Казачьи забавы. Сценарий праздника «Казачьи игры на Дону. Игра «Длинная лоза»

Казачьи игры для детей обладают не только многовековой историей, но и огромными возможностями для позитивного воздействия на физическое и духовное развитие ребенка. Такие игры универсальны, поскольку подходят детям самого разного возраста, от 7 до 17 лет.

Особенности казачьих игр


Главные преимущества казачьих игр - это лаконичность , выразительность и доступность. Они способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических процессов, а также вызывают активную работу мысли. Казачьи игры не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на лужайке, так и в спортзале.

Важной особенностью казачьих игр является применение певалок, считалок, и речитативов. К примеру:


  • Дуб, калач, стань, не плачь!

  • Шики-быки новы-быки…

  • Свисти, Левка, шопоти, Левка, поворачивайся!
Испокон веков в казачьих играх отражался образ жизни людей, их представления о смелости и чести, желание обладать ловкостью, силой, быстротой и выносливостью, проявлять смекалку, волю и стремление к победе.Нельзя забывать и то, что игровая деятельность вызывает много положительных эмоций. Во время игры часто возникают неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы достичь цели. Смена условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А главное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость.

Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предыгровые зазывалки , важная особенность сбора участников будущей совместной игры, при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию.

Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:

Чижик-пыжик воробушек,

По улоньке скачет,

Девиц собирает

Поиграть-поплясать

Себя показать?
Тай-тай, налетай!

Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?

Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:

Тай-тай, налетай!

Никого не принимай!

Так как в большинстве игр требуется водящий , нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему – водить!

В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку .

Народные игры имеют так же игровой зачин (“считалка”, “жеребьевка”). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.

«Считалка» – это, обычно, короткие стишки, с помощью которых играющие дети определяют водящего или распределяют роли каждого в игре. Считалки – это один из самых богатых, очень популярных, ярких и выразительных, самых распространённых и интересных видов детского творчества.

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем – водишь – ты!

Виды казачьих детских игр


Казачьи игры чаще всего ассоциируют со знаменитыми «Казаками-разбойниками». На самом деле этих игр так много, что их разделили на три группы:


  • игры без предметов («Ляпка»)

  • игры с предметами (шарами, игрушками, палками и пр.); («Забава с фишками»)

  • символические игры («Всадники»)
Проведённая работа показала, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость.

Описание казачьих народных игр

Правила игры в альчики (айданы, айданчики) разнились, поэтому предлагаю вашему вниманию одну игру. Альчики - костяшки из колен овцы, квадратные косточки.

Альчики

Цель игры:

Эта игра татарская и есть та же самая, что бабки. Ставят в кружок попарно альчики, которые готовят из-под колен овец. Сначала конаются (меряются на палке): чья рука наверху, тому бить первым, а остальным по порядку. Играющие имеют сделанные из свинца битки, называемые альчиками .

Бьют на одномерное расстояние. Альчик держат в правой руке между двумя пальцами: мизинцем и большим. Альчиком не бросают, а щелкают: кто собьет, тот получает их. За первым игроком следуют другие по порядку, с той уже разницей, чей альчик упал далее всех, тому бить первым.

Игра круг

Цель игры: развитие ловкости, меткости, точности движений.

Тоже чертился кон но только вокруг кона чертился еще круг диаметром 2 метра, а от круга на расстоянии 2-5 метров чертилась линия откуда начинали бить по кону игроки.

Игроки били по кону от линии, пока кто-нибудь не попадет в кон. Если выбитый альчик вылетал за предел круга, то игрок забирал его себе и имел право ещё раз бить, но уже от линии круга. В случае промаха бил следующий игрок. И так пока на коне не останется не единого мосла.

Игра в утку.

Цель игры: развитие памяти, ловкости и точности движений, .

Играющие, человек 10 или 15 мальчиков и девочек, становятся рядом, сцепившись рука с рукой. Двое из крайних отрываются от вереницы и, представляя селезня и утку, подбегают под руки стоящих в ряду, что спереди, что сзади их; большей частью девушка, представляет утку, а догоняющий парень - селезня. Между тем, стоящие поют:

Догони, селезень, утку,

Догони, молодой, утку!

Пойди, утушка, домой,

Пойди, серая, домой.

У тебя семеро детей,

Восьмой селезень.

Девятая утка, Десятая гусыня.

Между какою парою следует домой утка, та и обязана заменить их, а они становятся на этом месте и игра продолжается по-прежнему.

Игра в редьку.

Цель игры: развивать память, точность движений .

Играющих детей 10-12, из них избирается матка и торговка , остальные детки садятся все в ряд, пред ними садится матка.

