Значение православие в моей семье. Обязанности и наставления для мужа и жены в православной семье. Роль церкви в создании православной семьи


Семья в жизни Церкви, также как и в жизни гражданского общества занимает важное, основополагающее место. Семью в Православии называют «Малая Церковь». Апостол Павел сравнивает отношения в семье с отношениями Христа и Его Церкви: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть…» (Еф. 5: 22-33).

«Беспредельная жертвенность, безграничное самоотречение Христа — вот идеал взаимоотношений в браке. И именно та любовь, которая, по словам апостола Павла, “долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит и никогда не перестает”» (1 Кор. 13: 4-8), — лежит в основе христианского брака» (5: 368).

Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Будем выше всего ценить единодушие в семье и все будем делать так и направлять к тому, чтобы в супружестве постоянно сохранялись мир и тишина... Тогда и дети будут подражать добродетели родителей, и во всем доме будет благополучие.

Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос.

Если мы так будем управлять своими домами, то будем способны и к управлению Церковью, потому что дом есть малая Церковь. Таким образом, если хороши будут мужья и жены, то все будет превосходно…

В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единосущна с мужем; этим поддерживается все в мире».

«Основа здоровой нравственной жизни общества и его живучести есть семья. “Если внутри этой общественной единицы искажены основные начала жизни, если испорчено это зерно общественного развития и порядка, то сколько бы ни творили мы искусственных форм, они не приведут с собой здоровой жизни для общества”. “Неустройство семьи расстраивает, — по замечанию великого святителя Иоанна Златоуста, — всю вселенную”. И, наоборот, “если супружеские отношения в порядке, то и дети воспитываются хорошо, и слуги благочинны, и соседи, и друзья, и родственники радуются, и всем приятно согласие супругов”».

Свт. Григорий Богослов пишет: «Взгляни на то, что несет человеку священный брак. Кто научил премудрости, испытал все, что есть под небом, на земле и в море? Кто дал законы городам, а еще прежде законов наполнил форум, дал дома, палестры, пиршественные столы? Кто собрал хоры поющих во храмах, кто вывел нас из первоначальной животной жизни и возделал землю, пересек моря? Кто воссоединил в одно то, что пребывало разделенным, если не брак? Но это еще не все. Мы — руки, уши, ноги друг друга, через благодеяние брака, удваивающего наши силы и веселящего наших друзей. Разделенная забота умеряет тяготы, совместная радость становится слаще. Брак — это печать любви, которую нельзя сломать. Соединяющиеся по плоти суть одна душа, во взаимной любви они заостряют жало веры, ибо брак не удаляет от Бога, а приближает к нему постольку, поскольку именно Бог утвердил его для нас.

По словам свт. Амфилохия Иконийского: «Мы не вносим вражды между девством и браком — напротив, уважаем то и другое, как взаимно полезное. Славно девство, но девство истинное, потому что и в девстве есть различия: одни девы задремали и уснули, а другие бодрствовали (Мф. 25, 1-13). Достоин похвалы и брак, но брак верный и честный, поскольку многие сохранили, а многие и не сохранили чистоты его».

Протоиерей Григорий Дьяченко говорит: «Итак видите, братия, как важен и свят христианский брак по самому происхождению своему от Бога! — важен и свят он и по его назначению, служить благословенным рассадником рода человеческого, естественным источником семейного счастья и предохранительным врачевством против греховного растления нашей природы. Высокое значение его открывается еще более из того, что апостол показывает в нем образ таинственного единения Христа с Церковью и потому называет его тайною великою .

«Митрополит Сурожский Антоний отмечает, что «Брак — чудо на земле. В мире, где все и вся идет вразброд, брак — место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они друг друга полюбили и приняли до конца, совершенно, оказываются чем-то бoльшим, чем двоица, чем просто два человека, — оказываются единством.

Над этим каждому надо задуматься, потому что жить врозь мучительно, тяжело, но вместе с тем — легко и привычно. Умственные и материальные интересы, вкусы расходятся, и потому очень легко сказать себе: я хочу жить тем, что меня интересует. Кто живет для прибыли, кто живет для культуры, кто живет для борьбы за какой-то идеал, но я — самодовлеющая единица, мне хватает себя самого, а на самом деле от этого получается распыление общества, распыление человечества. В конечном итоге не остается ничего от того дивного, чудного единства, которое могло бы существовать между людьми. И брак, как я уже сказал, является чудом восстановления единства там, где оно может быть восстановлено человеческими силами…

В Священном Писании брак предстает выражением предельной радости, предельной полноты. Это полнота не успокоенности, а торжества радости и любви. Самый совершенный образ ее нам дан в так называемом браке Агнца (Отк. 19: 7, 9), то есть в соединении, в радости встречи Бога, ставшего человеком, отдавшего всю свою жизнь, все Свое бытие миру, — с тварью: когда все уже завершено, когда нет уже противоположения, когда Бог и человек объединены общей жизнью. И это не ограничивается человеком, а перерастает его и охватывает всю тварь, так, что апостол Павел мог сказать: Будет Бог все во всем (1 Кор. 15: 28).

В другом месте митрополит Сурожский Антоний сравнивает семью, в которой появился ребенок, со Святой Троицей: «Один из отцов Церкви (кажется, святой Григорий Великий) писал о том, что мир не мог бы продолжать существовать без таинств, то есть без таких действий или таких состояний, когда Божественное вливается в тварное, когда тварное перерастает себя самого, когда Божественное, вливаясь в тварное, приобщает тварность к вечному и Божественному. И он говорит, что единственное таинство па шего мира — это брак; брак, понимаемый как соединение двух существ, которые друг на друга посмотрели, возлюбили друг друга так, чтобы уже не видеть друг в друге иного, чужого, не видеть другого как наготу, а увидеть другого как красоту. Брак, по слову этого святого, является единственным таинством, которое весь мир держит с момента его сотворения и даже с момента его падения. Брак не как формальность, не как обряд, а как-то чудо, которое позволяет двум людям друг на друга посмотреть и сказать: мы уже не двое, а двоица, мы едины, мы двоица так же как Бог — Троица. И когда появляется ребенок, мы — икона святой троицы» (136: 789, 790).

По мнению протоиерея Николая Погребняка: «В традиционной системе ценностей православного человека семья всегда занимала видное место; православный взгляд на семью, как на малую церковь подразумевает не только богоустановленность брачных отношений, но и их спасительность. Но необходимо добавить, что для этого малая семейная ладья в бурном море житейском должна следовать тем же курсом, что и великий корабль Церкви Христовой. Этот образ встречается в святоотеческих творениях: “Брак не только не препятствует богоугодной жизни, но и очень способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань», — говорит святитель Иоанн Златоуст”».

Учитывая основополагающее значение семьи, во многих местах как Ветхого, так и Нового Завета приводятся наставления супругам в их семейных отношениях, а также говорится о значении для семьи добродетельной жены, например:

«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры…» (1 Петр 3: 1-8);

«Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее: “много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их”. Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!» (Прит. 31: 10-31).

Вместе с этим, Священное Писание изображает и пороки нерадивой жены. Так апостол Павел осуждает сластолюбивых молодых вдовиц, праздно проводящих время (1 Тим. 5: 5, 6, 11-13). В книге Притчей говорится: «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная» (Прит. 11: 22); «Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его» (Прит. 12: 4); «Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою» (Прит. 21: 19); «Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме» (Прит. 25: 24); «Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена - равны…» (Прит. 27: 15). Древнегреческий поэт Гесиод писал: «Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете. И ничего не бывает страшнее жены нехорошей».

«Писания мудрых Израиля (прежде всего, Песнь Песней, а также Екклесиаст, Притчи Соломоновы и Премудрость Иисуса, сына Сирахова) говорят о любви мужчины и женщины в браке как о самом прекрасном, что может быть в земной жизни человека. Все почитающий суетой и ни в чем не находящий радости Екклесиаст в сущности, только для брака делает исключение; он говорит о браке едва ли не как о единственном светлом пятне во мраке суетной жизни. Так же высоко оценивает значение брака и Сирах, более обращающий внимание на то, как отравляет жизнь вторжение зла в брачную жизнь…

Послания апостолов, сравнивая отношения в браке с отношениями Христа и Церкви, требуют от супругов духовного единства и говорят о главенствующей роли мужчины, несущего ответственность за всю семью перед Богом. Кроме этого, Новый Завет не раз упоминает о необходимости супружеской верности».

