Божья матерь без младенца. Богородица. Типы икон. Икона Пресвятой Богородицы «Отчаянных единая надежда»

Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери. Иконографическая схема является выражением богословской идеи.

Первая группа - тип иконографии "Знамение" (сокращенный и усеченный вариант - Оранта, от лат. orans — молящийся). Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета - пророчество Исайи: "Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил" (Ис. 7.14) и из Нового Завета - слова Ангела в Благовещении: "Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1.35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины.

Это находит свое выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Богородица может быть представлена в рост, как на иконе "Ярославская Оранта, Великая Панагия", или по пояс, как в "Курской Коренной" или в новгородской "Знамение", это не так существенно. Важнее другое - соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. "Чрево Твое пространнее" - так величается Богородица в Акафисте. Мы Ее видим в момент предстояния Богу: "Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему" (Лк. 1.38). Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход. 17.11). В ярославской "Оранте" этот жест повторен и в фигуре Младенца, только Ее ладони раскрыты, а положение пальцев Эммануила иное - они сложены в благословение. В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток - символ учения, другой благословляет. Одежды Богоматери традиционные - красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и, напомним, их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. В ярославской "Оранте" одежды Богородицы заливает золотой свет (изображенный в виде крупного ассиста), что является выражением потоков благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. По обе стороны от Марии изображаются силы небесные - либо архангелы с зерцалами в руках (ярославская "Оранта"), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим".

Иконографическая схема "Знамения" может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской "Оранты". В композицию последней, например, включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец - коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке среди золотого сияния Божьей славы - Богоматерь есть новая тварь, преображенное творение, новый человек. Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединенных между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Так, в разных иконографических вариантах при наличии общего иконографического ядра раскрывается одна и та же тема Боговоплощения, поэтому иконографический тип "Знамение" иногда именуют "Воплощение".

Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". В данном случае Богоматерь представлена без Младенца в той же позе, с воздетыми руками. Примером такого варианта может служить образ "Богоматерь - Нерушимая стена" из Св. Софии Киевской (мозаика, Х в.). Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Впервые Августин увидел в Богоматери - Церковь. Эта ассоциация получила в истории богословской мысли широкий диапазон толкований.

Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия ", что по-гречески значит "Путеводительница ". В том названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божья ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы - в чудный Божий свет, от греха - к спасению, от смерти - в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница - Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она - мост для нас на пути к Нему.

Итак, иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым, направляя внимание престоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на зрителя), в другой руке Он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток).


В жесте Богородицы, указующем на Христа ключ к этому образу - Матерь Божья ориентирует нас духовно, направляя нас ко Христу, ибо Он есть Путь, Истина и Жизнь. Она несет наши молитвы к Нему, Она ходатайствует за нас перед Ним, она сохраняет нас на пути к Нему. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Многие чтимые иконы этого типа не случайно приписывали кисти апостола Луки.

К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: "Смоленская", "Иверская" (Вратарница), "Тихвинская", "Грузинская", "Иерусалимская", "Троеручица", "Страстная", "Ченстоховская", "Кипрская", "Абалацкая", "Споручница грешных" и многие другие.

Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы "Троеручица" добавлена св. Иоанном Дамаскиным, когда по его олитве Богородица восстановила отрубленную его руку. Кровоточащая ранка на щеке "Иверской" возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло свидетелей в неописуемый ужас. На иконе Богоматери "Страстная" обычно изображают двух ангелов, летящих к Младенцу с орудиями страстей, тем самым, предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжетного поворота несколько изменена поза Младенца Христа - Он изображен в полоборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Марии. Каждая из таких деталей достойна внимательного рассмотрения, но за неимением в данном случае такой возможности оставим это для уединенного созерцания.

Как правило, в "Одигитрии" Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся "Казанская", "Петровская", "Игоревская". Здесь разрабатывается та же тема, но в некотором сокращенном варианте.

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление ", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса " (έλεουσα), т.е. "Милостивая". Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование "Умиление" стали связывать с определенной иконографической схемой. В греческом варианте этот тип икон назывался "Гликофилуса" (γλυκυφιλουσα) - "Сладкое лобзание". Это наиболее лиричный из всех типов иконографий, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема включает две фигуры - Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом - мистическая тема многих писаний св. отцов. Богоматерь Умиление - один из наиболее мистических типов богородичных икон.

Этот тип также был широко распространен в России. К иконам типа "Умиление" относятся: "Владимирская", "Волоколамская", "Донская", "Федоровская", "Жировицкая", "Гребневская", "Ахренская", "Ярославская", "Взыскание погибших", "Почаевская" и т.д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе "Корсунская".

Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние". Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. Иконографическая схема здесь очень близка к "Умилению", с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. Примером такого типа икон может служить "Яхромская". В этой композиции всегда присутствует характерный жест - Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия, которые открываются внимательному созерцающему взгляду.

Еще одна разновидность иконографии "Умиление" - "Млекопитательница". Из наименования ясно, что отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа. Такая деталь - не только интимная подробность данного иконографического варианта, но она раскрывает новый мистический аспект в прочтении образа Богородицы. Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас "чистым словесным молоком" Слова Божьего (1 Петр. 2.2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5.12).

Итак, три названных нами иконографических типа - "Знамение", "Одигитрия" и "Умиление" являются основными, ведущими в иконографии Богородицы, так как в их основе лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения.

