Где строят завод мерседес. «Мерседесы» российской сборки: семь главных фактов. Концепция гибкой сборки

Минпромторг сообщил во вторник, что подписан специальный инвестиционный контракт по строительству в Московской области завода легковых автомобилей Mercedes-Benz.

Контракт рассчитан на 9 лет. По его условиям, Daimler построит на территории индустриального парка Есипово автозавод полного цикла (сварка, окраска, сборка) проектной мощностью более 20 000 машин в год. Начало серийного производства запланировано на 2019 г. Инвестиции составят не менее 15 млрд руб., по информации Минпромторга. Предполагается вложить более 250 млн евро, говорится в сообщении Daimler. Выпускаться будут внедорожники Mercedes-Benz и седан Е-klasse. Источник, близкий к одной из сторон, добавляет, что на новом заводе будут выпускаться три модели кроссоверов и один седан.

Документ подписан между Российской Федерацией (в лице Минпромторга), «Мерседес-Бенц рус» (100%-ная «дочка» Daimler), правительством Московской области, поселением Пешковское Солнечногорского района Московской области, а также привлеченными лицами - Daimler AG, «Камазом», «Даймлер Камаз Рус» (паритетное СП, выпускает грузовики в Татарстане) и компанией «Мерседес-Бенц мануфэкчуринг рус».

«Инвестиции Mercedes-Benz в создание локальной сборки легковых автомобилей говорят о стратегическом решении глобального автопроизводителя и его вере в российский рынок вне зависимости от краткосрочной конъюнктуры, – комментирует замминистра промышленности и торговли Александр Морозов. «Благодаря локальному производству в России мы будем еще ближе к нашим клиентам и одновременно упрочним глобальную конкурентоспособность отделения Mercedes-Benz Cars», – говорит член правления отделения Mercedes-Benz Cars Маркус Шэфер. Их слова приводятся в сообщениях Daimler и Минпромторга.

В 2016 г. в России было продано 36 888 легковых автомобилей Mercedes-Benz (минус 11%, на столько же сократился и весь рынок, по данным АЕБ).

Daimler несколько лет определялась с площадкой для своего завода, переговоры шли в том числе с Москвой и Санкт-Петербургом. Выбор Московской области связан с близостью к крупнейшему в России региональному рынку – московскому – и готовностью правительства Московской области предоставить инвестору максимально возможные льготы, поясняет источник «Ведомостей».

Чиновники обещают «способствовать реализации проекта путем оказания мер государственной поддержки и создания льготного налогового режима». В частности, у компании на время действия контракта будет нулевая ставка на имущество, говорит человек, близкий к одному из участников инвестконтракта. А вот под условия получения нулевой ставки налога на прибыль, на который могут претендовать участники инвестконтрактов, «Мерседес-Бенц рус» не подпадает, поскольку большую часть выручки будет генерировать не производство, а розничные продажи, говорит источник. Представители Минпромторга и «Мерседес-Бенц рус» этого не стали комментировать.

Конкуренты Daimler уже наладили выпуск премиальных автомобилей в России, но крупноузловым способом: группа VW собирает Audi на мощностях своего завода в Калуге, а BMW – на мощностях «Автотора». Локальная сборка позволяет участвовать в госзакупках и госпрограммах, Daimler тоже хочет этим пользоваться, говорит человек, близкий к одному из участников инвестконтракта.

После долгих лет раздумий концерн Daimler объявил этой зимой, что завод в России все-таки будет построен. Теперь, спустя всего четыре месяца после официального оглашения намерений, прошла церемония закладки будущего предприятия.

Завод будут строить по так называемому специальному инвестиционному контракту (СПИК) в рамках постановления Правительства РФ №708 от 16.07.2015. Суть СПИКа в том, что он заключается между российским правительством и инвестором, при этом последний гарантирует вложение денег (не менее 750 миллионов рублей) и создание рабочих мест, а российская сторона обещает ему меры стимулирования деятельности и стабильные условия ведения бизнеса. Это означает, что в программу промсборки, по которой работает большинство «иномарочных» автозаводов в России, предприятие концерна Daimler входить не будет.

Макет будущего завода Daimler

Под новый завод правительство Московской области выделило территорию бывшего военного городка в Солнечногорском районе Московской области, что примерно в 40 километрах на северо-запад от столицы (поближе к основному рынку сбыта, не иначе). Теперь этот район называется индустриальный парк Есипово. Площадка находится посреди леса в паре километров от Ленинградского шоссе. Сейчас здесь только голый асфальт, но освоение территории площадью 85 гектаров уже началось: проложена дорога, подтягивается строительная техника. Здесь будут построены цеха сварки и окраски кузовов, сборочный цех и склады. Общая площадь строений - 95 тысяч квадратных метров. Кроме того, правительство уже зарезервировало дополнительную территорию по соседству - на случай расширения завода.

