моменты (одному - с помощью упрощений, другому - посредством аналогий), кому-то дана уточняющая информация, кому-то дополнительный материал. Роль педагога особенно важна при оценке применения учащимися новых знаний. Если ознакомится с предметом и определить свою мотивацию студент может самостоятельно, то на стадии применения полученной информации он нуждается в руководстве. Его знания о предмете еще не настолько глубоки, чтобы верно и всесторонне применить их. Взаимодействие между учащимися и преподавателем имеет наибольшее значение на этапе апробации знаний и обратной связи.

Взаимодействие между учащимися. Это третий вид взаимодействия, новое измерение дистанционного образования, которое станет вызовом нашему мышлению и практике в девяностых годах. Это взаимодействие между учащимися, между отдельно взятым учащимся и другими учащимися в составе группы или без нее, в присутствии преподавателя или без него в реальном времени. Практика образования, за всю его историю чаще всего строилась через создание класса или какой-либо другой группа обучающихся по причины, которые не имеют никакого отношения к потребностям учащихся.

В настоящее время классная форма обучения сохраняется во многих случаях потому, что это единственная известная большинству преподавателей организационная форма, и потому что в краткосрочной перспективе это наиболее дешевый способ воплощения всех обучающих действий: формирование интереса, усвоение новой информации, ее практическое применение, оценка и поддержка учащихся. Однако взаимодействие между учащимися, происходящее в классе или в какой-либо другой образовательной группе, является в высшей степени ценным ресурсом обучения, а иногда даже основополагающем. Phillips, Santoro, и Kuehn (1988) описывают важность взаимодействия между обучающимися в классе начинающих, которым приходилось учиться взаимодействия в группе. Исходя из того, что в современном обществе, особенно в сфере бизнеса, чрезвычайно важно обладать навыками эффективного взаимодействия в группе, эти авторы (Phillips и другие) делали в своих классах упор на обучении студентов именно этим навыкам, применяя соответствующие тренинги. Это - пример подхода, которое делает взаимодействие внутри группы наиболее ценным. Учащийся может в одиночку или вместе с преподавателем изучать принципы лидерства и взаимоотношений внутри группы. Однако на этапе практического применения знаний и их оценки приобретенный дух коллективизма становится наиболее ценным как для самих учащихся, так и для их преподавателя. Интересен тот факт, что эти исследователями обнаружили, что им не удавалось эффективно способствовать взаимодействию учащихся в больших группах начинающих в условиях класса, и тогда они обратились к методам дистанционного образования, используя видео и компьютерное взаимодействие. Благодаря этому они достигли более высоких результатов группового поведения, чем это им удавалось в реальных группах. Таким образом, студенты получили возможность индивидуального взаимодействия с преподавателем электронным способом, а также общения внутри группы, используя асинхронную электронную почту или через синхронные компьютерные чаты. В каких же случаях необходимо проявлять умение взаимодействия в студенческой группе, кроме как в процессе самого обучения этому взаимодействию? Ответ на этот вопрос зависит в основном от обстоятельств жизни учащихся, их возраста, опыта, и уровня самостоятельности. Для учащихся младшего возраста, задача преподавателя в развитии побуждения и мотивации будет облегчена взаимодействием внутри группы, в то время как для большинства взрослых и более опытных учащихся эти факторы не столь важны, так как с мотивацией дело у них обстоит уже лучше. Это наиболее важно для некоторых форм подачи материала, таких как современных лекций экспертов, а также на этапах практических и оценочных занятиях. На моих аудио и интерактивных видео занятиях я практикую еженедельные доклады, в которых делаются двумя или большим числом студентов и обычно длятся один час. Затем мы обсуждаем и анализируем эти доклады в небольших группах, потом - обратная связь и дальнейшее обсуждение. Этот процесс очень эффективен, благодаря высокому уровню самоуправления среди студентов последнего курса, он не только способствует развитию их навыков, но также и тестирует их, и учит важным принципам постижения природы знания и роли ученого, как создателя этих знаний.

1.2 Педагогический процесс

Педагогический процесс - это процесс трудовой, он, как и любом другом трудовом процессе, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса - педагогическое взаимодействие.

Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выделяются объекты, средства, продукты труда. Объект деятельности педагога - развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Объектам педагогического труда кроме сложности, системности, саморегуляции присуще и такое качество, как саморазвитие, чем и обуславливается вариативность, изменчивость, неповторимость педагогических процессов.

Предмет педагогического труда - формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом. Своеобразие объекта педагогической деятельности состоит также в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике, - особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли и характера.

В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны, к ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить школьников, способы сотрудничества с ними, и методика педагогического влияния. Это духовные средства труда.

Педагогический процесс, как и любой другой трудовой процесс, характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности, выделение которых открывает пути для обоснования критериев, позволяющих дать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней. Кардинальная характеристика педагогического процесса - время. Оно выступает универсальным критерием, позволяющим надежно судить о том, насколько быстро и качественно протекает данный процесс.

2. Структура деятельности преподавателя в высшем учебном заведении

педагогический преподаватель учебный учащийся

Вопрос структуры и содержания деятельности преподавателя неоднократно обсуждался в педагогической литературе (О.А.Абдуллина, Ю.П.Азаров, С.И.Архангельский, В.И.Гинецинский, Ф.Н.Гоноболин, З.Ф.Есарева, Н.В.Кузьмина, А.И.Пискунов, К.К.Платонов, В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин, Н.Д.Хмель, А.И.Щербаков и др.). В ряде работ современных исследователей (В.Н.Абросимов, В.И.Горовая, В.Г.Иванов, Л.Н.Макарова, А.К.Маркова) представлены модели деятельности педагога нового типа.

Любая деятельность человека имеет сложную организацию и динамическую структуру, включающую ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. По мнению Л.П.Буевой, для деятельности «характерна определенная упорядоченность, иерархичность строения элементов и связей между ними, в ней наличествует система, управляющая деятельностью индивидуального или общественного субъекта и обеспечивающая функциональное единство всей системы».