Четвертый тип не имеет такого богословского наполнения, как первые три. Он скорее собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. Наименование четвертого типа условно - "Акафистный ", так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл икон этого типа - прославление Матери Божьей. Сюда следует отнести уже упоминавшиеся изображения Богоматери с Младенцем на престоле. Основной акцент этих изображений - показать Матерь Божью как Царицу Небесную. В таком виде этот образ вошел в византийскую иконографию - особенно часто такие композиции помещали в конху апсиды. В этом варианте Богоматерь присутствует и в св. Софии Константинопольской. В русской иконографии примером такого образа может служить фреска Дионисия в апсиде церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Но большая часть икон этого типа представляют собой соединение центральной схемы предыдущих типов с дополнительными элементами. Так, например, иконографическая схема "Неопалимой Купины" состоит из изображения Богоматери Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных (аналогично тому, как образ небесной славы изображен в иконографии "Спас в силах"). Иконографическая схема иконы "Богоматерь - Живоносный Источник" включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающим на троне, который имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника. Композиция иконы "Богоматерь - Гора Нерукосечная" также строится по принципу механического наложения символов - Богоматерь с Младенцем Христом (по типу Одигитрии) восседают на престоле, на фоне фигур и вокруг них изображаются различные символы, впрямую иллюстрирующие акафистные эпитеты: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная и т.д. И, наконец, икона "Нечаянная радость" построена по принципу "икона в иконе", то есть сюжетного включения изображения иконы внутрь происходящего действия. Здесь обычно представлен коленопреклоненный человек, молящийся перед образом Богоматери Одигитрии, давшей ему нравственное прозрение и исцеление.

Вершиной акафистных иконографий следует признать образ "О Тебе радуется обрадованная вся тварь". Это по-своему интересная иконография, в основе ее лежит идея космического прославления Богоматери. В центре изображается Богородица с Младенцем Христом на престоле в сиянии славы и окружении сил небесных. Образ вселенной представлен в виде многоглавого храма, окруженного цветущими деревьями - это одновременно и образ Небесного Иерусалима. В нижней части иконы, у подножия престола изображаются люди - пророки, цари, святые разных рангов, просто народ Божий. Мы видим - на Иконе представлены новая земля и новое небо (Откр. 21.1), - образ преображенной твари, начало которой положено в тайне Боговоплощения (здесь центральное изображение отчасти напоминает схему Знамения).

Иконографические варианты, где изображается Богоматерь без Младенца Христа, немногочисленны, объединить их в особую группу не представляется возможным, так как иконографическая схема в каждой из них определена своей самостоятельной богословской идеей. Но в той или иной степени они примыкают к уже названным нами ранее четырем типам. Например, "Богоматерь Остробрамская-Виленская" представляет собой вариант, тяготеющий к типу "Знамение", так как образ Богоматери явлен здесь в момент принятия Ею Благой вести ("се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему". Лк. 1.38). Положение рук, скрещенных на груди (жест смиренного молитвенного поклонения) семантически близок жесту Оранты. Следовательно, этот иконографический вариант можно отнести к типу "Знамение". Кроме Остробрамской этому типу соответствует икона "Невеста Неневестная" (ошибочно ее называют "Умиление"), которая была келейной иконой преп. Серафима Саровского.

Известная древняя русская икона "Богоматерь Боголюбская" также изображает Богородицу без Младенца, но предстоящей пред Богом с ходатайством о молящихся Ей (группа молящихся иногда изображается у ног Богородицы). Поскольку здесь Матерь Божья изображена как ходатаица и как указующая путь молящимся, то условно можно отнести эту икону к типу "Одигитрия". В руке Богородица держит свиток с молитвой, а другой рукой указывает на образ Христа, написанный слева в сегменте неба. Таким образом, сохраняется тот же жест, что и в Одигитрии: Христос есть Путь, Истина и Жизнь.

Но по большей части богородичные иконы, в которых Богоматерь представлена без Младенца, относятся к четвертому типу - акафистных икон, так как написаны ради прославления Матери Божьей. Так, например, к этому типу можно отнести иконографию "Богородица Семистрельная" или "Симеоново проречение", известен этот иконографический вариант и под другим названием - "Умягчение злых сердец". Здесь изображена Богоматерь с семью мечами, пронзающими Ее сердце. Этот образ взят из пророчества Симеона, который во время Сретения произнес такие слова: "и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2.35). Подобные иконографии, как правило, позднего происхождения, по всей видимости, пришли из западноевропейской традиции и отличаются литературностью. Тем не менее, и в них заложен свой смысл, открывающий нам образ Богородицы, столь необходимый для возрастания православной души.

Иконографические варианты, семантически соответствующие третьему типу богородичных икон, известному под названием "Умиление", практически не встречаются, так как трудно представить, как возможно изобразить интимные отношения Богоматери и Ее Сына в образе одной только Богоматери. Тем не менее, и такой поворот в иконографии возможен. Это так называемый тип Скорбящей Богоматери ("Mater Dolorosa"), когда Божья Матерь представлена погруженной в молитвенную скорбь о распятом Христе. Обычно Богородица изображается со склоненной головой и молитвенно сложенными руками возле самого подбородка. Этот вариант получил большое распространение на Западе, но и в православной иконографии он также хорошо известен. Некоторые исследователи полагают, что он первоначально не был самостоятельным, входил частью в диптих, на второй половинке которого изображался страдающий Иисус Христос (в терновом венце, со знаками Страстей). Этот же сюжет мы можем видеть и в иконе "Не рыдай Мене Мати", хорошо известной в балканском искусстве и менее известной у нас, в России. На этой иконе обычно изображены Богородица и Христос (иногда стоящими во гробе), Мать оплакивает смерть Сына, обнимая Его мертвое тело. Практически это модификация сюжета "Оплакивание", но иконографическая схема построена по принципу "Умиления" - только на иконах типа "Не рыдай Мене Мати" Богородица прижимает к Себе не Маленького Иисуса, а взрослого после снятия со Креста. Трагизм сюжета достигает необыкновенного накала - горе Матери безутешно, но, как и во всякой иконе, здесь есть весть о воскресении, она в названии иконы, которое построено на тексте страстного песнопения: "Не рыдай Мене Мати во гробе зряща...". Обращение к Богородице идет от имени Христа, победившего смерть.

Традиционно принято изображать Богородицу в одеждах двух цветов: вишневом мафории (модификация красного цвета), синей тунике и голубом чепце. На мафории, как правило, изображаются три золотые звезды - как знак ее непорочности ("непорочно зачала, непорочно родила, непорочно умерла") и кайма как знак ее прославления. Сам плат - мафории - означает Ее Материнство, прикрытый им голубой (синий) цвет платья - Девство. Но изредка мы можем видеть Богоматерь, облаченную в синий мафории. Так Ее иногда изображали в Византии, на Балканах. Так Богоматерь написал Феофан Грек в деисусном чине Благовещенского собора Московского Кремля. По всей видимости, в этих случаях для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери, выделить аспект Ее чистоты, сосредоточить наше внимание на этой грани образа Девы и Матери.

Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой. Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично-покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях, будь то образ мучениц, цариц, святых и праведных жен, жен-мироносиц и других многочисленных персонажей, населяющих православный иконный мир, принято изображать женщин с покрытой головой. Так и апостол Павел пишет, что хорошо женщине покрывать голову свою, ибо это "знак власти над нею" (1 Кор. 11.5,10). Но в некоторых иконографических вариантах богородичных икон мы видим, весьма неожиданно, изображение Богоматери с непокрытой головой. Например, "Богоматерь Ахтырская" и некоторые другие. В некоторых случаях плат заменен венцом (короной). Обычай изображать Богоматерь с непокрытой головой западного происхождения, где он вошел в обиход с эпохи Возрождения, и в принципе неканоничен. Мафорий на голове Богородицы не просто дань восточно-христианской традиции, а глубокий символ - знак Ее Материнства и полной отданности Богу. Даже венец на Ее голове не может заменить мафория, ибо венец (корона) есть знак Царства, Богоматерь - Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому правильно изображать венец поверх плата, как это мы видим в таких иконографических изводах, как "Богоматерь Державная", "Новодворская", "Абалацкая", "Холмовская" и другие. Изображение венца (короны) на голове Богородицы также пришло в восточно-христианскую иконографическую традицию из Западной Европы. В Византии это не было принято вовсе. Даже когда изображали Богоматерь с предстоящими императорами (как это можно видеть в мозаиках св. Софии Константинопольской), что является выражением превосходства Царства Небесного над царством земным, на Ее главе мы не видим ничего, кроме плата-мафория. И это очень характерно, так как в развитии иконографии наблюдается со временем отход от лаконизма и чистой семантики (знаковой структуры) в сторону иллюстративности и внешнего символизма.

Иконы есть не только в храмах, но и в домах. Образ Божьей Матери считается одним из самых сильных, но важно знать для чего предназначен каждый из образов.

К иконе Божьей Матери обращаются за помощью, за защитой и утешением. Перед ее образом молятся, чтобы сберечь себя и своих близких от всех бед. Поэтому существует такое разнообразие образов Богородицы.

Те, кто хотят сберечь свой дом, держат у себя икону Богородицы . Известно, что молящиеся ей защищены духовно и физически от любого зла. С давних времен над входом вешают образ и просят у него защиты. Всего существует более 800 наименований образов. Те, где на руках ребенок, избавляют от недугов, помогают прозреть душой. Молитва доходит только в том случае, если шла от сердца и с добрыми намерениями.

Виды

Всего существует четыре вида икон Божьей матери:

1 Знамение. На этих иконах Богородица молится. Пишут ее по пояс или в полный рост. На ее груди изображение еще не рожденного Христа. Эта икона символизирует непорочное зачатие;

2 Одигитрия. Встречается чаще всего. Основная идея – Богородица направляет к вере. Изображается в полный рост, по пояс или по плечи. На руках у нее младенец. Одной она показывает на него. Иисус благословляет мать и верующих;

3 Елеуса. На иконах этого вида Божья Матерь всегда изображается с ребенком на руках. Символ единения матери и сына;

4 Акафистные. На них Богородица изображена без ребенка. Считается собирательным образом матерей, которые беспокоятся о своих детях.

Истоки

Первое изображение Богородицы было найдено во втором веке нашей эры в катакомбах.

Ее образы наносили на сосуды для благовоний. В 5 веке за Марией было утверждено право зваться Богородицей. На образах, что сохранились она держит на руках ребенка и сидит на троне. Ее изображения были выложены мозаикой в старых храмах, например, в церкви Санта Маджоре и в церкви Панагия Ангелоктиста . Образы Марии создавались в Византии . Одна из икон была привезена в Россию. Позднее была названа Владимирской и стала считаться эталоном иконописи. Копией византийских икон является Новгородская икона.

Как молиться

Иконы Божьей Матери считаются действительно чудотворными и к ним верующие обращаются за помощью. Богородица защищает. Если обратиться к ней с чистыми намерениями, то она исполнит просьбу. Простое чтение молитв не действует, поможет только искренняя вера. Молиться можно дома или в храме после службы. Самые частые:

  • От голода. Урожай увеличивается, доход повышается;
  • От недугов. Чаще просят о зрении;
  • От пьянства. Пьяница станет трезвенником навсегда;
  • От скорби. Успокаивается душа;
  • Для защиты дома. Недоброжелатели не пройдут.

Чудо

Многие образы считаются чудотворными. Из московских:

  • Милостивая. Находится в Зачатьевском женском монастыре. Она дарует женщинам материнство;
  • Тихвинская. Дает защиту. Интересно, что при коммунизме церковь с этой иконой не была закрыта;
  • Владимирская из храма Святителя Николая. Есть легенда, что она сберегла трижды Русь от врагов. Чтят эту икону в июне-июле и сентябре.
  • Казанская Богородица. Первым чудом было ее спасение из пожара – она осталось нетронутой. Исцеляет и защищает.

Никто не знает, почему мироточат иконы. Обычно это происходит перед трагическими событиями. Интересно, что это явление появляется только на иконах, выполненных на дереве. Иконы мироточили перед событиями в Грузии, Беслане и Украине. Семистрельная икона мироточит уже 20 лет.

Значение

Иконы Божьей Матери символизируют единство Бога и человека.

Ее образ является собирательным – мать, что прощает своего ребенка, понимает и защищает его. Поэтому много икон и праздников, посвященных этому образу. Священнослужители наставляют, что нет больше боли, чем смерть собственного ребенка. Богородица прошла через эти муки и учит смирению верующих. Она жила в терпении, осиротела. Божья Матерь вышла за вдовца, его дети не любили ее.

