Основные направления предупреждения насильственных преступлений. Предупреждение насильственных преступлений Основные направления предупреждения тяжкой насильственной преступности

насильственный преступление собственность рецидив

Основные направления предупреждения насильственных преступлений охватывают как общесоциальную, групповую и индивидуальную, так и общую, и специально-криминологическую профилактику.

Общесоциальная профилактика насильственной преступности должна осуществляться, прежде всего, в сферам жизнедеятельности людей - сферах труда, быта, досуга.

Сущность групповой профилактики насильственных преступлений является относительно длительным видом. К основным направлениям групповой профилактики насильственных преступлений следует отнести: правовое, эстетическое, религиозное, этическое, сексуальное воспитание, лечение невротических и психических аномалий, в т.ч. алкоголизма, наркотизма, регулирование внутриличностного психического напряжения, а также внутригрупповой и межгрупповой напряженности отношений.

Методы групповой профилактики включают в себя :

а) правовую и нравственно-этическую агитацию и пропаганду;

б) социогигиену;

в) психогигиену и психопрофилактику;

г) групповую психотерапию и аутотренинг;

д) групповой гипноз и др.

Индивидуальная профилактика насильственных преступлений включает в себя выявление и учет лиц, могущих совершить насильственные преступления, и контроль за ними с осуществлением воспитательно-профилактического воздействия, которое состоит из изучения этих лиц и непосредственного воздействия, как на них, так и на окружающую среду.

Очень важно улучшение раскрываемости агрессивных преступлений, и в особенности серийных убийств, сексуальных и заказных. Бесспорно, должны быть полностью изжиты факты укрывательства опасных насильственных преступлений от регистрации, а значит, и от должного реагирования на них.

Необходима более жесткая борьба с незаконным оборотом оружия, который связан как с терроризмом, так и с организованной преступностью. Вообще, чем успешнее мы будем бороться с последней, тем легче нам будет противостоять насилию, поскольку преступные организации часто прибегают к нему для решения своих проблем, в том числе для расправы с конкурентами и «предателями».

Особым объектом профилактического внимания должны стать семья и бытовые отношения людей. Здесь необходимо отметить несколько направлений :

а) разрешение семейно-бытовых конфликтов на профессиональном, когда это нужно, уровне;

б) повышение уровня культуры семьи и особенно внутрисемейного общения;

в) принятие мер к оздоровлению среды, которая окружает семью;

г) блокирование губительных последствий влияния неформальных малых групп с антиобщественной ориентацией, в которые «уходят» подростки из неблагополучных семей, а также выявление и ликвидация малых групп подобного рода;

д) принятие предусмотренных законом мер к родителям, ведущим антиобщественный образ жизни и не обеспечивающим должного воспитания детей.

В России должна быть скорректирована государственная политика в отношении лиц, совершивших наиболее опасные преступления против человека. Прежде всего, необходимо изменить чрезмерно мягкую карательную политику в отношении убийц и прочих преступников, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Они ни в коем случае не должны отделываться краткими сроками лишения свободы, особенно в случаях неоднократного совершения тяжких агрессивных действий.

Неверно, что смертной казнью нельзя никого запугать. Можно напугать даже намного менее суровым наказанием, если оно будет неотвратимым. Повседневная практика убедительно свидетельствует, что санкции являются мощным регулятором поведения. Если бы угроза смертной казни могла бы остановить хоть одного убийцу, это явилось бы достаточным обоснованием ее необходимости.

В отношении отдельных категорий наиболее опасных преступников (серийных убийц, террористов, повинных в гибели многих людей) сейчас, когда у нас фактически отменена смертная казнь, при назначении пожизненного лишения свободы в уголовном законе должна быть предусмотрена невозможность помилования.

Самостоятельного рассмотрения заслуживает вопрос о психических больных, которые по решению суда направляются в психиатрические стационары. Освобождение оттуда не должно быть столь простым и легким, как сейчас, поскольку соответствующие лица могут представлять исключительную опасность для общества. Решение комиссии в отношении конкретного лица обязательно должно быть единогласным, в судебном заседании, на котором будет решаться вопрос об их освобождении, целесообразно предусмотреть участие прокурора и адвоката потерпевшей стороны.

В стране необходимо построить новые психиатрические стационары различных видов режима. Нынешние стационары уже не вмещают того количества людей, которых туда направляют, да и само их состояние оставляет желать лучшего.

В средствах массовой информации должен быть поставлен прочный заслон пропаганде насилия. Разумеется, ни о какой цензуре не может быть и речи, однако необходимо возвести некие нравственно-психологические преграды на пути бесконечной демонстрации сцен насилия и жестокости. Очевидно, у тех, кто решает вопрос о демонстрации сцен насилия, надо выработать какой-то внутренний запрет, который диктовал бы им возможность или невозможность показа тех или иных жестоких действий.

Поскольку совершению насильственных преступлений активно способствуют пьянство, алкоголизм и наркомания, эти негативные явления должны стать предметом особого профилактического внимания. Соответствующая деятельность должна осуществляться с учетом нынешних реалий, когда доступ к спиртным напиткам практически ничем не ограничен. При этом надо иметь в виду, что агрессивное преступление нередко совершают лица в нетрезвом состоянии, которые не являются алкоголиками.

Одной из эффективных мер профилактики случайных насильственных преступлений является психогигиена. Употребление наркотиков и спиртного, нервозность и неуравновешенность нередко оказываются первым шагом к преступлению. Гигиена мысли - также очень важное направление профилактики насилия. Одна из религиозных заповедей: «Не думай о людях плохо и не допускай близко к сердцу недобрых мыслей о них», - помогает человеку не ожесточиться.

Предварительная оценка опасности той или иной ситуации (ситуативной виктимности) - одна из гарантий того, что лицо не станет легкой добычей преступников. Человек должен специально подготовиться к адекватным действиям в ситуации опасности, подготовиться к возможному нападению, продумать свои действия (убежать от нападающих или оказать им сопротивление), заготовить средства защиты. Если ситуативная виктимность представляется чрезвычайно большой, такую ситуацию разумнее избежать. В любом случае анализ виктимогенности ситуации или социальной роли и принятие предварительных мер снижения ситуативной или ролевой виктимности позволит значительно уменьшить вероятность стать жертвой насильственного преступления.

Общее предупреждение насильственной преступности - это: во-первых, общее оздоровление общественных отношений с минимизацией числа конфликтов и обеспечением их разрешения в правовых, цивилизованных рамках; во-вторых, обеспечение государством и обществом формирования здорового, образованного и культурного подрастающего поколения; в-третьих, создание системы социального контроля, поощряющего правомерное и нравственное поведение; обеспечивающего предупреждение нарушений закона на ранних стадиях; включающего систему государственных и общественных институтов, которые бы позволяли быстро и эффективно, в рамках закона и общепринятых норм поведения, решать возникающие конфликты и реагировать на правонарушения и иные негативные социальные отклонения; в-четвертых, повышение внимания к культуре, ее пропаганде, формированию личности и ее деятельности в координатах лучших достижений мировой и отечественной культуры; в-пятых, создание нетерпимого к противоправному насилию общественного мнения, формирование и поощрение позитивной социально-правовой активности членов общества и их умения бороться за свои права в рамках закона.

Специальное предупреждение насильственной преступности должно обеспечивать дифференцированное воздействие на различные ее причинные комплексы и иные детерминирующие обстоятельства.

Система специально-предупредительных мер создается с учетом особенностей причинных комплексов и более широких систем детерминации насильственной преступности в разных регионах и применительно к разным категориям населения. Например, практически везде остро стоит вопрос о предупреждении преступлений лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими и другими психотропными веществами, освобождаемыми из мест лишения свободы. В этой связи специалистами предлагается: создавать в регионах детские наркологические центры для лечения подростков, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией; укреплять службы участковых инспекторов милиции и по делам несовершеннолетних, а также патрульно-постовую службу; находить эффективные решения проблемы социальной реабилитации лиц, освобождаемых от уголовного наказания.

Вопросы общесоциальной профилактики преступлений сегодня требуют своего законодательного решения. Жизнь показывает, что отсутствие правовой регламентации профилактической работы тормозит процесс выработки единообразного подхода органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел и судов к использованию превентивных норм права, законодательства.

Таким образом, основными направлениями предупреждения насильственной преступности станут:

I. Организационное обеспечение

Организационное обеспечение должно осуществляться не только по отдельным правоохранительным ведомствам, как это делается сейчас, но и по кардинальным проблемам предупреждения насильственной преступности, например, по профилактике насилия в семье, борьбе с наркоманией и наркотизмом, исполнению уголовных наказаний, связанных и не связанных с лишением свободы, и проблеме подготовки специалистов и т.д. В этих целях для каждой проблемы следует создать программу, включающую необходимые ресурсные расчеты.