Важнейшими характеристиками деятельности являются:

предметность - она подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира;

социальность - деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену её продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию;

сознательность - в процессе организации и осуществления деятельности сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую.

Существует множество классификаций деятельности, в основу которых положены ее различные признаки, отражающие разнообразные стороны этого феномена. К примеру, М.С.Каган выделяет преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную деятельность. Но среди разнообразных форм человеческой деятельности ведущее место занимает профессиональная деятельность, одним из видов которой является педагогическая.

В педагогической литературе выделяют следующие виды педагогической деятельности: обучающую, воспитательную, организаторскую, управленческую, консультационно-диагностическую и др. Следовательно содержанием педагогической деятельности является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся.

Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности, ее основные компоненты, педагогические действия и профессионально важные умения и психологические качества (ПВУ и К), необходимые для ее реализации.

Н.В.Кузьмина в структуре педагогической деятельности выделила четыре взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический и проектировочный.

Конструктивный компонент - это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий).

Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

)деятельности обучающихся;

) своей собственной деятельности.

Организаторский компонент - это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. По мнению Н.В. Кузьминой, включает:

)организацию информации в процессе изложения;

) организацию деятельности обучающихся;

)организацию собственной деятельности.

Коммуникативный компонент - это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися. Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей.

Гностический компонент - относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятельности). Этот компонент связан с изучением:

) объекта своей деятельности;

) достоинств и недостатков своей деятельности.

Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.

Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.

В дальнейшем на основе функциональной модели были разработаны различные подходы к анализу структуры педагогической деятельности. Так, З.Ф.Есарева, анализируя структуру научной деятельности преподавателя вуза, выделила в конструктивном компоненте проектировочные и собственно конструктивные умения, характеризуя первые «как интеллектуальные, необходимые для мысленного моделирования всего научного поиска, а собственно конструктивные - для практического осуществления научного процесса на разных его этапах». По её мнению, стратегическую направленность педагогической деятельности обеспечивают проектировочные способности, которые проявляются в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, при планировании курса учитывать его место в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами.

Заключение

В ходе исследования данной темы, мы выяснили, что структура деятельности преподавателя своеобразна. Содержание структуры раскрывают особенности её компонентов: цели, мотивы и способы Результатом цели является достижение высокой успеваемости студентов, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков. Мотивы побуждают интерес к своей работе, понимание обязанностей и т.д. способами являются постановка учебных задач, устное изложение учебного материала, воздействие личным примером поведения, использование ТСО, плакатов, схем, таблиц и т. д. Участие преподавателя в исследовательских работах приводит к повышению эффективности его деятельности. Способствует его профессиональному росту, усиливает творческий потенциал. Педагогическая деятельность - это деятельность не индивидуальная, а совместная. Она всегда совместная уже потому, что в педагогическом процессе обязательно присутствуют две активные стороны: учитель, преподаватель - и ученик, студент. Педагогическая деятельность является совместной также и потому, что практически всегда эта деятельность является «ансамблевой». Ученик, студент в процессе обучения одновременно взаимодействует не с одним педагогом, а с целой группой учителей, преподавателей. И их педагогическая деятельность оказывается наиболее эффективной, их усилия оставляют наибольший след в личности учащегося тогда, когда деятельность педагогов оказывается совместной, согласованной. Высшим критерием такой согласованности является не просто взаимодействие педагогов между собой, но их взаимосодействие, направленное на достижение конечной цели, каковой является вовсе не методическое совершенство процесса, а личность учащегося - его развитие, обучение и воспитание. Мы выяснили, что существуют 3 вида взаимодействия: взаимодействие между учащимся и предметом изучения; взаимодействие между учащимися и преподавателем и взаимодействие между учащимися. Далее, мы рассмотрели, что такое педагогический процесс. Педагогический процесс - это процесс трудовой, он, как и любом другом трудовом процессе, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Потом выяснили что педагогическая деятельность предполагает выполнение нескольких функций: обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской и для эффективного выполнения этих функций, педагогу необходимо осознавать структуру педагогической деятельности, которая в свою очередь состоит из нескольких компонентов: организаторского, коммуникативного, конструктивного, гностического и проектировочного.

Если убрать один из этих компонентов - и единство тут же развалится, ликвидируется. С другой стороны, ни один компонент невозможно заменить на иной или на совокупность других составляющих. В данном случае все структурные компоненты педагогической деятельности находятся как в прямой, так и в обратной зависимости. Центральная научная задача педагогики как науки заключается в том, чтобы описать, как именно данные структурные компоненты взаимодействуют друг с другом.

Список используемой литературы

1.Бордовская, Н.В. Реан А.А. «Педагогика. Учебник для вузов»./ Н.В. Абрамова. - С.Пб., 2000

.Буланова-Топоркова М.В. «Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие»./ М.В. Буланова-Топоркова. -- Ростов-на-Дону: Феникс., 2002

3.Волгин В. Н. «Молодежь в науке». / В. Н. Волгин. - М., 1964

.Волков, Г.Н. «Этнопедагогика»./ Г.Н. Волков. - М.,1999

.Галагузова, Ю. Н., Сорвачева Г. В., Штинова Г. Н. «Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов»./ Ю.Н. Глазунова. - М., 2001

.Горовая, В.И., Антонова Н.А., Харченко Л.Н. «Творческая индивидуальность учителя и её развитие в условиях повышения профессиональной квалификации»./В.И. Горовая. - Ставрополь., 2005.

.Долгова, В.И. «Инновационная культура и педагогический менеджмент». / В.И.Долгова. - Челябинск., 2008

.Есарева, 3.Ф. «Особенности деятельности преподавателя высшей школы». / 3.Ф.Есарева. - Л.: Ленинградский университет., 1993

.Зиновкина М. «Вузовский педагог XXI в». / М. Зиновкина.- М., 1998

.Кузьмина, Н.В. «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения». / Н.В.Кузьмина. - М., 1990

.Лихачев, Б. Т. «Педагогика»./ Б.Т. Лихачёв. - М., 1992.

