Когда отмечают прощенное воскресенье. Прощёное воскресенье. Зачем нужно прощать и просить прощения перед Великим постом

Последняя приготовительная неделя (последний день перед ) называется Неделей сыропустной . Этим днем оканчивается вкушение молока, сыра и яиц. В этот день за службой вспоминается грехопадение Адама и Еввы: первые люди были изгнаны из Рая, потому что преступили, нарушили заповедь Божию. Нам следует вспомнить о своих грехах, ведь подготовка к великому празднику начинается с покаяния, поста и молитвы.

Прощеное воскресенье. Богослужение и «чин прощения»

Прощеное воскресенье перед Великим постом - день взаимного покаяния и умиротворения всех случившихся между нами недоразумений и разногласий, когда говорим друг другу: «Прости! », чтобы с чистым сердцем и радостной душою приступить к предстоящему подвигу. В евангельском чтении этого дня указывается, что истинный пост должен начинаться взаимным прощением обид и оскорблений:

Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14–15)

На этом основывается обычай православных христиан в последний перед постом воскресный день испрашивать прощения друг у друга, почему и самый день этот в народе называется обыкновенно прощеным воскресением . Издавна принято в этот день просить прощения, мириться и прощать нанесенные обиды, чтобы с чистой душой приступить к духовным подвигам Великого поста, перед священником свои грехи и причаститься . Ибо что такое пост, коленопреклонения и прочие труды телесные, которыми смиряем свои плотские страсти и вожделения? Это только наше оружие в духовной брани, путь к внутреннему самосовершенствованию и стяжанию евангельских добродетелей.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Кор. 5, 22–23).

Но как плоды не могут расти сами по себе, без питающих их корня и дерева, так и плод духовный - результат многолетнего подвига воздержания и отсечения плотских похотений, чтобы очистить сердце и душу и сделать их достойными к восприятию Божьей благодати.

Обычно в старообрядческих храмах в Прощеное воскресенье вечером совершается служба - вечерня и павечерница. После этого совершается чин взаимного прощения , когда прихожане земно кланяются настоятелю, прося прощения и благословения на Великий пост. Также и друг другу верующие кланяются со словами:

Прости Христа ради!

- «Бог простит, и ты меня прости Христа ради!».

Обычай этот древний. Так, француз Маржерет, находившийся на Руси на военной службе в начале XVII века, в своем сочинении «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского» пишет:

На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, - хотя бы никогда прежде не виделись, - целуются, приговаривая: «прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости».

Известно, что «чин прощения» великих князей и царей Московских включал в себя посещение московских монастырей, иногда государь ездил и в Троице-Сергиеву Лавру, прощаясь с братией и прося благословения. Все это совершалось на , а в воскресенье совершался чин прощения в Успенском соборе. Царь просил прощения и благословения у патриарха, прощался со своими придворными. Также было принято в этот день давать свободу заключенным.

Вся четыредесятница (время от понедельника первой недели поста до пятницы шестой недели включительно) и являются ожиданием дня Пасхи и подготовкой к нему. Вот как говорится об этом в стихере, которая поется вечером в Прощеное воскресенье:

П 0стное врeмz свётлw начнє1мъ, въ п0двиги д¦Hвныz себE подвизaюще, њчи1стимъ дyшу и3 тёло. пости1мсz ћкоже въ снёдєхъ, си1це и3 t всsкіz стрaсти, добродётельми питaющесz д¦а. въ ни1хже пребyдемъ въ любви2, да спод0бимсz вси2 ви1дэти всечестнyю стrть хrтA бGа, и3 с™yю пaсху, д¦0внw рaдующесz.

Поэтичный и полный глубокого смысла церковно-славянский текст этой стихеры укрепляет молящихся, научает их тому, что пост - радостное время. На русский язык эту молитву можно перевести следующими словами:

Время поста начнем светло, радостно, побуждая себя к подвигам духовным, очистим душу и тело. Будем поститься не только от снедей (воздерживаясь от пищи), но и от страстей, питаясь добродетелями Духа. С любовью будем совершенствоваться в добродетелях, чтобы сподобиться всем нам видеть Страсти Христовы и в духовной радости встретить Святую Пасху.

Душеполезное поучение в Прощеное воскресенье

Любовь и прощение взаимных обид - главные заповеди в христианстве, без исполнения которых никакие наши добрые дела не могут быть угодны перед Богом.

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там твой дар перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 24-25).

Пост Святой Четыредесятницы преподобные отцы называют духовной десятиной , которую мы приносим в жертву Богу, посвящая это время сугубому воздержанию и молитве.

Пока мы живем на земле, душа и тело наши между собою неразлучны. Если мы христиане - и то, и другое должны посвящать на служение Богу. Есть заповеди для души, есть свои и для тела. Следуя примеру святых отцов и желая вечного спасения, не можем пренебречь или преступить ни малейшей из них. В «Древнем патерике» рассказывается об одном молодом иноке, который шел по городу в корчемницу и в ответ на увещания опытного старца-пустынника, по случаю оказавшегося на том же месте, говорил, что Бог ничего не требует, кроме чистоты сердца. Старец в горести воскликнул:

Я пятьдесят лет живу в пустыне, и не стяжал чистоты сердечной, а ты хочешь стяжать ее в корчемнице!

В скором времени тот нерадивый и самонадеянный инок впал в тяжкий грех, потому что не можем победить мы свои страсти и вожделения, если не будем удаляться от причины, их порождающей.