II. Пересмотр системы характера наказаний и мер изоляции

1. Целесообразно инициировать отмену моратория на применение смертной казни. Это наказание должно применяться в отношении виновных в умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, но только по соображениям справедливого возмездия в случае совершения наиболее тяжких преступлений. Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. - М.: Юнити, 2000. С. 90

Вопрос о применении смертной казни к рассматриваемой категории преступников неизбежно связан с общей проблемой существования этого наиболее сурового уголовного наказания. Разное отношение к этому виду наказания, его сущности, назначению, роли, связанные с ним практические предложения существуют с тех пор, как определенные поступки стали вызывать необходимость использования наиболее острых и даже беспощадных мер реагирования на их совершение. Одним словом, эта проблема существует с незапамятных времен, и поскольку она имеет существенное политическое и правовое, а еще большее нравственное значение, то интерес к ней не утрачен и в настоящее время. Философы, писатели, политики, криминологи, социологи, юристы и другие деятели науки и культуры многократно выражали свое отношение, порой взаимоисключающее, к смертной казни. Постоянно совершенствуется уголовное законодательство, пересматриваются многие традиционные взгляды на цель, функции и виды наказания, сокращается число стран, в которых применяется смертная казнь, но она тем не менее существует, и никто не в состоянии предсказать, что этот вид наказания когда-нибудь исчезнет полностью Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. - М.: Юнити, 2000. С. 91.

Вопреки распространенному среди противников смертной казни мнению, что она неспособна кого-то устрашить и тем самым удержать от совершения преступления, мы полагаем, что это не так. Страх перед подобной карой сохраняется у многих людей, он особенно действен при тотальных и неотвратимых репрессиях, например в условиях фашистского режима. В тех цивилизованных странах, где смертная казнь сохранилась, она применяется не для устрашения, а для удовлетворения общественного чувства справедливости. Лишать же жизни кого-либо, чтобы другим неповадно было, в высшей степени безнравственно. Это сродни расстрелу заложников.

В настоящее время представления о базовых человеческих ценностях, о справедливости, о должном воздаянии за содеянное не позволяют отказаться от подобной кары полностью, сохранив ее только для наказаний убийц, причем наиболее опасных. Очень существенно в этой связи отметить, что многие из них своими кровавыми злодеяниями и проявляемой при этом вопиющей жестокостью сами ставят себя вне людей, вне жизни. Такие преступники, как Чикатило, Михасевич, Головкин, Кузнецов, чеченские бандиты и террористы, не должны оставаться среди людей только за то, что они сделали.

Между тем государственная политика в отношении таких монстров характеризуется преобладающей тенденцией сохранения им жизни, что в большинстве случаев вызывает резкое несогласие. Общественность, как правило, ничего не знает о том, почему, на каких основаниях, с учетом каких обстоятельств смертная казнь самым опасным убийцам заменяется пожизненным лишением свободы или почему их наказали только пожизненно. При этом довольно часто вопрос о помиловании конкретного человека не решается месяцами, иногда годами, что нельзя расценить иначе, как жестокость к этому же человеку, хотя и виновному в самых тяжких, смертных грехах.

Должны быть выработаны более или менее четкие критерии при вынесении приговора наиболее опасному убийце, которыми могли бы руководствоваться и организации, решающие вопросы о помиловании, если преступник приговаривается к смертной казни, В число таких критериев можно включить: количество жертв, наличие среди них детей и подростков; совершение убийств с особой жестокостью; наличие психических патологий и расстройств полового влечения, ограничивающих возможности управления своим поведением; обращение лица за психиатрической и сексопатологической помощью, его реакции на предложения такой помощи, желание избавиться от патологических влечений - до совершения преступлений или даже в тот период, когда происходила серия убийств; привлечение в прошлом к уголовной ответственности за насильственные преступления Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. - М.: Юнити, 2000. С. 94.

  • 2. Представляется необходимым внести следующие изменения в уголовный и уголовно-исполнительный законы:
    • - к наиболее опасным убийцам не должны применяться помилование и амнистия; они не могут освобождаться по болезни или условно досрочно;
    • - лица, приговоренные к пожизненному лишению свободы за насильственные преступления, не могут быть освобождены из исправительных учреждений по амнистии, в связи с помилованием, по болезни или условно досрочно ранее, чем через 25 лет после взятия под стражу;
    • - если лицо привлекается за совершение насильственного преступления, отнесенного законом к категории тяжкого или категории особо тяжкого, а до этого уже трижды наказывалось за такие же преступления, то независимо от снятия или погашения судимости оно должно осуждаться к пожизненному лишению свободы;
    • - лица, осужденные за насильственные тяжкие и особо тяжкие преступления, а также за любые сексуальные преступления на определенный срок, могут освобождаться досрочно, по амнистии или в связи с помилованием только на основании заключения комплексной комиссии с обязательным участием в ней психиатра и психолога;
    • - лица, совершившие действия, формально подпадающие под признаки особо тяжкого насильственного преступления, но признанные невменяемыми, должны пожизненно помещаться в психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением.

III. Социальные программы профилактики насилия

  • 1. Любые социальные программы профилактики насилия в России должны строиться с учетом того, что ее состояние в первую очередь определяется очень высоким уровнем тревожности и неуверенности людей, их депрессивными психотравмирующими переживаниями как реакции на те изменения в жизни, которые субъективно воспринимаются в качестве весьма неблагоприятных. Насилие выступает средством защиты и утверждения, поэтому общество должно предлагать иные средства в достаточном объеме и разнообразии.
  • 2. Первоочередной задачей представляется оказание комплексной помощи, в том числе при проведении инспекторских проверок, регионам, где наблюдается наихудшее положение с преступным насилием. Это предполагает создание специальных для них программ социальной и материальной поддержки, воспитательно-педагогических, психологических, организационных, правоохранительных и иных мероприятий.
  • 3. К уже имеющимся социальным программам борьбы с отдельными видами преступности (например, с наркотиками и наркоманией) следует, прежде всего, добавить социальные программы предупреждения насилия в семье, в школе, среди несовершеннолетних в целом.
  • 4. Необходима общегосударственная федеральная программа борьбы с насилием в обществе. Ее субъектами должны быть все органы законодательной и исполнительной власти, общественные и церковные организации, средства массовой информации и др.

Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений во многом зависит от последовательного проведения в стране социально-экономических и политических преобразований, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей, гуманизацией нравственного климата, реализацией принципов социальной справедливости. Решение этих общесоциальных задач создаст попутно предпосылки и для успешной борьбы с насильственными преступлениями. В числе этих задач надо выделить целенаправленную работу по воспитанию в человеке совестливости, привитию ему культуры общения и нравственных личностных идеалов, уважения к человеческой личности, ее неприкосновенности, нетерпимости к любым актам насилия над ней, к проявления грубости, агрессивности, цинизма, по возрождению в значительной мере утраченных традиций взаимопомощи, милосердия, сострадания ко всему живому, улучшение полового воспитания подростков и молодежи, подготовку их к семейной жизни, воспитание уважения к достоинству женщины, отвращения к распущенности и вседозволенности.

Активизация работы на этих направлениях способствует стабилизации, а затем и сокращению уровня криминального насилия. Программы усиления борьбы с преступностью, другие целевые программы, а также документы межведомственного и ведомственно-отраслевого комплексного криминологического планирования содержат в этом отношении ряд важных положений. Вместе с тем ресурсное обеспечение их на сегодняшний день не удовлетворительно.

Особое значение имеют меры усиления профилактического воздействия в специфически криминогенных группах населения (представители маргинальной среды; несовершеннолетние и молодежь; лица, злоупотребляющие спиртными напитками, потребляющие наркотические средства или психотропные вещества; не занятые общественно полезным трудом; ранее судимые; лица с отклонениями в психике). Значимым было бы расширение правовой базы для дифференцированной работы с группами повышенного социального риска и для собственно профилактической работы по месту жительства.

Исключительно важным направлением в деятельности по борьбе с насильственными преступлениями является групповая и индивидуальная профилактика. Ее объекты - лица, которые по причине своей антиобщественной агрессивно-насильственной направленности могут совершить насильственные преступления.

Наиболее сложная задача в индивидуальной профилактике - выбор тех признаков-индикаторов, которые могут быть положены в основу прогностической оценки личности.