По мнению М. Григоревского: «Обобщая данные в святоотеческих творениях относительно брачного союза, мы видим, что Церковь, держась завещанного Божественным словом учения о браке, существо брачного союза полагала в психической природе человека, в зарождающемся здесь чувстве любви и искреннего сердечного расположения. Высказанное одним из первых представителей христианской письменности, св. Игнатием Богоносцем, это воззрение на существо брачного союза заметною нитью проходит через творения дальнейших св. отцов и церковных учителей — Феофила Антиохийского, Климента Александрийского, Оригена, Григория Богослова, Астерия Амасийского, Кипрана Карфагенского, Илария Амасийского, св. амросия Медиоланского и “Апостольские Постановления”» (6: 80).

Отметим отношение Русской Православной Церкви к семье и браку:

«Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей истории и современной жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения.

Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывающий подражать ему в этом (1 Кор. 7: 8), тем не менее осуждает “лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак” (1 Тим. 4: 2, 3). 51-е Апостольское правило гласит: “Если кто... удаляется от брака... не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв... что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание, тот или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви”. Его развивают 1-е, 9-е и 10-е правила Гангрского Собора: “Если кто порицает брак и гнушается женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющуюся, или порицает оную, как не могущую войти в Царствие (Божие), да будет под клятвою. Если кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой красоты и святыни девства, да будет под клятвою. Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над сочетавшимися браком, да будет под клятвою”. Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года, ссылаясь на эти правила, указал на “недопустимость негативного или высокомерного отношения к браку”...

Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, “таинством любви”, вечным единением супругов друг с другом во Христе. Изначально христиане запечатлевали брак церковным благословением и совместным участием в Евхаристии, что являлось древнейшей формой совершения Таинства Брака…

Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза; оно также способствует отчуждению и роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь, развитию антагонизма между поколениями. Человеческое тело является дивным созданием Божиим и предназначено стать храмом Святого Духа (1 Кор. 6: 19, 20). Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, “единомыслие душ и телес” супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания. Напротив, осуждения заслуживает превращение этих чистых и достойных по замыслу Божию отношений, а также самого человеческого тела в предмет унизительной эксплуатации и торговли, предназначенный для извлечения эгоистического, безличного, безлюбовного и извращенного удовлетворения...» («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые Архиерейским Собором РПЦ в 2000 г.).

«Началом общинной жизни является семья. Недаром святой апостол Павел говорит о причастности семьи Таинству Церкви (см. Еф. 5, 23-33). В семье человек обретает опыт любви к Богу и ближнему. Через семью передаются религиозные традиции, социальный уклад и национальная ультура общества. Современное право должно рассматривать семью как законный союз мужчины и женщины, в котором создаются естественные условия для нормального воспитания детей. Закон также призван уважать семью как целостный организм и защищать его от разрушения, провоцируемого падением нравственности. Охраняя права ребенка, юридическая система не должна отрицать особую роль родителей в его воспитании, неотделимом от мировоззренческого и религиозного опыта» («Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятые Архиерейским Собором РПЦ в 2008 г.).

Приведем теперь цитаты по вопросу сравнения брака с другими образами жизни: В православном «Поучении иерея к новобрачным» говорится: «…великая нива Церкви Великого Обладателя Бога, трегубо тяжаемая, трегубою украшается жатвою и плодом. Первая часть нивы тяжаемой есть девство, возлюбившими и до конца жизни хранящими его нетленно, и это приносит в житницу Господню во сто крат добродетелей плоды. Вторая часть есть воздержание вдовства, и приносит плоды в шестьдесят крат. Третья, браком сочетавшихся, живущих благочестиво в страхе Божием, приносит плоды в тридцать крат» (126: 34).

Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Вот три образа жизни: девство, брак, блуд. Брак — в середине, блуд — внизу, девство — вверху. Девство увенчивается, брак соразмерно похваляется, блуд осуждается и наказывается».

По мнениюсвятого Амвросия Медиоланского: «Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности. Мы не восхваляем одни из них, исключая другие.

Митрополит Антоний Сурожский отмечает, что: «В одной древней рукописи Евангелия есть место, где спрашивают Христа: “Когда придет Царство Божие?” И Христос отвечает: “Царство Божие уже прошло там, где двое — уже не двое, а одно”.

Можно тогда поставить вопрос: если Царство Божие на самом деле пришло в браке, то каково отношение этого Царства к человеку, выбирающему одинокую жизнь? В Церкви существуют два института, которые кажутся противоположными друг другу: это брак и монашество. Вместе с тем для всякого человека, который принадлежит Церкви, является ее членом, живет ее жизнью, совершенно ясно, что противоречий в ее бытии, ее сущности быть не может. И на самом деле, если продумать вопрос о браке и монашестве в их существе, делается ясно, что брак и монашество — как бы два лика одной и той же Церкви. В браке единство бросается в глаза: двое соединяют свою судьбу так, чтобы весь свой земной путь пройти вместе. В монашестве человек отходит от той личной человеческой близости, которая составляет радость и полноту брака, как бы в предвкушении того времени, когда Бог победит, когда победит все, что есть лучшего в человеке. Да, монах от этого отказывается, но он не отказывается от любви: во - первых от любви к Богу, во - вторых, от любви к человеку. Монахом может стать только такой человек, который осознал и воспринял достаточно глубоко трагизм мира, для которого страдание мира настолько значительно, что он готов о себе позабыть совершенно для того, чтобы помнить о мире, находящемся в страдании, в оторванности от Бога, в борении, и для того, чтобы помнить о Самом Боге, распятом по любви к миру. И поэтому уход в монашество далеко не означает бегства из мира. Мне вспоминается послушник Валаамского монастыря, о котором рассказывал мой духовник. Он пятьдесят лет пробыл в монастыре, но так и не согласился на постриг. Он прошел целую жизнь подвига, но не считал ебя готовым к монашеству. Мой духовный отец, тогда еще мирянин, искавший свой путь, спросил его: “Что же такое монашество, кто такой монах, что ты не можешь стать им, хотя ведешь монастырскую жизнь?”. И тот ответил: “Монах — это человек, который всем сердцем скорбит и плачет над горем мира, и к этому я еще не пришел”.

Как видите, и в монашестве, и в браке корень всего — в любви, притом личной, живой, конкретной любви к миру, в котором мы живем, в сознании его трагичности, а вместе с тем (и это сказывается, может быть, более ярко, более зримо в браке) — в радости о том, что в этом трагическом мире есть любовь, есть единство, есть дружба, есть такие человеческие отношения, которые делают его не адом, а возможным раем.

И здесь большую роль и в монашестве, и в браке играет надежда , понятая не просто как мечта, но как акт ликующей веры, уверенности. Священное Писание нам говорит, что надежда — это уже предвкушение будущего (Рим. 8: 24). Надежда — не мечта о том, что, может быть, в будущем станет лучше. Исходя из опыта сегодняшнего (не смотря на его мрачность и порой ужас), видя, что среди этого дня, полного жути, сияет свет, горит любовь, что свет во тьме действительно светит и тьма никакой силой не может его победить (Ин. 1: 5), мы благодаря надежде преисполняемся уверенностью, что в конце концов победит свет. Это — надежда наша, и это — вера наша, и на них может вырасти победа любви, как в монашестве, так и в браке».

Чем создание православной семьи отличается от заключения обычного, светского, брака? Да, наверно, практически всем. В первую очередь, ‑ пониманием смысла создания православной семьи. Подавляющему большинству современных семья не представляется чем-то сверхсеръезным: не получится в первый раз ‑ ну что ж, попробуем еще. Не останавливает таких «оптимистов» ни наличие общих детей и мысли о том, что им придется жить в неполной семье, ни желание хотя бы попробовать умерить гордыню и начать заново.

У верующих людей подход изначально другой ‑ православный парень и православная девушка, собираясь вступить в брак, понимают, что этот шаг делается один раз в жизни, и относятся к нему с исключительной ответственностью. Безусловно, такой подход не гарантирует 100% супружеское счастье ‑ православные христиане тоже, всего лишь навсего, грешные люди, однако статистика говорит о том, что церковные браки распадаются намного реже, причем, это касается не только православных браков. Православная семья в понимании верующего человека (так и учит нас вера) ‑ малая церковь, и целью ее является воплощение христианской любви. В свою очередь, более чем конкретное определение настоящей любви дал нам апостол Павел: «Любовь долго терпит, милосердствует… не раздражается… любовь все переносит».

