Безопасное поведение детей в быту. Методические рекомендации для родителей. "правило безопасного поведения в быту"

Опасность первая .

Острые, колющие и режущие предметы .

Правило 1 . Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Опасность вторая .

Электрические приборы .

Они могут ударить током или стать причиной пожара.

Правило 1 . Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы.

Правило 2 . Никогда не тяни за электрический провод руками (а кота за хвост).

Правило 3 . Ни в коем случае не подходи к оголённым проводам и не дотрагивайся до них.

Опасность третья .

Лекарства и бытовая химия .

Правило 1 . Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

Правило 2 . Что такое бытовая химия? Это стиральные порошки, средства для мытья посуды, средства от тараканов и многое другое. Дети, конечно не тараканы, но яд от тараканов действует и на людей. Поэтому ни в коем случае не открывай никаких упаковок с бытовой химией.

Опасность четвёртая (невидимая и неслышимая) .

Газ.

Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила:

Правило 1 . Срочно скажи об этом взрослым.

Правило 2 . Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.

Правило 3 . Проверь, закрыты ли краны на плите.

Правило 4 . Немедленно позвони по телефону 04.

Правило 5 . Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.

Жизнь современного человека проходит в домах и квартирах. В каждых условиях есть множество опасностей, из-за которых можно причинить вред себе и помещению. Именно поэтому важна безопасность в быту, которую должны соблюдать взрослые и дети.

Виды опасностей

К опасным ситуациям, которые могут произойти в помещении, относят:

  • пожар: возникает по причине неосторожности или дефектов электропроводки, приборов;
  • взрыв газа, если произошла утечка;
  • отправления газом или химическими компонентами;
  • воздействие электрического тока.

Помимо этих факторов, может быть затопление по причине неисправности водопровода. В селах нередко происходит что связано с топлением печи. При нарушении может произойти взрыв баллонов со сжиженным газом.

Причины опасностей

Неблагоприятные ситуации часто связаны с несоблюдением правил безопасности человеком. К распространенным причинам относят:

  • небрежность;
  • нарушение инструкций пользования приборами;
  • неосторожное обращение с огнем.


Чтобы избежать опасностей, важно соблюдать меры безопасности в быту. Причем к ним детей надо приучать с детства.

Электроприборы

Нередко даже с использованием привычного прибора появляется опасность для жизни и здоровья. Это может наблюдаться из-за нарушения правил, а также других факторов, например, возрастание электронапряжения в сети, протечка крана.

Чтобы знать, как не допускать опасные ситуации, необходимо соблюдать несложные правила безопасности. Это касается всего окружающего дома. Также есть рекомендации для тех случаев, если необходимо снизить негативные последствия при появлении опасностей.

Как пользоваться электроприборами?

Пожарная безопасность в быту предполагает выполнение правил по использованию электроприборов. Электрический ток, проходя в тело человека, нагревает его и образует ожог. Последствием может быть повреждение внутренних тканей. Также это становится причиной остановки сердца или дыхания.


Чтобы этого не случилось, необходимо соблюдать в быту по использованию электричества:

  • не нужно пользоваться поломанными или неисправными приборами;
  • запрещено оставлять технику включенной без присмотра;
  • не следует включать в 1 розетку несколько устройств;
  • важно соблюдать последовательность подключения техники к сети: сначала выполняется присоединение шнура к прибору, а потом - к сети;
  • отключение техники происходит в обратном порядке;
  • не следует трогать работающий прибор мокрыми или влажными руками;
  • если возникли неисправности устройства, его надо выбросить или отдать мастеру для ремонта.

Запрещено тушить водой электроприборы, работающие от сети. Эти несложные правила помогут избежать многих неприятных ситуаций.

Правила пользования компьютером


Безопасность в быту предполагает правильное использование компьютера. Эта техника является незаменимой вещью дома, но из-за неграмотного обращения с ней есть риск причинения вреда здоровью. К правилам использования компьютера относят следующее:

  • монитор должен находиться на уровне взгляда;
  • не следует работать в затемненной комнате;
  • детям находиться за компьютером можно не больше 25 минут;
  • после каждого занятия необходимо выполнять зарядку.