«Велик бывает в начале подвиг и труд приступающим к Богу в безмолвии и молчании; а потом - радость неизглаголанная. Как хотящие возжечь огнь сначала терпят дым и источают слезы, и не иначе достигают желаемой цели; так и желающие возжечь в себе огнь Божественный должны возжигать его со слезами и трудами, с безмолвием и молчанием» (Митерикон).

Когда мы беремся пропалывать летом свое поле, то поначалу работа, как говорится, «пугает глаза», но потихоньку, шаг за шагом, с трудом и поклонами, вырываем зловредное терние, могущее заглушить и уничтожить все добрые наши плоды. Так, с помощью Божьей, преодолевши первые трудности, начинаем замечать, что дальше становится уже легче. Легко и радостно оборачиваемся назад, когда видим воспрянувшие, очищенные благородные наши посадки. Легко и радостно собирать нам плоды по окончании долговременной кропотливой работы. Так и постное время: перед началом кажется тягостным и неудобным, но постепенно, день за днем, освобождая душу свою от греховного терния, ощутимо замечаем уже некоторое облегчение в подвиге. Особенная же радость - светлый пасхальный день, который встречаем с чувством выполненного долга ради перенесенных благих трудов и усилий.

Разумный и умеренный пост святые отцы называют основой и утверждением для всех добродетелей. В Прощеное воскресенье вспоминаем мы Адамово изгнание из Рая сладости, которое явилось следствием невоздержания и нарушением заповеди о посте, установленной и для первозданного человека. Посему, как потеряли мы нетление и чистоту через невоздержание от запрещенной снеди, равным способом и обретаем их вновь, утесняя свои телесные потребности, чтобы укрепить и утвердить душу к молитве и богомыслию.

«Не обманывайся, ты не можешь освободиться от мысленного фараона, ни узреть горней Пасхи, если не будешь всегда вкушать горького зелия и опресноков. Горькое зелие есть понуждение и терпение поста, а опресноки - ненадмевающееся мудрование. Да соединиться с дыханием твоим сие слово псалмопевца: Аз же, внегда <бесы> стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро <души моей> возвратится (Пс. 34, 13).

Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата Рая и небесное наслаждение» («Лествица», слово 14).

Путь и пример здесь видим мы прежде всего от Самого Господа нашего Исуса Христа. Он постился в течении сорока дней в пустыни, оставив нам образ, чтобы без сомнения подражали Ему и шли Его стопами. И великие Божии угодники и пророки, удостоившиеся особенных высоких откровений и благодати - Моисей, Илия, Даниил, также проходили сорокадневное постное поприще. Никогда и нигде не хвалят святые отцы тех, кто работает своему чреву. Ибо сердце чревоугодника является вместилищем для всякой нечистоты и скверных пожеланий, а сердце смиренного постника-подвижника - обителью для Божьей благодати, если, конечно, при этом сохранять незлобие, рассудительность и прочие добродетели, без которых все наши дела не могут быть спасительными и богоугодными.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19-21).

Истинное духовное наше сокровище - быть сопричастниками вечной пасхальной радости, которую Господь уготовал любящим Его. Пост телесный предполагает также и пост духовный, т.е. чтобы особенно чутко следить за своим внутренним человеком, за движениями сердца и души. Постника и безмолвника, питающего в сердце памятозлобие и осуждение ближних, святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, скрывающемся в своей норе. Если говорим «прости», а сами не прощаем, если только для видимости из показного тщеславия кланяемся оскорбившему нас брату, а, отошедши на сторону, снова помрачаемся гневом, то напрасно тогда и бдим и постимся, ибо и сам диавол никогда не ест и никогда не спит, но не перестает от этого быть диаволом. Сердце гневливого и сердитого человека - дом и пристанище лукавых бесов. Ничто так не обнажает нас от Божьей благодати, как злопамятство и осуждение, ненависть и клевета. Здесь видна дорога в самую глубину преисподней и сокровищница вечной муки.

«Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому сею страстию недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечений о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакивание и самого себя ему недостанет времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния и не нашел в нем и следа злословия или осуждения» («Лествица», слово 10).

Как осы и мухи налетают на сладкое, так и дух лукавый устремляется против каждой добродетели, чтобы примешать к ней что-нибудь вредоносное и повернуть вспять спасительное начинание. Постное воздержание установили нам святые отцы для того, чтобы облегченною душою стяжали мы любовь и смирение, кротость и милосердие к ближним. Лукавые духи, напротив, стараются надмевать сердце постящегося тщеславием и возношением и учат его презирать слабейших своих собратьев. Человек самолюбивый всегда склонен к жестким и резким обличениям, тот же, кто говорит к брату по любви, будет говорить о деле так, словно бы рассказывая о своей собственной немощи, и, без сомнения, достигнет лучшего результата. Ибо известно, что жестокое и оскорбительное слово может смутить и доброго человека и подвигнуть его на гнев, тогда как слово доброе, сказанное с кротостью, действительно сильно в том, чтобы исправить зло в любом человеке и наставить его к добродетели.

Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Ты кто, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Господь поставить его (Рим. 14, 3,4).