Весьма важна виктимологическая профилактика. Ее меры должны основываться на выявлении потенциальных потерпевших и предотвращении их неосмотрительного, рискованного, легкомысленного, распущенного, провокационного поведения (скандалистов, постоянно конфликтующих; лиц, попадающих в состоянии опьянения в виктимогенные ситуации; лиц, склонных случайным компаниям, приглашениям незнакомых людей, легкомысленному поведению в общественных местах и т.д.).

Серьезное внимание следует уделить уголовно-правовой профилактике насильственных преступлений, в частности возможности использования в борьбе с ними отдельных уголовно-правовых норм и институтов с непосредственно выраженной профилактической направленностью. Это, прежде всего нормы Общей части Уголовного кодекса, регламентирующие институты необходимой обороны, задержания преступника, крайней необходимости, также нормы, стимулирующие добровольный отказ от преступления, деятельное раскаяние. Их содержание и значение необходимо разъяснять гражданам в ходе осуществления правовой пропаганды.

Важную профилактическую роль играют нормы Особенной части Уголовного кодекса с так называемой двойной превенцией. Это нормы об уголовной ответственности за деяния, создающие условия и непосредственную обстановку совершения других, более тяжких преступлений. Речь идет именно о двойной превенции, двойном профилактическом действии таких норм - против деяний, для борьбы с которыми они непосредственно предназначены, и против тяжких преступлений, для которых создается благоприятная почва, если указанные деяния останутся без реагирования.

Обеспечение ответственности за само криминальное насилие, в свою очередь, чрезвычайно важно для общей и специальной превенции.

Очень важной в этой связи представляется проблема своевре­менного и полного выявления и раскрытия этих преступлений. Она тесно связана с последовательным осуществлением мероприятий по снижению их латентности. В этой связи значим эффективный прокурорский надзор за исполнением требований закона о своевременной и полной регистрации заявлений и сообщений о насильственных преступлениях, своевременном и обоснованном их разрешении; введение новой системы оценок деятельности милиции.

Литература

Абельцев С.И. Личность преступника и проблемы криминального насилия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.

Антонян Ю.М. Насилие. Человек. Общество. - М.: Юристъ, 2001.

Петин И.А. Механизм преступного насилия. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

Ратинова Н.А. Психология насильственных преступлений и их экспертная оценка. - М., 2001.

Сердюк Л.В. Насилие: уголовно-правовое исследование. М.: ООО Изд-во Юрлитинформ, 2002.

Научной базой исследования проблем предупреждения преступности и профилактики преступлений являются труды многих ученых. На протяжении всего периода существования государства наука всегда принимала участие в разработке стратегических, концептуальных основ правового, методического обеспечения предупреждения правонарушений. Не стоит в стороне она и сегодня. С 1990 г. только по данной теме было защищено по неполным данным свыше 60 диссертаций на соискание ученой степени докторов и кандидатов наук, большинство - по юриспруденции. Разработка мер предупреждения преступности и отдельных преступлений - конечный результат и показатель эффективности всех криминологических исследований.

Анализ литературы показывает, что уже разработано множество "теоретических схем" предупреждения преступности, а также различных видов, категорий и групп преступлений; создана соответствующая научная база; наука и практика располагают богатым арсеналом средств и методов профилактики преступлений.

В то же время нельзя не согласиться с мнением С.Я. Лебедева, который отмечает: "Никогда прежде в истории нашего государства не возникало такого критического момента, когда приходилось в корне переоценивать результаты научных изысканий, особенно в гуманитарной сфере" Лебедев С.Я. Традиции и обычаи в системе криминологической детерминации (теоретические и методологические основы исследования): Автреф. дис.... докт. юрид. наук. - М., 1995. С. 21.

Вполне закономерно возникают вопросы:

  • 1) почему люди, которые составляют большинство в общей численности населения, не совершают насильственных преступлений;
  • 2) можно ли это объяснить осуществлением профилактики или тому есть и другие объяснения?

Наиболее простым объяснением того, почему одни не совершают преступлений, по мнению ученых, является следующее Криминология / Под. Ред.В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. - М.: Юристъ, 2005. С. 141.

Во-первых, у определенной категории лиц существует отвращение к преступлениям. Они всегда и в любом случае в силу своей воспитанности, нравственности, здорового образа жизни вообще далеки от нарушений норм морали и права, запретов уголовного права. Такие люди, собственно, и не нуждаются в том, чтобы что-то сдерживало их от преступлений.

Во-вторых, есть люди, которые взвешивают для себя благоприятные и неблагоприятные последствия своих действий, при этом убеждаются, что уголовное наказание за совершенное преступление - весьма тяжкое последствие. Потому они приходят к выводу, что совершение преступления - дело для них невозможное, ибо нецелесообразное. Они не совершают преступлений, потому что боятся наказания. На таком понимании мотивов человеческого поведения строится и известная уголовно-правовая концепция общего предупреждения. Она сводится к тому, что наказание одного преступника способствует созданию в сознании других граждан своего рода психологического барьера, препятствующего реализации возможного преступного намерения. Суть этой конструкции в том, что "сдерживающий момент" относится к будущему времени: "если я совершу преступление, то буду наказан". Здесь проявляется эффект "самопрофилактики".

В-третьих, люди не совершают преступлений, так как правоохранительными органами проводится работа по предупреждению криминальных проявлений, устраняются причины и условия преступлений, усиливается административный надзор, работают патрульно-постовая служба, участковые оперуполномоченные милиции и т.д. Таким образом, люди не совершают преступлений, потому что им не дают этого делать. Они не боятся наказания, у них просто нет возможности совершить преступление, поскольку им не предоставляют такой возможности правоохранительные органы Лебедев С.Я. Традиции и обычаи в системе криминологической детерминации (теоретические и методологические основы исследования): Автреф. дис.... докт. юрид. наук. - М., 1995. С. 111.

В перечисленных случаях проявляется совокупное действие ряда превентивных мер: общего предупреждения преступлений, специальной профилактики, профилактического надзора, индивидуальной профилактики и т.д. Хотя вопросы борьбы с преступностью возникали и решались в течение многих столетий, единого общего понятия в отношении совокупности этих мер до сих пор, по крайней мере - в российской науке и практике, не выработано. Применяются такие выражения, как "война с преступностью", "реагирование на преступность", "борьба с преступностью" и др. Реакция государства и общества на преступления и преступность обозначаются и такими терминами, как "социальный контроль", "контроль преступности", "управление преступностью". К настоящему времени среди криминологов нет единого мнения в понимании содержания понятия "предупреждение преступности". Наряду с ним используются такие понятия, как "профилактика преступлений" и "борьба с преступностью". Часть криминологов за родовое, более общее понятие принимают "предупреждение преступности" Теоретические основы предупреждения преступности. /Отв. ред.В.К. Звирбуль, В.В. Клочков, Г.М. Миньковский. - М., 1977. С. 31, иные считают "профилактику", "предупреждение" и "предотвращение" преступлений синонимичными категориями и не разделяют их по сути. Высказывается в литературе и такое мнение, что следует различать профилактику (выявление и устранение причин и условий преступлений), предупреждение (установление лиц, которые стараются совершить преступление, и принятие к ним определенных мер с целью недопущения реализации их замыслов) и пресечение преступлений (выявление лиц, которые готовятся совершать преступления, и принятие к ним мер с целью недопущения перерастания приготовительных действий в покушение и оконченное преступление) Лекарь А.Г. Профилактика преступлений. - М., 1972. С. 3-4. Не вступая в полемику по соотношению понятий и исходя с позиций сугубо семантических в их равнозначности, заметим, что в науке и практике широко используется термин предупреждение преступности. Считаем, что он охватывает все сферы, виды и уровни профилактики преступлений и является составной частью борьбы с преступностью наряду с:

  • 1) общей организацией борьбы с преступностью;
  • 2) правоохранительной деятельностью.

Предупреждение преступности - это многогранная деятельность, представляющая собой совокупность наиболее существенных конкретных требований, соблюдение которых в различном сочетании может обеспечить комплексный подход к предупреждению преступлений и иных правонарушений. При этом соблюдается сочетание общесоциального и специального предупреждения, мер общей и индивидуальной профилактики; охват всех основных сфер жизнедеятельности и социальных институтов; использование взаимосвязанных и взаимодополняющих мер экономического, идеологического, культурного, правового, организационно-управленческого характера; взаимодействие и координация деятельности всех субъектов профилактики; охват всей совокупности объектов, требующих профилактического воздействия; воздействие на совокупность причин и условий, способствующих преступному и иному антиобщественному поведению.

Например, по мнению М.М. Бабаева Бабаев М.М. О комплексном подходе к предупреждению преступности // Криминология и уголовная политика. - М., 1985. С. 138-139, в зависимости от природы и характера факторов, порождающих преступность, и возможностей воздействия на них профилактические мероприятия можно разделить на четыре группы: нейтрализующие, компенсирующие, предупреждающие и ликвидирующие.