Для взрослых действуют такие же правила. С их использованием получится не допустить вред здоровью.

Свойства бытового газа

Во многих домах работают газовые плиты, используемые для приготовления пищи. Взрослым и детям важно соблюдать элементарные в быту. Постоянно применяются электрические приборы: утюги, светильники, телевизоры. Эта техника работает от электророзетки и выключателей.


Бытовой газ применяется не только для приготовления пищи, но и для подогрева воды. Для этого в домах устанавливают плиты или колонки. Газ бывает сжиженным и магистральным. Он бесцветный и без запаха, а для обнаружения утечки применяются специальные вещества, обладающие специфическим запахом.

Правила использования газовых приборов

По причине утечки газа может возникнуть отравление человека и взрыв помещения. Чтобы не допустить этого, важна безопасность человека в быту:

  • для зажигания газовой горелки сначала подносится спичка, а потом открывается газовый кран;
  • не следует оставлять работающие горелки без присмотра;
  • важно контролировать, чтобы жидкость не залила пламя;
  • если горелка потухла, не следует зажигать ее снова: нужно выключить плиту, открыть окна для тщательного проветривания.

Даже стандартная газовая плита может доставить много неприятностей, если не следовать простым мерам безопасности. Поскольку при сгорании газ выпускает в пространство токсические компоненты. Поэтому при горении газа форточка должна быть открытой, а дверь на кухне - закрытой. Пламя у горелки должно быть голубое без желтых и красных оттенков.


Чайники и кастрюли, у которых дно широкое, нужно ставить на высокую подставку, иначе происходит уменьшение доступа воздуха к горелке и наблюдается неполное сгорание газа. Работать с такими приборами запрещено дошкольникам, а также лицам, которые не знают правил использования техники.

Газовые устройства должны быть чистыми и исправными, ведь тогда обеспечивается их нормальная работа. Во время промерзания грунта есть риск разрывы подземных газопроводов. Газ имеет свойство распространения на дальние расстояния, в том числе в негазифицированные помещения. Поэтому в подвалах не следует использовать открытый огонь. Если в подъезде, квартире или подвале есть запах газа, то об этом надо сообщить по номеру 04. Пока не приедет аварийная служба, следует не допускать открытый огонь, проветривать помещение.

Необходимо экономить газ. Не следует допускать длительной его работы без посуды. Важно контролировать пламя горелок, например, после закипания воды нужно убавить его. Если есть горелки разной мощности, то пользоваться большой посудой надо только в редких случаях. Из-за длительного кипячения воды в чайниках образуется накипь. В процессе приготовления пищи надо закрывать посуду крышками, что помогает экономить около 15% газа.

Правила поведения при утечке газа

Если был обнаружен запах газа, необходимо отключить плиту. Потом нужно перекрыть газовый кран. Не следует допускать действия, из-за которых появляется искрение или увеличение температуры воздуха.

Запрещено касаться электровыключателей, так как это становится причиной возникновения искры. Важно обеспечить проветривание жилья с помощью открытых окон. Помещение надо освободить и вызвать

Приборы с ртутью

Безопасность в быту предполагает правильное использование приборов с ртутью. Это вещество есть в лампах дневного света, термометрах, устройствах для измерения давления.


Термометры есть в каждом доме. Так как они сделаны из стекла, то легко разбиваются с падением. Ртуть раскатывается в различные участки комнаты. Лампы часто утилизируют с обычным мусором, где в баках они разбиваются, а пары проникают в атмосферу.

Отрицательные свойства ртути

Это вещество является тяжелым жидким металлом серебристого цвета. В небольших количествах выглядит в виде подвижных шариков. Из-за этого ртуть проходит через щели полов, в мебель, стены, а скапливаясь, она становится причиной загрязнения воздуха.