Постимся ли, бдим ли, кладем ли многие поклоны и прочим образом смиряем свое тело, должно всегда еще при этом помнить, что это - не «самоцель», а лишь средство к достижению истинной цели: мира и очищения души. Что даже и сверхъестественное телесное подвижничество не принесет нам никакой пользы, если не будем при этом сохранять нашу первую заповедь о любви к Богу и ближнему. Когда мы живем в большой семье, то любим всех своих домочадцев, терпим и смиряемся с их немощами, переносим неприятности и досады, которые они нам причиняют, всегда думаем, как их поддержать и утешить. Но подобную и еще большую любовь должны мы иметь не только к близким своим родственникам, а также и ко всем окружающим людям. Истинная любовь познается именно в прощении злословия и оскорблений, тогда, когда претерпевши уничижение от ближнего, болеем душой не о себе, а о своем обидчике, и искренне хотим ему помочь и его успокоить.

Сотворение Адама и Евы. Первые люди предстоят пред Господом. Изгнание из Рая. Плач о потерянном Рае. Фрагмент северной двери иконостаса. Средняя Русь. Первая половина XVIII в.

«Прости» - слово любви и утешения, когда, примирившись с братом, надеемся на прощение и своих собственных прегрешений. Ибо вся наша праведность - как рубище нечистой жены перед Богом. И если можем еще рассчитывать на снисхождение, ради естественной своей немощи, при слабом прохождении телесных добродетелей, то затаенная ненависть в сердце не имеет для себя никакого разумного оправдания. И губит все наши труды и подвиги, навечно отлучая от Божьей благодати, ибо «не живет Дух Святой там, где есть гнев» (Никон Черногорец).

В прологе из жития святых (9-е февраля) есть одна очень трогательная история о святом мученике Никифоре (ок. 257), пострадавшем во времена суровых языческих гонений.

В городе Антиохии жили два друга - священник Саприкий и мирянин Никифор, любившие друг друга о Господе. Но диавол позавидовал их нелицемерной любви и посеял между ними вражду. И вражда эта так разгорелась, что если они даже встречались на улице, то бежали в разные стороны, ослепленные бесовской злобой. И так они оба - Саприкий и Никифор, забыв о законе Христовом, устремились к вечной погибели.
Но со временем мирянин Никифор раскаялся в своей злобе на иерея Саприкия и стал просить у него прощения. Трижды он присылал к нему своих друзей и соседей, считая себя грешным и недостойным приблизиться к оскорбленному им священнику, и трижды Саприкий отказывался от примирения. Наконец Никифор решился и сам пал к ногам своего бывшего друга со словами:

- Прости меня, отец, Господа ради прости!
Но Саприкий опять не захотел примириться со смиренным Никифором, ибо сатана овладел его сердцем.
В то время было страшное гонение на христиан, и Саприкия привели на судилище. Правитель потребовал от него принести жертвы идолам, но Саприкий мужественно ответил:

- О правитель! Мы - христиане. Наш Царь - Господь Исус Христос. Он - Единый, Истинный Бог, Творец земли и моря. Боги же ваши - бесы. Да погибнут они! Боги ваши - творения рук человеческих!
Его долго и жестоко мучили, но Саприкий и в страдании говорил начальнику:

- Ты имеешь власть над моим телом, но не над душою. Господь мой Исус Христос, создавший мою душу, Он Единый имеет над нею власть.
Видя непреклонность Саприкия, его осудили на смерть. Но когда уже палач вел его на место казни, Никифор, услыхав об этом, прибежал и пал ниц перед Саприкием, со слезами взывая:

- О, мученик Христов! Прости, прости меня! Я согрешил пред тобою!
Но Саприкий, ослепленный злобой, вновь отрекся от примирения.
Долго его упрашивал блаженный Никифор, но тщетно. И тогда сила Божия и благодать отступили от безумного священника, и Саприкий внезапно пал духом и отрекся от Господа Исуса Христа.

- О, брат мой возлюбленный, - воскликнул Никифор, - не делай этого! Не теряй венца небесного, который ты сплел многими страданиями! Вот уже Небесный Владыка готовится явиться тебе и вознаградить вечной радостью за временные страдания и смерть.
Но возненавидевший ближнего и за это оставленный Богом, Саприкий продолжал отрекаться. Тогда, укрепляемый Духом Святым, Никифор обратился к язычникам и сказал:

- Я - христианин! Я верую в Господа Исуса Христа и не принесу жертвы идолам. Я приму казнь вместо Саприкия.
Тогда по приказу правителя отступника освободили, а Никифору отрубили голову. С ликованием его чистая душа отлетела ко Господу и со всеми святыми мучениками предстала престолу Божию, Ему же держава и слава, честь и поклонение вовеки. Аминь.


Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим.12, 18).

Если не осмеливаемся мы нечистыми руками прикасаться к святыне или приходить к Божественной службе в нечистой одежде, тем более в нечистоте сердечной, т.е. в нераскаянной вражде и ненависти против своего брата - не можем приносить для Бога жертву духовную, чтобы вместо прощения грехов не навлечь на себя еще только больший гнев и осуждение. Слезы и покаяние - баня для души. Любовь и всепрощение - путь примирения с Богом, начало и конец пути спасения и совершенствования. Внутреннее и внешнее воздержание от греховных страстей и вожделений возводят человека в прежнее достояние, из которого ниспал по нерадению древний Адам. Но которое, по благодати Божией, вновь нам открыто, если только будем бдительно и усердно следовать всем премудрым Господним заповедям, ведущим нас к вечному спасению.