.Маркова, А.К. «Психология труда учителя»./ А.К. Маркова. - М., 1993

Дидактический материал

Учебные цели

1. Выявить специфику и функции педагогической деятельности в вузе.

2. Составить квалификационную характеристику преподавателя высшей школы.

Отводимое время -2 часа.

Структура занятия:

1. Основные виды деятельности современного преподавателя вуза – фронтальный опрос.

2. Выявление основных профессионально-педагогических способностей и качеств преподавателя вуза – составление квалификационной характеристики с использованием компетентностного подхода - работа в микрогруппах.

3. Подготовка наглядных иллюстраций на плакатах – презентация результатов работы представителями из группы.

- подготовка к зачёту за второй семестр и итоговому экзамену.

При подготовке к занятию с использованием нижеприведённой литературы рекомендуется самостоятельно изучить существующие в теории образования подходы к моделированию личности и деятельности педагога (учителя, воспитателя, преподавателя и т.д.). Во время работы в микрогруппе необходимо зафиксировать те качества (или компетенции), которыми, по вашему мнению, должен владеть преподаватель современного вуза. В дополнение ответить на вопрос: отличается ли преподаватель высшей школы XXI века от преподавателя XIX, XX веков?

В работах Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина и А.И. Щербакова выделены следующие виды деятельности педагога:

Диагностическая деятельность (от греч. diagnosis - распознавание, определение) - связана с изучением студентов, установлением уровня их воспитанности и особенностей учебной деятельности и поведения.

Ориентационно-прогностическая деятельность (от греч. pro - вперед, gnosis - знание) выражается в умении преподавателя на основе знания особенностей и уровня воспитанности студента определять цели, задачи и направление предстоящей педагогической работы, т.е. то, чего конкретно нужно добиться, что нужно улучшить в их обучении и поведении.

Конструктивно-проектировочная деятельность - состоит в том, что преподаватель, определив цели и задачи предстоящей педагогической работы, моделирует и детализирует содержание, формы и методы ее осуществления.

Организаторская деятельность направлена на вовлечение студентов в намеченную учебно-воспитательную работу, придание ей увлекательных форм, распределение обязанностей между обучающимися и побуждение их к проявлению активности.

Информационно-объяснительная деятельность , при её осуществлениипедагог выступает для студентов не только как организатор обучения и воспитания, но и как источник знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей.



Коммуникативно-стимулирующая деятельность связана с тем большим влиянием, которое оказывает на студентов умение преподавателя общаться, воздействовать на них своей личностью, поддерживать с ними гуманно-доброжелательные отношения, вселять в них уверенность в успехе, проявлять заботу, душевную теплоту и искренность в сочетании с тактичной требовательностью.

Аналитико-оценочная деятельность - заключается в постоянном анализе (на основе обратной связи) проводимой учебно-воспитательной работы, выявлении в ней положительных сторон и недочетов, в сравнении достигнутых результатов с теми целями и задачами, которые намечалось осуществить, что позволяет вносить необходимые коррективы в процесс обучения и воспитания.

Исследовательско-творческая деятельность - состоит в том, что применение педагогической теории само по себе требует от преподавателя известного творчества. Теоретические и методические идеи в педагогике отражают типичные учебно-воспитательные ситуации. Конкретные же условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы. Например, общее теоретическое положение, касающееся уважения студентов и требовательности к ним, в реальном учебно-воспитательном процессе имеет множество методических модификаций.

Научная деятельность , основное значение которой заключается в постоянном повышении уровня профессиональных знаний преподавателя, а значит и с повышением его авторитета в глазах коллег и студентов.

Профессия преподавателя ВУЗа - одна из самых творческих и сложных профессий, в которых сочетаются наука и искусство. Эта профессия сродни труду писателя (творчество в подготовке материала), режиссера и постановщика (создание замысла и его реализация), актера (в педагогической деятельности инструментом является личность преподавателя), педагога, психолога и ученого.

Как известно, преподаватели ВУЗов относятся к основным социально-профессиональным группам, на которые общество положило чрезвычайно важные задачи: сохранение и приумножение культурного достояния общества и цивилизации в целом; социализацию личности на важном этапе ее формирования, связанном с профессиональной подготовкой.

Как отмечают большинство исследователей, любая педагогическая деятельность осуществляется в условиях как умственного, так и эмоционального напряжения. Условия такой деятельности в высшей школе имеют специфику, связанную с необходимостью чтения лекций для студентов, проведение практических занятий, руководства самостоятельной и научно-исследовательской деятельностью.

Как показал анализ научной литературы преподаватель ВУЗа выполняет следующие функции:

Организаторскую (руководитель, проводник в лабиринте знаний, умений, навыков);

Информационную (носитель новейшей информации);

Трансформационную (преобразование общественно значимого содержания знаний в акт индивидуального познания);

Ориентировочно-регулятивную (структура знаний педагога определяет структуру знаний студента);

Мобилизующую (перевод объекта воспитания в субъект самовоспитания, самодвижения, самоутверждения).

Для успешного выполнения своих функций преподаватель должен быть организатором, оратором, аналитиком, психологом, высококомпетентным специалистом в своей области, эрудитом в других областях знаний. Также преподаватель должен иметь талант, природные способности. От него требуются большие умственные, физические, временные и эмоционально-волевые затраты. Преподаватель ВУЗа должен быть творческой личностью, поскольку подготовить будущего творческого специалиста может только творческая личность.

П. Ясвин, анализируя требования к преподавателю ВУЗа, подчеркивает важность сформированности у него готовности к профессиональной деятельности. Исследователь разделяет такую готовность на теоретическую, практическую и мотивационную.