Когда дело касается объективных обстоятельств, явлений или процессов, существование которых неизбежно или в силу определенных исторических условий не может быть устранено в относительно короткий срок, профилактические меры должны быть либо нейтрализующими (например, повышение уровня воспитательной работы в районах, где скапливается большое количество беженцев и люди сталкиваются с рядом объективных трудностей и сложных жизненных ситуаций), либо компенсирующими (например, забота государственных учреждений о детях, по тем или иным причинам лишенных нормальных условий семейного воспитания).

Если же речь идет о факторах, действие которых может быть непосредственно скорректировано с помощью конкретных мероприятий, то задача профилактической работы состоит в устранении неблагоприятных последствий таких факторов. Соответственно разрабатываются и осуществляются меры, которые предупреждают возникновение обстоятельств, играющих роль причин и условий совершения преступлений, или ликвидируют такие обстоятельства, если они возникли.

Всю эту совокупность профилактических мероприятий по их направленности и характеру принято подразделять на две большие группы: общесоциальные и специальные. При этом меры как первого, так и второго вида могут осуществляться на нескольких уровнях профилактики преступлений.

В то же время общесоциальные и специальные меры профилактики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Воздействие общесоциальных мер предупреждения преступности эффективно, если они дополняются специальными мерами. Общесоциальные меры создают соответствующие базовые предпосылки для реализации мер специальной профилактики.

В структуре специальной профилактики преступлений мы согласны различать специально-криминологическую профилактику, предотвращение и пресечение преступлений. Наличие двух последних элементов специальной профилактики преступлений обусловлено, прежде всего тем, что перед непосредственным совершением преступления имеет место довольно продолжительный процесс формирования личности преступника, его антисоциальных взглядов, интересов, которые в дальнейшем выступают причиной преступного поведения. Во многих случаях совершению преступления предшествует этап формирования преступного умысла, в процессе которого лицо ставит перед собой конфетную преступную цель, определяет пути ее достижения, уточняет детали противоправного действия, а иногда даже составляет развернутый план совершения преступления с разными вариантами развития событий. Преступное намерение уточняется, конкретизируется во время разнообразных подготовительных действий. Большое количество преступлений не доводится до конца по независящим от воли субъекта факторам или в связи с его добровольным отказом; некоторые преступления могут совершаться в течение длительного периода времени.

Любая из этих стадий отличается своей спецификой, на любой из них действует комплекс разнообразных факторов, что нельзя игнорировать во время организации и проведения предупредительной работы. На этих стадиях изменяются характер и содержание предупредительной работы и предупредительных мероприятий.

В зависимости от особенностей применения мер профилактического воздействия на разных этапах профилактики выделяют и так называемую раннюю профилактику Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия, - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. С. 211. Безусловно, именно ранняя профилактика играет ключевую роль в предупреждении преступности, когда еще антисоциальная направленность лица не носит устойчивый характер. От ее эффективности зависит объем мероприятий, которые осуществляются на стадиях предотвращения и пресечения преступлений.

Г.А. Аванесов в структуре ранней профилактики различает также непосредственную профилактику Аванесов Г.А. Криминология. Прогностика. Управление. - Горький, 1975. С. 108-109. По его мнению, она отличается от ранней, во-первых, промежутком времени, которое отделяет лицо от момента возможного совершения преступления, и, во-вторых, степенью социальной вредности лица. Суть непосредственной профилактики, по Г.А. Аванесову, составляет организация и осуществление превентивной деятельности, направленной конкретно на выявление и устранение причин преступлений, условий и обстоятельств, которые оказывают содействие их совершению, на установление лиц, которые могут совершить преступление, и проведение с ними работы по недопущению преступной деятельности.

Поскольку классификация специальной профилактики преступлений на специально-криминологическую профилактику, предотвращение и пресечение преступлений имеет довольно условный характер, а также потому, что предотвращение и пресечение имеют отношение к индивидуальному уровню предупредительного воздействия, то вся эта работа по отношению к преступности в целом, отдельных ее видов и групп преступлений является не чем иным, как профилактикой преступлений. Профилактика преступлений в настоящее время рассматривается как приоритетное направление в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью. Криминологические исследования показывают, что 7 из 10 преступлений могут быть предотвращены при действенной их профилактике.

Для предупреждения насильственной преступности важное значение имеют и меры общесоциальной профилактики, функция которой последовательно осуществляется всем прогрессивным развитием общества. Она связана с наиболее продолжительными и масштабными видами деятельности, значительными мерами развития экономики, обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан, укрепления культуры и морали и законности, социальной защищенности населения. Эти мероприятия имеют более масштабные цели, чем борьба с преступностью и предупреждение преступности - и таким образом общесоциальная профилактика преступлений выходит не только за рамки предупреждения (профилактики) преступлений, но и борьбы с преступностью.

Все эти виды деятельности имеют важный криминологический аспект. Как отмечалось выше, они служат основой специальной профилактики, поскольку их направленность на решение задач социального развития создает предпосылки ограничения преступности, противодействует криминогенным факторам. Справедливо на эту особенность обратил внимание А.Э. Жалинский, который отметил, что "было бы одинаково неверно как исключать общесоциальные процессы и мероприятия из социальной системы предупреждения преступлений, так и считать их все профилактикой. Это - социальные мероприятия, которые дают профилактический эффект" Жалинский А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР (вопросы теории). - Львов, 1976. С. 21. Такой подход, на его взгляд, подчеркивает:

роль общесоциальных мер в устранении криминогенных факторов;

их отличие от специальных мер;

компетенцию криминологов в сфере их исследования и практического использования.

В данном контексте нельзя не согласиться и с мнением Ю.М. Антоняна, утверждающего, что нельзя надеяться на снижение уровня преступности, если не будут решены вопросы снабжения населения необходимыми товарами и услугами, если не будет значительно улучшена воспитательная работа и не снижена социальная напряженность в обществе.

Общесоциальное предупреждение преступности подробно рассмотрено в криминологической литературе. Однако нельзя не отметить, что не все ученые разделяют вышеизложенный подход. Так, С. Герасимов - директор НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ (ныне заместитель Генерального прокурора РФ по Приволжскому федеральному округу) в своем докладе в Институте государства и права Российской академии наук в декабре 2001 г. сказал: "Вопреки традиционному и общепринятому в отечественной криминологии тезису полагаю, что отсутствуют основания для выделения так называемого общесоциального уровня предупреждения преступности, под которым понимается прогрессивное развитие общества: рост материальной обеспеченности, культурного уровня и сознательности людей. Это является не самим предупреждением, а его необходимой предпосылкой. В самом деле, разве можно, например, без оговорок утверждать, что рост материальной обеспеченности людей сам по себе является в чистом виде антикриминальным фактором, во всех случаях способствует если не снижению, то хотя бы ограничению преступности? По-видимому, нет" Герасимов С. Предупреждение преступности: теория, опыт, проблемы // Законность. - 2002. - № 2. - С. 3. И далее автор указывает, что в странах с самым высоким уровнем жизни высокий (намного выше, чем в России) уровень преступности. Названные составляющие общесоциального уровня, по его мнению, несут в себе как позитивный (антикриминогенный), так и негативный (криминогенный) заряды. И говорить о том, что они по самой своей природе и значению противостоят преступности - грешить против истины. Но главное в том, отмечает автор, что трактовка прогрессивного развития общества в качестве общесоциального уровня предупреждения преступности сопряжена с идеологическим или социально-психологическим эффектом, который можно расценивать как расхолаживающий, демобилизующий.

"Интерпретация того, что фактически является предпосылками предупреждения преступности, как одного из его уровней, а именно - общесоциального, может породить (и уже породила) отнюдь не безвредную иллюзию, будто многое в данной области может быть решено как бы само собой, без активных целенаправленных усилий в рамках социального управления. Между тем то, что традиционно относится к общесоциальному уровню, само по себе, объективно существует лишь как возможность превентивного противодействия ей. Абстрактная или реальная, но возможность, которая может быть превращена в действительность, а может быть - нет. И это ни в коей мере не связано с принижением антикриминальной роли того, что названо предпосылками. Вопрос в том, как можно их использовать, ими распорядиться Герасимов С. Предупреждение преступности: теория, опыт, проблемы // Законность. - 2002. - № 2. - С. 3.