«Подвиг добродетелем отверзеся, хотящии пострадати внидите, препоясавшеся добрым подвигом поста. Иже бо законно страждущии, законно и венчаваются. И вземше вся оружия креста, врагу сопротивимся, яко стену нерушиму держаще веру, и яко броня молитву. И шлем милостыню. Вместо меча пост, иже отсекает от сердца всяку злобу. Творяй сия, истинный приимет венец, от всех Царя Христа, в День Судный». (Триодь Постная).

Прощеное воскресенье в народных традициях

Вот как описывает народные традиции «прощеного» воскресенья писатель и этнограф XIX в. С.В. Максимов .

Последний день масленицы называется «прощеным», и крестьяне посвящают его заговенью. Часа в 4 пополудни на сельской колокольне раздается печальный, великопостный благовест к вечерне и, заслышав его, подгулявшие мужички истово крестятся и стараются стряхнуть с себя веселое масленичное настроение: пустеют мало-помалу людные улицы, стихает праздничный говор и шум, прекращаются драки, игры, катанье. Словом, широкая, пьяная масленица круто останавливается и на смену ей приходит Великий пост. Приближение поста отражается и на душевном настроении крестьян, пробуждая у них мысль о покаянии и полном примирении с ближними. Едва смолкнет церковный звон и отойдет вечерня, как по избам начинают ходить родственники и соседи, прося друг у друга прощения. Низко, до самой земли кланяются крестьяне друг другу и говорят: «Прости, Христа ради, в чем я пред тобой согрешил». - «Прости и ты меня», - слышится в ответ та же просьба.

Впрочем, этот прекрасный, полный христианского смирения обычай стал понемногу вымирать. По свидетельству наших корреспондентов, в некоторых центральных губерниях он уже почти не существует, но зато в лесных губерниях севера, где обычаи вообще устойчивы и крепки, «прощание» соблюдается весьма строго и существует даже особый ритуал его. Пришедший просит прощения, становится около дверей на колени и, обращаясь к хозяевам, говорит: «Простите меня со всем вашим семейством, в чем я нагрубил вам за этот год». Хозяева же и все, находящиеся в хате, отвечают: «Бог вас простит и мы тут же». После этого пришедшие прощаться встают и хозяева, облобызавшись с ними, предлагают им угощение. А через какой-нибудь час прощаться идут уже сами хозяева, причем весь обряд, с угощением включительно, проделывается сначала.

Так, перекочевывая из избы в избу, ходят до света, причем, проходя по улице, и мужчины, и женщины считают долгом что есть мочи кричать: «Сударыня-масленица, потянися!» или: «Мокрогубая масленица, потянися!»

Что касается деревенской молодежи, то она или совсем не придерживается обычая прощаться, или же прощанье ее принимает шутливый характер. Вот что на этот счет сообщает наш орловский корреспондент: парни и девушки становятся в ряд и один из парней подходит к крайнему с правой стороны и говорит ему: «Прости меня, милый Иван (или милая Дарья), в чем я перед тобой согрешил». Тот (или та) отвечают: «Бог тебя простит и я тут же». После этого три раза целуют друг друга. Так проходит прощающийся весь ряд и становится к стороне, за первым идет прощаться второй и т. д. При прощании, конечно, не обходится без шуток.

Некоторую особенность представляет прощанье в семейном кругу. Вот как это происходит в Саратовской губернии. Вся семья садится за ужин (причем последним блюдом обязательно подается яичница), а после ужина все усердно молятся и затем самый младший начинает кланяться всем по очереди и, получив прощенье, отходит к стороне. За ним, в порядке старшинства, начинает кланяться следующий по возрасту член семьи (но младшему не кланяется и прощенья у него не просит) и т. д. Последнею кланяется хозяйка, причем просит прощения только у мужа, глава же семьи никому не кланяется.

Хотя обычай просить прощения у родных и соседей, как только что было сказано, заметно выходит из употребления, но зато чрезвычайно твердо держится обычай прощаться с покойниками. По крайней мере наши корреспонденты единодушно свидетельствуют, что такого рода прощанья сохранились повсюду. Обычай ходить на кладбище в последний день масленицы поддерживается, главным образом, бабами. В четвертом часу пополудни они кучками, в 10-12 человек, идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причем со слезами на глазах, шепчет: «Прости меня (имярек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой так же молча, как и пришли. При этом считается хорошим признаком, если на третий день на могиле не остается ни блинов, ни водки: это значит, что покойнику живется на том свете недурно и что он не помнит зла и не сердится на принесшего угощение.

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой…

Здравствуйте, друзья.

Вы успели от души полакомиться блинами на Масленицу? А то ведь праздник подходит к концу, уже пятница, осталось каких-то пару дней. Лично я еще ими не объелась =) Но да ладно, не о Масленице эта статья, точнее не совсем о ней.

Дело в том, что последний день Масленицы называется Прощеное воскресение, и это не с проста. Именно о Прощеном воскресенье хочется поговорить сегодня. О традициях этого праздника, его истории. Выяснить какого числа в 2018, 2019, 2020 и так далее его отмечают, ну, и самое главное, разобраться, как правильно просить прощения и отвечать тем, кто его просит у нас.

* Кстати, возможно вас заинтересует полная статья о традициях и обычаях Масленицы . Там собрано все: история праздника, интересные факты и так далее.

А теперь вернемся к Прощеному воскресенью.