Чтение молитв без веры и равнодушные визиты в храм не принесут ничего. Богородица учит людей оставаться добродетельными, быть смиренными в трудные минуты своей жизни и знать, что все может обернуться к лучшему.

Традиции

Трон принято рисовать в Греции и Италии. Богородицу на нем или в полный рост в России изображали обычно на фресках или иконостасах – на масштабных полотнах. Иконописцы больше писали ее по пояс или по плечи. Она – заступница и оберегает просящих.

В русской традиции икона – спутник . Ее брали с собой, молились перед ней и передавали своим потомкам. Считается, что чем больше лет образу, тем более могущественнее он. В России принято иметь больше одной иконы дома, а также в храмах их несчетное количество. Многие образы Матери Божьей считаются чудодейственными.

Каноны

В православной иконописи для изображения Богородицы используются следующие детали :

  • Туника синего цвета;
  • Чепец голубой;
  • Мафорий;

Каждый элемент на иконе имеет смысл.

Звезды на мафории означают стадии жизни: зачатие, рождения и смерть. Кайма – прославление. Платок символизирует материнство, божественную принадлежность. Голубой цвет – символ девственности, чистоты. Иногда традиция нарушается, чтобы подчеркнуть определенную деталь. Божья Матерь без мафори я также считается отходов от церковных канонов. В православии венец пишется поверх платка. Само изображения венца пришло с запада. В ранних иконах Богородица была только в мафории.

Праздники

Более двухсот образов зафиксированы в религиозном календаре.

Один из важных праздников – Покров Богородицы. Он назван в честь одноименной иконы. На ней Матерь Божья изображена во весь рост. В руках у нее материя с изображением Иисуса, иногда она изображена без нее. Одна из наиболее чтимых икон – Торжество Пресвятой Богородицы.

Семистрельная

Этот образ от других отличает деталь: ее пронзают 7 стрел, иногда на их месте мечи.

Что же это значит? Как правило, у правого плеча три стрелы, а у левого четыре . Встречается образ с симметрией – по три с каждой стороны и одна снизу.

Значение

Когда на сороковой день жизни Иисуса принесли его к иерусалимскому храму, мудрец Симеон благословил его и сказал Богоматери, что «оружие пройдет душу». Он предсказал страдания матери о своем сыне. Считается, что семь стрел – символ грехов. Кроме того, число семь означает полноту, в этом случае полноту материнского горя. Неизвестна дата ее происхождения. Некоторые считают, что ей пять веков, кто-то считает, что больше. По легенде образ был найден в первой половине 19 века на обычной деревянной доске.

Божья Матерь обращается к своему сыну, чтобы заступился за искренне просящих. Однако, она видит грехи каждого из молящихся и это пронзает ее как стрелы.

Помощь

Этот образ – один из самых сильных. Молитвы у этой иконы помогают тем, у кого появились злые люди в окружении: завистники и недоброжелатели. Она помогает смягчать сердца, пробуждать в людях сочувствие и желание делать добро. Тот, кто болен, получит помощь Божьей Матери.

Были засвидетельствованы чудеса:

  • Хромой, что нашел икону на лестнице колокольни излечился;
  • Избавление Вологодской губернии от эпидемии холеры.

Считается, что если поставить икону Божьей Матери дома, то он будет защищен он дурного воздействия, а жители обретут физическую и духовную гармонии.

Кому она помогает:

  • Тем, кто воюет. Она бережет их жизни;
  • Тем, у кого есть завистники или враги;
  • Больным каким-либо недугом.

Те, кто повесят дома или в кабинете эту икону, могут не беспокоиться за безопасность, так как она отводит зло и уберегает от конфликтов. Можно вешать маленький образ над дверью дома или на рабочем столе.

Где купить

Многие задаются вопросом: где покупать икону? Этот образ достаточно распространен, поэтому находится легко. Можно купить в церковной лавке. Они есть в практически любом торговом центре. Однако, перед тем, как разместить у себя дома, нужно освятить в церкви. Некоторые продавцы могут утверждать, что ничего не подделано, и продукция освящена, но лучше не рисковать.

Почему предпочтительнее покупать иконы в храме:

  • Все иконы освящены;
  • Нет подделок;
  • Покупая в храме, вы поддерживаете его и позволяете ему развиваться.

Некоторые люди, кто увлекаются рукоделием, вышивают икону нитками или бисером, а также рисуют.

Где вешать

Обладатели этой иконы говорят, что домочадцы становятся мягче характером, спокойнее.

Сам дом становится благополучнее, поэтому ее хотят приобрести все верующие. Лучше всего размещать икону там, где будет удобно молиться.

Иконы – не декор, поэтому есть несколько полезных советов:

  • Поблизости от икон не должно быть рядом таких предметов как косметика, статуэтки, украшения и другие нерелигиозные атрибуты;
  • Не разрешается ставить иконы вместе с неиконописными изображениями и неканоническими атрибутами: картины по библейским сюжетам, календари, книги;
  • Не стоит ставить недалеко от иконы изображения идолов современности: фанатские постеры различного наполнения или фотографии;
  • Иконы обычно вешают на восточной стороне, чтобы приходила положительная энергия. Обратите внимание, чтобы перед ней было свободное место;
  • Рядом с иконой разрешено держать религиозную литературу, свечи и другие религиозные атрибуты;
  • Чтобы дома сделать иконостас, уместно использовать полку, специальную конструкцию или киот. На гвозди они обычно не вешаются;
  • Если ставятся несколько ликов, то нужно следить за иерархией: по центру два старших лика, а слева и справа рядом ниже младшие;
  • Часто вешают над дверью;
  • Место, где стоит икона, держат в чистоте.

Как молиться

Священнослужители говорят, что если человек не знает молитв, но верит, то он может молиться Богородице, и она примет его просьбы.

Молиться стоит каждый день, особенно, перед выходом из дома. Помыслы обязательно должны быть самыми искренними иначе она не услышит молящего о помощи. Просьбы об исцелении, о прекращении ссор и конфликтов то, в чем может помочь Семистрельная .