Не вступая в полемику по данной проблеме, выскажем мнение академика Д.С. Лихачева, который пять лет назад в "Российской газете" сказал: "Нужно ясно осознавать, что к преступности ведут отсутствие нормальной жизни в семье, нищета а соседстве с окружающим богатством, плохая постановка начального и среднего образования, неуважение к закону, вызванное существующей зависимостью его от власти и денег. Поэтому, я убежден, с преступностью нужно бороться не только судебными решениями, но частично меняя уклад нашей жизни" Бондар А. Профилактика преступности и ее результаты // Законность. = 2002. - № 9. - С. 4. Безусловно, что без общесоциальных мер сделать это невозможно.

Вопросы общесоциальной профилактики преступлений сегодня требуют своего законодательного решения. Жизнь показывает, что отсутствие правовой регламентации профилактической работы тормозит процесс выработки единообразного подхода органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел и судов к использованию превентивных норм права, законодательства.

Таким образом, основными направлениями предупреждения насильственной преступности станут:

I. Организационное обеспечение

Организационное обеспечение должно осуществляться не только по отдельным правоохранительным ведомствам, как это делается сейчас, но и по кардинальным проблемам предупреждения насильственной преступности, например, по профилактике насилия в семье, борьбе с наркоманией и наркотизмом, исполнению уголовных наказаний, связанных и не связанных с лишением свободы, и проблеме подготовки специалистов и т.д. В этих целях для каждой проблемы следует создать программу, включающую необходимые ресурсные расчеты.

II. Пересмотр системы характера наказаний и мер изоляции

1. Целесообразно инициировать отмену моратория на применение смертной казни. Это наказание должно применяться в отношении виновных в умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, но только по соображениям справедливого возмездия в случае совершения наиболее тяжких преступлений.

Вопрос о применении смертной казни к рассматриваемой категории преступников неизбежно связан с общей проблемой существования этого наиболее сурового уголовного наказания. Разное отношение к этому виду наказания, его сущности, назначению, роли, связанные с ним практические предложения существуют с тех пор, как определенные поступки стали вызывать необходимость использования наиболее острых и даже беспощадных мер реагирования на их совершение. Одним словом, эта проблема существует с незапамятных времен, и поскольку она имеет существенное политическое и правовое, а еще большее нравственное значение, то интерес к ней не утрачен и в настоящее время. Философы, писатели, политики, криминологи, социологи, юристы и другие деятели науки и культуры многократно выражали свое отношение, порой взаимоисключающее, к смертной казни. Постоянно совершенствуется уголовное законодательство, пересматриваются многие традиционные взгляды на цель, функции и виды наказания, сокращается число стран, в которых применяется смертная казнь, но она тем не менее существует, и никто не в состоянии предсказать, что этот вид наказания когда-нибудь исчезнет полностью Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. - М.: Юнити, 2000. С. 91.

Вопреки распространенному среди противников смертной казни мнению, что она неспособна кого-то устрашить и тем самым удержать от совершения преступления, мы полагаем, что это не так. Страх перед подобной карой сохраняется у многих людей, он особенно действен при тотальных и неотвратимых репрессиях, например в условиях фашистского режима. В тех цивилизованных странах, где смертная казнь сохранилась, она применяется не для устрашения, а для удовлетворения общественного чувства справедливости. Лишать же жизни кого-либо, чтобы другим неповадно было, в высшей степени безнравственно. Это сродни расстрелу заложников.

В целом же, суммируя результаты многих исследований, данные практики и собственные наблюдения, можно прийти к однозначному выводу: нет никаких оснований говорить об особой криминологической значимости смертной казни, нет ни прямой, ни опосредованной зависимости между числом совершенных преступлений и исполнением данного наказания. Более того, ужесточение наказаний и расширение масштабов его применения решающего влияния на преступность не оказывают. Ее состояние и динамика зависят не столько от суровости санкций, сколько от общесоциальных факторов, порождающих преступность и индивидуальное преступное поведение, от эффективности исполнения наказаний. В странах, где смертная казнь отменена, уровень преступности, в том числе и насильственной, обычно не выше, чем там, где она сохраняется. Если такая суровая кара применяется за многие деяния, это всегда говорит о весьма слабых материальных и духовных возможностях общества успешно бороться с преступностью.

В настоящее время представления о базовых человеческих ценностях, о справедливости, о должном воздаянии за содеянное не позволяют отказаться от подобной кары полностью, сохранив ее только для наказаний убийц, причем наиболее опасных. Очень существенно в этой связи отметить, что многие из них своими кровавыми злодеяниями и проявляемой при этом вопиющей жестокостью сами ставят себя вне людей, вне жизни. Такие преступники, как Чикатило, Михасевич, Головкин, Кузнецов, чеченские бандиты и террористы, не должны оставаться среди людей только за то, что они сделали.

Между тем государственная политика в отношении таких монстров характеризуется преобладающей тенденцией сохранения им жизни, что в большинстве случаев вызывает резкое несогласие. Общественность, как правило, ничего не знает о том, почему, на каких основаниях, с учетом каких обстоятельств смертная казнь самым опасным убийцам заменяется пожизненным лишением свободы или почему их наказали только пожизненно. При этом довольно часто вопрос о помиловании конкретного человека не решается месяцами, иногда годами, что нельзя расценить иначе, как жестокость к этому же человеку, хотя и виновному в самых тяжких, смертных грехах.

Должны быть выработаны более или менее четкие критерии при вынесении приговора наиболее опасному убийце, которыми могли бы руководствоваться и организации, решающие вопросы о помиловании, если преступник приговаривается к смертной казни, В число таких критериев можно включить: количество жертв, наличие среди них детей и подростков; совершение убийств с особой жестокостью; наличие психических патологий и расстройств полового влечения, ограничивающих возможности управления своим поведением; обращение лица за психиатрической и сексопатологической помощью, его реакции на предложения такой помощи, желание избавиться от патологических влечений - до совершения преступлений или даже в тот период, когда происходила серия убийств; привлечение в прошлом к уголовной ответственности за насильственные преступления Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. - М.: Юнити, 2000. С. 94.

2. Представляется необходимым внести следующие изменения в уголовный и уголовно-исполнительный законы:

к наиболее опасным убийцам не должны применяться помилование и амнистия; они не могут освобождаться по болезни или условно досрочно;

лица, приговоренные к пожизненному лишению свободы за насильственные преступления, не могут быть освобождены из исправительных учреждений по амнистии, в связи с помилованием, по болезни или условно досрочно ранее, чем через 25 лет после взятия под стражу;

если лицо привлекается за совершение насильственного преступления, отнесенного законом к категории тяжкого или категории особо тяжкого, а до этого уже трижды наказывалось за такие же преступления, то независимо от снятия или погашения судимости оно должно осуждаться к пожизненному лишению свободы;

лица, осужденные за насильственные тяжкие и особо тяжкие преступления, а также за любые сексуальные преступления на определенный срок, могут освобождаться досрочно, по амнистии или в связи с помилованием только на основании заключения комплексной комиссии с обязательным участием в ней психиатра и психолога;

лица, совершившие действия, формально подпадающие под признаки особо тяжкого насильственного преступления, но признанные невменяемыми, должны пожизненно помещаться в психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Лица, которые не менее двух раз были признаны невменяемыми и направлялись в психиатрический стационар (любого вида режима) за учинение общественно опасных насильственных действий, и вновь совершившие такие действия, должны пожизненно помещаться в психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением. Освобождение из психиатрического стационара специализированного типа с интенсивным наблюдением, перевод в психиатрический стационар с иным режимом возможно лишь на основании решения комиссии в составе не менее трех психиатров и при обязательном их единодушном заключении,

Таким образом, необходимо пересмотреть отношение к психически больным, если они совершают общественно опасные поступки. Требуется надежно защитить людей от агрессивных посягательств таких лиц, при этом, конечно, существует настоятельная необходимость самого гуманного обращения с подобными больными, но только при условии их строгой изоляции.

Осужденные, у которых были выявлены психические аномалии (в пределах вменяемости), в местах лишения свободы должны в обязательном порядке проходить лечение. Отказ лечиться является основанием для применения дисциплинарных мер и обязательно должен учитываться при решении вопроса о помиловании или амнистии, а также при предоставлении каких-либо льгот.

Лицо, осужденное на насильственное тяжкое и особо тяжкое преступление, а также за любое сексуальное преступление, после отбытия наказания должно ставиться на учет в милиции по месту жительства на срок 10 лет, а в случае повышенной агрессивности - без ограничения во времени.