Торговка подходит к матке и говорит:

Матка: «Нет еще редьки, только пашут детки»

В это время детки, представляя, что пашут, скребут ногтями по земле.

Торговка: «Кума, кума, продай редьки».

Матка: «Только сеют детки» , а дети, изображая посадку редьки, тычут пальцами в землю.

Торговка: «Кума, кума, продай редьки»

Матка: «Нет еще редьки, только ростки пускает» , а дети, растопыря пальцы рук, приставляют их к земле .

Торговка: «Кума, кума, продай редьки»

Матка: «Нет еще редьки, только всходит» , - приложа ладони обоих рук к земле, поднимают их кверху .

Торговка: «Кума, кума, продай редьки»

Матка: «Выросла, купи!»

Торговка бросается к самому меньшему дитяти, берет его и показывает вид, будто вырывает редьку из земли, вытряхивает или будто бы отрясая землю. После этого торговка отводит дитя в назначенное место. После этого торговка идет рвать другую, третью «редьку» и т.д. до последней. Все детки теперь поступают в распоряжение торговки. Этим игра кончается.

Дергач

Цель игры: развивать ловкость, точность движений .

Игра совершается на току, где молотят хлеб. В праздничное время целая толпа молодых парней и девушек собирается к какому-нибудь балагану, на ток, и там между прочим затевается такая игра.

К колу, врытому в центре каждого тока, привязывается бечева, а к концам ее привязывают двух играющих с завязанными глазами. Один из них представляет дергача (птицу), а другой - охотника. В руки играющего роль дергача дается палка с вырезанными на ней зубцами (вроде рубеля, которым катают белье) и небольшая скалочка, которую играющие, водя по зубцам, подражает крику дергача. В руки же охотника дается кнут или жгут. Охотник, прислушиваясь к крику дергача, изловчается ударить его кнутом. Промахи охотника, неловкие движения дергача, все это вызывает неумолкаемый хохот и остроту со стороны зрителей.

Кидалки - швырялки.

Цель игры: развитие ловкости, меткости, точности движений.

Метание камней в цель. Количество участников не ограничено. На определенном расстоянии устанавливается ряд целей. Возможна частичная маскировка их. Задача участвующих определенным количеством разновесных камней поразить все цели противника. Зимой хорошо осваивать «снежки».

Участник учится быстро определять расстояние до цели, соотносить силу броска с весом снаряда, точно поражать цель.

Лозины.

Цель игры: развитие ловкости, меткости, точности движений.

Участвуют до 10 человек. Делятся на две команды, в каждой команде выбирают «царя». Всем, кроме «царей» раздаются тоненькие ивовые прутики (можно по прутику в каждую руку). Задача каждой из команд дотронуться лозиной до «царя» противников. Каждое касание прутиком «замораживает» участника на 15 секунд. После трех касаний, участник выбывает из игры. Участники защищаются и атакуют только прутиками, элементы борьбы не допускаются. Хлестать по голове запрещается (в любом случае желательно иметь защитные очки). «Царь» может только убегать и уклоняться.

Игра помогает развить в ребятах способность работать в команде на достижение конечной цели, развивает базовые навыки сабельного и палочного боя, в том числе и против нескольких противников.

Мячики.

Цель игры: развитие ловкости, меткости.

Количество участников – от двух человек. Вариант первый «пеший». Одному из участников дают деревянную палку – макет шашки (можно в каждую руку), другому – несколько мячиков (отлично подходят мячи для большого тенниса). Задача первого защититься от мячей с помощью палки (либо с перемещением, либо, не сходя с места). Задача второго – попасть в противника мячиком.


Вариант второй «конный». Правила и задачи остаются теми же, только участник усаживается на высокую лавку, спортивного коня или на плечи товарища.

Данная забава развивает навыки, в дальнейшем способствующие быстрейшему освоению сабельного или палочного боя, развивает координацию движений, учит «видеть» атаку и успешно отражать ее. «Пеший» вариант также развивает навыки уклонения и перемещения.

Приложение 5

Клуб интересных встреч

Беседы

Тема: История казачества

Педагог Кто такие казаки?

Ребенок. Это люди, которые давно живут на Дону. Казак хорошо умел скакать на коне, он защищал землю от врагов.

Педагог. Что вы знаете о городе-крепости Танаис? Почему город был так назван?

Ребенок. Там жили женщины, которые, как, и мужчины, охотились. Они убивали всех, кто хотел их захватить. У самой главной женщины-воина был сын Танаис. Он хотел жениться на одной красавице, но ему не разрешили. он прыгнул с горы вниз и разбился. Его мама назвала реку именем сына – Танаис, а потом так назвали и город.

Педагог. Почему реку назвали Дон?