Дни празднований

Иконы разные, но так как они относятся к одному виду, то чествовать их решили в одни дни. Это происходит:

  • 13 августа;
  • После Пасхи на 9 воскресенье;
  • После дня Святой Троицы первое воскресенье.

Известные списки

В Москве есть две иконы, которые мироточат. Одна находится в храме Архангела Михаила, а другая в деревне Бачурино.

Ее делали на заказ, но когда хозяйка заметила, что икона мироточит, немедленно отдала ее церкви. После этого икона была признана чудотворной и ее вывозили за рубеж и показывали в городах России. Другая икона расположена в церкви Святого Лазаря, что находится в Вологде. Была привезена после войны. Два раза в год к ней приходят паломники.

Еще одна икона находится в венецианской часовне. Ее нашли итальянские солдаты во время Второй Мировой Войны. Икона была найдена в разрушенном доме и передана священнику. Итальянские силы были разбиты, а священник спасся. Затем в Венеции построил часовню для иконы. Говорят, что до войны эта икона принадлежала мужскому монастырю.

Казанская

Считается, что Казанская Богоматерь оберегает от врагов и лечит недуги.

Те, кто попали в беду, могут попросить у нее помощи и защиты. Эту икону можно ставить дома или дарить. Этот образ относится к виду «Одигитрия», то есть, ее цель – направить человека на истинный путь.

История

В 16 веке в Казани случился пожар. Святой лик обнаружила маленькая дочь купца Матрона. Во сне к ней явилась Божья Матерь и сказала ей достать икону из пожарища. На удивление, образ не пострадал и выглядел новым. На месте обнаружения иконы был возведен женский монастырь. Икону отдали на хранение в Успенский собор. Однако, в 20 веке икона была украдена, а затем уничтожена. Сохранились лишь копии образа. После основания храма, Матрона и ее мать стали игуменьями.

Даты празднований

В честь этого лика принято праздновать дважды в году:

  • 21 июня. В этот день девочка увидела видение Богородицы. Празднуется с 16 века;
  • 4 ноября. Москва была освобождена Мининым и Пожарским осенью 1612 года.

Перед решающим боем люди молились и просили заступничества. После революции 4 ноября перестал быть праздником, в 2005 стал Днем народного единства. В эти дни проводится одна и та же служба.

Расположение иконы

В ранние годы она располагалась в Третьяковской галерее. Ее копия хранится в домовом храме Московского Патриаха. Эта копия – подарок Римской Католической церкви в честь завершения соперничества между церквями. Наиболее приближенная копия к оригиналу хранится в Князь-Владимирском соборе , что в Санкт-Петербурге.

Значение

Казанская Божья Матерь помогает людям осознать и найти свой истинный путь по жизни.

Ей молились во времена Смуты и благодаря ее защите войска отбили Москву от польских захватчиков. Петр I молился ей перед Полтавской битвой. В Отечественную войну 1812 года она помогла солдатам одержать несколько побед. Богородице молился Кутузов, перед тем, как направиться в армию.

С ней связаны чудеса, которые случались во время крестных ходов:

  • Неизвестный паломник излечился от своего недуга;
  • Невестка знатного человека избавилась от болезни ног;
  • Новорожденный прозрел;
  • Из нескольких женщин вышли бесы.

После этого к иконе поспешили все страждущие.

На защиту Казанской Богоматери могут уповать не только военные или политические деятели, но и простой народ. Если просить от чистого сердца, то она дарует свое покровительство каждому просящему.

Чем помогает

Казанская Богородица помогает всем , кто верит и просит помощи:

  • Обращаются, чтобы Казанская Божья Матерь благословила брак молодых;
  • К ней обращаются семейные пары с просьбой обрести гармонию в их отношениях и избавить от несчастий
  • Больше всего она благосклонна к детям: оберегает их от несчастья, злых людей и помогает на жизненном пути;
  • Молят ее о помощи солдатам и защите родной земли;
  • Она помогает найти верное решение и избежать неудачи. Свидетели рассказывают, что к ним она приходила во снах и говорила, что и как нужно делать, а от чего стоит отказаться. Таким образом, человек избегает беды;
  • Ей молятся в трудные времена, когда не хватает сил, чтобы бороться. В скорби она утешит просящего и даст ему наставления;
  • Она помогает при ослабевающей веры в душе, лечит недуги. Ее просят вернуть зрение. Помогает духовно прозреть.
  • Оригинальная икона была небольшого размера – примерно 26х22 сантиметров;
  • Было две ризы – для праздников и повседневная. Праздничная была из золота, а сверху надевался оклад с драгоценными камнями. Повседневная из жемчуга;
  • Наиболее часто у нее просят избавления от недуга глаз, нападений, или помощь в тяжелые времена;
  • В честь Казанской Божьей Матери был возведен Казанский собор на средства Пожарского;
  • В 17 веке икона стала святыней государственного уровня;
  • Первый оклад из драгоценностей приказала сделать императрица Анна Иоанновна. Она же приказала построить церковь и перенести туда икону;
  • В ее честь в Санкт-Петербурге был построен кафедральный собор;
  • Во время теракта в Зимнем дворце икона не пострадала, хотя помещение, где она находилась, было полностью разрушено;
  • Иконе приписывают помощь в победе в Великой Отечественной Войне. Говорят, что сам Жуков возил ее по фронтам;
  • Самые известными Казанскими иконами являются: московский/петербургский списки и явленная икона. Однако, московский список и явленная икона были утрачены;
  • В начале 20 века явленная икона была украдена, позднее в печи вора были найдены сожженные иконы, предположительно, она также была уничтожена;
  • Есть легенда, что игуменья монастыря меняла икону на точный список перед тем как идти спать, чтобы обезопасить святыню от воров. Поэтому считается, что настоящая икона не была украдена;
  • Список Москвы был украден в начале прошлого века, где он находится сейчас – неизвестно;
  • Список Петербурга уцелел потому, что настоятель заявил большевикам, что этот список не имеет никакой ценности;
  • Один из списков был вывезен из России, чтобы спасти от большевиков. Хранился у Папы Римского, спустя много лет список вернулся в Казань;
  • Эта икона считается венчальной;
  • Список иконы отправился в 2011 на МКС;
  • Ей посвящены монастыри и храмы не только в России, но и в Беларуси, Финляндии и на Кубе.
  • ВИДЕО: Заступница. Казанская икона Пресвятой Богородицы

    Заступница / Казанская икона Пресвятой Богородицы

    В центре сюжета картины - Ватиканский список Казанской иконы Божией матери - главная православная святыня Казани.