Теоретическая готовность состоит из следующих умений:

Составлять рабочие учебные программы по предмету на базовом и профильном уровне;

Определять наиболее рациональные виды деятельности студентов по овладению учебным материалом и предусматривать сложности в его освоении студентами;

Определять наиболее эффективные методы и приемы ведения лекции или практического занятия;

Разрабатывать диагностический инструментарий;

Диагностировать и анализировать проблемы, определять причины и пути их преодоления;

Проектировать на основе результатов диагностики личности студентов образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения, развитие исследовательской и самостоятельной деятельности студентов;

Строить логику преподавания предмета, исходящую из потребностей и возможностей студентов конкретного профиля обучения;

Систематически пополнять свои знания путем самообразования;

Систематически расширять свои знания путем изучения опыта коллег;

Приобретать новые знания реального педагогического процесса.

Практическая готовность предполагает наличие умений:

Изучать личность студентов и студенческий коллектив с целью выявления уровня их развития и условий, влияющих на результаты обучения и воспитания;

Анализировать и практически оценивать учебный материал, учебные и методические пособия, программы курсов, средства обучения и творчески их использовать;

Не столько транслировать знания, изложенные в учебнике, сколько организовывать учебно-познавательную деятельность студентов;

Адекватно интерпретировать результаты диагностики личности студентов;

Вести мониторинг продвижения студентов по намеченному образовательном маршруту;

Стимулировать самостоятельную работу с различными источниками информации и базами данных, использовать в учебном процессе возможности информационных технологий для открытого образования;

Обеспечить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования для формирования у студентов, предметных, надпредметных и ключевых компетенций;

Организовывать совместную творческую деятельность, направленную на развитие социально значимых качеств личности;

Формировать у студентов опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации;

Изучать преимущества и недостатки собственной личности и деятельности и перестраивать свою деятельность в соответствии с целями и условиями ее протекания.

Мотивационная готовность выражается:

В наличии устойчивой мотивации профессионального роста;

В понимании необходимости обновлять профессиональные знания и совершенствовать педагогические умения;

В желании переносить полученные знания в новых условиях педагогической деятельности;

В стремлении творчески решать педагогические задачи;

В умении адекватно оценивать результаты своей профессиональной деятельности с учетом условий их получения;

В признании студента субъектом образовательного процесса и желании выстраивать с ним взаимодействие на паритетных основах.

Необходимо подчеркнуть, что в системе открытого и гибкого образования особое внимание уделяется подготовленности преподавателя к:

Организации обучения на базе практики из-за действий и анализ этих действий;

Формирование исследовательских и творческих умений;

Формирование у студентов веры в собственные возможности и реальность профессиональных достижений;

Выбору в зависимости от ситуации соответствующей роли, например, эксперта, консультанта, организатора, проектанта, советчика;

Организации студентов в рабочие группы, а также к распределению объемов учебного материала и формирования правил сотрудничества;

Поддержке социальной интеграции студенческого коллектива;

Применению эффективных методик предупреждения и разрешения межличностных и групповых конфликтов;

Организации индивидуализированного обучения (работа на "уровнях", в группах, выравнивающие занятия, коммуникация с обратной связью);

Организации самообучения студентов, в том числе подготовки их к самостоятельному пользованию текстовыми источниками информации;

Выработке умения индивидуального и группового принятия решений, а также решения различных проблем перед принятием решений;

Формированию умений самостоятельного планирования и адаптации к изменяющимся условиям труда; умственного конструирования из операций сравнения, анализа, выводов и верификации, а также предметно-манипуляционного конструирования согласно аналитическим, операционным и синтетическим стадиям поведения при решении проблем;

Практическому применению концепции разностороннего обучения и концепции индивидуализированного обучения с учетом потребностей студентов.

Таким образом, деятельность преподавателя высшей школы имеет высокую социальную значимость и занимает одно из центральных мест в государственном формировании национального сознания и духовной культуры общества.

Определяющим и самым большим по объему компонентом труда преподавателя является учебно-педагогическая деятельность. По своему содержанию учебная работа в высшем учебном заведении - это часть целенаправленной трудовой деятельности по подготовке специалистов высшей квалификации, включая виды конкретных работ, определенных структурой учебного плана специальности. Таких видов работ насчитывается более сорока.

Учебно-педагогическая деятельность направлена на организацию процесса обучения в высшей школе в соответствии с требованиями общества. Для учебного процесса в высшей школе характерно органическое сочетание учебного и научно-исследовательского аспектов, повышение активности и самостоятельной работы студента (научившись, студент учится сам). В педагогической деятельности сочетается теоретическая составляющая, связанная с раскрытием новых закономерностей, сущности науки, а также практическая, направленная на преобразование конкретных ситуаций, на решение системы педагогических задач. Преподаватель определяет цели и задачи обучения по конкретному предмету во взаимосвязи с другими учебными предметами; обдумывает содержание обучения, современные формы и методы, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности студента, формы контроля; формирует творческие коллективы учебных групп; осуществляет воспитание студента и воспитывает потребность в самовоспитании. Основными видами этой деятельности является чтение лекций, проведение лабораторных, практических, семинарских, расчетно-графических работ, консультаций, зачетов, экзаменов, рецензирование и прием защиты курсовых работ, проектов, руководство практикой и учебно-исследовательской работой студентов, руководство дипломными работами и прочее.

С учебной работой тесно связана учебно-методическая деятельность по подготовке учебного процесса, его обеспечения и совершенствования. В университете предполагается 29 конкретных видов учебно-методической деятельности. В их числе: подготовка к лекционным, практическим, семинарским занятиям, учебная практика; разработка, переработка и подготовка к изданию конспектов лекций, сборников упражнений и задач, лабораторных практикумов и других учебно-методических материалов, методических материалов по курсовым и дипломным работам; текущая работа по повышению педагогической квалификации (чтение методической и учебной, научно-методической литературы); изучение передового опыта с представлением отчетности и рецензирования конспектов лекций, сборников задач и лабораторных практикумов; составление методических разработок, заданий, экзаменационных билетов, тематики курсовых работ; разработка графиков самостоятельной работы студентов; взаимопосещения и пр. Рабочий день преподавателя делится на две части: проведение всех вышеназванных видов работ и подготовка к их проведению. Таким образом, содержание учебно-методической работы находится в непосредственной связи с учебной работой, ее объемом и структурой. Введение компьютеров помогает в разработке методики использования программированного обучения, создание карт для программированного контроля, разработки методики использования ТСО и др.