На месте будущих строений пока такие столбики

Daimler вложит в строительство российского предприятия в 20 раз больше минимальной нормы - 15 миллиардов рублей (свыше 250 миллионов долларов по нынешнему курсу). Численность персонала составит 1000 человек, не считая предполагаемых смежников и будущих поставщиков, которых, однако, пока нет. Кстати, соучредителями вновь созданной компании Mерседес-Бенц Мэнуфэкчуринг Рус, которой и будет принадлежать будущий российский завод, стали совместное предприятие Даймлер КАМАЗ Рус и сам КАМАЗ (грузовики Mercedes-Benz выпускают в Набережных Челнах с 2010 года).

Мощность завода в Есипово не разглашается, но, по ранее озвученным неофициальным данным, она составит около 20-30 тысяч автомобилей в год. При этом в концерне Daimler подчеркивают, что производство будет очень гибким. Комплектующие начнут поступать из Европы и Америки: все логистические цепочки приходят в Германию, а оттуда контейнеры будут отправлять на центральный склад в Санкт-Петербурге. Хотя вечно загруженное Ленинградское шоссе выглядит не самым лучшим каналом для снабжения завода.

Старт производства намечен на 2019 год. В Есипово начнут выпускать седаны Mercedes E-класса, среднеразмерные кроссоверы GLC, а также полноразмерные внедорожники GLE и GLS (уже следующих поколений). В прошлом году эти четыре модели у нас нашли как раз около 20 тысяч покупателей. Любимчик российских чиновников Mercedes S-класса в России производить не планируют. Собственно, машины российской сборки не будут предназначены исключительно для госзакупок: большинство из них попадет в свободную продажу.

Напомним, что Daimler последним из «большой немецкой тройки» решился на выпуск легковых моделей в России. Автомобили Audi собирают в Калуге отверточным методом SKD, а BMW производят на калининградском Автоторе по мелкоузловой технологии MKD. Причем локализованные автомобили этих марок продаются с большими скидками и потому пользуются популярностью. Главный вопрос о том, как изменятся цены на Мерседесы после начала российской сборки, пока остается без ответа.

Строительство завода по производству легковых автомобилей Mercedes-Benz началось во вторник, 20 июня, в Подмосковье. Первый камень в основание будущего промышленного гиганта "Московия" в индустриальном парке "Есипово" заложили представители компании, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, губернатор региона Андрей Воробьев и посол ФРГ в РФ Рюдигер фон Фриа.

Губернатор Московской области Андрей Воробьев, министр промышленности и торговли РФ Денис Манутров и член правления подразделения Mercedes-Benz Cars, "Даймлер АГ" Маркус Шэфер. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

По словам Воробьева, проект создания завода "благословил" президент Владимир Путин. "Не буду скрывать, что когда Mercedes обратился к нам, я взял совет у президента. И он благословил этот проект. Мы предложили Mercedes особые условия", - заявил губернатор во время церемонии. И заверил, что первые машины сойдут с конвейера предприятия уже в первом квартале 2019 года.

Между тем в компании раскрыли секрет, будут выпускать в Подмосковье новое предприятие "Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус". Сначала это будет седан Е-Класса, причем уже с технологией частично автономного вождения, а затем внедорожники GLE, GLC и GLS. Отмечается, что внедряемая система "полностью гибкой сборки" позволит на одной линии делать автомобили с разными платформами.

Так будет выглядеть завод «Московия». Фото: Пресс-служба Mercedes-Benz.

Немцы готовы вложить в проект более 250 миллионов евро, оговариваясь, что строительство российского завода позволит укрепить компании "глобальную конкурентоспособность". Есть и более локальные, но интересные задачи: "Как представители социально-ориентированного бизнеса, мы хотим также выйти за чисто производственные рамки и наладить непосредственные связи с жителями Московской области, чтобы стать частью местного сообщества", - заявил руководитель производственной площадки Аксель Бензе.

Работать на заводе "Московия" будет более 1000 человек. Нанимать их начнут в конце года, преимущественно из числа жителей региона. Ряд сотрудников пройдет обучение не только в профильных учебных заведениях в Подмосковье, но и на других предприятиях концерна в Европе.

Mercedes-Benz уже производит в России малотоннажные коммерческие автомобили в Нижнем Новгороде.

20 июня, в индустриальном парке «Есипово» Солнечногорского района. В мероприятии приняли участие губернатор Московской области Андрей Воробьев и министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. О том, каким будет будущий завод немецкого автоконцерна и как будет осуществляться производство в его стенах, читайте в материале портала mosreg. ru.