Ребенок. Считается, что слово «дон» означает «вода».

Педагог. Почему казаки во все времена с любовью относились к реке Дон?

Ребенок. Казаки в Дону ловили рыбу, брали в реке воду, чтобы её пить, поливать огород, поить животных, купались.

Педагог. Какое животное считается лучшим другом казака?

Ребенок. Лучший друг казака – конь. На коне казак ездил на войну. Иногда конь спасал казака от смерти.

Педагог. Какое оружие было у казаков? Как казаки относились к оружию?

Ребенок. Казаки брали с собой на войну пушки, сабли. Оружие они покупали или забирали у врагов. Казаки очень любили оружие. Они постоянно его чистили. Сабли вешали в доме на стены. Когда казак становился старым, он передавал оружие своему сыну.

Педагог. Что вы знаете о казачьем круге?

Ребенок. На казачий круг собирались все казаки и выбирали самого главного – атамана. Он решал все важные вопросы. Атамана все уважали и слушали.

Педагог. Какие заповеди есть у казаков?

Ребенок. Казак должен любить свою Родину, степь, правду, будь готов сражаться с врагами, всех защищать.

Педагог. Какими качествами должен обладать атаман?

Ребенок. Атаман должен быть храбрым, сильным и хорошим воином. О подвигах атаманов слагали легенды .

Педагог. Почему Платова называли «вихрь-атаман»?

Ребенок. Потому что он очень быстро садился на коня, брал саблю и преследовал врагов как ветер-вихрь. он был очень смелым, ничего не боялся. За храбрость его наградили золотой медалью. Казаки на свои деньги поставили ему памятник.

Педагог. Почему казаки чтят память о своих атаманах?

Ребенок. Атаманы командовали казаками, вели их на битву и всегда побеждали врагов. Они спасали народ от врагов. Про атаманов казаки рассказывали интересные истории, сочиняли песни.

Педагог. Как назывались дома, в которых жили казаки?

Ребенок. Казаки жили в куренях. На стенах в комнатах висели ковры, фотографии, сабли казаков. В курене обязательно была печка, в ней казачки готовили еду.

Педагог. Каким трудом занимались казаки и казачки?

Ребенок. Казаки ловили рыбу, пахали землю, сеяли хлеб, сажали овощи, виноград.

Ребенок. Казачки готовили еду, шили одежду, вязали, вышивали, убирали в курене, стирали в реке бельё, нянчили детей.

Педагог. Что вы знаете о казачьей кухне?

Ребенок. Казаки и казачки любили вкусную еду. Они ели холодный борщ, уху, окрошку, заливное из рыбы, солянку из овощей, пекли пироги, пили чай и узвар из фруктов. Колбасу они делали сами, а ен покупали в магазине.

Тема беседы


ИСТОРИЯ БЕЛГОРОДСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Казачество с давних времен играло роль живого щита на южных рубежах русской земли. Первые сведения о казачестве на территории Белогорья относятся к 1570 году – это были оскольские казаки - донецкие гулящие казаки. Все они именовались служилыми людьми по прибору, ибо их, как говорили тогда «прибирали» на государеву военную службу.

Казаки в 1593 году основали город - крепость Оскол. Казаки - категория служилых людей города Старый Оскол, выполняющих довольно широкий спектр государевой службы: станичная, сторожевая, посольская, караульная, передачи срочных сообщений, сопровождение важных грузов и другое. Этот разряд наиболее пестрый по своему составу и положению. Они составляли две группы - городовые и беломестные. Наименование городовых казаков произошло, прежде всего, оттого, что в их отряды поступали вольные люди, вообще, издавна осваивающие Белгородский край. В обиходном языке их называли бортниками, в Путивле севрюгами, но чаще казаками. Занимались они промыслами и охотой и оседали на хорошо изученных и знакомых местах.

В 1569 г. оскольский казак Иван Матвеев предупредил правительственные войска, что по Оскольскому краю в центр России движется 30-ти тысячная татарская Орда. Оскольские казаки принимали активное участие в сторожевой службе Усть Ублинского острожка и составляли значительную часть городовых казаков, ездоков и вожей. Городовые казаки подобно стрельцам прибирались на службу, получали земельное, денежное и соленое жалованье. В основном в Старом Осколе служили «с земли без денег». Небольшое денежное жалованье получали либо за «лишнее стояние» сверх установленного срока в пограничном охранении, либо в длительном походе.

Селились слободой и дворы ставили по десяткам, то есть, ко двору десятника примыкали дворы подчиненных ему казаков, к жилью пятидесятника дворы казаков его полусотни. Приборные люди не имели права без дозволения начальства отлучаться из города. Земельный надел городового казака был в пределах 20 четей, который находился в общей «даче», то есть, полученной на всю слободу.