Работа преподавателя ВУЗа обязательно предполагает организационно-методическую работу, основными видами которой является работа в подготовительном отделении, работа по профориентации, организация педагогических практик, работа в приемной комиссии, подготовка материалов на заседание кафедры, совета факультета, совета ВУЗа, методическая работа в помощь учителям, работа по подготовке научно-методических семинаров и т.д.

Органической частью преподавательской деятельности является работа по воспитанию студентов. Она содержит следующие виды работ: контроль за самостоятельной работой студентов по изучению первоисточников, проверку конспектов, коллоквиумы, собеседования, работу куратора, руководителя клубов, воспитательную работу в общежитиях, проведение вечеров, экскурсий и тому подобное. За все виды работы преподаватель отчитывается на заседании кафедры, ректорате.

Обязательным элементом в работе преподавателя ВУЗа является научно-исследовательская работа. Научная работа включает следующие виды: выполнение плановых научно-исследовательских работ, коллективных договоров; написание и издание учебников, пособий, монографий, научных статей и тезисов, докладов на конференциях; редактирование учебников, их рецензирование, написание отзывов на диссертации; работа в редколлегиях научных журналов; руководство научно-исследовательской работой студентов; участие в научных советах и тому подобное.

Итак, профессиональная деятельность преподавателя высшей школы включает учебно-педагогическую деятельность, учебно-методическую и организационно-методическую деятельность, научно-исследовательскую работу.

Всех вузовских преподавателей можно условно разделить на три группы:

С преобладанием педагогической направленности (примерно 2/5 от общего количества);

С преобладанием исследовательской направленности (примерно 1/5 от общего количества);

С одинаковой выраженностью педагогической и исследовательской направленности (чуть более 1/3 от общего количества).

Согласно определенных видов деятельности можно определить непосредственные функциональные обязанности преподавателя высшей школы, которые заключаются в следующем.

1. Подготовка учебных курсов, их методологическое и методическое обеспечение, выбор средств информационной (аудио, видео, компьютерной, телекоммуникационной и др.) поддержки.

2. Создание учебных, тренинговых и контролирующих программ, в том числе компьютерных.

4. Чтение лекций, проведение лабораторных, семинарских и других практических занятий, конференций, ролевых, ситуационных и деловых игр и тому подобное.

5. Организационно-методическое обеспечение практики студентов и участие в ее проведении.

6. Поиск и разработка новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности.

7. Консалтинг и другая индивидуальная работа со студентами.

8. Поиск источников финансирования научных исследований и потребителей научных разработок.

9. Планирование, организация и выполнение научных исследований и конкретных практических разработок.

10. Подготовка научных, научно-популярных и других материалов.

11. Подготовка разработок, которые патентуются.

12. Реализация воспитательных функций в процессе групповой и индивидуальной работы со студентами, во время неформального общения с ними.

13. Непрерывный личностный и профессиональный рост, повышение научной и педагогической компетентности и квалификации.

14. Владение различными профессионально необходимыми практическими навыками.

Для того, чтобы выполнять на высоком уровне свои функциональные обязанности преподаватель высшей школы должен соответствовать следующим требованиям:

Высокая профессиональная компетентность - глубокие знания и широкая эрудиция в научно-предметной области, нестандартное мышление, креативность, владение инновационной тактикой и стратегией, методами решения творческих задач;

Сформированность педагогических умений и способностей (дидактических, академических, перцептивных, речевых, организаторских, коммуникативных, прогностических, рефлексивных и др.);

Педагогическая компетентность - основательные знания педагогики и психологии, в частности андрагогики, медико-биологических аспектов интеллектуальной деятельности, владения современными формами, методами, средствами и технологиями обучения;

Социально-экономическая компетентность - знание глобальных процессов развития цивилизации и функционирования современного общества, а также основ социологии, экономики, менеджмента и права;

Коммуникативная компетентность - культура устной и письменной форм литературной речи, владение иностранными языками, современными информационными технологиями, эффективными методами и приемами межличностного общения.

К этому следует добавить высокий уровень общей культуры - сформированное научное мировоззрение, устойчивая система национальных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Конкретное содержание труда, права и обязанности профессора, доцента, преподавателя высшего учебного заведения определяет устав соответствующего учебного заведения.

Сотрудники университета и других учебных заведений имеют право на:

Свободный выбор форм, методов, средств обучения или научной деятельности, проявление педагогической и научной инициативы;

Индивидуальную педагогическую и научную деятельность;

Получение всех информационных, учебно-методических и других материалов, разрабатываемых в университете (институте), а также информацию о решении Ученого совета, ректора университета (института) и мероприятиях, которые планируются;

Пользование всеми видами услуг, которые может оказывать университет (институт) своим работникам, а также всеми другими возможностями университета (института) в получении материальной помощи; содействие в расширении и совершенствовании своей деятельности, оперативного и эффективного решения учебно-методических, научно-исследовательских и производственных проблем;

Пользование удлиненным оплачиваемым отпуском;

Участие в обсуждении и решении важнейших вопросов учебной, научной и производственной деятельности университета (института) и его подразделений, представление предложений по улучшению их работы;

Выполнение работы на условиях штатного совместительства, или почасовой оплаты, на получение заработной платы за замену временно отсутствующих сотрудников, на оплату труда за хозрасчетную деятельность, работу в совместных предприятиях, фирмах, кооперативных органах и т.д.;

Повышение квалификации, переподготовку, свободный выбор содержания, программ, форм обучения и научной деятельности, организации и учреждений, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку;

Защиту профессиональной чести, достоинства;

Избрание средств и методов обучения, научной деятельности.