Какого числа отмечать

Друзья, этот праздник переходящий — у него нет конкретной даты. Прощеное воскресенье каждый год приходится на разные дни. Так как этот христианский праздник - часть Масленичной недели, то и отсчет его ведется точно так же, как и всей Масленицы — от Пасхи. Но можно не ломать голову, а просто запомнить, что Прощеное воскресенье — это последнее воскресенье перед Великим постом и день, завершающий Сырную седмицу (Масленицу).

Как я уже говорила в одной из своих статей, даты Пасхи рассчитаны уже на много лет вперед поэтому не составит труда узнать, какого числа того или иного года будут отмечать Прощеное воскресенье.

История, смысл и названия праздника


Праздник Прощеное воскресенье (или Сыропустная неделя, Неделя Адамова изгнания, Сыропуст, Прощеный день) такой же старый, как и само христианство. По библейской истории он уходит корнями в пустынные земли Древнего Египта, где христианские отшельники совершали свои великопостые путешествия.

Священные тексты гласят, что монахи отправлялись в пустыню (естественно, поодиночке), чтобы провести там в молитве почти 40 дней Великого поста. Делалось это для того, чтобы усилить свой подвиг молитвы и подготовиться к одному из самых почитаемых христианами праздников — Пасхе.

Пустыня — враждебная человеку среда: перепады температуры от ужасной жары, до сильного холода, ограничения в воде и пище, дикие животные. В таких условиях выжить непросто, и монахи, уходя в свой священный поход отлично это понимали. Поэтому, отправляясь в столь опасное путешествие они просили у всех прощения за все вольные и невольные обиды, ну, и конечно, сами всех прощали, ведь другой возможности могло и не представиться, а перед Богом следует представать с чистой душой и совестью.

Также, стоит отметить, что еще одно название Прощеного воскресенья — Неделя Адамова изгнания . Все, наверное, знают эту библейскую легенду об изгнании первых людей из Рая. Но мало, кто знает, что изгнали их вовсе не за грех, а за то, что те отказались признаться в содеянном и покаяться. Ох, уж эта людская гордыня и упрямство.

Отсюда и фундаментальные строки в Священном Писании, о том, что тот, кто не попросит прощения у ближнего своего и не покается сам, на Царство Божье, после смерти, может не рассчитывать.

Третье название Прощеного воскресенья — Сыропустная неделя (Сыропуст) . Это означает, что благочестивые христиане завершают свою подготовку к Великому посту и прекращают употреблять в пищу все скоромное. И это воскресенье — последний день для вкушения рыбы, масла, молока, яиц и так далее, на них накладывается табу до самой Пасхи.

Но, стоит отметить, что уже в последний день Масленицы есть мясо и мясные продукты, в соответствии с христианской традицией, не принято.

Прощеное воскресенье: традиции

Как и у любого древнего праздника, у Прощеного воскресенья есть свои традиции, которые «настаивались» веками. Самое важное, конечно — это попросить прощения у всех, кого мы могли обидеть, причем просить прощения следовало не с самого утра, а с заката до полной темноты.

В старину на Руси люди обязательно ходили в храм, к родне, соседям и прочим знакомым, на кладбище, с целью попросить прощения. По пути просили о прощении даже совершенно незнакомых людей, это было нормой.

И, конечно же, нужно было и самим простить обидчиков, обязательно искренне, иначе все теряет смысл.

Интересный факт: в такой великий праздник даже старорусские князья заключали временное перемирие, а некоторые воины, и вовсе, не брали в руки оружия.

Но это далеко не все традиции:

  1. Традиционно, на Прощеное воскресенье в церквях совершается праздничная служба - читают Евангелие от Матфея, в котором говорится о прощении.
  2. После наступает, так называемый, Чин прощения — особая процедура покаяния священнослужителей перед прихожанами.
  3. Не забывают рассказать и о первых людях — Адаме и Еве, которых прогнали из Рая за самовлюбленность и надменность, чтобы напомнить о том, как опасны эти качества.
  4. Накануне поста доедают все скоромные продукты, это называется заговеньем. Причем даже в воскресном приеме пищи были свои традиции:

      с самого утра вся семья собиралась в родительском доме и начинала свой день с поедания блинов;

      в течение дня было принято есть семь раз (по числу недель в Великом посте);

      ужинать садились поздним вечером, причем за накрытый белой скатертью стол;

      по окончании трапезы, со стола ничего не убирали, а все накрывали красивой скатертью (белой или вышитой), сверху овечьей шкурой, и оставляли до утра, потом все убирали, а остатки пищи отдавали животным (это делалось для того, чтобы уберечь дом от ссор);

      спиртного почти не пили.

  5. В Прощеное воскресенье следовало посещать баню, дабы вступить в Великий пост чистыми, не только душой, но и телом.
  6. Засыпать было принято до полуночи, никакого секса, вообще, идеально, чтобы муж и жена легли отдельно.
  7. Детям до семи лет под подушку клали какую-нибудь вкусняшку (яблоко, конфету и т. п.), чтобы год был сытный.
  8. Желающие забеременеть женщины вставали перед окном и обращались к небу и предкам со словами: «Предки, простите и мне помогите», потом три раза крестились и ложились в постель. Такой ритуал помогал быстрее зачать ребенка.
  9. А желающие попросить прощения у умерших предков шли на кладбище перед закатом солнца, клали на могилу блины, кланялись на все четыре стороны, и обращались с просьбой о прощении к умершему.
  10. Гадали по блинам и по их начинкам.
  11. Кто-то помимо гаданий, занимался иными магическими практиками. До сих пор в сети можно найти всякие заговоры на этот день.
  12. Бывало, что люди пекли друг для друга специальный, посыпанный сахаром ржаной хлеб — укрух.