Оскольские казаки не составили в крае административно-хозяйственную и военную организацию, как это было на Дону, Волге, Урале и Тереке. Последних правительство России стремилось использовать для охраны южных границ, снабжая хлебом, оружием, порохом и свинцом. Приглашенная на службу в южные города эта категория казаков получила название беломестных (свободных от податей), служащих по договору.

Первыми в городе Старый Оскол были терские казаки Ивана Матвеевича Прасолова и 39 его товарищей, живущих в отдельной беломестной слободе. В 1640 г. на службу в Оскол прибыли 37 ярославских «кормовых» казаков во главе с атаманом Федором Емельяновым. В 1644 г. воевода Дмитрий Плещеев принял на Осколе но указу Михаила Федоровича 30 донских казаков атамана Никифора Осиповича Медведева. В 1697 г. прибыли на службу казаки Острогожкого полка, но в начале XVIII в. их вывели с Оскольской территории. По архивным данным на территории уезда находилось еще 10 яицких казаков. Земельные наделы были различны, но со временем увеличивались. Если терские казаки в начале века имели всего по 10 четей земли на человека, то ярославцы в то же время владели землей - рядовые по 20 четей, есаул - 25, а атаман - 35. Но после перевода их в разряд детей боярских, земельный надел еще больше увеличился: по 200 четей имели 27 человек, по 150 четей - 12, по 100 четей - 25 бывших казаков. Донские казаки получили по 50 - 70 четей земли, но к концу века их осталось всего 9 человек.

В 1635 года стрельцы, пушкари и казаки начали сооружение 200-километровой Белгородской оборонительной черты, которую и строили, и обслуживали именно казаки, объединенные в слободские казачьи полки. В Белгородский разрядный полк были влиты 5 «черкасских» полков: Ахтырский, Сумской, Харьковский, Изюменский и Острогожский, сформированные из украинцев-переселенцев, имевшие в своем составе до 8 тысяч казаков, которые защищали оборонительную Белгородскую черту. На южной окраине Белгорода была застроена Казацкая (ныне Сапруновская) слобода. Из ворот Белгородской крепости «в поле» выезжали группы по 3-4 вооруженных всадника, которые следили «чтобы воинские люди на государевы земли войною безвестно не проходили». Зоркое око, смекалку и смелость должны были иметь воины, смотревшие за степью и татарскими дорогами. В степь также выезжали дозорные отряды в 9-10 ездоков, совершая длинные и опасные маршруты воль Муравского шляха и вниз по Северскому Донцу. В 1623 году Белгород выставлял 15 сторож и 40 станиц. Белгородские слободские казаки не только защищали рубежи южной России, но и принимали активное участие в Северной войне против шведов. Вольного казачества в том понимании, как оно было развито на Дону и Кубани, на территории Белогорья не было. Сохранялось лишь казачество, участвовавшее в обороне Белгородской засечной черты: городские казаки служили в опорных крепостях, линейные - охраняли «линию» между этими крепостями.

Тема: Символы казаков


Знамя

Cимвол войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, похороны атамана).

Бунчук

Знак ставки, символ атамана на походе, принадлежал войсковому соединению. В мирное время хранился в храме. Войсковой бунчук был сделан из конского хвоста .

Булава

Символ военной власти, которой наделён атаман.

Насека

Посох с металлическим навершием, на котором первоначально насекались имена атаманов. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.

Нагайка

Короткая конская плеть - оружие. Знак есаульца и пристава на кругу (источник?). В повседневной жизни - знак власти у полноправного строевого женатого казака. Нагайка использовалась как оружие в схватке, для телесных наказаний к провинившимся казакам по решению круга и совета старейшин.

Шашка

Холодное оружие с клинком небольшой кривизны, в переводе с одного из языков кавказских горцев означавшее «длинный нож». Вручалась казаку в 17 лет стариками. В 21 год при отправке на службу казак получал темляк к ней. Шашка хранилась дома на видном месте (на ковре), передавалась от деда к внуку. Потеря шашки (и шапки) - большой позор. По особо важным вопросам голосовали шашками (источник?). Решением круга казак мог быть лишён права ношения шашки на определённый срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.

Башлык

Специально сшитый из сукна (верблюжьего) или шёлка своеобразный капюшон с длинными, напоминающими шарф концами. Башлык - прямой потомок скифской шапки, известной по многочисленным барельефам и горельефам бронзового века (источник?). Если башлык завязывался на груди - казак отслужил срочную службу, перекрещённый на груди - следует по делу, концы, заброшенные за спину - свободен, отдыхает (источник?).

Казачьи символы и знаки

Знамя - символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, похороны атамана).