Сотрудники университета (института) обязаны:

Соблюдать Устав университета (института), действующего законодательства и международных соглашений;

Обеспечивать условия для усвоения студентами, слушателями, стажерами, аспирантами, докторантами учебных программ на уровне обязательных требований государственных стандартов, содействовать развитию способностей у последних;

Активно участвовать в решении задач, стоящих перед университетом (институтом), обеспечивать высокий уровень подготовки специалистов и научно-исследовательских работ;

Наставничеством и личным примером утверждать уважение к принципам общечеловеческой морали;

Регулярно, не реже одного раза в пять лет проходить различные формы повышения квалификации с сохранением средней заработной платы и выплатой затрат на повышение квалификации за счет высшего учебного заведения;

Воспитывать уважение к людям, национально-культурне, духовные и исторические ценности, бережное отношение к окружающей среде;

Воспитывать молодежь в духе взаимопонимания, мира, согласия между всеми народами, этническими, национальными, религиозными группами;

Соблюдать требования педагогической и научной этики, морали, уважать достоинство студентов и сотрудников университета (института), защищать их от любых форм физического или психического насилия, предотвращать употребление алкоголя, наркотиков и пр.

Таким образом, профессия преподавателя ВУЗа одна из самых творческих и сложных профессий. Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы имеет сложную структуру и включает учебно-педагогическую деятельность, учебно-методическую и организационно-методическую деятельность, научно-исследовательскую работу. При этом преподаватель ВУЗа выполняет следующие функции: организаторскую, информационную, трансформационную, ориентировочно регулятивную, мобилизующую. Чтобы эффективно выполнять свои профессиональные обязанности, преподаватель высшей школы как субъект педагогической деятельности должен иметь профессионально-педагогическую направленность, обладать педагогическими умениями, развитыми общими и педагогическими способностями, профессиональной и педагогической компетентностю; обеспечивать эффективное субъект-субъектное взаимодействие, продуктивность деятельности, решение учебных, воспитательных и развивающих задач.

  • II.3.11. Критерии и показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по обеспечению воспитания и социализации обучающихся
  • II.3.7. Описание методов и форм профессиональной ориентации в организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • III четверть Тема: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

  • Вся история обучения и воспитания, кроме самых первых этапов развития человечества и редких счастливых исключений, как-вот Афинская система образования, обозначенная авторитарностью, недемократичностью, жестокостью. Это имеет глубокие корни. В древней Спарте воспитание было государственным делом и неуклонно контролировалось государством. Новорожденных детей осматривали уполномоченные государством лица. Здоровых возвращали родителям, с нарушениями и отклонениями выбрасывали в пропасть. В государственных учебно-воспитательных заведениях мальчиков приучали терпеть холод, голод, жару. После каждого года обучения проводились публичные испытания, в том числе избиением. Смерть от пыток считалась достоинством питомца, отчаяние и плач - позором для родителей и воспитателей Украинском студенту Падуанского университета Григорию Скибінському в конце XVII в. отрубили руку только за то, что он, будучи православным, ради получения высокой образования принял униатство, посмел изучать науку в католическом учебном заведении, не принадлежа к католической церкви. Против фамилии студента-украинца Павла Скопа, видимо, оттого, что был беден, в списках того же университета сделана пометка "быдло рогатое".

    Поэтому создание современной гуманистической педагогики требует и соответствующего нового образа преподавателя. Каким видится преподаватель высшей школы, в чем заключается его миссия, какие требования предъявляет общество к нему? Эти вопросы не случайно находятся в поле зрения современной научной мысли и общественности. Ведь от их решения в определенной мере зависит конечный результат реформирования высшего образования в Украине.

    Как известно, преподаватели ВУЗОВ относятся к основным социально-профессиональных групп, на которые общество положило чрезвычайно важные задачи: сохранение и приумножение культурных достояний общества и цивилизации в целом; социализацию личности на важном этапе ее формирования, связанном с профессиональной подготовкой.

    Напомним, что процесс подготовки специалистов с высшим образованием составляет высокоразвитую багатоаспектну систему, основными функциями которой являются:

    • 1) выработки знаний - научные исследования, внедрение их в практику, экспертиза; разработка новых учебных дисциплин, образовательных программ, научно-методического сопровождения;
    • 2) передача знаний - учебный процесс в разнообразии форм, методов, средств и образовательных технологий;
    • 3) распространение знаний - издание учебных пособий, научных монографий, статей; выступления перед общественностью, участие в научных, учебно-методических и культурно-просветительских мероприятиях регионального, всеукраинского и международного уровней;
    • 4) формирование у того, кто учится, умения и осознание необходимости учиться на протяжении всей жизни.

    Этими функциями определяются главные составляющие преподавательской деятельности: научно-предметная, психолого-педагогическая, культурно-просветительская.

    Преподаватель высшей школы должен удовлетворять такие требования: высокая профессиональная компетентность - глубокие знания и широкая эрудиция в научно-предметной области, нестандартное мышление, креативность, владение инновационной тактикой и стратегией, методами решения творческих задач;

    педагогическая компетентность - основательные знания педагогики и психологии, в частности андрагогики, медико-биологических аспектов интеллектуальной деятельности, владение современными формами, методами, средствами и технологиями обучения;

    социально-экономическая компетентность - знание глобальных процессов развития цивилизации и функционирования современного общества, а также основ социологии, экономики, менеджмента и права;

    коммуникативная компетентность - культура устной и письменной форм литературного языка, владение иностранными языками, современными информационными технологиями, эффективными методами и приемами межличностного общения.