Замерзание ртути наблюдается при -38,9 градуса. Ее испарение происходит при комнатной температуре, а пары не имеют цвета и запаха. Вещество проникает в организм через легкие, желудок, кожу.

Пары ртути являются опасными. С хроническим отравлением веществом возникает металлический привкус во рту, рыхлость десен, интенсивное слюноотделение. Такое отравление можно получить в любом помещении, где ртуть контактирует с воздухом. Очень опасны мелкие капельки ртути, проникших под мебель или линолеум. Их испарение очень быстрое.

При вдыхании опасного воздуха у детей спустя несколько часов развивается тяжелая пневмония. К симптомам относят кашель, одышку, температуру. Тяжелое отравление становится причиной отека легких. Нередко проявляется диарея, сонливость, нервное возбуждение.

Что делать при разливе ртути?

Правила безопасности в быту помогут узнать о действии при разливе ртути. Самыми опасными считаются частички, проникшие под линолеум, мебель, плинтусы. Если произошло падение прибора, и он разбился, то нужно аккуратно собрать видимые частики в герметичный пузырек, обработать место тряпкой, смоченной в растворе марганцовки.

После этого важно обращение в специализированное учреждение, которым будет проверено, есть ли в помещении пары вредного вещества. Если они присутствуют, что сотрудники выполнять их устранение. Ртутными люминесцентными лампами желательно не пользоваться, поскольку один разбитый прибор имеет высокий показатель паров, что недопустимо для человека.

Безопасность человека быту является важной в любом помещении, так как с соблюдением правил уменьшается риск неблагоприятных ситуаций. Выполнение несложных рекомендаций поможет обеспечить комфортную жизнь себе и своим близким.

Елена Парунзина
Безопасное поведение детей в быту. Методические рекомендации для родителей

Безопасное поведение в быту (методическая рекомендация для родителей ) .

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих из-за увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому значимой является проблема создание условий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения . Формирование опыта ребенка среднего дошкольного возраста должно строиться поэтапно, начиная с ознакомления с правилами безопасности жизнедеятельности в доме (использование специально подобранных д/и, содействующих активному усвоению ребенком знаний об источниках опасности и мерах предосторожности, постоянное общение взрослого с ребенком на равных : вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся, а также худ литература). Важным условием для взрослых является как можно больше давать ребенку активности и самостоятельности в освоении опыта безопасного поведения в быту .

Диагностика знаний и умений безопасного поведения детей дошкольного возраста быту ) .

Изучая особенности воспитания безопасного поведения дошкольников в быту включает в себя следующие задачи :

1. Определить уровень знаний детей о правилах безопасности в быту .

2. Выявить уровень умений обращения с потенциально опасными бытовыми предметами и отношение к ним.

3. Изучить роль семьи и детского сада в процессе освоения опыта безопасного поведения в быту детьми дошкольного возраста.

Знать свое имя, фамилию, домашний адрес.

Иметь представления о предметах бытовой техники, инструментах, используемых дома и в детском саду : утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка/овощерезка, стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки; их назначении и правилах обращения (экскурсия в д/с на кухню, в прачечную) .

Цель : Понимать, что порядок в доме и детском саду не только для красоты, но и для безопасности . Поэтому предметы и игрушки надо класть на свои места.

Представлять возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья :

Если неосторожно пользоваться, брать без разрешения взрослых или играть острыми, колющими и режущими предметами (ножницами, ножом, иголкой, гвоздями, кнопками, заточенными карандашами и др., то можно порезаться или уколоться (наглядные предметы, иллюстрации, чтение рассказов «Умный наперсток» , «Как Стобед наступил на иголку» загадки, стихи, пословицы).

При пользовании утюгом, пылесосом, телевизором, лампой и другими электроприборами нельзя включать их без разрешения взрослых, трогать руками провода; вставлять мелкие предметы в розетку; нельзя играть спичками, зажигалками, потому что может случиться пожар.