Печать Войска Донского (XVII век) Печать Войска Донского (1704 год)

Бунчук хранился в храме. Войсковой бунчук был сделан из конского хвоста.

Булава - символ военной власти, которой наделён атаман.

Насека - посох с металлическим навершием, на котором первоначально насекались имена атаманов. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.

Медаль - личный знак атамана (или почётного судьи). Носилась на шее, на ленте или цепи, выпускалась на кафтан. На лицевой стороне надпись - «Атаман станицы» и государственный герб или портрет государя. На обороте - имя атамана. По окончании срока оставалась атаману на память.

Печать - на рукояти или перстне, вручалась атаману при выборах. Ею скреплялись все документы.

Герб : "Белый олень, поражённый стрелою" - в его изображении, символически отображена история войска, местные войсковые особенности. "Белый олень" символизирует независимость и непокорность донских казаков. Изображение Белого оленя восходит к древней легенде об олене, которого многие путники видели в низовьях Дона, но никто не смог его ни поймать, ни убить. Его не брали ни хитрость, ни стрелы преследователей. В 1704 году "Белый олень" был заменён на изображение казака, сидящего на бочке. "Казак на бочке" - символ, навязанный казакам Петром Первым, который однажды увидел пьяного донского казака, пропившего в пылу веселья всю одежду, но сохранившего оружие и папаху.

Шашка - холодное оружие с клинком небольшой кривизны, в переводе с одного из языков кавказских горцев означавшее «длинный нож». Вручалась казаку в 17 лет стариками. В 21 год при отправке на службу казак получал темляк к ней. Шашка хранилась дома на видном месте (на ковре), передавалась от деда к внуку. Потеря шашки (и шапки) - большой позор. По особо важным вопросам голосовали шашками[источник не указан 270 дней]. Решением круга казак мог быть лишён права ношения шашки на определённый срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.

Нагайка - короткая конская плеть - оружие. Знак есаульца и пристава на кругу. В повседневной жизни - знак власти у полноправного строевого женатого казака. Нагайка использовалась как оружие в схватке, для телесных наказаний к провинившимся казакам по решению круга и совета старейшин.

Погоны - часть казачьей одежды, носились казаками до «выхода на льготу» (по возрасту, ранению). Офицерам погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.

Посох - символ старости и мудрости. Члены совета старейшин сидели, опёршись на посох. Поднятый посох означал призыв круга к молчанию.

Шапка, поднятая на посохе , - особо важное сообщение.

Войсковые святыни Донския казаков


  • Знамёна Георгиевские.

  • Знамя с надписью «Верноподданому Войску Донскому, в ознаменование подвигов , оказанных в последнюю Французскую войну, в 1812, 1813, 1814 годах». Пожаловано в 1817 году.

  • Знамёна простые.

Насека


Тема: Заповеди казаков

(Вольное изложение заповедей Донских казаков)

О казачестве всегда

Слава по Руси плыла.

На Дону и на Кубани

Казаки поныне славят

Свою волю, власть народа.

Соблюдают очень строго

Десять заповедей святых.

Изучи, дружочек, их.


Честь и имя казака

В жизни главные всегда.

С детства честью дорожи

И достоинство держи.

Коль не прав, так признавай,

Злобу в сердце не пускай.

Не завидуй и не льсти,

С высока всех не учи.

Над гордынею борись -

Если надо, то смирись.

Стойким будь везде, всегда.

Пусть открытая душа

Добродушием слывет.

Так казак всегда живет!

Есть у каждого права -

«Нет ни князя, ни раба».

Все равны в своих правах,

Но ответственны в делах.

Все, что принято на Сборе

Почитай своим законом.

Каждый вправе выбирать,

Если этого заслужит,

Атаманом может стать.

Каждый вправе говорить.

Только если строй стоит,

Командир имеет право

Слова лишнего лишить.

По делам лишь одного

О казачестве всего

Судит весь честной народ.

Так что помни наперед:

Честен будь при казаках,

Чист в поступках и делах.

Не прельщат тебя корысть

И стяжательство. Борись

За других и за себя.

Не буянь и не ругайся,

Не кури и не болтайся,

Будь прилежным и опрятным

И спиртным не увлекайся.

Бедным всюду помогай,

Руку страждущим подай.

Будь примером всем всегда -

Вот в чем участь казака!

Стойким будь, служи народу,

Охраняя мир, природу.

За Россию, честь свою

Жизнь не грех отдать в бою!

Не для собственной корысти

Службу в жизни выбирай,

А служение Отчизне

За казачий долг считай.

Не твори себе кумира -

А борись за справедливость!

Веру в Бога почитай

И Россию защищай.