Роль жены в православной семье

При создании православной семьи многие православные девушки представляют себя в роли многодетной мамы, жизнь которой полностью концентрируется на муже и детях. На самом деле, это представление не имеет ничего общего с пониманием сути православной семьи в христианстве, и близко к Домострою. Да, упомянутый уже апостол Павел сказал однажды, что жена в православной семье спасется чадородием, но не стоит утрировать эти слова святого апостола. Кроме того, он обращал внимание на то, что женщина спасается чадородием, если и любви и святости с целомудрием. Неверная трактовка слов Павла предполагает, что бездетные женщины по умолчанию отправляются в ад, но ведь это совсем не так. Бог ни в коем случае не создавал женщину как инкубатор ‑ изначальная ее роль предполагала, что она будет парой Адама, причем равноправной: «И будут два одна плоть». Создание православной семьи предполагает именно эту роль женщины ‑ верной подруги и опоры мужа. Это вовсе не принижает роли женщины как матери, речь идет лишь о том, что количество детей не должно становиться самоцелью ‑ каждому по силам.

Есть 100% белый способ привлечь истинную любовь в свою жизнь и восстановить отношения в семье! Действие сильного амулета любви уже проверили на себе многие женщины и мужчины. С его помощью вы не только найдете свою половинку, но и сможете убрать ссоры и негатив в семье, для этого нужно…

Роль церкви в создании православной семьи

В задачи современной православной церкви входит воспитание молодежи таким образом, чтобы они уважали институт православной семьи и понимали его правильно ‑ без перекосов как в сторону религиозного, так и в сторону светского восприятия. Церковь в лице священнослужителей должна готовить православных парней и девушек к созданию православной семьи, следить за тем, чтобы они вступали в него с полным и ясным осознанием того, для чего им это надо. В последнее время рассматривается вопрос о том, чтобы к таинству венчания допускать лишь те пары, которые прошли специальный курс подготовки ‑ так же, как в идеале должны допускать к таинству крещения.

Несмотря на то, что единого «рецепта» по созданию счастливой православной семьи нет, подготовка такого рода заставляла бы задумываться православных девушек и юношей над многими вопросами до, а не

О иерархии православной семьи и особой ответственности отцов, о различном, подчас непостижимом пути к вере близких людей говорил протоиерей Андрей Ткачев в рамках лектория Благовещенского храма пос. Павловская Слобода Московской области.

Семья – явление библейское, ее начало было положено в раю. Семья возникла, когда еще не было ни государства, ни науки, ни культуры, ни искусства, ни каменных зданий. И как бы продолжая эту мысль, преподобный Паисий Святогорец говорит: когда семья исчезнет, исчезнет все – и монашество, и священство, и культура, и наука.

Семья – абсолютно недемократическое явление. Нет равенства внутри семьи. Как органы в теле не равны, так и члены семьи не эквивалентны друг другу. Если бы матросы устраивали митинг и голосование перед каждой помывкой палубы, корабль утонул бы, не выходя из порта. Ни армия, ни государство, ни корабль, ни предприятие не могут жить в режиме равенства. Нужно давать команды, необходимо, чтобы их исполняли. Такова и семья: «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж» (1 Кор. 11:3).

Семья изначально – система гармонического неравенства. И в принципе равенство – это проклятая идея. Святитель Николай Сербский пишет: люди говорят о равенстве тогда, когда у них исчезает любовь. А когда есть любовь, неравенство не замечается. Если ты на двух ногах и помогаешь калеке – и ему хорошо, и тебе на сердце тепло.

Мы живем в мире, в котором есть явный недостаток любви, поэтому идет борьба за равенство, пока между людьми, потом, возможно, нам будут доказывать, что собака равна человеку. То есть мы до конца сойдем с ума.

Поэтому первое, что я хочу сказать, что семья – структура иерархичная, как и весь мир. И мужчина должен быть первым человеком в семье. Если это не так – дети превращаются в домашних идолов. Ребенок командует матерью, мать командует отцом, ну а мужик уходит к другой женщине через пару лет, когда все это ему надоест.

Время проповедовать грозного Иисуса

В православных храмах очень мало мужчин. И это наша цивилизационная задача: вернуть мужиков, отцов в храм, куда вслед за ними придут жены и дети.

Помню, как в Краснодаре на конференции, посвященной преподаванию Основ православной культуры, один батюшка из Адыгеи поделился информацией, что 100% учителей и родителей их региона сказали: «Нам не нужны никакие предметы о православии, о мусульманстве, все, что нужно рассказать детям о вере, мы расскажем сами в семье. Мы не хотим, чтобы какие-то тетки, атеистки вчерашние, учили детей основам духовной культуры». Оказывается, если духовные предметы преподает женщина, степень усвояемости составляет 10–12%. Если мужчина – 70–80% и более.

Кто из бабушек не жаловался: «Батюшка, вот внучок мой, сладенький, Коленька или Васенька, ходил со мной в церквочку, причащался, пока ему было 7, 8, 9 лет. Сейчас ему 12 лет – не ходит. Ручку вырывает, говорит: бабушка, отстань, больше не пойду». Почему? Потому что женщине Бог дал власть командовать только маленькими детьми и женщинами. А миром командовать должен мужчина.

Я себя спрашиваю постоянно: где наши мужики, где они? Пошел однажды на футбол с сыновьями: да вот они, я нашел мужиков! 70 тысяч широкоплечих, сытых, довольных, веселых, шарфиками машущих.

Владыка Истринский Арсений как-то отметил: сколько людей запруживает улицы наших городов во время Курбан-байрама – и это молодые, здоровые, сильные мужчины. Сколько мужиков молится Богу одновременно – в одном порыве, в одном земном поклоне!

Если мы не приведем наших мужчин в храм, если они не возьмут все в свои руки – мы просто исчезнем, и это будет справедливо. Один генерал, прошедший Афганистан, говорил мне: религиозно мотивированный враг – самое страшное. Он не боится умирать и не боится убивать. У него есть религиозная идея. Он бежит с автоматом и кричит: «Бог велик!» – по-арабски «Аллах акбар!» А нам что кричать? «С Новым годом!»? Другое дело, если боец в ответ произносит: «Христос Воскресе»! Вот тогда уже можно побороться!

Нас мусульмане заставят молиться. Либо молись сегодня по-русски, либо завтра будешь молиться по-арабски, потому что Бог есть. Они уже научили полвселенной молиться по-своему – таджиков, турок, персов. И никто муллу не ругает. «У муллы перстень, у муллы четыре жены, у муллы два мерседеса, у муллы большой дом… Тсс! Не критикуйте муллу, это опасно». Это нас можно ругать: живот большой, нос красный, молимся мало, денег много. Это про нас можно трепать языком, потому что мы добрые и не наказываем за критику духовенства. И если сегодня наши охамевшие русские люди таскают в зубах бедных попов – почитайте социальные сети, сколько там ненависти к Церкви – завтра их заставят молиться по-арабски, и они слова не скажут, потому что голову с плеч снимут в одну секунду.

Если не хочешь по-доброму, по-христиански, по-милосердному, тогда будет по-другому. Знаете, как происходило арабское завоевание Средней Азии? Арабский солдат приходил в кишлак и жил там несколько месяцев. Шашка наголо – постоянно, меч обнажен. Он говорит: я молюсь, и ты молись. Он пять раз в день кланяется, и они кланяются. Солдат говорит «ла-ла-ла», они повторяют: ла-ла-ла. «Я буду есть это, другое нельзя, и ты – делай так же». Он в кишлаке пожил три месяца, научил их молитве, обрядам и пошел дальше. Так возникла новая исламская нация. Бывшие киргизы, таджики стали мусульманами.

Наши крещеные люди сегодня выходят на пикеты с плакатами: «Нам не нужны храмы!» «Дерево спилят, мой Тузик будет скорбеть, потому что негде ему будет лапку задрать… Колокол будет по утрам звонить, нас будить…» И что – Бог будет терпеть это безобразие? Да сметет всех, таджиками заселит или китайцами!

Настало время проповедовать грозного Иисуса, Который будет вытряхивать из нас душу вместе с грязью. Это не гувернер: чего изволите? здоровьица вам? по бизнесу благословеньице? Это вам не Санта-Клаус. Выбьет душу из нас из всех с вами – пока не вразумимся!

Что за русские люди появились на свете, которые Богу не молятся?! Русские всегда молились Богу! Болели – молились. Выздоравливали – молились. Воевали – молились. Побеждали – молились. Проигрывали – тоже молились. Куда бы его ни забросила судьба, русский человек везде строил храм. И хорошо ему было в этом храме. Там родные лица на него смотрели со стен: Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Чудотворец Николай…

Готовь к браку, пока поперек лавки лежит

Итак, семья – абсолютно недемократическое явление. Ложь про демократию в семью не вносите. Семья недемократична, она иерархична. Есть мозги, а есть пальцы. Без пальцев можно жить, без мозгов нет.