    Иверская

    Свое название икона получила от монастыря, в котором находится. Он стоит на священной горе Афон. Люди зовут ее Привратницей.

    В основном она помогает в избавлении от болезней, защите дома от нежеланных гостей. Монахи рассказали, что она предупреждает о негативных событиях, которые произойдут в мире в скором времени.

    Где хранится

    Впервые упоминается в 9 веке. В тот период над изображениями святых издевались, и они подлежали уничтожению. По легенде образ был спасен вдовой, но об этом узнали. Воины ворвались в дом женщины и проткнули образ, он закровоточил. Женщина помолилась Богородице и пошла к воде. Когда икона коснулась воды, то поплыла вертикально. Слух об этом дошел до горы Афон. Сын вдовы стал монахом на горе.

    Недалеко от нее сотни лет назад причалил корабль с Марией. В 5 веке была создана обитель. Однажды монахи увидели столб огня из воды. Они пытались приблизиться к образу, но он отплывал по мере их приближения. Монахи молились Богу, чтобы он подарил икону им. Спустя некоторое время старцу привиделась Матерь Божья и сообщила, что отдаст им икону. Но для этого он должен явиться к ней по морю.

    Братья разместились на берегу и начали молиться, пока старец шел по воде. После получения три дня ее держали в часовне и молились. После этого ее переместили в храм, а на месте, где она была, появился источник. Потом она появилась над воротами, ее снимали и возвращали на место, но образ опять появлялся над воротами.

    Богородица снова явилась старцу и сообщила, что охранять ее не нужно, она сама будет хранительницей обители. Монахи построили церковь над вратами и образ до сих пор там находится. Чтят ее во вторник Светлой седмицы. Тогда совершается крестный ход к месту, где старец получил святыню.

    Иконы Богородицы – Православная Церковь почитает многие: Казанскую, Владимирскую, Иверскую и многие другие. Так почему их так много? Об этом наша статья!

    Почему так много икон Богородицы?

    Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе.

    Особое покровительство

    В истории христианства есть страны и народы, которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия — по Преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божия Матерь навсегда обещала Грузии свое покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась «Терра Мариана» — земля Марии.

    Но все-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божией Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример — , которая сопровождала Россию на протяжении всей ее истории.

    Согласно восточно-христианской традиции Богородицу принято изображать в вишневом мафории (плате), синей тунике и голубом чепце. На мафории обычно изображаются три золотые звезды — символ девства «до Рождества, в Рождестве и по Рождестве» и символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Сына. Кайма на мафории — знак Ее прославления. Например, на мафории Богоматери Донской исследователи увидели надпись и расшифровали ее, и в ней действительно прочитывается прославление Богородицы

    Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются основам веры, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Обилие икон в русских церквях и домах верующих по сей день удивляет иностранцев. Иконы Богородицы тем более любимы, что Ее образ, близкий народной душе, кажется доступнее, ему открывается сердце, может быть, даже легче, чем Христу.

    «И при всей доступности этого образа лучшие иконы содержат глубочайший богословский смысл, — говорит искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея. — Образ Богородицы сам по себе столь глубок, что богородичные иконы оказываются одинаково близки и простой неграмотной женщине, в любви своей к Матери Божией принимающей каждую богородичную икону за самостоятельную личность, и интеллектуалу-богослову, усматривающему даже в самых простых каноничных образах сложный подтекст».

    Верная лоция

    Учение Церкви о Богоматери напрямую связано с христологической догматикой и основано прежде всего на тайне Боговоплощения. «Через иконописный образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений, — объясняет Ирина Языкова. Дева Мария дала жизнь Богу в Его человеческой природе — тварь вместила Творца, и через это пришло спасение к Ней и ко всему человеческому роду. Христоцентричность икон Богородицы — также и верная лоция, которая помогает разобраться в море различных иконографий». На большинстве икон Божией Матери Она изображена с Младенцем. Их отношения, представленные на иконе, можно разделить по трем христианским добродетелям — вера, надежда, любовь — и так запомнить три типа иконографии. Итак:

    В иконографии, получившей название Знамение или Оранта, Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Икона Божией Матери «Знамение». Москва, XVI в.

    Вера — иконография, получившая название Знамение или Оранта. Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся»), с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком — в это мы верим . Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея.

    Надежда — иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Ее лице и всех нас, в левой руке держит свернутый свиток — символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, — она наша ходатаица, помощница, наша надежда . Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных.

    Любовь — иконография Умиление или Елеуса — «милующая», как ее называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом . Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.

    Иконография Умиление или Елеуса – «милующая», как ее называют греки – это наиболее лиричный из всех типов иконографии. Фигуры Богородицы и Младенца Христа представлены прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. «Умиление». Конец XIV в. Благовещенский собор Московского Кремля

    Свеча светоприемная

    В церковной поэзии Богородица величается «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим» (почитаемой более херувимов и славной более серафимов), «невестой неневестной» (невестой, не бывшей замужем), «Матерью Света» (Матерью Христа). Византийская гимнография соединила в себе черты пышной восточной поэзии и глубокой греческой метафорики. На Руси в тонкости богословия тогда не слишком вникали, но почитание Богоматери носило не менее высокий и поэтичный характер, чем в Византии. Образ Богородицы обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы.