Христианство и язычество


Друзья, Прощеное воскресенье — это последний день Масленицы, а Масленица — чисто языческий праздник.

Из-за такого тесного переплетения верований и получилась ядреная смесь традиций. Рядом стоят совершенно несовместимые вещи — посещение храма и гадания, например.

Я напомню, православная церковь резко негативно смотрит на ворожбу и иные, подобные, занятия.

Даже шумные и веселые гуляния со сжиганием чучела в последний день Масленицы осуждаемы, я уж не говорю о всяких снятиях проклятий и приворотах.

По сути своей, Прощеное Воскресенье именно христианский праздник, и если уж и праздновать его, то в соответствии с христианскими традициями.

Однако, каждый выбирает то, что ему ближе.

Как просить прощения в Прощеное воскресенье

Основной смысл этого действа — искренне раскаяние. Просить прощения нужно с душой, от чистого сердца, совершенно у всех, даже не ощущая вины. И не копировать стишок или картинку из интернета, отправляя их ради галочки собеседнику, потому что так принято.

Обычно, когда просят прощения в этот день, то говорят: «Прости меня, если я в чем-то виноват перед тобой». Если есть какая-то конкретная вина, то стоит ее озвучить: «Прости меня за то-то и то-то».

Ответить можно несколькими способами:

  1. Бог простит, меня прости;
  2. Бог простит, и я прощаю.

Говорить нужно именно «прости» или «простите», но не «извини». Это очень разные понятия:

    В первом случае, человек как бы признает свою вину и обещает исправиться. Это, как раз, и почитается в Библии;

    Во втором же случае, человек просит «вывести его из вины», делает вид, что и не виноватый он вовсе.

На этом, пожалуй, все. До новых встреч, друзья.

P. S. Вспомнила тут, пока писала: в Германии есть праздник — День покаяния и молитвы , так вот он, мне чем-то напоминает Прощеное воскресенье. Не знаю почему, они разные, но вот тем не менее.

Прощенное воскресенье всегда приходится на последний день Масленицы. Ежегодно эта дата меняется и многие уже сейчас хотят знать, какого числа он в 2020 году. Праздник посвящен отпущению всех обид – люди в этот день просят друг у друга прощения.

Когда празднуется Прощенное воскресенье

Масленица всегда заканчивается Прощенным воскресеньем. Это один из самых великодушных и добрых праздников, суть которого заключена в прощении и повиновении. После Масленицы наступают дни Великого поста, поэтому нужно обязательно очистить свою душу. Ведь даже Господь сказал о том, что если человек простит кого-то, то и сам получит прощение от самого Бога, а если не отпустит чужие ошибки и грехи, то и сам будет оставаться со своими согрешениями.

В Прощенное воскресенье люди посещают Храмы. Повсеместно проходят божественные литургии, на которых читается Евангелие. В Нагорной части проповеди священнослужители говорят о прощении обид, о посте, а также о духовных ценностях.


Сыропустная неделя (Масленица) заканчивается Прощенным воскресеньем. Это последний день перед началом Великого поста, который длиться 49 дней. Прощенное воскресенье – это возможность облегчить и очистить свою душу. Перед тем, как начать поститься важным моментом является подготовка. Как раз в Прощенное воскресенье это и происходит. Люди каются друг перед другом и прощают. Это служит началом пути к смирению.


Этот православный праздник не привязан к конкретной дате, а потому не все знают, когда он будет. Однако день его празднования тесно связан с Пасхой и Великим постом.

Важно!

Воскресение Христово вычисляется по лунному календарю, поэтому если известна дата празднования Пасхи, то можно легко определить, на какое число придется Прощеное воскресенье в 2020 году. Для этого нужно просто отсчитать назад 49 дней. Это число равняется 7 неделям, на протяжении которых проходит Великий пост.

Прощеное воскресенье: история праздника

В Россию традиция просить прощения пришла из Египта. Еще 2000 лет назад это государство приютило Матерь Божью и Иисуса Христа от преследования Ирода. После этого события в Египте начали появляться христианские монастыри.


Народные традиции

Существует обычай, согласно которому на Прощеное воскресенье нужно 7 раз посидеть за столом. При этом кушать можно все что угодно, так как до Великого поста еще есть немного времени. Однако последней едой в этот день должна быть пища животного происхождения.


В народе Прощенное воскресенье сопровождается покаянием и прощением не только перед людьми, но и перед самим Богом. Это важная процедура подготовки к Великому посту.

Важно!

Просить прощения следует словами: «Прости меня Бога ради». В ответ человек должен произнести: «Бог простит, и я прощаю». Затем люди обнимаются и целуются.

Для многих верующих это время восстановления мира и покоя на душе, а также возможность примирения с близкими людьми.


Как простить прощения

Просьбы о прощении должны быть искренними, от всей души. Произносить слова необходимо вслух. Сила мысли здесь не приемлема. На просьбу о прощении нужно обязательно ответить словами: «Бог простит, и я прощаю», либо «Бог простит, меня прости».


Стоит помнить о том, что «прости» и «извини» это совершенно разные слова и их значение сильно отличается друг от друга. Извини – это значит «выведи меня из вины», то есть сделай вид, что я перед тобой не виноват. А прости – это «я признаю свою вину и обещаю исправиться». Именно последнее значение почитается Библией.