Еще одна важная вещь: ребенка нужно готовить к браку с детства. Когда рождается девочка в еврейской семье, мама в первые дни жизни должна сказать на ухо этому ребенку: «Дочка, да благословит тебя Бог отцов наших, как Он благословил Сару и Ривку (Ревекку то есть). И да приведет тебя отец твой под свадебный балдахин».

Мы с вами настолько осатанели, что наши дочки выходят замуж в 35, в 38 лет, до этого времени теряют девственность, спят с кем попало, делают карьеру, учатся непонятно на кого и потом уже – пытаются «завести» ребенка, как будто это щенок какой-то или «москвич» на морозе, который никак не заводится.

А что женщине нужно? Семейное счастье, что еще! Что ей, в космос летать, асфальт укладывать, штангу поднимать? Это все есть, только счастья в этом всем не видно. А не видно этого счастья, потому что люди сошли с ума. Антоний Великий сказал, что будет время, когда люди станут больными, вознедугуют. Тогда все больные соберутся к одному здоровому и скажут: «Ты самый больной, ты не похож на нас».

О браке нужно думать, когда ребенок поперек лавки лежит, и тогда же готовить человека к семейной жизни – через благословение, молитву и т.д. Кто из вас знает, что нужно прошептать на ухо новорожденному младенцу? Вот еврей знает – как только родился ребенок, нужно на правое ушко шепнуть: «Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един». Мусульмане тоже говорят на правое ушко ребенку: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его». А что мы говорим на ухо своим новорожденным детям? Ничего. А кто запрещает пропеть: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» Эти слова попадут в душу. Младенец забудет, но с детства у него в душе будет вера.

А потом, когда ему исполнится 15 лет, – пойди научи его вере! Он порнографию смотрел, сигареты курил, в кино ходил и т.д. Пока он себе ноги не поломает на хоккее, или в тюрьму не попадет, или в реанимации не окажется – его не научишь. Через беду, только через беду, можно научить вере упертого грешника. Поэтому в мире так много беды. Добрый Бог сыплет на нас беду, чтобы мы научились верить.

У тебя есть вера – взглянул на небо, посмотрел, как звезды зажглись: «Слава Тебе, Господи!» – все, не нужно беды. Заметил росу на траве: «О Боже, как красиво! Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже!» – если бы мы так поступали, беды бы не было. Но мы верим в Бога только через беду, потому что мы гордые, упрямые, наглые, черствые, суетные, обезумевшие, в конце концов. Поэтому беда снимает с нас скорлупу, и мы через беду приходим к Богу.

…Вот оно, святое, нежное, маленькое, греха не совершившее. Читай ему на ухо: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя…» Не жди, когда ему будет 25 лет, учи сейчас. Он ничего не поймет, но все запомнит. А когда вырастет, оно все воскреснет у него в памяти. Те же евреи считают, что пока ребенок находится во чреве у мамы, Ангел девять месяцев читает ему Тору – страница за страницей. Потом ребенок рождается, Ангел бьет его по лицу, и малыш все забывает. Но когда начнет отроком изучать Тору – как бы вспоминает прочитанное.
Оказывается, в Ветхом Завете мужчина, делящий ложе с женой своей, говорил: «Исполняю Твою святую заповедь». «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28) – это ведь заповедь. Можно ли помнить Бога, когда зачинаешь ребенка? Не то что можно – нужно! Но кто молился перед зачатием? А пока дитя в утробе росло – кто молился? А когда ребенок родился – что мы на ухо ему шептали?

То есть у нас совершенно отсутствует священные, корневые знания о нормальной жизни, о браке, о зачатии, о рождении, о кормлении. И мы стыдимся об этом говорить с детьми. Зато дети наши не стыдятся. Вы послушайте, о чем они говорят, что у них в голове, на языке? Что по телевизору говорят в детское время? А вот про то, что нужно говорить, у нас лексикона даже нет. Значит, нужно снять с себя некий табуированный стыд по поводу разговоров на эту тему брака – надо говорить об этом с детьми.

Теща, два шага назад!

Еще одна очень важная вещь. Кто самый главный человек для другого человека? Скорее всего, самый любимый, самый дорогой, самый важный человек в жизни – это мама, пока девушка не вышла замуж, пока мальчик не женился. А кто самый важный человек для другого человека, когда он женился или она вышла замуж? Если я женился, то самый важный человек для меня – это моя жена. А для моей жены самый важный человек – это я. А моя мама? Мама – шаг назад. Теща – два шага назад. Написано в Библии черным по белому: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью» (Мф. 19:5).

Вы, мамы, с момента выхода замуж дочерей уходите в тень навсегда. И самый важный человек для ваших дочерей – это муж. Если женщина слушается мужа меньше, чем маму, – она потеряет свой брак. Если мама этого ей не объяснит сама, она будет виновна в развале брака собственной дочери.

Предположим, молодая жена обиделась на мужа: пожарила ему яичницу, которую есть нельзя, а он сказал «ты криворукая». Она к маме побежала. Что должна делать мама? Не открывать ей двери. Должна в замочную скважину сказать: «У тебя есть муж, иди отсюда, чтоб я тебя не видела здесь. Иди, сейчас милицию вызову. Ты жена. Иди к мужу и разбирайся с ним». Тем более если она действительно криворукая. А как с такими ногтями можно борщ сварить? Даже кнопки на телефоне нажимать трудно. С ресниц тушь сыплется, ногти – как у демона, что там можно сварить?

Между мной и моей женой какая степень родства? Нулевая! Муж и жена – это не родственники. Это один человек, две души в одном теле, одна плоть. Когда мать лезет в жизнь своей дочери, вышедшей замуж, – это грубейшее нарушение закона.

Чего еще не терпит брак? Брак не терпит, конечно, измен. То есть измена – как кол осиновый, забитый в самую сердцевину супружества. А еще брак не терпит, например, лени. Лентяй не будет нормальным семьянином. И лентяйка не станет нормальной женой. Книга притч Соломоновых заканчивается похвалой добродетельной жене, которая «не ест хлеба праздности» (Притч. 31:10–30). Говорится, как она «встает еще ночью», прядет, шьет двойную одежду для домочадцев, раздает приказание прислуге.

Поэтому хочешь счастья детям – дай им профессию, причем вначале «ручную» – ремесло. Пусть потом они станут переводчиками, менеджерами, маркетологами, дизайнерами – на здоровье. Но сначала – поварами, штукатурами, ювелирами, сапожниками, водителями. Потому что менеджеры – первые, кто умрет от голода в случае чего. Последними умрут краснодеревщики, паркетчики, штукатуры. И полторы тысячи менеджеров скоро будут бегать за одним электриком, как они уже бегают за одной уборщицей «тетей Дусей». Мы дожили до того, что дворы у нас убирают таджики и киргизы, а шоферами работают казахи и туркмены. Нашим белым лентяям не хочется сесть за баранку, взять в руки метлу. «Долго ли проживем, господа?» – как говорит Петр Мамонов. Это на самом деле – тупиковая ветвь развития цивилизации. На Западе это дошло до крайних вещей. Но мы зря ругаем Запад, мы такие же, как они, только чуть-чуть с задержкой, так сказать.

Поэтому в браке важно трудолюбие. Кто не хочет трудиться, тот будет голодать и умирать. Человек в этот мир пришел на каторгу. Он должен работать. А потом уже отдыхать: «Во блаженном успении вечный покой…»

К труду нужно направлять и своих чад. «Ты носочки свои стираешь? А постель заправляешь? А посуду моешь? Или хотя бы уносишь ее за собой после еды в умывальник? А доедаешь ли ты все за собой?» Если нет – я вам пророчествую: они будут наказаны. А вы раньше, чем они.

Хватит думать, что Господь – самый добрый. Господь страшен в гневе: «Скажут они горам: «покройте нас», и холмам: «падите на нас» (Ос. 10:8). Куда нам бежать от лица Сидящего на Престоле? Христианство – это религия не только любви, но и страха Божия.

«А было мне тринадцать лет…»

Жениться нужно раньше. В браке должна быть ответственность за человека – это касается мальчиков главным образом. Потому что грехи мальчиков остаются за порогом, а грехи девочек заносятся в дом. Мужчины и женщины друг другу не равны, мы разные люди, поэтому согрешившая женщина не равна согрешившему мужчине. Мужчина пахнет ветром, женщина пахнет очагом.