Слово дал – его держи,

Казачьим словом дорожи!

Помни, слово казака

Было верное всегда.

Лучше мудро промолчать,

Чем впустую обещать.

Ну, а если говоришь –

За собой всегда следишь.

Старость всюду почитай,

Стариков не обижай.

Мудрость старых казаков

Выше сотни гордецов.

Слово старших почитая

Мы ошибок избегаем.

Пожилого казака

Почитай как за Отца,

Престарелую казачку

Своей Матерью считай.

Память предков сохраняй,

По обычаям решай.

Если в чем-то есть сомненья

По обычаям народа

Лучше в жизни поступай.

Веры предков придержись,

За обычай свой держись.

Если трудно – погибай,

Но товарища спасай!

В службе, в доме, на работе,

На рыбалке, на охоте

Другу всюду помогай,

Если надо – выручай!

Век служи и век трудись –

Такова казачья жизнь!

Не гордись чужим добром,

А живи своим трудом.

Обеспечь свою семью,

Презирая лень свою.

Береги свою семью,

Почитай свою родню.

Святыня брака – есть семья,

Нос совать суда нельзя.

Старших в доме почитай,

Младших ты не обижай.

Чти отца свою и мать,

И воспитывай ребят

В духе предков-стариков

И старейших казаков.

Защищай свою жену -

Береги свою семью!

Надо казаком родиться,

Чтоб весь век судьбой гордиться!


(Николай Дик)

Тема: Обычаи и традиции Донских казаков

Без памяти – нет традиций,

без традиций – нет культуры,

без культуры – нет воспитания,

без воспитания – нет духовности,

без духовности – нет личности,

без личности – нет народа...

В настоящее время мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней, как источника нравственного здоровья, силы и богатства.

Во все времена и у Донских казаков основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Сегодня в нашем городе активно возрождаются культурные и духовные традиции казачества. Поэтому в течение двух лет наш детский сад работает

Галина Якименко
Сценарий праздника «Казачьи игры на Дону»

Праздник для детей старшего дошкольного возраста

Цель : воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников на основе знаний о донских казаках , развитие в детях интереса к истории родного края, желания познавать его через песни, танцы, игры .

Задачи :

1. Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

2. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

3. Активизировать представления детей о народных праздниках , обычаях и традициях русского народа.

4. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.

5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.

Ведущая : Здравствуйте, гости дорогие!

Если величать, так на пороге встречать.

Посиделки здесь у нас!

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться

И в казачий пляс пуститься !

Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

Проходка под песню "Мы донские казаки "

Ведущая : А давайте-ка, сядем, казачата в тесный кружок . Посидим, побеседуем, да былое вспомним. Посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне, о жизни казачьей . (Садятся) Поглядите-ка на наших казачат , приоделись они, приосанились. Поглядите, какие они удалые, нарядные да молодые. (обращается к детям) А что за народ собрался? (дети отвечают) - Казаки !

А скажите мне, кто это такие - казаки ?

Ребёнок : Казаки – вольные , смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов.

Девочка : Много разных мест у России

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Мальчик : В родной степи шумят поля и реки

Цветут сады, колышется трава.

Край казачий , край раздольный

Низкий наш тебе поклон.

Девочка : Нам сторонушка Донская - дорогая сторона.

До чего же ты красива казачья вольная земля .

Ведущая : Пришло время вспомнить, чем же занимались казаки на Дону ? (виноградарство, рыбалка, выращивали сады, земледелием) . А пословицы о казаках вы знаете ?

Пословицы :

1. Где казак , там и слава.

2. По казаку и Дон плачет .

3. Казаку конь себя дороже .

4. Казак без коня – сирота !

Ведущая : А поведайте-ка нам, казачата : "Кто же главный у казаков ?" - (атаман)

А как зовут помощника? – (есаул)

А где выбирают атамана? - (на кругу)

А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? – (Любо! все вместе)

Ведущая : Здоровы ли, казаки ?

Дети : Здоровы!

Ведущая : а раз здоровы, так надо нам разгуляться да атамана выбрать!

Считалка - распевка «Шалуны-балуны» .

Ведущая : ребята, а вам хочется быть смелыми, лихими, удалыми казаками ? (да)

Но казаки не только умели работать, но и очень любили петь. Песни у казаков – раздольные как степи. Вспомните пословицы, которые придумали казаки о песне .

1. Казак без песни , что виноградная лоза, без гроздьев.

2. На Дону казаку и камень подпевает .

3. На Дону исстари ведется - без запевалы песня не поется.

4. Казачьи песни наши слушать - что мёд ложкой кушать!

Тогда давайте споём песню «Казачок »

Ведущая : Ну и здорово вы пели – любо-дорого глядеть.