Церемония закладки первого камня в фундамент завода по производству легковых автомобилей Mercedes-Benz прошла 20 июня в индустриальном парке «Есипово» Солнечногорского района. В торжественном мероприятии приняли участие губернатор Московской области Андрей Воробьев, министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, член правления подразделения Mercedes-Benz Cars, отвечающий за производство и управление цепочкой поставок, Маркус Шэфер и посол Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Рюдигер фон Фриа. Перед церемонией гости осмотрели автомобили, которые будут выпускаться на заводе.

Как все начиналось

«Для нас сегодня торжественный и волнительный день. Наверное, такой же, как для Mercedes. В Московской области работает более 200 немецких компаний – больших, семейных, малых, все они успешны. Не буду скрывать, что особо воодушевил президент нашей страны, когда Mercedes обратился к нам. Он благословил . Мы предложили Mercedes особые условия», – сказал Воробьев в ходе церемонии.

Строительство завода

Строительство нового завода начнется с . Как отмечал губернатор, это наиболее сложный объект с дорогостоящим оборудованием. При возведении объекта руководство Mercedes-Benz делает ставку на так называемую полностью гибкую сборку. Предполагается, что на заводе наладится производство полного цикла по выпуску легковых автомобилей и внедорожников премиум-сегмента, включая локализацию таких технологических операций, как сварка, окраска, сборка автомобилей, а также выполнение цепочки логистических операций.

Производственные мощности завода будут рассчитаны на максимальную гибкость, чтобы можно было организовать на одной линии эффективное производство нескольких автомобильных платформ. На предприятии будет предусмотрена концепция подъемно-транспортного и производственного оборудования. Доставлять компоненты на участки сборочной линии по всему цеху будут автоматические самоходные тележки, за счет чего можно эффективно интегрировать в серийное производство различные типы и модификации кузова, а также их производные варианты. А благодаря так называемой концепции одной крыши укоротятся транспортные пути между производственными участками, оптимизируется продолжительность производственного цикла и сократятся расстояния на производстве для сотрудников.

Производство и перспективы

Технический запуск завода ожидается в конце 2018 года, в начале 2019 года с конвейера предприятия . На «Московии» в гибком режиме будут выпускать автомобили . Компания планируют начать производство с седанов Е-класса. Затем постепенно будет налажен выпуск внедорожников GLE, GLC и GLS. Концерн Daimler гарантирует инвестиции свыше 250 млн евро. За производство будет отвечать вновь созданная компания «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» (МБМР) под руководством Акселя Бензе.

Как ранее отмечал Воробьев, благодаря строительству и запуску производства немецкого автогиганта на территории Московской области будет создано . В дальнейшем в Подмосковье начнется подготовка высококвалифицированных кадров для работы на заводе. В настоящее время власти региона занимаются адаптированием , направленным на обучение учащихся работе с робототехникой.

Надежда Осодоева

Немецкий концерн Daimler AG окончательно определился с местом строительства завода в России. После более чем полутора лет переговоров с Минпромторгом и возможными партнерами в различных регионах руководство компании все-таки выбрало Московскую область для организации локализованного производства автомобилей Mercedes-Benz. Об этом корреспонденту «Газеты.Ru» сообщил заместитель директора департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Всеволод Бабушкин.

По словам чиновника, в настоящее время в ведомстве находится на обсуждении так называемый Специальный инвестиционный контракт (СПИК) Daimler по проекту организации сборки автомобилей концерна в Московской области.

Господдержка за локализацию

После подписания документа компания сможет рассчитывать не только на федеральные, но и на региональные меры господдержки. Так, договорившись с Минпромтогом о положенных локальным производителям преференциях, в концерне рассчитывают и на поддержку со стороны . Как уточнил представитель Минпромторга,

речь точно идет о производстве легковых автомобилей, в том числе лимузинов Mercedes-Benz.

«Сейчас СПИК концерна Daimler находится у нас на отработке, — сказал Бабушкин. — Дальше, с учетом пожеланий, высказанных Daimler, будут привязываться преференции, которые должны дать им в Московской области. То есть речь идет о федеральных мерах поддержки и региональных — это не взаимоисключающие себя детали. Переговоры с министерством находятся на более глубокой стадии, проект получил предварительное одобрение. Сейчас мы ждем решения Московской области: ее правительство заинтересовано (в сотрудничестве с Daimler. — «Газета.Ru»), и, соответственно, проект будет иметь развитие. Пока точного временного лага нет».

В министерстве не сообщили точного места в Подмосковье, которое приглянулось немецкой стороне для организации локального производства автомобилей Mercedes.