Женщине живется тяжелее, поэтому среди них святых больше. Как говорил Севастьян Карагандинский – за покойных женщин молиться легче, у них грехов меньше. Девочку бить нельзя хотя бы потому, что у нее будет тяжелая жизнь – она еще нахлебается, бедняжка. Лишний раз ее можно поцеловать, приголубить, обнять, что-то там подарить, поиграть. Она еще выпьет свою горькую чашу. Парню можно поддать лишний раз, не умрет. Небитые дети вообще дешево стоят. За одного битого двух небитых дают – правильно говорит русская пословица.

Правда, скоро настанет такое время, когда дети наши, которым вы купили телефоны, компьютеры, будут «стучать» по этим телефонам в ювенальную службу за то, что им не купили игрушку или дернули за ухо. Он пришел, от него пахнет сигаретами, вы дали ему по уху, он позвонил – вас забрали в тюрьму. Это сценарий завтрашнего дня.

Но знаете ли вы, что любой человек будет бит в жизни. И не раз. Так лучше пусть папа побьет его сейчас, а потом Господь его сохранит. Это лучше, чем его изобьют на улице в подворотне, – там будет жестоко и беспощадно.

Парень должен брать на себя ответственность. У них усы уже растут, а им рассказывают в школе, что Волга впадает в Каспийское море, что Александр Македонский ходил в Персию, воевал с Дарием. Какой Дарий – у них мысли совсем другие.

В каком возрасте раньше женились? По римским законам половая зрелость наступала в 12-летнем возрасте. «Евгения Онегина» вспомните. Когда Татьяна к нянечке пристала, любила ли она, та ей ответила:

«– И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.
– Да как же ты венчалась, няня?
– Так, видно, Бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
<…> Мне с плачем косу расплели,
Да с пеньем в церковь повели».

Какая любовь, когда ей было 13 лет, а Ване – и того меньше! В таком укладе заключалась своя мудрость: люди считали, что нужно пораньше переженить детей, чтобы те перебесились уже в браке. А потом стерпится, слюбится. Так жили многие поколения русских людей.

Мы так уже не можем. Но парень все равно должен быть ответственным. Если от него зачала девочка, аборта быть не должно. Ну что ж, дорогой мой, женись. Надо.

Медный тазик и фарфоровая чашка

– Дочь, 17 лет, просится в гости к подруге «с ночевкой». Еще в планах – их совместная самостоятельная поездка в Санкт-Петербург? Как к этому относиться?

– Я бы, конечно, поберег девочку и от ночевки у подруг, и от поездки в чужой город без взрослых. Как мы уже говорили, девочка – это такой немощной сосуд, хрупкое существо, фарфоровая чашка. Мужик – это медный тазик. Его можно об стену бить с утра до вечера, и все равно в нем можно потом будет еще варенье кипятить. А девочка – фарфоровая чашка, ее треснешь о стену, она разлетится, потом уже не склеишь.

И по опыту моих друзей, и по личному опыту знаю – они устраивают истерики: «А я хочу пойти к Кате ночевать!» – «Сядь здесь и не двигайся». Плачут, сопли бахромой: «Я уйду из дома!» Переплачет, перемучается, зато в подоле не принесет, потом еще скажет спасибо.

У девочки с папой какие-то особенные, сложные, напряженные, драматические отношения. Девчонки очень любят отцов. Если папа хороший – им трудно выйти замуж, потому что они ищут именно хорошего мужа, как папа. Если папа плохой – они страдают от того, что он не очень хороший, но все равно любят своих плохих отцов. Девчонки очень нуждаются в нас, в отцах. Они хотят, чтобы мы их защищали, чтобы мы переживали о них. Если мы невнимательны – они обижаются. И мы должны их беречь в таком нежном, таком опасном возрасте.
Понимаете, мужчина без женщины – это человек без ребра. Ну мало ли людей с поломанными ребрами по свету ходит. А женщина без мужчины – вообще-то ребро без человека. А что такое ребро? Это кость без мозгов. Ее любой пес сгрызет. Любая собака в зубы возьмет и будет бегать с ней по двору. И конечно, просто так бросить ее любой собаке – грех, непростительная ошибка. Женщина приобретает смысл жизни в браке, имея возле себя мужчину – мужа. А пока его нет, это должны быть отец и братья.

Когда я жил в Киеве, часто бывал в храме у нашего благочинного, а это недалеко от соборной мечети города. Там всегда много арабов, турок. И я с некоей внутренней скорбью смотрел на мусульманских женщин: они ходят по улицам наших городов, как королевы. Медленно, спокойно, красиво, достойно, никого не боясь. Не нося в руках сумки с картошкой, молоком, селедкой, помидорами. Хорошо одетые, у них в лице читается какое-то достоинство. Наши бабы, как затравленные лошади, с мешками или же – другой типаж – разукрашенные, одетые, как на панель. А эти медленно прогуливаются по улицам наших городов. И у каждой есть несколько мужчин, готовых за нее убить, – женщины это чувствуют. У любой мусульманской женщины, даже если у нее нет жениха или мужа, есть отец, дядя, или два, три дяди, братья, племянники.

Наши женщины никому не нужны. И им это нравится. «Я хозяйка своей жизни». А ведь как легко ее можно обидеть, дать ей пощечину, затащить в подворотню и выпихнуть из подворотни потом. И это ужасно. Наши женщины – матери, жены, дочери – должны быть нам нужны. «Я тебя не пущу никуда, потому что я тебя люблю, я за тебя переживаю. И ты будешь сидеть дома. Выйдешь замуж – потом будешь спрашивать у мужа, можно пойти туда или нет. А пока что я за тебя в ответе».

Неверующий муж освящается женою верующей

– Жена может влиять на мужа?

– Жена может влиять на мужа могущественно и постоянно. Есть прекрасный фильм «Моя большая греческая свадьба» (режиссера Джоэла Цвика), героиня которого придумывает разнообразные схемы, подсказывая их своему недотепе-мужу так, как будто он доходит до всего сам. Если у вас такая умная голова на плечах и вы сможете, не обижая мужа, командовать им – пожалуйста. Но если вы командуете слишком явно, то есть нарушая библейские заповеди, – это плохо. Женщина на первых ролях быть не должна.

– А если муж не может прийти к вере?

– Люди не могут прийти к Богу одновременно. Представьте себе, вы заходите в лес, а там все деревья одной высоты и облака плывут по небу одинаковые. Вы тут же из этого леса выйдете, потому что это не лес, а издевательство. Мы все не одинаковые. Вы познакомились, полюбили друг друга, поженились, когда были неверующими. Женщины обычно приходят к Богу раньше, у них сердце чувствующее, интуитивно принимающее Истину. Но если мужчина приходит к Богу, то он, как правило, идет дальше. Женщина – как была на свечах и сорокоустах, так на них до смерти и останется. А мужчина, приходя к Богу, начинает читать Василия Великого, Григория Паламу, поститься, поклоны бить по ночам. Религия – это дело мужчины.

Более того, я считаю (это мое личное мнение): если верующая женщина хочет выйти замуж за не очень верующего мужчину или только-только крещеного, который не готов каждое воскресенье идти на литургию, но он любит ее, у него есть профессия, он не лентяй, готов повенчаться, крестить детей – это прекрасный человек, берите его в мужья и радуйтесь, что Бог вам его послал.

А то девочки православные мечтают: «хочу найти православного мужа». Да где ты его найдешь? Их очень мало, по крайней мере для того, чтобы все девочки православные вышли замуж за православных парней. Кроме того, современный православный молодой человек – еще не гарантия нормального мужа. Потому что есть православные лентяи, православные алкоголики, православные альфонсы, православные пустобрехи и т.д.

Как говорит Соломон, есть вещи, которые непостижимы: «Я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице» (Прит. 30:19). Путь человека к Богу такой же таинственный.

Но женщина должна слушать своего мужа независимо от того, верующий он или неверующий.

– Даже если он в храм не разрешает ходить?

– Даже если он не разрешает ходить в храм. Если он ваш муж, вы должны чтить его как мужа, независимо ни от чего. Втайне исповедовать Господа, каким-то образом нести на себе тяжесть этого странного состояния, но муж есть муж…

– То есть вы не поддерживаете высказывания, что женщина должна слушаться мужа настолько, насколько муж слушается Бога.

– Конечно, всякому мужу глава Христос, всякой жене глава муж. Но это идеальный вариант. Скорее всего, когда вы женились – Господь Бог вам обоим был до лампочки. Затем вы пришли к Господу Богу, Он стал вам близок и интересен, а вашему мужу – все еще нет. Но он все равно ваш муж.