А не сыграть ли нам в игры – забавушки . Озорные да распотешные?

А вы знаете, что Казак с конем и ночью и днем. А где же казачки , ваши кони быстрые? (Дети выходят на игру) .

Подвижная игра : «Наряди казачку » .

Выходят 6 казаков и 2 казачки . Мальчики становятся в 2 колонны по 3 человека,

девочки рядом с мальчиками сидят на стульчиках. На середине зала стоит столик, на нем лежат по 2 пары : бусы, фартук, косынки. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами, передают лошадку другому мальчику, а сами становятся в конец колонны и т. д. Наряжают казачку , кто быстрее.

Ведущая : Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Отцам смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас. Недаром в народе говорится : каков казак , таков и конь.

1Мальчик : Мы – малые казачата ,

Мудрых прадедов внучата

С острой шашкой и конем

Мы в бою не подведем!

2 Мальчик : Кто не знает группу нашу?

Здесь ребята – молодцы!

Просят все добавку каши,

Казачата – удальцы .

3Мальчик : Казаком я смелым буду ,

Шашку на ремне носить,

Мать родную не забуду,

Буду Родине служить.

4Мальчик : Вольный ветер, степь без края,

Дым до неба у костра.

Жизнь походная такая

У лихого казака .

5Мальчик : Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть,

Барыню на коне катать.

Игра с пением «Барыня и конь»

Ведущая : Казачата , а что у нас на Дону готовят на костре , да с дымком, а потом едят ложкой? (уху) А из чего варят уху? (ответы детей)

Мальчик : Улыбнулась вновь удача мне казацкая !

Рыба добрая в Дону не переводится –

Осетры всё да сазаны в сети ловятся.

Будет славная уха!

Девочка : Кто умеет трудиться, тот умеет веселиться.

Запевайте-ка, девчата, вы поскорей, да порадуйте гостей!

песня «Шёл со службы казак молодой

Ведущая : Казаки так поют - передать невозможно.

Да и есть ли на свете такие слова!

То с тоской и печалью, немного тревожно,

То с весельем таким, что хоть с плеч голова!

1Девочка : Мы казачки не простые ,

Просим помнить это вас.

В группе чисто приберем,

А потом играем.

2Девочка : Вот такой у нас уклад.

И растут ребята,

Все любимые подряд

В группе казачата .

Проводится игра «Заря-заряница»

Описание игры : выбирается заря (девочка) с помощью считалки :

Аты-баты, шли солдаты, аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит? Аты-баты, это я!

(Дети встают в круг, водят хоровод, а один из играющих –Заря. Она ходит противоходом внутри круга с лентой)

все поют : Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Раз, два –не воронь, а беги, как огонь!

Девочка : Как у нас на Дону зори ясные .

Как у нас на Дону ветры - ястребы .

Над веселой водой ходит месяц молодой

Да подмигивает, да подпрыгивает.

Мальчик : На Дону девчата есть , что не можно глаз отвесть.

А как песни запоют, ноги сами в пляс идут.

А вот и они к нам идут и песню за собой ведут.

Девочка : Во станицу погулять вышли казачата .

Веселятся от души парни и девчата.

Игра с пением «Как по снегу, по снежку»

Ведущая : Хорошо мы поиграли. А вот на полянке, как галчата, зашумели казачата , споря, кто из них самый быстрый, самый ловкий.

Игра «Нагайка»

Описание игры : мальчики строятся в две команды, у первого игрока в руках нагайка. Добежать до обруча и сбить нагайкой кегли, затем их опять поставить и возвратиться назад, передать нагайку другому участнику. Побеждает команда, которая заканчивает первой.

Ребёнок : Мы и пели для вас, и плясали для вас,

Если любо вам веселье, приходите в другой раз!

Ведущая : Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Дети все : Говорим мы до свиданья, до счастливых новых встреч!

На ярмарках и гуляниях популярностью пользовались состязания силачей в поднятии камней и прочих тяжестей, толкании бревна; бои на бревне: когда два участника садились друг перед другом на высоко закрепленном бревне и старались сбить друг друга на землю ударами мешков с опилками или палками, обмотанными тряпьем. Дети соревновались друг с другом в беге “взапуски”, то есть наперегонки.

К массовым играм относились и перетягивание каната (невода), снежки, катание на санках, бег на ходулях – игры хорошо известные и сейчас. С некоторыми играми мы познакомимся поближе.

Перетягивание канта по вкусу и взрослым и детям и в наши дни.