    К этому следует добавить и высокий уровень общей культуры - сформировано научное мировоззрение, устойчивая система национальных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

    В системе открытой и гибкой образования особое внимание уделяется подготовленности преподавателя:

    • - к организации обучения на базе практики через действия и анализ этих действий;
    • - формирование исследовательских и творческих умений;
    • - формирование у студентов веры в собственные возможности и в реальность профессиональных достижений;
    • - выбора в зависимости от ситуации соответствующей роли, например, эксперта, консультанта, организатора, проектанта, советчика;
    • - организации студентов в рабочие группы, а также к распределению объемов учебного материала и формирования правил сотрудничества;
    • - поддержки социальной интеграции студенческого коллектива;
    • - применение эффективных методик предупреждения и разрешения межличностных и групповых конфликтов;
    • - организации индивидуализированного обучения (работа на "уровнях" в группах, ыравнивающие занятия, коммуникация с обратной связью);
    • - организации самообучения студентов, в частности, подготовки их к самостоятельной пользования текстовыми и позатекстовими источниками информации;
    • - выработка умения индивидуального и группового принятия решений, а также решения различных проблем перед принятием решений;
    • - формирование умений самостоятельного планирования и адаптации к меняющимся условиям труда; умственного конструирования через операции сравнения, анализа, выводов и верификации, а также предметно-манипуляционного конструирования согласно аналитическим, операционными и синтетическими стадиями поведения при решении проблем;
    • - практического применения концепции разностороннего обучения и концепции индивидуализированного обучения с учетом потребностей студентов.

    Для успешного выполнения своих функций преподаватель должен быть организатором, оратором, аналитиком, психологом, висококомпетентним специалистом в своей области, эрудитом в других отраслях знаний. Также преподаватель должен иметь талант, природные способности. От него требуются большие умственные, физические, временные и эмоционально-волевые затраты. Преподаватель ВУЗА должен быть творческой личностью, поскольку подготовить будущего творческого специалиста может только творческая личность.

    Министерство науки и высшего образования РФ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Иркутский национальный исследовательский технический университет»

    Кафедра машиностроительных технологий и материалов

    ОТЧЁТ

    По педагогической практике

    на кафедре машиностроительных технологий и материалов ИРНИТУ

    (наименование предприятия)

    Студента гр. СПм-16-1

    Терпугова А.В.

    (Ф.И.О., группа, подпись)

    Руководитель практики

    Тютрин Н.О., доцент каф. МТМ

    (Ф.И.О., должность, подпись)

    Допущен к защите

    Тютрин Н.О.

    (Ф.И.О., подпись, дата)

    Оценка по практике _____________________________________________

    (зачтено, не зачтено)

    Тютрин Н.О.

    (Ф.И.О., подпись, дата)

    Иркутск 2018 г.

    ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИКУ

    Вид практики: производственная

    Тип практики: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая практика)

    студенту ________________________

    группы _____________ курса 2

    направление подготовки ________________________________________ программа ________________________________________________________

    1.1. Изучить основные тенденции развития высшего образования, Ознакомиться с основными направлениями педагогической деятельности в ВУЗе. Дать понятие ФГОС, отразить его цели и структуру. Изучить основные нормативные документы, используемые для организации учебного процесса (ООП, учебный план, РПД, ФОС, паспорт компетенций). Дать понятие о современных обучающих технологиях.

    1.2. Дать краткую характеристику рассматриваемой дисциплины. Подготовить учебно-методические материалы. Составить план занятия. Провести аудиторное занятие совместно с преподавателем. Подготовить выводы по результатам самоанализа проведённого занятия.

    Краткие указания к выполнению задания

    2.1. Подготовить Отчёт о выполненном задании с учётом требований, предъявляемых к текстам профессионального назначения и в соответствии с внутренними нормативными документами ИРНИТУ.

    2.3. В Отчёт включить иллюстративные материалы – эскизы, фотографии, схемы, графики и прочие материалы, необходимые для полного представления выполненного задания.

    2.4. При подготовке отчёта использовать литературные и электронные источники

    Руководитель практики от кафедры

    ______________________ / Тютрин Н.О. /

    Согласовано:

    Заведующий кафедрой ________________

    _____________________ / Зайдес С.А. /


    Введение 4
    1. Основы педагогической работы в высшем учебном заведении....... 5
    1.1 Определение и назначение педагогической деятельности ……....... 5
    1.2 Особенности педагогической деятельности в вузе ……………… 5
    1.3 Требования к профессиональным качествам преподавателя ……... 8
    2. Нормативное обеспечение обучения в высшем учебном заведении 11
    2.1 Высшее образование в Российской Федерации. Краткие сведения 11
    2.2 Федеральные государственные образовательные стандарты …... 13
    2.3 Реализация ФГОС в образовательном процессе вуза. Рабочая документация ……………………………………………………… 14
    3. Основные виды учебных занятий (формы учебного процесса), самостоятельная работа студентов ……………………….……...... 15
    3.1. Понятие учебного занятия………………………………………....... 15
    3.2 Лекция ……………………………………………………………........ 15
    3.3 Семинар ……………………………………………………………….. 16
    3.4 Коллоквиум ………………………………………………………….... 17
    3.5 Практическое занятие ………………………………….…………….. 17
    3.6 Лабораторное занятие ……………………………….……………….. 18
    3.7 Практика …………………………………………………………......... 19
    3.8 Консультация ………………………………………………….......….. 19
    3.9 Самостоятельная работа студентов ………………………...……….. 19
    4. Краткая характеристика дисциплины «Основы проектирования сварных конструкций» …………………………………………..….. 20
    4.1 Цель и задачи изучения дисциплины……………………….……….. 20
    4.2 Место дисциплины в учебном плане…………………….………….. 21
    4.3 Содержание и структура учебного предмета ………………………. 21
    5. Разработка материалов к проведению аудиторного занятия ……… 22
    5.1 План проведения занятия ……………………………………………. 22
    5.2 Конспект лекции по теме «Проработка вопросов технологичности на стадии проектирования конструкции» …………………………. 22
    5.3 Контрольные вопросы и задания ……………………….………….... 33
    5.4 Задание для самостоятельной работы студентов …………………… 34
    5.5 Самоанализ проведённого занятия …………………….………..….... 35
    Заключение…………………….……………………………………...... 37
    Список использованных источников …………………….…………. 38
    Приложение 1. Дидактический материал ……………….…………. 40
    Приложение 2. Дневник практики ……………………….………….
    Приложение 3. Характеристика ……………………….....………….