Если вы каким-то образом приведете своего мужа к Богу – то явно не словами. Женщина может учить только женщину или маленького ребенка. А мужчин учить женщине Бог власти не дал. Сказано ведь: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3:1–2).

Чистым житием, без слов жена тянет за собой мужа, это же плоть одна. И верующая жена, например, не может отказывать неверующему мужу в супружеском ложе. «А я пощусь». Потом попостишься, когда он уверует или когда умрет. Только захочешь ли ты потом поститься, когда мужа не станет?

У нас огромное количество браков, в которых верующие живут с неверующими. И пусть живут, как апостол Павел говорит: «Если какой брат имеет жену неверующую и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор. 7:12–14).

Надо быть верной, любящей женой, не вижу больше вариантов. Мне одна знакомая из Хорватии, у которой муж мусульманин, рассказывала: она зачастила в церковь, ей понравилось молиться. А муж-мусульманин спрашивает: «Что это ты все в церковь бегаешь, может, в попа влюбилась?» Она отвечает: «Слушай, нам батюшка каждый раз после службы говорит, чтобы мы, жены, были мужьям верны, трудолюбивы, покорны, веселы, приветливы». – «А… ну хорошо, тогда ходи, ходи». Подобрала ключик. Понимаете? Вы же хитрые все. Придумайте что-нибудь! Вы замуж выходили без наших советов? Вот и теперь живите с мужем без наших советов – но так, чтобы и Богу служить, и мужу угождать.

Сам Бог сотворил семью, при этом жена была сделана из ребра Адама. В самом начале Библии сказано, что Бог создал единое целое из мужчины и женщины. (Бытие 1:27)

Некоторые христиане утверждают, что целью Божьего создания единого целого было рождение детей, но в Святом Писании написано, что Всевышний дал Адаму помощницу, чтобы не быть тому одиноким. (Бытие 2:18)

Православная Церковь рассматривает супружескую пару, как Свою частичку, созданную для демонстрации Божьей любви миру. Связанное на земле через Таинство венчания продолжает свой путь на Небесах, ведь супруги - одно целое, при этом четко определены обязанности жены перед мужем в православии и наоборот.

Православная семья

Божья семья - союз любви и верности

Православная пара обладает особым благословением высших сил на всю совместную жизнь, защиту и помазание на благополучие, рождение и воспитание детей после Таинства бракосочетания - венчания . У мужа особые обязанности в православной семье, которая построена по принципу Иисус - супруг - жена.

Если кто-то из супругов нарушает этот порядок, исчезает благословение. По Божьему повелению муж и жена наделены взаимными обязанностями, основанием для которых является вторая заповедь Христа (Матв. 22:39):

  • любить один другого Божьей любовью;
  • хранить верность друг другу;
  • взаимное уважение;
  • почитание родителей с обеих сторон, как основание продолжения рода;

Современный мир практически отрицает институт не только церковного, но и официального брака, не понимая, что при этом сожители, они не являются семьей, живут в блуде, а значит, грешат, на таковых нет защиты Бога.

Бог есть любовь, и Православная Церковь стоит на этом основании, поэтому христиане, осознавшие греховность своей жизни, могут в любой момент узаконить свой брак перед лицом Господа.

Таинство брака может быть совершенно над парой, оба члена которой крещены в православии и прошли определенную подготовку перед венчанием.

Важно! Никогда не поздно встать на венчальный платок и воцерковиться в Божьем храме . Только после венчания возникает христианская маленькая церковь, одна плоть перед глазами Создателя. (Матв. 19:6)

Как супруг, так и супружница обладают равными правами, они партнеры по жизни.

Чтобы стать одним целым, молодые супруги должны «обрезать пуповины» со старшим поколением. Уважать, почитать родителей - дело святое, но нельзя никому позволять руководить и верховодить, кроме самих молодоженов.

Церковный брак неразрушим, если пара живет по заповедям Божьим. Только грех, особенно блуд и прерлюбодеяние , в одночасье может разорвать завет, данный у алтаря.

Брачный союз

Церковь очень строго относится к повторному браку, ведь никто не отменял запрета Иисуса. (Матв. 9:9) Ранее считалось, что только кровное родство, о котором пара не знала раньше, бесплодие в течение 7 лет или смерть одного из супругов может стать причиной развода.

Сегодня каноны немного смягчились. В официальном документе нашей Церкви, который называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» изложен целый список причин, по которым брак может быть расторгнут. Но всегда нужно помнить, что для православного человека всегда лучше путь сохранения существующей семьи. И только если все способы испробованы и не принесли результата, может встать речь о разводе.

Семейная жизнь не строится на ощущении «бабочек в животе», это тяжелый путь. Союз, основанный на благословении Церкви и истинной любви, (1Кор. 13:4-9) переживет не одно десятилетие.

Гимн Любви, записанный апостолом Павлом, при выполнении всех его пунктов, поможет семейной паре в православии пройти все подводные камни супружеского пути.

Муж - глава семьи

В благополучных семьях мужчина четко осознает свою роль в семье. Если муж является главой семьи, как Иисус - Церкви, то мужчина будет ценить, уважать и опекать свою половинку, обеспечивая ее всем необходимым (1Кор. 11:1-3).

Каждому человеку Творец приготовил свое послание. Муж читает и выполняет то, что написано для него, а ему Иисус повелел любить супругу, как Христос любит Церковь, а вот о покорности написано для второй половинки.

В своем послании апостол Петр (1 Петра 3:1-7) четко расписал повеления семейным парам. Отношение мужа к жене в православии подразумевает:

  • равноправие во владении имуществом;
  • благоразумное отношение к своей половинке во всех вопросах жизни;
  • поддержание авторитета женщины;
  • защиту ее интересов и хранение доброй репутации.

Библия называет женщину в православии немощнейшим сосудом. Представьте мужчину, в сильные, мужественные руки которого Бог вложил тончайшую, изысканную вазу из хрусталя, это жена, мать детей, возлюбленная. Малейшее неловкое движение, удар, сильное сжатие и вместо чуда творения Творца - миллионы осколков.

Истолковывая слова Библии в свою пользу о том, что женщина должна покориться мужчине, и она не властна над телом, некоторые мужья превращают свою половинку в рабынь без голоса и права мыслить самостоятельно.

Женщина - хранительница очага. Она - огонек, нежный и теплый, охраняя который можно всегда жить в покое и уюте.

Статус главы в семье - быть подобием Иисуса Христа, а не рабовладельцем. Равноправный партнер в семье - супруга, у нее должна быть своя зона комфорта, личное мнение и, безусловно, свободное время для себя любимой. В народе говорят, что любимая женщина счастливая, а счастливая - всегда красивая.

Отношения между мужем и женой

У хорошего хозяина самая красивая подруга жизни, данная Богом, его половинка, царица, имеющая равную долю в правлении семьей.

Важно! Глава семьи, как Иисус Церкви, должен дать своей хозяйке все права по решению женских вопросов, поддерживая ее установки и правила.

Негоже царю и священнику дома приносить домой сплетни, сеять раздор и мелочно придираться к любой погрешности.

Лакмусовой бумажкой, тестом для отношения мужчины к своей половинке является Иисус и Церковь.

Может ли истинный христианин представить брошенную Церковь с детьми, не обеспеченную своим Женихом, который может Ей изменить?

Дом, подчиненный своим бытом законам христианства и наполненный духовной жизнью, примером которой является глава семейства, всегда будет под защитой Бога.

Верная жена - хранительница очага

Роль женщины в семье трудно переоценить. Вся Библия пропитана примерами жизни прародительниц рода человеческого, которые, так или иначе, влияли на историческое развитие человечества.

Многие святые жены оставили пример покорности, верности, мужества и послушания в истории человечества.

Великое доверие Богу, покорность, уважение мужа творят чудеса.