Однако, как рассказали «Газете.Ru» в российском представительстве компании, среди множества вариантов рассматривается в том числе индустриальный парк «Есипово» в Солнечногорском районе.

«О будущем завода мы точно определимся до конца этого года, — отметил представитель компании. — Пока конкретного решения у нас нет».

«Это почти центр города, — говорил глава профильного ведомства . — Представьте, если там собирать 20-30 тыс. машин, то какой должен быть автопоезд, чтобы постоянно курсировать по всем пробкам. При сегодняшней загруженности автомагистралей это нелогично. Но почему бы не использовать все другие промышленные площадки в Москве?»

Между тем основной причиной, по которой немцы постоянно откладывали принятие окончательного решения, в Mercedes называли неопределенность российского законодательства. Так, ранее в беседе с «Газетой.Ru»

глава марки в России Ян Мадея задавался вопросом о том, что же придет на смену постановлению о локализации №166, и о том, в каких условиях придется работать компаниям после 2019 года, когда его действие прекратится.

«Мы не остановили проект, но все еще не приняли решения о том, где, когда и с кем его реализуем. Нам нужен твердый набор условий, включая рыночные и финансовые, — в начале 2015 года. С появлением СПИКов в Mercedes, возможно, пришли к выводу, что этот инструмент им все-таки подойдет при планировании работ по организации локального производства в России.

Ждут максимальных преференций

Аналитик компании «АЛОР БРОКЕР» напоминает, что, несмотря на отсутствие локализации производства, Daimler чувствует себя вполне уверенно, насколько это возможно в текущих условиях.

За первые пять месяцев 2016 года было продано 15 830 автомобилей, что лишь на 17,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

«В условиях жесткой экономии бюджетных средств и госзакупок, а также жесткой конкуренции Daimler не приходится рассчитывать на государственные контракты, — говорит Яковенко «Газете.Ru». — Локализация производства для компании могла бы существенно снизить расходы на импортные пошлины. Это обеспечило бы бóльшую мобильность ценовой политике. Но в премиальном сегменте снижение цен большой роли не сыграет, чего нельзя сказать о сегментах бюджетных и коммерческих автомобилей».

Эксперт «Газеты.Ru» считает, что в случае с возможным выбором площадки в Подмосковье речь идет «об откровенном торге с целью получения наиболее выгодных для компании условий». При этом он уверен, что особых причин для скорейшей локализации производства у Daimler нет.

«Сейчас власти регионов куда как более сговорчивы, если речь идет об инвестициях и можно вести диалог с позиции силы. — говорит Яковенко. — У Daimler накопился богатый опыт общения и торга с властями Ленинградской области в 2005 году. Тогда региональные власти оказались не готовы к предложению компании по подготовке площадей для разворачивания производства под ключ за государственный счет.

Вряд ли Daimler пойдет на уступки в отношении Подмосковья и попросту займет выжидательную позицию. Поэтому окончательная локация завода вряд ли будет определена в ближайшие месяцы.

Скорее всего, речь идет о компактном производстве под нужды внутреннего российского рынка и крупноузловой сборке моделей премиального и среднего ценовых сегментов, так что участие компании в программе господдержки автокредитования можно сразу исключить (при условии, что она будет действовать на момент старта продаж).

В свою очередь аналитик IFC Markets считает идеальным вариантом создание производства именно в Подмосковье. «Сборка автомобилей Mercedes-Benz в России может существенно увеличить их продажи, — говорит Лукашов «Газете.Ru». — Daimler собирается в полной мере воспользоваться поддержкой российского государства — локализовать производство в индустриальном парке с налоговыми льготами, заключить СПИК и участвовать в государственных закупках».

Последние материалы раздела:

Сколько курица сидит на яйцах
Сколько курица сидит на яйцах

Существует два метода высиживания цыплят: инкубаторный и с использованием тела живой птицы. Курица наседка (также называемая клушей или квочкой)...

По педагогике и коррекционной педагогике
По педагогике и коррекционной педагогике

работает с «особенными» детьми, имеющими проблемы физического или психического характера. Они нуждаются не только в обучении и воспитании, но и...

Гаметофит—гаплоидная многоклеточная фаза в жизненном цикле растений и водорослей, развивающаяся из спор и производящая половые клетки, или гаметы Что такое гаметофит у мхов
Гаметофит—гаплоидная многоклеточная фаза в жизненном цикле растений и водорослей, развивающаяся из спор и производящая половые клетки, или гаметы Что такое гаметофит у мхов

В жизнен цикле кажд раст-я, имеющего половое размнож-е, существ смена ядерных фаз гаплоидной и диплоидной. Переход от гаплоидн сост-я к...