    Четвертый тип иконографии Богородицы – акафистный – основан на гимнографии. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. Например, композиция иконы «Богоматерь – Гора нерукосечная» строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты – ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орашенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная

    Именно на гимнографии, то есть на церковной поэзии, основан последний, четвертый тип иконографии Богородицы — акафистный . Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. «Например, композиция иконы “Богоматерь — Гора Нерукосечная”, — рассказывает Ирина Языкова, — строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты — ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная (один из символических образов Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила —истолковании сна Навуходоносора о камне (см. Дан 2: 34). Царь видел истукана, разлетевшегося в прах от удара камня, который внезапно сам отвалился от горы. Камень — прообраз Христа, Который разрушит все предшествующие царства, величие которых держалось на богатстве, власти и угнетении. То, что камень без постороннего вмешательства оторвался от горы, стало прообразом рождения Христа от Девы: “Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос…”. Примеров акафистных икон — великое множество (“Неопалимая Купина”, “Нечаянная радость”, “Богоматерь — Живоносный Источник” и прочие), и в большинстве своем это поздние иконографии, созданные не ранее XVI — XVII веков, в тот период, когда богословская мысль теряла свою глубину и оригинальность, и ее направление более разливалось по поверхности, нежели шло вглубь».

    В основу сюжета иконы «Неопалимая Купина» положено толкование св. Григорием Нисским и св. Феодоритом видения пророку Моисею горящего и несгораемого тернового куста (купины). Святые богословы трактуют несгораемую купину как символ-прообраз Богоматери-Приснодевы, неопалимо вместившей в себя огненное естество Сын Божия. На илл.: «Неопалимая Купина». Сер. XVI в. Кирилло-Белозерский монастырь

    Первообраз

    Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука, причем есть даже такая иконография, где апостол пишет, а Богородица ему позирует. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустой почве. «Мы знаем из Нового Завета, что апостол Лука был врачом, образованным человеком, но о том, что он был художником, в Писании не сказано, — говорит Ирина Языкова, — к тому же иконописание как традиция возникло не ранее IV века. Но именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице, и именно апостол Лука создал для нас образ Богородицы. А поскольку Евангелие в древности называли словесной иконой, как и икону называли живописным Евангелием, то в этом смысле можно сказать, что апостол Лука был первым иконописцем, хотя прямо кисточкой по доске, скорее всего, не водил».

    Существует еще одно предание о первообразе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм. Придя в Иерусалим, апостолы просили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. И придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Эта икона — Лиддской Божией Матери — почитается до сих пор. Но, по словам Ирины Языковой, ее действительный исторический путь проследить навряд ли возможно. В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб — сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III — IV вв.). Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в собственном смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года, где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.

    Следы истории

    Как из четырех типов иконографии могли возникнуть 700 разных икон, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом все еще подходит под описание своего типа? «С первых греческих икон делались списки, — объясняет Ирина Языкова, — они распространились по всему миру и “зажили” своей жизнью. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть, зафиксировать следующие иконописцы, делая новые списки. Они хотели «привязать» икону к своей местности, рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы на их земле.

    Например, третья рука у иконы «Троеручица» добавлена святым Иоанном Дамаскиным в память о чуде, которое случилось с ним самим. Во времена иконоборчества (VIII в.) за свои сочинения в защиту икон св. Иоанн был подвергнут казни по приказу Дамасского халифа — ему отсекли правую руку. Он молился Богородице перед Ее иконой, и Пречистая восстановила отрубленную руку, так что великий святой и далее мог славить Христа и Божию Матерь в своих писаниях. Потом в знак уважения икону переписывали уже с тремя ручками, и эта иконография закрепилась.

    Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» — также свидетельство иконоборческих времен, когда икона подверглась нападению отвергавших священные изображения: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло нападавших в ужас. Такую же рану можно видеть и на иконе «Ченстоховской», которая претерпела нападения в XV веке: разбойники, ограбившие Ясногорский монастырь, вывезли и икону. Но лошади, запряженные в обоз с награбленным, встали; разъяренные грабители решили «наказать» икону и ударили по ней мечом — из раны на щеке Богородицы снова истекла кровь. Святотатцы замерли от ужаса, а в это время подоспели монахи и вернули святыню в монастырь.

    Рублевы

    Новые, принятые Церковью иконографии вдохновлены древними образцами, но с умом и сердцем переработаны иконописцем в своей интерпретации. «Если сравнить, например, Рублевскую Владимирскую икону с оригиналом XII века — то это совершенно разные иконы, — отмечает Ирина Языкова. — Владимирский образ XII века — это аристократическое произведение живописи того времени: тончайшие нюансы, глубокий взгляд, полный скорби, который вас пронзает. Но у Рублева Богородица на молящегося совсем не смотрит, она ангельская, прозрачная, она совершенно в других мирах. Здесь сохранена иконографическая схема, мы узнаем, что это Владимирская икона, но если их сопоставить — увидим, насколько по-разному воспринимали образ Богородицы греческий мастер XII века и русский мастер XV .

    Новая икона должна родиться изнутри Церкви, соборно. Например, в 1917 году владыка Афанасий Сахаров восстановил праздник Всех святых, в земле Российской просиявших (почему-то он был забыт во время никоновских реформ). Владыка искал иконописца, который бы мог написать икону праздника. Нашел, но не был доволен результатом. И только спустя двадцать лет родилась эта сложнейшая иконография — когда владыка встретил Марию Николаевну Соколову, которую мы теперь знаем как монахиню Иулианию. Владыка Афанасий продумал эту икону богословски, написал службу празднику и передал свое видение иконописцу, и только тогда Мария Николаевна, опираясь на интерпретацию владыки, создала художественный образ богословия праздника».

    Не всегда новые иконы бывают безупречны. По словам Ирины Языковой есть две основные ошибки, которые допускают многие современные иконописцы: одни бездумно множат копии, не вкладывая в них свой собственный молитвенный опыт и переживание, а другие, наоборот, пишут совершенно новые образы «от ветра головы своея», нисколько не оглядываясь на церковные традиции.

    «Взять, например, современную икону, написанную после гибели подлодки “Курск”, — рассказывает Ирина Языкова. — Художник воспользовался древней иконографией Курской иконы — в центре Богородица, вокруг которой изображены пророки. Но только он вокруг Божией Матери написал погибших моряков! Это же полное непонимание сути, икона — это не мемориальная доска, где написаны имена погибших и тем более их портреты. Икона — это окно в невидимый мир. Икона — это прежде всего лик, это общение. Мы можем поминать этих людей, но пока они не канонизированы — мы не можем молиться перед ними. Таким образом, художник создал светское нецерковное произведение.