  • Православная жена относится к мужу, как к священнику своего дома, однако при этом она не опускается до роли уборщицы, кухарки, рабыни и домработницы.
  • Православная христианка - домостроительница, хранительница очага, берегиня рода.
  • Бог создал Еву из ребра Адама, не из руки или ноги, не из головы, а из кости, которая находится под сердцем.
  • У хорошей хозяйки, которая находится под обеспечением и защитой главы семьи, дом - полная чаша.
  • Божью Невесту - Церковь трудно представить неприбранной или голодной, так и мать, жена должна заботиться о доме.
  • Бог дал именно жене повеление кориться своему мужу (Еф. 6:1-4), а мужу - любить свою половинку. Каждый член семьи имеет свое послание от Творца, выполнение которого гарантирует счастливую семейную жизнь.
  • Многие женщины пытаются манипулировать своим телом, нарушая повеление Сущего на Небесах (1 Кор. 7: 3-5), где говорится, что жена не властна отказать мужу, ее тело во власти мужа. Только пост и молитва, а это более 200 дней в году, могут быть причиной уклонения от супружеских отношений.
  • Еще царь Соломон писал в Притчах, что мудрая жена устрояет дом, а сварливая разрушает его.
  • Женщины должны украшать себя не только внешне, красота православной христианки в покорности, миролюбии, благоразумии и уважении к своему мужу.
  • Православная жена никогда не позволит себе «вынести сор из избы». Все вопросы, разногласия, даже раздоры решаются не криком и укорами, а молитвой и советами духовных наставников.

Молитвы о семье:

Красота христианки скрывается в ее сердце, наполненном милосердием, богобоязненностью, открытым для помощи людям и служению Творцу.

Поклонение мамоне в виде золота и драгоценностей не сделают женщину красивее, а только наполнение Плодами Духа Святого преобразует хозяйку дома в царицу своего господина.

Умение отвечать кротостью на грубость, послушанием на требовательность - главные показатели истинной христианки.

Именно мать является примером послушания для детей, а отец - любящим господином. Зная силу христианской покорности, Бог оказывает женщинам особое благоволение, называя их святыми, царицами.

Всевышний Творец призывает женщин кориться мужьям не из-за страха, а по любви к Божьим заповедям . В наполненных Божьим ведением семьях царит смирение и верность, покорность и терпение, забота и любовь, которые являются залогом воспитания детей, как истинных христиан.

Самая большая ошибка нерадивой супруги, пусть достигшей высоких постов в политике, бизнесе, является унижение мужчины, особенно при детях или других людях.

Во время венчания супруги дают обет жить вместе и нести свою любовь в богатстве и бедности, здоровье и болезнях.

Умение радовать один за другого, поддерживать друг друга, обуздывать свой язык, особенно это касается представительниц слабого пола, сторицей воздастся через годы, когда поседеют виски.

Совет! Мудрая жена никогда не ляжет спать в гневе, Всевышний подарил христианам мощное орудие - молитву, которая способно погасить любой раздор в сердцах, если там живет Иисус.

Видео об отношениях между мужем и женой в православной семье

Сегодня серьезной проблемой является вопрос, что такое христианская семья и брак. Сейчас это понятие достаточно трудно осмысляется в приходской жизни. Я вижу очень многих молодых людей, которые дезориентированы в том, что они хотят увидеть в своей семье. В их головах существует масса штампов отношений между юношей и девушкой, на которые они ориентируются.

Современным молодым людям очень сложно найти друг друга и создать семью. Все смотрят друг на друга под искаженным углом: одни – почерпнув свои знания в «Домострое», другие – в телепрограмме «Дом-2». И каждый по-своему пытается соответствовать прочитанному или увиденному, при этом отказываясь от собственного опыта. Молодые люди, составляющие приход, очень часто смотрят вокруг себя, чтобы найти себе пару, которая могла бы соответствовать их представлениям о семье; как бы не ошибиться – ведь православная семья должна быть именно такой-то. Это очень большая психологическая проблема.

Второе, что подбавляет градус к этой психологической проблеме: разделение понятий – что является природой семьи, а что является ее смыслом и целью. Недавно я прочел в одной проповеди, что целью христианской семьи является деторождение. Но это неправильно и стало, к сожалению, необсуждаемым штампом. Ведь такая же цель у мусульманской, буддистской, у любой другой семьи. Деторождение является природой семьи, но отнюдь не целью. Оно заложено Богом в отношения между мужем и женой. Когда Господь создавал Еву, Он сказал, что нехорошо человеку быть одному. И не имел ввиду только деторождение.

Первое признание в любви

В Библии мы видим христианский образ любви и брака.

Здесь мы встречаем первое признание в любви: Адам говорит Еве: кость от костей моих и плоть от плоти. Вдумайтесь, как это прекрасно звучит.

В самом чине венчания сначала говорится о помощи друг другу, а потом только восприятие рода человеческого: «Боже святой, создавший из праха человека, и из ребра его образовавший жену, и сочетавший с ним помощника, соответственного ему, ибо так угодно было Твоему Величеству, чтобы не одному быть человеку на земле». И потому многодетность тоже не является целью. Если семье задать такую задачу: обязательно воспроизводить и воспроизводить, то может возникнуть искажение брака. Семьи не резиновые, люди не бесконечные, у каждого свой ресурс. Нельзя ставить такую колоссальную задачу, чтобы Церковь решала демографические вопросы государства. У Церкви другие задачи.

Всякая идеология, которая вносится в семью, в Церковь – страшно губительна. Она всегда сужает ее до каких-то сектантских представлений.

Семья – малая Церковь

Помочь семье стать малой Церковью – вот наша главная задача.

И в современном мире слово о семье, как о малой Церкви, должно прозвучать громко. Цель брака – это воплощение христианской любви. Это место, где человек присутствует по-настоящему и до конца. И реализует себя как христианин в своем жертвенном отношении друг другу. Пятая глава Послания апостола Павла к Ефесянам, которая читается на Венчании, содержит образ христианской семьи, на который мы ориентируемся.

У о. Владимира Воробьева есть замечательная мысль: семья имеет свое начало на земле и имеет свое вечное продолжение в Царствии Небесном. Вот ради чего создается семья. Чтобы двое, став единым существом, это единство перенесли в вечность. И малая Церковь и Небесная стали едиными.

Семья – это выражение антропологически заложенной в человеке церковности. В ней реализуется осуществление Церкви, заложенное Богом в человеке. Преодоление, выстраивание себя по образу и подобию Божию – очень серьезный духовный аскетический путь. Об этом надо нам очень много и серьезно говорить с приходом, юноше с девушкой, друг с другом.

А сведение семьи к стереотипам надо разрушать. И я считаю, что многодетная семья – это хорошо. Но каждому по силам его. И оно не должно приводиться в исполнение ни духовническим руководством, ни какими-то соборными решениями. Деторождение есть исключительно исполнение Любви. Дети, брачные супружеские отношения – это то, что наполняет семью любовью и восполняет ее как некое оскудение.

Супружеские отношения – отношения любви и свободы

Когда мы говорим об интимных отношениях в семье, возникает много сложных вопросов. Монашеский устав, по которому живет наша Церковь, не предполагает рассуждения на эту тему. Тем не менее, этот вопрос существует, и никуда нам от него не деться.

Осуществление супружеских отношений – вопрос личной и внутренней свободы каждых супругов.

Было бы странно из-за того, что супруги причащаются во время чина Венчания, лишать их брачной ночи. А некоторые священники так и говорят, что не стоит супругам причащаться в этот день, потому что им предстоит брачная ночь. А как быть тем супругам, которые молятся о зачатии ребенка: чтобы он был зачат с Божьего благословения, им тоже не причащаться? Почему ставится вопрос о принятии Святых Христовых Тайн – Бога Воплотившегося – в нашу человеческую природу с некой скверной в отношения, освященных Венчанием? Ведь написано: ложе не скверно? Когда Господь посетил брак в Канне Галилейской, Он же наоборот добавил вино.

Здесь встает вопрос сознания, которое все отношения низводит до какого-то животного отношения.

Брак венчается и считается неоскверненным! Тот же Иоанн Златоуст, который сказал, что монашество выше брака, говорит и о том, что супруги остаются целомудренными и после того, как они поднимаются с супружеского ложа. Но это в том случае, если у них честен брак, если они берегут его.

Поэтому супружеские отношения – отношения человеческой любви и свободы. А бывает и так, и это могут подтвердить и другие священники, что всякая излишняя аскеза может являться причиной супружеских ссор и даже распада брака.

Любовь в браке

Люди соединяются в браке не потому, что они животные, а потому что они любят друг друга. А вот о любви в браке за всю историю христианства сказано не так много. Даже в художественной литературе проблема любви в браке впервые поднимается лишь в 19 веке. И никогда не обсуждалась ни в каких богословских трактатах. Даже в семинарских учебниках не говорится нигде, что люди, создающие семью, должны любить друг друга обязательно.

Любовь является основой для создания семьи. Об этом и должен радеть каждый священник прихода. Чтобы люди, которые собираются жениться, ставили перед собой цель любить по-настоящему, хранить и умножать, сделать ее той Царской Любовью, которая приводит человека ко Спасению. В браке ничего другого и быть не может. Это не просто бытовая структура, где женщина – воспроизводящий элемент, а мужчина – зарабатывает на хлеб и имеет немного свободного времени, чтобы поразвлечься. Хотя сейчас именно так чаще всего и происходит.