III. Социальные программы профилактики насилия

  • 1. Любые социальные программы профилактики насилия в России должны строиться с учетом того, что ее состояние в первую очередь определяется очень высоким уровнем тревожности и неуверенности людей, их депрессивными психотравмирующими переживаниями как реакции на те изменения в жизни, которые субъективно воспринимаются в качестве весьма неблагоприятных. Насилие выступает средством защиты и утверждения, поэтому общество должно предлагать иные средства в достаточном объеме и разнообразии.
  • 2. Первоочередной задачей представляется оказание комплексной помощи, в том числе при проведении инспекторских проверок, регионам, где наблюдается наихудшее положение с преступным насилием. Это предполагает создание специальных для них программ социальной и материальной поддержки, воспитательно-педагогических, психологических, организационных, правоохранительных и иных мероприятий.
  • 3. К уже имеющимся социальным программам борьбы с отдельными видами преступности (например, с наркотиками и наркоманией) следует, прежде всего, добавить социальные программы предупреждения насилия в семье, в школе, среди несовершеннолетних в целом.
  • 4. Необходима общегосударственная федеральная программа борьбы с насилием в обществе. Ее субъектами должны быть все органы законодательной и исполнительной власти, общественные и церковные организации, средства массовой информации и др.

Желательно создать постоянно действующие проекты и планы выступлений (передач, публикаций) в средствах массовой информации, посвященных насилию и его предупреждению.

Несмотря на исключительную актуальность проблем насилия для России, они все-таки сравнительно редко становятся объектом научного исследования. Наибольший интерес к ним проявляют криминология и уголовное право. Однако первая ограничивается поиском причин отдельных видов насильственных преступлений и преимущественно на социальном уровне, не ставя вопросы максимально широко. Исследования насилия в науке уголовного права носят догматический и, так сказать, технический характер, что, разумеется, ни в коем случае не вызывает осуждения; такой подход для этой науки вполне закономерен и адекватен. Эмпирическая база наиболее представительна в криминологических изысканиях.

Большей широтой отмечаются исследования в социологии и философии, но там объект изучения достаточно абстрактен, эмпирическая база ограничена данными сплошной и выборочной статистики, отсюда умозрительность многих заключений и выводов, что особенно характерно для философии. Эти недостатки не свойственны психологии, однако психологические изыскания неизбежно минуют широкий социальный уровень, Внимание же психиатров сосредоточено, естественно, на медицинских проблемах.

Вот почему так необходимы комплексные научные исследования насилия, которые включали бы в себя философский, социологический, психологический, психиатрический, криминологический, правовой и иной аспекты. Только такой подход может быть продуктивен для науки и практики борьбы с преступностью.

Как видно из анализа причин и условий, способствующих совершению насильственных преступлений против личности, предпосылки их предупреждения создаются в результате осуществляемых в стране социально-экономических, культурно-воспитательных и других крупномасштабных мероприятий. Реформирование производства, социальные акции по поддержке молодежи, малообеспеченных граждан дают положительные результаты.

Укрепление семьи как одного из важнейших устоев общества, решение широкого круга социальных проблем молодежи, развитие и более полное удовлетворение общественно значимых интересов и потребностей подрастающего поколения в сфере труда и быта, разумное использование свободного времени, обеспечение равного доступа членов общества к образованию и культуре, развитие материально-технической базы и улучшение условий досуга, утверждение здорового образа жизни - эти и другие аспекты социальной политики государства имеют первостепенное значение для нейтрализации, а в перспективе и искоренения объективных и субъективных факторов, детерминирующих насильственную преступность.

Важнейшие направления государственной политики в обеспечении безопасности личности сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России 10 января 2000 г. № 24. В этом документе говорится о консолидации усилий, направленных на борьбу с преступностью, необходимости выработки комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, формирования социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Особенно обращено внимание в Концепции на выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность, усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, укрепление системы правоохранительных органов.



Большое значение в профилактике насильственных преступлений имеет реализация мер, намеченных федеральной и региональными программами борьбы с преступностью, предусматривающих комплекс организационных, административно-правовых и иных действий, направленных на решительное усиление борьбы с этими негативными явлениями. Заказчиком и координатором таких программ является МВД России. К их числу следует отнести документ, непосредственно посвященный насильственной преступности, - Программу организационно-практических и научно-исследовательских мероприятий по усилению борьбы с серийными преступлениями против личности и убийствами, совершаемыми по найму.

Предупреждению насильственных преступлений против личности способствует и наказание соразмерно содеянному за эти преступления, ответственность за которые предусмотрена нормами уголовного закона с так называемой двойной превенцией. Это привлечение за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК), вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений (ст. 150 УК), в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК) и др. В этой связи следует указать на значение усилий милиции по полному выявлению и своевременному пресечению таких действий, как незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ, небрежное хранение огнестрельного оружия, незаконное распространение порнографических материалов или предметов. Своевременное раскрытие малозначительных правонарушений, коррелирующих с насилием, создание обстановки нетерпимости к нарушениям норм права, строгий спрос с лиц, их совершающих, способствуют сокращению числа тяжких насильственных преступлений.

Вместе с тем успешное решение этой задачи невозможно без специально организованной профилактической деятельности, важная роль в которой принадлежит органам внутренних дел.

В пределах своей компетенции каждая их служба выполняет предупредительные функции. МВД России требует постоянно в органах внутренних дел подводить итоги предупреждению насильственных преступлений, рассмотрению заявлений граждан о побоях, истязаниях, угрозах убийством, нанесениях телесных повреждений, хулиганских проявлениях.

Важная роль в профилактике насильственных преступлений против личности принадлежит патрульно-постовой службе, дежурным частям органов внутренних дел, участковым уполномоченным милиции и аппаратами криминальной милиции.

Патрульно-постовая служба. К ее силам в соответствии с уставом ППС милиции общественной безопасности относятся: строевые подразделения милиции, подразделения дорожно-патрульной службы ГАИ, подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, специальные моторизированные воинские части внутренних войск МВД России. Патрульно-постовую службу осуществляют также другие подразделения милиции. Для выполнения этих функций постоянно привлекаются сотрудники служб МВД, УВД, УВДТ и РОВД, слушатели и курсанты учебных заведений МВД России.

Эффективность профилактики значительно повышается, если эта служба осуществляет свою деятельность по единой дислокации.

Главными задачами патрульно-постовой службы являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение преступлений, административных правонарушений. Свои функции она осуществляет непосредственно на улицах и в других общественных местах, где совершается значительная часть нарушений общественного порядка, нарушений антиалкогольного законодательства, возникают конфликтные ситуации, своевременное реагирование на которые может привести к предупреждению тяжких посягательств на личность.

В обязанность постовых и патрульных входит:

Контролировать на улицах и в иных общественных местах в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений;

Своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий, разъяснения им недопустимости антиобщественного насильственного поведения;

Предупреждать и пресекать правонарушения со стороны несовершеннолетних на улицах и других общественных местах;

Принимать меры к выявлению антиобщественных групп несовершеннолетних, устанавливать места их концентрации, докладывать о них дежурному, а также информировать участкового уполномоченного, инспекторов по делам несовершеннолетних;

Выявлять взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотиков, развратные действия;

Пресекать групповые нарушения общественного порядка. Таким образом, возможности предупреждения насильственных

преступлений у патрульно-постовой службы значительны. Задачи заключаются в том, чтобы расстановка постов и маршрутов патрулирования осуществлялась с учетом времени и места вероятного совершения правонарушений, постовые милиционеры были проинструктированы о состоянии оперативной обстановки, владели формами и тактическими приемами предупреждения насильственных преступлений. В этом деле должны принимать участие не только руководители патрульно-постовой службы и дежурный по органу внутренних дел, но и участковые уполномоченные, оперативные уполномоченные уголовного розыска, на территории обслуживания которых милиционеры несут службу.

Милиционеры проводят разбор возникающих в общественных местах конфликтов и ссор, могущих привести к насильственным преступлениям, выявляют виновных и применяют к ним установленные законом меры (предупреждение, доставление в орган внутренних дел и т.п.).

Профилактические задачи решают в процессе предупредительных бесед сотрудников патрульно-постовой службы с гражданами, разъяснения лицам с агрессивным поведением недопустимости их антиобщественных поступков, пресечения противоправных действий в общественных местах.

Патрульно-постовые наряды предотвращают насильственные преступления на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, при проведении массовых мероприятий (политических, спортивных, культурно-зрелищных).

Главенствующая роль в недопущении тяжких насильственных преступлений принадлежит дежурным частям органов внутренних дел. Они являются подразделением управления и оперативного реагирования на сообщения о насильственных правонарушениях или угрозах их совершения. Для этого она обязана полностью владеть оперативной обстановкой, непрерывно собирать, анализировать данные об ее изменениях. Дежурные части осуществляют непрерывное управление и маневрирование патрульными нарядами, обеспечивают концентрацию сил милиции в часы пик на транспортных узлах, в период проведения культурно-массовых мероприятий, в зонах отдыха и т.п. Группы оперативного реагирования дежурной части проводят разбирательства и пресекают правонарушения насильственного характера, хулиганства как при непосредственном обращении граждан в органы внутренних дел, так и с выездом на объекты и в жилые дома при возникновении конфликтов, ссор и скандалов, нарушающих общественный порядок, угрожающих перерастанием в преступления.