    Но вместе с тем я уже больше двадцати лет наблюдаю за творчеством нескольких современных мастеров, которые, как мне кажется, работают очень серьезно, творчески. С одной стороны — канонично, с другой — Дерзновенно. И я, зная их жизнь, понимаю, что они имеют на это право. Один иконописец мне как-то сказал, что икона — это путь, и она сама тебя ведет. Он занялся иконописью в 16 лет, много копировал в период ученичества, и первые его работы были очень скованные, но он писал-писал-писал, жил церковной жизнью, а потом взял и написал чудотворную икону «Неупиваемая чаша». Этот образ сейчас известен во всем мире. Это воссозданная иконография, которую написал наш современник, Александр Соколов. В ее основу был положен некогда существовавший в Серпуховском монастыре, но утраченный в двадцатые годы образ, от которого остались только списки и словесное описание. Все думают, что это древняя икона, потому что она чудотворная. Но есть свои Рублевы и в наше время!»

    В субботу пятой недели Великого поста Православная Церковь совершает неседальное пение образу Пресвятой Богородицы.

    Древние израильтяне, видя гибель врагов своих в пучинах Чермного моря, воспели на берегах его победную песнь Избавителю Богу: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги!»

    С тех пор ветхозаветная Церковь в праздник Пасхи ежегодно воспевала сию благодарно-победную песнь в воспоминание чудесного избавления своего от сильных врагов. Православная, новозаветная церковь видела неоднократно поборающую по себе десницу Всемогущего; ее враги в тяжкие минуты опасности были низлагаемы чудесною помощью.

    В субботу на пятой неделе Великого поста Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии.

    Этот праздник установлен в IX веке в память неоднократного избавления Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по стогнам и стенам града, умолял Господа о защите против свирепых врагов персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Господних, день и ночь умоляя усердную Заступницу спасти Свой город. Эта икона теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою.

    Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и града своего. Многие храмы в честь Ее были там воздвигнуты. Волахернском храме хранилась святая Ее икона, писанная св. евангелистом Лукою. В достопамятную ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно противу самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда их со множеством войска. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда-то во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную песнь:

    «Взбранной Воеводе победительная, яко избавлъшеся от злых, благодарственная восписуем Тираби Твои, Богородице!»

    И с того времени на воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

    Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные останки земной Ее жизни - риза и пояс Ее; но в IX веке праздник сей внесен в типики монастырей святого Саввы Студийского и потом в триодь и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

    Акафист этот есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по
    счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским аллилуйя, каждый икос - приветствием архангела: радуйся.

    Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу праздника Похвалы Богородицы он входит в состав богослужения и поется на утрене не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода, и каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: Взбранной Воеводе и пр. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.

    Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, Которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами видимыми.

    Изображение Похвалы Пресвятой Богородицы находится в Московском Успенском соборе на столпе.

    Все иконы Божией Матери можно условно разделить на 6 типов. Пять различаются по тому, как Богородица держит Младенца, шестой тип — иконы Праздников.

    Молящаяся, Оранта

    Икона Божией Матери Оранта с латинского переводится, как «молящаяся». Данная икона так называется оттого, что на ней Богородица изображена в молитве с воздетыми к небу руками. Изображение Богородицы может быть по пояс, а также в полный рост.

    История

    Образ Богоматери, с руками, которые в молитве воздеты к небу, известен издревле. Он встречается в росписях катакомб древних христиан, в убранстве византийских храмов и в средневековой русской иконописи. Само изображение воздетых к небу рук имеет свое начало от Ветхозаветных молений, что также соотносится наименованию данного образа Божией Матери Молящаяся. В русской православной традиции к образу Оранта, Молящаяся, относятся такие иконы, как Знамение, Курская, Нерушимая стена, Неупиваемая чаша, Живоносный Источник. Среди иконографии Знамения широко известна Курская-Коренная. Курская икона всегда была весьма почитаема на Руси.

    Чудеса

    Икона Оранта, Молящаяся, с давних времен известна своими чудесами. На Руси этот образ именуется «Знамение». С ним связано такое чудо. 27 ноября 1169 г., когда дружина Андрея Боголюбского штурмовала Новгород, новгородцы вынесли икону на городскую стену и тогда одна из стрел попала в этот образ. И вдруг все увидели, что Богородица своим ликом повернулась к городу и заплакала. Ее слезы попали на священническое одеяние епископа новгородского Иоанна, который вскричал: «О чудо дивное! Как же может быть, что из сухого иконного дерева слезы текут? Это Ты Царица-Богородица даешь нам Свое знамение в том, что молишься за нас пред Твоим Сыном о избавлении Новгород-града». И тогда воодушевленные новгородцы, отбили полки суздальские...

    Данный образ по молитве верующих защищает их от напастей и бед, от врагов и недоброжелателей. Чудесные случаи и исцеления говорят нам, что Матерь Божья внемлет нашим молитвам, произносимым пред иконой Оранта. При этом разный тип иконографии помогает при различных просьбах о помощи.

    От чего помогает, дни празднования

    Последние материалы раздела:

    Простой банановый пирог Банановый десерт на кефире с шоколадом
    Простой банановый пирог Банановый десерт на кефире с шоколадом

    Разве может быть что-то вкуснее, чем ароматная свежая домашняя выпечка? А если она еще и с фруктами, то это что-то потрясающее. В нашей статье мы...

    Сколько курица сидит на яйцах
    Сколько курица сидит на яйцах

    Существует два метода высиживания цыплят: инкубаторный и с использованием тела живой птицы. Курица наседка (также называемая клушей или квочкой)...

    По педагогике и коррекционной педагогике
    По педагогике и коррекционной педагогике

    работает с «особенными» детьми, имеющими проблемы физического или психического характера. Они нуждаются не только в обучении и воспитании, но и...