Церковь должна охранять брак

И только Церковь сейчас еще способна говорить, как создать и сохранять семью. Существует масса предприятий, которые дают возможность брак заключать и расторгать, и рассказывают об этом.

Раньше Церковь действительно была тем органом, который брал на себя ответственность законного брака и одновременно осуществляла церковное благословение. А теперь понятие законного брака все более и более размыто. В конечном итоге законный брак будет размыт до последнего предела. Очень многие люди не понимают, чем законный брак отличается от гражданского. Некоторые священники тоже путают эти понятия. Люди не понимают смысла заключения брака в государственных учреждениях и говорят, что лучше повенчаются, чтобы встать перед Богом, а в ЗАГСе – что? В общем, понять их можно. Если они любят друг друга, то им не нужна справка, какое-то формальное свидетельство о любви.

С другой стороны, Церковь имеет право заключать только те браки, которые заключены в ЗАГСе, здесь и получается странная вещь. В итоге некоторые священники говорят странные слова: “Вы распишитесь, поживите немножко, – годик. Если не разведетесь, то приходите венчаться”. Господи, помилуй! А если разведутся, что не было брака? То есть такие браки как бы не считаются, как будто их не было, а которые Церковь повенчала – это на всю жизнь…

С таким сознанием невозможно жить. Если такое сознание мы принимаем, то и любой церковный брак тоже будет распадаться, – ведь есть причины для расторжения церковного брака. Если таким образом относиться к государственному браку, что он такой “недобрак”, то количество разводов будет только увеличиваться. У брака венчанного и невенчанного одна и та же природа, последствия развода везде одинаковы. Когда допускается странная идея, что можно пожить до венчания, то каким у нас будет сам брак? Что тогда мы понимаем под нерасторжимостью, под “двое – плоть едина”? Что Бог сочетал, человек не разлучает. Ведь Бог сочетает людей не только через Церковь. Люди, встречающиеся друг с другом на земле, – по-настоящему, глубоко – они все равно осуществляют природу брака, данную Богом.

Только вне Церкви они не получают той благодатной силы, которая преображает их любовь. Брак получает благодатную силу не только потому, что он венчан в Церкви священником, а еще и потому, что люди вместе причащаются, вместе живут единой церковной жизнью.

Многие за обрядом венчания не видят сущности брака. Брак – это союз, который сотворен Богом еще в раю. Это таинство рая, райской жизни, таинство самой природы человека.

Здесь возникает огромная путаница и психологические препятствия для людей, которые ищут себе жениха или невесту в православных молодежных клубах, потому что лишь бы православный с православным, а иначе никак нельзя.

Подготовка к браку

Церкви нужно готовить к браку и тех людей, которые приходят не изнутри церковной общины. Тех, которые сейчас могли бы прийти в Церковь через брак. Сейчас огромное количество невоцерковленных людей желают настоящей семьи, настоящего брака. И знают, что ЗАГС ничего не даст, что истина дается в Церкви.

А здесь им говорят: получите свидетельство, заплатите, в воскресенье приходите к 12. Хор за отдельную плату, паникадило за отдельную.

Перед венчанием люди должны пройти серьезный подготовительный период – и готовиться несколько месяцев как минимум. Это должно быть совершенно четко. Хорошо бы принять решение на Синодальном уровне: так как Церковь несет ответственность за нерасторжимость брака, то и допускает его только между теми, кто в течение полугода регулярно приходил в Храм, исповедовался и причащался, слушал беседы священника.

При этом гражданская регистрация в этом смысле отступает на второй план, потому что при современных условиях она дает возможность закрепить какие-то имущественные права. Но Церковь не за это несет ответственность. Она должна соблюсти совершенно четкие условия, на основания которых совершается такое Таинство.

А иначе, конечно, эти проблемы с развенчанными браками будут только расти.

Ответы на вопросы

Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждую мысль, каждое слово, за каждый свой поступок, тогда у человека начинается настоящая жизнь

Что вы делаете в приходе, чтобы восстановить ценность брака?

Брак – ценность самой Церкви. Задача священника помогать человеку эти ценности обретать. Современные молодые люди часто дезориентированы в том, что является сущностью брака.

Когда человек начинает жить церковной жизнью, приобщаться Таинствам, все сразу становится на свои места. Христос и мы рядом с Ним. Тогда все будет правильно, тут нет специальных приемчиков, их не должно быть. Когда люди пытаются изобрести какие-то специальные приемы, становится очень опасно.

Какие существуют выходы, чтобы решить эту проблему? Что Вы посоветуете молодым людям?

Во-первых, не торопиться, успокоиться. Довериться Богу. Ведь чаще всего люди не умеют этого делать.

Освободиться от штампов и идей, что все можно сделать какими-то специальными способами, так называемые рецепты счастья. Они существуют в головах многих православных прихожан. Якобы для того, чтобы стать тем-то и тем-то, нужно сделать то-то и то-то – поехать к старцу, например, прочитать сорок акафистов или сорок раз подряд причаститься.

Нужно понять, что нет рецептов счастья. Есть личная ответственность за свою собственную жизнь, и это самое главное. Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждое свое слово, за каждый свой шаг, за свой поступок, тогда, мне кажется, у человека начнется настоящая жизнь.

И отказаться от ненужного: внешнего, надуманного, от того, что подменяет собой внутренний мир человека. Современный христианский церковный мир сейчас сильно тяготеет к застывшим формам благочестия, не осмысляя их полезности, плодоносности. Замыкается только на самой форме, а не на том, насколько это правильно и действенно для духовной жизни человека. И воспринимается только как некая модель отношений.

А Церковь – живой организм. Всякие модели бывают хороши только постольку-поскольку. Есть только некоторые векторы направления, а идти человеку приходится самому. И уповать на внешнюю форму, которая тебя якобы приведет к спасению, не стоит.

Половина

Есть ли у каждого человека своя половина?

Господь таким образом человека сотворил, изъяв из него часть для сотворения второй половины. Это Божественный акт сделал человека неполноценным без соединения с другим. Соответственно человек поэтому и ищет себе другого. И восполняется он в Тайне Брака. И это восполнение происходит либо это в семейной жизни, либо в монашестве.

Половинками рождаются? Или все-таки половинками становятся уже после венчания?

Я не думаю, что люди таким образом сотворены: будто бы есть два таких человека, которым нужно обязательно друг друга найти. И если они друг друга не найдут – будут неполноценными. Было бы странно думать, что есть только одна единственная и один единственный, который тебе послан Богом, а все остальные должны пройти мимо. Я думаю, что это не так. Сама природа человеческая такова, что она может преображаться, и сами отношения тоже могут преображаться.

Люди ищут другого именно как мужчина и женщина, а вовсе не как два конкретных индивидуума, которые существуют на свете. Выборов в таком смысле у человека достаточно много. Все друг другу подходящие и неподходящие одновременно. С одной стороны – человеческая природа искажена грехом, а с другой – у человеческой природы такая огромная сила, что по благодати Божией даже из камней Господь себе творит детей.

Иногда люди тяжело друг другу прирастающие, вдруг становятся такими неделимыми, единством в Боге и при усилии друг друга, при желании, при огромной работе. А бывает, что вроде у людей все хорошо, но они не хотят друг другом заниматься, друг друга спасать. Тогда самое идеальное единство может распасться.

Некие люди ищут и ждут некоторого внутреннего сигнала, что это твой человек, и только после такого ощущения они готовы принять, остаться с человеком, которого Бог перед ними поставил.

Трудно такому чувству до конца доверять, с одной стороны. А с другой, нельзя ему не доверять абсолютно. Это Тайна, это всегда останется Тайной для человека: Тайной его душевных мук, сердечных терзаний, его тревоги и его счастья, радости. Нет на этот вопрос ответа ни у кого.

Подготовила Надежда Антонова

Последние материалы раздела:

Минтай в духовке с морковью и луком
Минтай в духовке с морковью и луком

Пошаговые рецепты приготовления минтая с овощами разными способами 2018-01-20 Наталья Кондрашова Оценка рецепта 6073 Время (мин)...

Пельмени с белыми грибами — постные Пельмени из сухих грибов
Пельмени с белыми грибами — постные Пельмени из сухих грибов

Пошаговый фото рецепт приготовления пельменей с грибами. для начинки: грибы шампиньоны – 600-700 гр., лук репчатый – 1-2 шт., яйцо куриное – 2-3...

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...