Народные приметы

Традиция отличается огромным великодушием и гуманностью, ведь люди просят прощения вне зависимости от того кто, кого и когда обидел. Ежегодно в этот день сжигают чучело. Женщины из своих старых вещей делали небольшую куколку, после чего сбрасывали на нее все свои болезни, страхи, горести. Затем они относили ее к главной кукле и сжигали вместе с ней на общем костре.


Поужинав в Прощеное воскресенье, нельзя было убирать со стола. Его просто накрывали чистой простыней и овечьей шкурой. Считалось, что это обязательно привлечет в дом счастье, благополучие и мир. Также в этот день наши прародители могли предсказать, богатый ли урожай их ждет.


Для православных важно, когда будет Прощенное воскресенье в 2020 году, чтобы знать, какого числа раскаяться в своих грехах и попросить прощения у Бога и у тех, кого могли обидеть даже незначительно.

Прощенное воскресение относится к дате переменной, приходится на последний день широкой масленицы . В этот день принято прощать обиды и просить простить за допущенные ошибки в отношениях с людьми.

Какого числа прощенное воскресение в 2020 году

Прощенное воскресенье предшествует великому посту. В 2020 году выпадает на 1 марта. В этот день принято прощаться не только с зимой и всем негативом что произошел в жизни за год, но и просить прощение. В первую очередь простить себя просят старшие по возрасту, на работе еще и по званию. После присоединяются молодые. Традиция имеет древние корни, но сохранена и по сей день.

Важно. В прощенное воскресенье посетите ушедших родственников, прощение и память мертвым играет свою роль.

История даты

Корни прощенного воскресенья идут от древних жрецов уходящих на время поста в пустыню. Проверка веры и силы духа часто оказывалась смертельной, из пустыни возвращались не все. Со временем перед уходом на великий пост верующие просили прощения у всех окружающих, готовясь уйти в мир иной с чистой душой. Ведь никто не знал переживет ли он лишения или нет. Сейчас, конечно, в пустыню никто не уходит. Верующие христиане проводят пост в лишениях и молитве, просветлению не должны мешать мелкие грехи и обиды, поэтому традиция не лишенная смысла.

В день прощенного воскресения православные поздравляют друг друга со светлым праздником, прощают обиды, мирятся. В церкви читается проповедь о важности добродетелей и жизни по совести. Здесь говорится о том как важно простить близких и получить прощение для очищения души.

Как и зачем мы просим прощения

Прощение – это главный ключ к примирению и ладу в семье.

В современном мире многие относятся к данной дате как к игре, по типу пройди квест, попроси прощения у всех кто есть в телефонном справочнике, в друзьях социально сети и живет рядом. На самом деле это не совсем верный подход. Каждый человек в процессе жизни приносит боль тем кого любит, близким, родным, коллегам и просто встречным. Чаще всего это происходит невольно. Причин может быть множество: плохое настроение, неудачи на работе или в личной жизни, усталость. Мы не всегда даже осознаем что причинили боль своим поступком или словом, а это случается. В день прощенного воскресения самое время попросить прощения у близких и коллег за обиды и зло, причиненные по неосторожности. Для этого достаточно просто фразы: «прости меня». В случае большой обиды прощения просится за поступок повлекший ее. Чем больше людей нас простит. Чем больше мы простим сами, тем теплее станут отношения. Даже не являясь верующим не стоит отказываться от этой традиции.

Прощение - это ключ к ладу, миру и согласию. Отсутствие обид сближает людей.

Как отмечается прощенное воскресение

Каждая дата имеет свои традиции и нормы чтоделать можно. А от чего лучше воздержаться.

    Большой грех на прощенное воскресенье конфликтовать, ссориться, ругаться, выяснять отношения.

    При употреблении алкоголя в этот день ждите неприятностей в сфере здоровья на весь год.

    Поминать умерших и прощать их принято с утра. Не стоит откладывать до обеда поход на кладбище, лучше пойти с утра.

    Прощение у близких просят ближе к вечеру во время или после службы в церкви.

    Перед вечерней службой принято посетить баню и надеть лучшую одежду.

Празднование масленицы не противоречит выбору лучшей одежды, посещения бани и прощения.

Приметы

    При вечерней трапезе не убирайте со стола крошки до утра, по народным поверьям это принесет достаток в дом.

    Ежели все блины будут съедены до полудня, ждите прибавления. А если останутся на ночь, на столе, прибранные под ручник - придет благополучие.

  • дождь на прощенное воскресение сулит урожайность в новом году.

Обязательным атрибутом масленичной недели является блин, в прощенное воскресенье их пекли в достаточном количестве и с самого утра. Приготовление данного блюда было поводом погадать на замужество одиноким девушкам. Если самый первый блинок получился удачно и сразу отлепился от сковороды, быть свадьбе. А вот если блин не желает отставать, то и девушке год еще дома остаться.

    Вечером девушка шла на улицу с блинами и угощала встречных мужчин, именем первого отведавшего и будут звать ее будущего мужа.

Но блинное гадание это скорее языческая традиция, христианство отрицает гадания, а уж тем более ворожбу.

Прощеное воскресенье — что это за день? Какой духовный смысл у обычая просить у всех прощения?