    Введение

    Актуальность педагогической практики состоит в том, что студенты-магистранты знакомятся с логикой и содержанием образовательного процесса в высшем учебном заведении, научно- и учебно-методической работой в вузе, с особенностями педагогической деятельности преподавателя, с инновационными технологиями обучения, изучают специфику воспитательной работы со студентами, особенности развития своих профессиональных качеств.

    На кафедре машиностроительных технологий и материалов (МТМ) Иркутского государственного университета в соответствии с ФГОС ВО (Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования) по направлению подготовки 15.04.01 машиностроиение (уровень магистратуры) производится подготовка студентов-магистрантов к видам деятельности научно-исследовательской и педагогической. Следовательно, педагогическая практика занимает важное место в учебном процессе подготовки магистров машиностроения.

    Продолжительность проводимой практики – шесть недель. Педпрактика проводится на втором курсе магистратуры в четвёртом семестре. Практика проводится стационарно (т.е. не является выездной). Место проведения - кафедра МТМ.

    В ходе практики осуществляеся закрепление компетенций осваиваемых при изучении дисциплин магистерского курса, таких как «Психология и педагогика», «Менеджмент и маркетинг», «Развитие творческих способностей».

    Цель педагогической практики - формирование практических навыков, связанных с педагогической деятельностью, отработка на практике теоретических знаний, полученных в этой области.

    Задачи педагогической практики состоят в следующем:

    Формирование представлений о содержании и документах планирования учебного процесса в высшем учебном заведении (теретическая часть);

    Получение навыков разработки методического обеспечения учебных дисциплин (методическая работа);

    Отработка практических навыков педагогической деятельности (учебная [аудиторная] работа).

    Для студента высшего учебного заведения педагогическая практика является самым эффективным средством получения навыков поиска, анализа, систематизации информации, а также ее дальнейшего предоставления группе. Так она воспитывает навыки эффективного общения, ораторские, организаторские способности. Это особенно важно для управленцев, которые должны уметь активизировать силы своей команды, создать комфортную атмосферу для работы и выполнения производственных задач.

    Педагогическая деятельность в вузе

    1.1 Обязанности научно-педагогических работников высшей школы

    К непосредственным функциональным обязанностям научно-педагогических работников высшей школы относятся:

    Подготовка учебных курсов, их методологическое и методическое обеспечение, выбор средств информационной (аудио, видео, компьютерной, телекоммуникационной и др.) поддержки;

    Создание учебных, тренинговых и контролирующих программ, в частности компьютерных;

    Чтение лекций, проведение лабораторных, семинарских и других практических занятий, конференций, ролевых, ситуационных и деловых игр и т.п.;

    Организационно-методическое обеспечение практики студентов и участие в ее проведении;

    Поиск и разработка новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности;

    Консультационная и другая индивидуальная работа со студентами;

    Поиск источников финансирования научных исследований и потребителей научных разработок;

    Планирование, организация и выполнение научных исследований и конкретных практических разработок;

    Подготовка научных, научно-популярных и других материалов;

    Подготовка патентуемых разработок;

    Реализация воспитательных функций в процессе групповой и индивидуальной рбботы со студентами, во время неформального общения с ними;

    Непрерывное профессиональное развитие, повышение научной и педагогической компетентности и квалификации;

    Владение различными профессионально необходимыми навыками.

    1.2. Педагог вуза - организатор творческой научно-исследовательской работы студентов

    В системе открытого и гибкого образования особое внимание уделяется подготовленности педагогов к следующим видам деятельности:

    Организации обучения на базе практики через действия и анализ этих действий;

    Формированию исследовательских и творческих умений;

    Формированию у студентов веры в собственные возможности и в реальность профессиональных достижений;

    Выбора в зависимости от ситуации соответствующей роли, например, эксперта, консультанта, организатора, проектанта, советчика;

    Организации студентов в рабочие группы, а также к распределению объемов учебного материала и формирования правил сотрудничества;

    Поддержки социальной интеграции студенческого коллектива, применение эффективных методик предотвращения и разрешения межличностных и групповых конфликтов;

    Организации индивидуализированного обучения в группах, коммуникация с обратной связью;

    Организации самообучения студентов, в частности подготовки их к самостоятельной пользования текстовыми и за текстовыми источниками информации;

    Выработка умения индивидуального и группового принятия решений, а также решения различных проблем перед принятием решений;

    Формирование умений самостоятельного планирования и адаптации к меняющимся условиям труда;

    Практического применения концепции разностороннего обучения и концепции индивидуализированного обучения с учетом потребностей студентов.

    Для успешного выполнения своих обязанностей научно-педагогический работник должен быть организатором, оратором, аналитиком, психологом, высококомпетентных специалистом в своей области, эрудитом в других отраслях с знаний. Также научно-педагогический работник должен иметь талант, природные способности. От него требуют значительных умственных, физических, временных и эмоционально-волевых затрат. Научно-педагогический работник должен быть творческой личностью, поскольку подготовить будущего творческого специалиста может только творческая личность.

    Педагог должен владеть знаниями и навыками по реализации нижеприведённых видов профессиональной деятельности (Рис.1). Качественно осуществлять педагогическую деятельность может лишь тот работник высшей школы который владеет всеми указанными видами работы в профессиональной сфере.

    Рис. 1 Виды профессиональной деятельности педагога

    Последние материалы раздела:

    Минтай в духовке с морковью и луком
    Минтай в духовке с морковью и луком

    Пошаговые рецепты приготовления минтая с овощами разными способами 2018-01-20 Наталья Кондрашова Оценка рецепта 6073 Время (мин)...

    Пельмени с белыми грибами — постные Пельмени из сухих грибов
    Пельмени с белыми грибами — постные Пельмени из сухих грибов

    Пошаговый фото рецепт приготовления пельменей с грибами. для начинки: грибы шампиньоны – 600-700 гр., лук репчатый – 1-2 шт., яйцо куриное – 2-3...

    Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
    Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

    26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...