В дежурных частях накапливаются сведения о фактах правонарушений и лицах, их совершивших, которые затем используются при инструктировании нарядов патрульно-постовой службы, для оценки оперативной обстановки участковыми уполномоченными на территории обслуживания и выявления наиболее криминогенных точек, неблагоприятных семей и лиц, склонных к совершению преступлений. Все сотрудники органов внутренних дел обязаны сообщать в дежурную часть о всех преступлениях и обстоятельствах, создающих угрозу безопасности граждан.

В дежурную часть обращаются потерпевшие от насилия. В таких случаях важно правильно установить правонарушение и степень его опасности, своевременно принять предупредительные меры. Это могут быть меры уголовно-правового воздействия за угрозу убийством или причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК), побои (ст. 116 УК), истязание (ст. 117 УК), административного воздействия, к которому относится мелкое хулиганство (ст. 158 КоАП). При отсутствии признаков правонарушения реагирование на факты насилия должно поручаться участковому уполномоченному, сотрудникам уголовного розыска, отделов по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Гарантией применения указанных мер в целях предупреждения тяжких насильственных преступлений является обязательная регистрация жалоб и заявлений в дежурной части, ответственность сотрудников и всех служб милиции за их объективное и всестороннее рассмотрение. Пока факты пренебрежительного отношения к сообщениям о готовящихся или совершенных преступлениях имеют место, руководители органов внутренних дел постоянно должны контролировать этот участок работы, анализировать весь массив сообщений, достаточность и правомерность воздействия на правонарушителей.

Дежурной частью ведутся регистрация и проверка случаев обращения граждан по поводу травм, телесных повреждений криминального характера в лечебные учреждения или непосредственно в органы внутренних дел. Медицинские учреждения (травмпункты, приемные покои) обязаны о таких фактах незамедлительно информировать дежурные части органов внутренних дел для проведения соответствующей проверки.

В деле предупреждения насильственных преступлений значительное место принадлежит участковым уполномоченным милиции, поскольку представители этой службы повседневно общаются с населением, трудовыми коллективами, должностными лицами предприятий и организаций, общественными организациями. Профилактическая работа участковых уполномоченных милиции распространяется на семейно-бытовую сферу, такие общественные места, как улицы, скверы, зоны отдыха, культурно-зрелищные учреждения, кафе, торговые предприятия и др. Ими проводится обследование мест возможного совершения правонарушений (подвалов, чердаков, подъездов домов, заброшенных помещений и т.п.), ведется наблюдение за группировками лиц, склонных к совершению насильственных преступлений и хулиганства, изучается состояние общественного порядка в общежитиях. На этой основе устанавливаются причины и условия, способствующие преступлениям, и принимаются меры по их устранению. В частности, проводятся профилактические беседы с правонарушителями, ведется их учет, организуется с ними профилактическая работа, разобщаются или переориентируются на правопослушное поведение группировки, созданные на антиобщественной основе, вносятся предложения в жилищные органы, администрации предприятий по устранению нарушений правил общежития, укреплению общественного порядка и активизации профилактической работы общественных формирований, отдельных граждан. Сведения о лицах, склонных к насильственным преступлениям, причинах и условиях, способствующих правонарушениям, местах их возможного совершения должны накапливаться и постоянно дополняться участковыми уполномоченными милиции в паспорте на административный участок и служат основой для организации всей профилактической работы.

Профилактическое значение имеет и проводимая участковыми уполномоченными милиции пропаганда правовых знаний, консультации граждан в трудовых коллективах, учебных заведениях и по месту жительства населения, в средствах массовой информации. Выступая перед гражданами, участковые уполномоченные дают анализ состояния насильственных преступлений, вскрывают их причины, недоработки в профилактике пьянства и связанных с ним правонарушений, разъясняют положения законодательства об ответственности за эти преступления, порядок обращения в правоохранительные органы в связи с нарушениями общественного порядка, приемы и методы противодействия и защиты от насильственных посягательств.

Необходимо активизировать разъяснительную работу с лицами, входящими в группу повышенного риска, чаще всего становящимися жертвами преступлений (несовершеннолетние, престарелые, конфликтные граждане), помочь им уберечься от посягательств, не попасть в криминогенную ситуацию.

От участкового уполномоченного милиции во многом зависит активность привлечения населения, общественности к работе по предупреждению насильственных преступлений в жилых микрорайонах, населенных пунктах, на объектах массового пребывания граждан.

Участковыми уполномоченными милиции с использованием методов индивидуальной профилактики осуществляется непосредственное воспитательное воздействие на лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, в целях формирования у них уважения к другим людям, правилам общежития. Выявляются и устраняются условия, способствующие совершению правонарушений конкретным лицом, неблагоприятный нравственный климат в трудовом коллективе или другом ближайшем окружении, конфликтные ситуации либо неблагоприятный моральный климат в семье, общежитии, коммунальной квартире.

В поле зрения участковых уполномоченных милиции должны быть неблагополучные семьи, участники затянувшихся семейно-бытовых конфликтов. Информацию о них участковые уполномоченные получают в процессе отработки административного участка, при разборе жалоб и заявлений, поступающих в орган внутренних дел, анализе в народных судах материалов о делах частного обвинения, а также сведений, имеющихся в жилищных органах, товарищеских судах, уличных комитетах. Информация о возможном криминальном поведении в быту может быть также получена при систематическом изучении материалов бракоразводных процессов, решений народных судов о принудительном выселении или размене жилплощади, учетов медицинских учреждений, документов комиссии по делам несовершеннолетних.

При разборе ссоры или семейно-бытового конфликта недопустимы промедление, необъективность, поверхностное выяснение обстоятельств, поспешность выводов и оценок. Особенно необходимы такт, внимательное отношение к рассмотрению доводов конфликтующих сторон. В каждом конкретном случае возникновения конфликтной ситуации надлежит в кратчайший срок получить о ней исчерпывающую информацию, установить конкретные причины и условия, способствующие ей. Прежде всего должны приниматься меры, направленные на примирение конфликтующих сторон, укрепление или восстановление здоровой обстановки в семье, бытовом окружении. Для этого используется влияние родственников, доброжелательных соседей, сослуживцев, авторитетных представителей общественности. По возможности следует использовать помощь психологов, педагогов, невропатологов, сексологов или психиатров, которые проводят консультации в созданных сейчас в ряде городов службах семьи по так называемым телефонам доверия, в медицинских учреждениях, расположенных на территории органа внутренних дел.

В профилактической работе нужно искать и иные, нестандартные, созвучные времени меры, но нельзя отказываться и от тех, что зарекомендовали себя как эффективные.

Участниками конфликта разъясняются его возможные негативные последствия, обращается внимание на необходимость правомерного разрешения спора, сдержанности и взаимного уважения при выяснении разногласий. В тех случаях, когда выясняется, что причина конфликта в систематическом пьянстве или употреблении наркотиков, нарушениях общественного порядка, к виновным принимаются установленные законом меры (предупреждение, привлечение к административной ответственности, ограничение дееспособности и т.п.).

Особого внимания участкового уполномоченного требуют лица, страдающие психическими заболеваниями и склонные к агрессии. При совершении ими деяний, предусмотренных Уголовным кодексом, необходимо на основании норм, содержащихся в главе 15 УК, добиваться применения мер медицинского характера в целях предупреждения новых преступлений. При назначении судом амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра или принудительного лечения в психиатрическом стационаре важно оказать содействие психиатрическим медицинским учреждениям в выполнение решения суда.

Сложнее воздействовать на лиц с психическими отклонениями, проявляющимися в насильственном поведении. Однако Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», принятый 2 июля 1992 г., такую возможность предоставляет. Прежде всего, участковый уполномоченный должен убеждать лиц, страдающих психическими расстройствами, их родственников и опекунов к добровольному обращению за психиатрической помощью, разъяснив возможные последствия уклонения от лечения. Важно добиваться недопущения таких лиц к деятельности, связанной с источником повышенной опасности, взрывчатыми, ядовитыми веществами, владением огнестрельным и газовым оружием, оказывать содействие в создании обстановки, исключающей психическую возбудимость, установлении опекунства.

В неотложных случаях ст. 29 указанного Закона предусматривает госпитализацию в психиатрический стационар в недобровольном порядке, без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя. При этом психическое расстройство должно быть тяжелым и обусловливать непосредственную опасность для больного или его окружения.