Что же прощают православные верующие друг другу в этот день? Разве мы виноваты перед каждым человеком в мире? Почему же тогда о прощении нас просят те, кто вроде бы нас и не обижал? Прощеное воскресенье — последнее воскресенье накануне Великого поста. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, даже не зная, вернутся ли они обратно к Пасхе. Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них.

В память об этом православные люди также испрашивают прощения друг у друга. Но просить прощения можно не только у единоверцев. Помириться можно со всеми, кого мы обидели, чтобы зло ушло из нашего сердца. Все мы несем перед Богом вину, на нас лежит тяжесть первородного греха. Испрашивая прощения у ближнего и прощая его, мы пытаемся примириться с Богом, который по милости Своей прощает нам наши грехи. Мы просим Господа простить нас и надеемся, что Он услышит наши молитвы. Будем же всепрощающими и милостивыми, снисходительными к проступкам ближних, ведь и у нас есть свои грехи, о которых мы просим прощения у Бога в Прощеное воскресенье.

Грядущий Великий пост — время покаяния. Покаяние — это время исправления, очищения души. Затаив обиду на ближнего, невозможно с миром войти во время поста. Поэтому Прощеным воскресеньем следует не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и простить тех, кто обидел нас. Даже если в этот день никто не просил у нас прощения.

Об этом мы расскажем в нашей статье.

У кого испрашивать в этот день прощения – у всех подряд или только у тех, кому ты наверняка причинил обиду? И как прощать от сердца, как узнать, простил ли ты на деле или только на словах? Что делать, если сил простить нет?

Разъяснить смысл Прощеного воскресенья и суть прощения мы попросили иерея Максима Первозванского.

Как перед смертью…

— Отец Максим, откуда пошел этот обычай – просить у всех прощения в последний день перед Великим постом?

— Это вовсе не какое-то порождение народного фольклора, это древнейшая церковная традиция. Сам Христос положил ей начало Своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

Позже в Церкви появился чин прощения. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и, конечно, не были уверены, что она не станет их последним пристанищем. Поэтому и примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.

— Мы-то ни в какую пустыню не уходим… Почему продолжаем соблюдать эту традицию и Прощеное воскресенье по-прежнему приходится именно на канун Великого поста?

— Потому что входить в немирном состоянии в Великий пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, т.е. действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.

Простить, а не извинить

— А что значит — простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?

— Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в современном русском языке, однако изначально это очень разные по смыслу слова .

Вы не замечали, что часто гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? «Извини» — значит, выведи меня из вины , сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».

А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться.

Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит — принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно — но принять.

— Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими, какие мы есть?

— Да, и в этом смысле прощение способно качественно поменять наши отношения. Неслучайно у слова «простить» есть определенная связь — и фонетическая, и смысловая — со словом «просто». Обратите внимание, когда отношения между людьми начинают портиться, говорят, что они усложняются , т.е. теряют свою простоту и ясность: мы не можем просто поглядеть друг другу в глаза, просто улыбнуться друг другу, просто поговорить. А когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину; давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять смогли смотреть друг другу в глаза».

Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост.

За что просить прощения?

— Батюшка, а нужно ли в Прощеное воскресенье просить прощения у всех, кого хоть мало-мальски знаешь — по принципу «может, и его чем когда-то обидел, да не помню»? Или только у тех, кому совершенно точно причинил боль?

— Во-первых, мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях.

Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей — как наших братьев и сестер — за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все — члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу — это одна из ключевых мыслей Писания. Адам и Ева согрешили — мучается все человечество. Я согрешил — мучается мой брат.

Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей — в Прощеное воскресенье это полезно почувствовать.

Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент — отсутствие в себе любви — прочувствовать и искренне раскаяться.

Как простить?

— А как быть, если человек чувствует, что не способен простить? А пришло Прощеное воскресенье — вроде, прощать надо бы…

— Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить — это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду.

— Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?

— Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно.

Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.

К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить — может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз — мы потихоньку и будем учиться смирению.

Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы.

— Отец Максим, как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…

— Дело в том, что прощение — это не одномоментный процесс. Бывает, что мы вроде бы все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.

В чем тут дело? А дело в том, что непрощение — это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.

А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» — то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся — он обязательно будет на него давить. Есть обида — этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.

Этот шрам зарубцовывается долго — нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.

Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил Своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.

В толковом словаре С.И.Ожегова у слова «извиниться» два смысла: 1. попросить прощения. 2. принести что-нибудь в свое оправдание (устаревшее ).

Беседовала Валерия Посашко

Последние материалы раздела:

По педагогике и коррекционной педагогике
По педагогике и коррекционной педагогике

работает с «особенными» детьми, имеющими проблемы физического или психического характера. Они нуждаются не только в обучении и воспитании, но и...

Гаметофит—гаплоидная многоклеточная фаза в жизненном цикле растений и водорослей, развивающаяся из спор и производящая половые клетки, или гаметы Что такое гаметофит у мхов
Гаметофит—гаплоидная многоклеточная фаза в жизненном цикле растений и водорослей, развивающаяся из спор и производящая половые клетки, или гаметы Что такое гаметофит у мхов

В жизнен цикле кажд раст-я, имеющего половое размнож-е, существ смена ядерных фаз гаплоидной и диплоидной. Переход от гаплоидн сост-я к...

Минтай в духовке с морковью и луком
Минтай в духовке с морковью и луком

Пошаговые рецепты приготовления минтая с овощами разными способами 2018-01-20 Наталья Кондрашова Оценка рецепта 6073 Время (мин)...