Дома и в детском саду можно упасть : на ровном месте (на мокром полу, запнуться о разбросанные игрушки и предметы, из окна балкона, с мебели (со шкафа, тумбочки, стула и др.) . Поэтому нельзя забираться на подоконник и выглядывать, лучше сходить на улицу погулять с разрешения взрослых; нельзя залезать на высокую мебель, подоконник и т. п., чтобы достать что-нибудь с высокой полки, можно попросить об этом родителей или воспитателя ; нельзя выходить на балкон без взрослых.

Знать, как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой, иголкой (пришивать пуговицу) .

Знать о приемах оказания первой помощи :

При порезах и ссадинах, ожогов и ушибах нужно подставить рану под струю холодной воды и показать взрослым

При пожаре – не прятаться, вызвать пожарных по телефону 01, выйти из комнаты или лечь на пол.

Освоение детьми опыта безопасного поведения в быту при участии родителей

В наблюдениях отмечается, что сфера отношений «родители – ребенок – воспитатели» является определяющей в дошкольном возрасте. Общение, контакты, совместная с взрослыми деятельность имеют первоочередное значение для формирования мотивов поведения и накопления опыта детей .

Ведущее направление – это работа с детьми, поскольку решить задачу воспитания , возможно, прежде всего, организуя его непосредственную деятельность.

Задачи :

Уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в быту

Закрепить полученные знания и формировать их на основе умения безопасного поведения в быту

Создать условия для применения детьми умений действовать с опасными предметами домашнего обихода

Вызвать у детей желание соблюдать правила безопасности дома , избегая запреты

Внушить ребенку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом не вызвать чувство страха и робости, используя обучение практическим действиям с опасными предметами домашнего обихода.

Вся работа с детьми должна осуществляться при условии их заинтересованности предлагаемой темой или отдельным вопросом и ни в коем случае не «навязываться» ребенку (д/и, занятия, чтение худ, литературы) . Постоянное включение детей в совместную со взрослыми деятельность дает эмоциональный выход их активности, позволяет обратить внимание на осторожное обращение с предметами быта, способствует формированию умений безопасного поведения .

В работе c родителями предлагается широко использовать такой метод , как решение проблемных ситуаций. Например :

- «Вы уходите в гости и оставляете ребенка одного дома (не первый раз) . При этом вы знаете, что он любит играть и смотреть телевизор на кухне. Какие меры предосторожности вы примете и что скажете ребенку?»

В работе с родителями надо стараться убедить их не сдерживать активность детей , а направлять ее в «полезное русло» . Поэтому родителям было предложена анкета смешанного типа, где часть вопросов содержит готовые ответы на выбор и были оставлены свободные строки с предложением сформулировать свой вариант ответа.

Анкета для родителей состоит из 17 вопросов и позволяет определить :

Осознают ли родители необходимость ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту ;

Есть ли у родителей знания об источниках опасности и о порядке действий в некоторых опасных ситуациях в быту ;

Как знакомят детей с опасными предметами и ситуациями, мерами предосторожности в доме, позволяют ли самостоятельно пользоваться опасными бытовыми предметами;

Необходима ли родителям помощь со стороны педагога по ОБЖ или воспитателя, и какая, в проведении такой работы.

Таким образом, анкетирование помогает проанализировать содержание компонентов опыта безопасного поведения в быту , что в дальнейшем скорректирует работу педагога по воспитанию безопасного поведения ребенка .

В целом хочется отметить, что планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на воспитание безопасного поведения детей дош . возраста, является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Это значит, что данная работа должна рассматриваться не в краткосрочный, а в долговременной перспективе.

Анкета для родителей

Уважаемые родители !

Мы проводим исследование по проблеме ознакомления детей безопасности в быту . Будем признательны, если Вы поможете нам, ответив на следующие вопросы.

Укажите, пожалуйста, Ваш возраст, количество детей в семье , образование.

1. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами безопасности в быту ? Если да, то укажите, с какого возраста.

2. Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностью? (укажите цифрами по степени значимости) :

а) родители ,

б) воспитатели,

в) школьные учителя,

г) медицинские работники,

д) преподаватели безопасности жизнедеятельности ,

е) другие (укажите) .

3. Укажите, какие опасные для дошкольника предметы встречаются у вас в доме.

4. Какие правила безопасности жизни в быту должны знать дети дошкольного возраста :

а) нельзя играть спичками, зажигалками,

б) нельзя трогать электроприборы,

в) нельзя брать лекарства без разрешения,

г) при пожаре – не прятаться, позвонить по 01,

д) другие (укажите) .

5. Как Вы учите детей обращаться с опасными предметами дома?

а) прячем,

б) учим пользоваться (уточните чем,

в) запрещаем,

г) (свой вариант) .

6. Остается ли Ваш ребенок на некоторое время один? Если да, то, что Вы ему говорите, когда уходите :

а) не ешь грязные овощи и фрукты,

б) ни кому не открывай дверь,

в) не трогай лекарства,

г) не включай газ (плиту,

д) не играй спичками,

е) не подходи к телефону,

ж) (укажите свой вариант) .

7. Знает ли Ваш ребенок свое имя, фамилию, домашний адрес и телефон?

в) не знаю,

г) только (укажите что) .

8. Считаете ли Вы, что ребенок дошкольного возраста должен уметь вызывать службы помощи по телефону? Если да, то укажите, какие и знает ли Ваш ребенок как вызвать (подчеркните) :

Скорую помощь - да, нет, не знаю

Милицию - да, нет, не знаю

Пожарных - да, нет, не знаю

9. Известна ли Вам литература, где указано, как знакомить детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту ? (по возможности, укажите автора и название) .

10. Используете ли Вы книги и телепередачи, чтобы поговорить с ребенком об опасностях в доме? (по возможности укажите название) .

11. Необходима ли Вам помощь со стороны педагога д/с в ознакомлении с правилами безопасного поведения в быту ?

12. Оказывает ли дошкольное учреждение помощь по вопросам ознакомления детей с опасностями в быту ? Если да, то удовлетворяет ли Вас существующая система педагогического просвещения?

13. Какого рода информацию о процессе формирования безопасного поведения детей в быту , и в каком виде Вы хотели бы получить от педагогов дошкольного учреждения?

14. Какие травмы получал Ваш ребенок дома? (ответ обведите) :

а) порезы, д) отравления (чем,

б) ожоги (уточните какие, е) электротравмы,

в) переломы, ж) попадание инородных тел,

г) ушибы, з) другое (укажите) .

15. Ваши действия при порезах и ссадинах (выберите) :

а) промыть рану проточной водой,

б) приложить холодный предмет,

в) прижать рану ватой, смоченной йодом или спиртом,

г) обработать края раны йодом,

д) наложить повязку.

16. Первая помощь при термических ожогах (выберите) :

а) подставить под струю холодной воды,

б) смазать маслом или вазелином,

в) обработать йодом или спиртом,

г) вскрыть пузыри.

17. Что Вы будете делать , если в комнате начался пожар? Укажите.

Последние материалы раздела:

Простой банановый пирог Банановый десерт на кефире с шоколадом
Простой банановый пирог Банановый десерт на кефире с шоколадом

Разве может быть что-то вкуснее, чем ароматная свежая домашняя выпечка? А если она еще и с фруктами, то это что-то потрясающее. В нашей статье мы...

Сколько курица сидит на яйцах
Сколько курица сидит на яйцах

Существует два метода высиживания цыплят: инкубаторный и с использованием тела живой птицы. Курица наседка (также называемая клушей или квочкой)...

По педагогике и коррекционной педагогике
По педагогике и коррекционной педагогике

работает с «особенными» детьми, имеющими проблемы физического или психического характера. Они нуждаются не только в обучении и воспитании, но и...