Установление диагноза психического заболевания, принятие решения об указании психиатрической помощи в недобровольном порядке являются исключительным правом врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров, но участковый уполномоченный по смыслу закона имеет право предоставлять врачам-психиатрам сведения об общественной опасности поведения больного, которые способствуют помещению его в психиатрический стационар.

Определенная часть умышленных убийств, причинения вреда здоровью совершается с применением огнестрельного или холодного оружия. Чтобы этого не допустить, участковые уполномоченные во взаимодействии со службой по лицензионно-разрешительной работе проверяют соблюдение правил приобретения, хранения, учета и перевозки огнестрельного и газового оружия и взрывчатых веществ, в установленном законом порядке изымают охотничье и иное огнестрельное оружие у лиц, систематически нарушающих общественный порядок и правила общежития, злоупотребляющих спиртными напитками и употребляющими без назначения врача наркотики; выявляют лиц, незаконно хранящих огнестрельное холодное оружие, изготовляющих ножи, кастеты и другие специальные приспособления, которые могут использоваться для совершения преступлений, принимают меры к их изъятию и привлечению виновных к ответственности.

Эффективным может быть разъяснение широкому кругу населения необходимости добровольной сдачи огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, хранящихся без разрешения, положений ст. 222 УК, устанавливающей для лиц, добровольно сдавших оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывчатые устройства, освобождение от уголовной ответственности в таких случаях.

В профилактике насильственных преступлений участковые уполномоченные и другие сотрудники милиции опираются на помощь отдельных граждан, общественности, которые привлекаются к дежурству в подъездах и дворах домов, участвуют в воспитательной работе с лицами, склонными к насильственным правонарушениям.

Без внимания участкового уполномоченного не должны оставаться и малозначительные правонарушения, длительные ссоры и скандалы, факты неправильного воспитания несовершеннолетних, антиобщественного образа жизни, пьянства. При достаточных основаниях материалы на таких лиц должны передаваться на рассмотрение товарищеских судов, трудового коллектива или администрации по месту работы или учебы нарушителя.

На практике используются разнообразные формы шефства над лицами, склонными к насильственным правонарушениям. В частности, по инициативе участкового уполномоченного может быть установлено коллективное или индивидуальное шефство, а за несовершеннолетними закреплен общественный воспитатель. Это позволяет контролировать поведение, проводить работу по вовлечению профилактируемых в социально полезные занятия, повышать уровень их культуры, отвлечь от участия в группах с антиобщественным поведением, пробуждать чувство уважения к интересам других граждан, доходчиво убеждать в необходимости соблюдения норм права и морали, а также нормализовать обстановку в семье, правильно оценить и правомерно разрешить семейные неурядицы. Там, где воспитательные меры не дают результата, участковый уполномоченный обязан принять предусмотренные законом меры воздействий к лицам, совершающим административные правонарушения (привлечение к ответственности за мелкое хулиганство, нарушение антиалкогольного законодательства) или преступления, не представляющее большой общественной опасности (угрозу нанесения телесных повреждений, побои, неквалифицированное хулиганство и др.), в целях предупреждения совершения этими лицами более тяжких насильственных преступлений. Соотношение количества выявленных малозначительных деяний против личности с количеством тяжких преступлений против личности - важный показатель профилактики. В тех случаях, когда число привлеченных к административной ответственности за нарушение общественного порядка и к уголовной ответственности за малозначительные преступления насильственного характера увеличивается, а таких, как убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, уменьшается, профилактику можно считать эффективной.

Специфические задачи по предупреждению насильственных преступлений выполняют сотрудники криминальной милиции. Подразделения уголовного розыска при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий выявляют причины и условия насильственных преступлений, устанавливают лиц, замышляющих или подготавливающих эти преступления. Использование оперативно-розыскных методов для предотвращения и пресечения тяжких насильственных преступлений необходимо потому, что часть из них, особенно совершаемые группой, из корыстных побуждений, с целью сокрытия других преступлений, серийные и заказные убийства, совершаются скрытно и с предварительной подготовкой по тщательно разработанному плану. Сотрудники уголовного розыска для этого ведут учет судимых за насильственные преступления, осуществляют контроль за их поведением, проводят профилактическую работу с лицами, систематически нарушающими общественный порядок, наблюдают за группировками, в поведении которых проявляются элементы насилия, агрессии.

При получении данных о готовящихся или замышляемых преступлениях их незамедлительно проверяют и пресекают противоправные деяния, обеспечивая привлечение виновных к ответственности, что само по себе имеет предупредительное значение или, если это возможно, склоняет этих лиц к добровольному отказу от совершения преступления, явки с повинной. Важно также обеспечить безопасность возможной жертвы насильственного преступления, недопущение других возможных негативных последствий преступления.

Большое профилактическое значение имеют своевременное и полное выявление в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, оперативная отработка притонов разврата, пьянства, мест концентрации ранее судимых, бродяг, иных лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, вовлекающих несовершеннолетних в совершение развратных действий, пьянство и наркоманию.

Уголовный розыск ведет проверку данных на без вести пропавших лиц (к без вести пропавшим относятся граждане, исчезнувшие внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которых остается неизвестной). Оперуполномоченные участвуют в установлении личности трупов, сопоставляя их приметы с без вести пропавшими. Ими осуществляется розыск лиц, скрывающихся от дознания, следствия и суда, совершивших побег из следственных изоляторов в целях пресечения их преступной деятельности.

Возможностями по предотвращению насильственных преступлений имеет аппараты по борьбе с экономической преступностью. Ими принимаются меры к недопущению разрешения экономических споров силовыми методами, путем кровавых разборок, выявляются факты незаконного изготовления, хищений оружия на промышленных предприятиях, ведется оперативно-розыскная работа на черном рынке оружия, незамедлительно принимаются меры по устранению фактов небрежного хранения на объектах обслуживания огнестрельного оружия, взрывчатых и отравляющих веществ.

Важным направлением профилактики насильственных преступлений является целенаправленная работа с потенциальными жертвами. К ним можно отнести лиц, ведущих аморальный образ жизни, занимающихся проституцией. Им разъясняется, что если они будут продолжать антиобщественное поведение, то могут стать жертвами насильственных преступлений, заразиться СПИДом, венерическими болезнями. Дети, подростки предостерегаются от контактов с незнакомыми лицами в уединенных местах. Лица, склонные к пьянству, должны предупреждаться о случайных знакомствах на почве приобретения и распития спиртных напитков, которые могут привести к скандалам, отравлениям и т.п.

Большое значение для предупреждения насильственных преступлений имеет профилактическая работа по материалам уголовных дел, которая осуществляется как в процессуальных, так и непроцессуальных формах (внесение представлений об устранении причин и условий этих преступлений, обсуждение материалов уголовных дел в трудовых коллективах, на собраниях граждан по месту жительства, подготовка публикаций и выступлений в средствах информации), а также процессуальная проверка сообщений о фактах смерти, телесных повреждений, поступающие из медицинских учреждений, без вести пропавших граждан.

Важно также не допустить продолжения преступной деятельности лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, путем принятия к ним обоснованных мер пресечения и контроля.


Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М., 1995. С. 62.

См., например: Дунаев С.А. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивных преступлений, связанных с насилием против личности: Автореф. дис. ... к. ю. н. М., 1998.

См.: Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 1998.

См.: Бородин СВ. Квалификация преступления против жизни. М., 1999.

См.: Алексеев А.И. Указ. соч. С. 235.

См.: Серийные сексуальные убийства. Криминологическое и патопсихологическое исследование / Под ред. Ю.М. Антоняна. М., 1997.

См.: Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. С. 285-286.

Последние материалы раздела:

Сколько курица сидит на яйцах
Сколько курица сидит на яйцах

Существует два метода высиживания цыплят: инкубаторный и с использованием тела живой птицы. Курица наседка (также называемая клушей или квочкой)...

По педагогике и коррекционной педагогике
По педагогике и коррекционной педагогике

работает с «особенными» детьми, имеющими проблемы физического или психического характера. Они нуждаются не только в обучении и воспитании, но и...

Гаметофит—гаплоидная многоклеточная фаза в жизненном цикле растений и водорослей, развивающаяся из спор и производящая половые клетки, или гаметы Что такое гаметофит у мхов
Гаметофит—гаплоидная многоклеточная фаза в жизненном цикле растений и водорослей, развивающаяся из спор и производящая половые клетки, или гаметы Что такое гаметофит у мхов

В жизнен цикле кажд раст-я, имеющего половое размнож-е, существ смена ядерных фаз гаплоидной и диплоидной. Переход от гаплоидн сост-я к...