На пригорке возводилось потешное укрепление из брёвен и веток, а зимой из снега (городок). Женщины и девушки, защитницы городка, находились внутри «крепости». Парни, разделившись на “всадников” и “коней”, начинали приступ. Их задачей было разрушить укрепления и, пробившись сквозь строй защитниц, захватить знамя. При этом необходимо было усидеть на “коне”. Если “всадник” падал с “коня” или же его стаскивали, то он больше участия в игре не принимал. Задача женщин – не дать захватить знамя. Для этого ими использовались средства весьма внушительные: обмотанные шкурами палки, набитые соломой мешки, а зимой ещё и снежки. Игра продолжалась до тех пор, пока мужчины не захватят городок, или не откажутся от этой затеи. Игрок, сумевший захватить знамя, имел право перецеловать всех защитниц.

Не возбранялось участникам игры садиться и на настоящего коня.

Коняшки.

Игроки разделялись на два “войска”. Каждое “войско”, в свою очередь, состояло из “всадников” и “коней”. Всадниками обычно выступали девушки, забиравшиеся на спины парней. Задача игроков была проста – вывести из равновесия другую пару. Выигрывала пара дольше всех устоявшая на ногах.

Спортивные игры.

К таким играм можно отнести лапту и городки. Дожив до наших дней они, обрели единые правила, не утратив своих характерных черт – азарта, задора, самобытности. Лапта в древности была распространенной молодецкой забавой у славян. В русских летописях есть многочисленные упоминания об этой народной игре. При раскопках древнего Новгорода, среди прочих предметов, обнаружено было немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Лапта пользовалась успехом и у викингов, которые, судя по всему, переняли ее у славян – норвежские археологи не раз находили биты для игры в лапту. Не обошли игру вниманием и русские писатели. У А.И. Куприна находим: “Эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру...”

Историческая справка:
Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г. Однако, лапту на государственном уровне тогда так и не признали. И только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов состоялось первое официальное соревнование. Игры, подобные лапте, есть и у других народов мира: у англичан – крикет, у американцев – бейсбол, у кубинцев – пелота, у финнов – песа палло, у немцев – шлагбал.

Историческая справка:
Первый чемпионат РФ, прошел в 1958 г., а 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР. В 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, и самобытная игра вымирает. Спасло лапту от забвения постановление Госкомспорта СССР “О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты”, принятое в 1987 г.
К началу 1988 г. лапта уже культивировалась в 344 коллективах физической культуры РСФСР, Украины, Белоруссии. В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России. В 1994 г. игра была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию. В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований. В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команды по 5-12 человек. Одна команда считается “бьющей’, другая – “водящей”. После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится “дом”, и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко. Если его “осалят” мячом, то команда бьющих идет водить в поле.

Городки (рюхи, чушки).

История этой игры насчитывает несколько веков – она почти столь же стара, как и лапта.
Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси

.

Совсем не требуется знать Историю, чтобы понять, что происходит на картине. Городки мало изменились за века Смысл игры был в том, что бы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени (складывающиеся из деревянных столбиков – “городков”) за черту игрового поля – “города”.
Правила игры, размеры поля, сами фигуры, количество и дистанция бросков в разных местностях сильно различались, и к “общему знаменателю” городки привели уже после Революции, в 1923 г.

Историческая справка:
Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования. В программу первой Всесоюзной Олимпиады городки были включены в 1928 году. В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур, и игра была во многом регламентирована. По существу эти правила действуют и сегодня. В советское время игра была чрезвычайно популярна и редкий стадион или завод не имел своей городошной площадки. Сейчас популярность городков несколько снизилась, хотя в 2001 году в Санкт-Петербурге прошел первый чемпионат мира по этому виду спорта. Сама игра очень проста и даже самостоятельное изготовление инвентаря для нее не требует особой сноровки – выстругать палку-биту и пяток деревянных цилиндриков – дело не хитрое, тем более для русского крестьянина. Вот игра и получила повсеместную любовь и признание среди народа. Хотя и служила развлечением не только простому люду: заядлыми городошниками были Петр Первый, Суворов, Ленин, Сталин и другие заметные фигуры. Но у славян были так же развлечения, хоть и недоступные народу, но без которых немыслима История нашего государства.

Царские забавы.

Так издревле на Руси называли псовую и соколиную охоты. Эти увлечения пришли к нам Востока. Но получили на Руси столько типично славянских черт, что теперь можно говорить о них, как о национальных.
“Псовая охота – лихая забава наших предков, еще и в настоящее время тешит сердца русских охотников дорожащих заветами старины”, писал в своей книге ”Першинская охота” Д. П. Вальцов.

Даже с картины веет азартом и передается радостное волнение охотников Псовой охоте на Руси не одно столетие – в летописях ХII века есть упоминания о том, что еще при великом князе Владимире Мономахе «зверей травили псами», а на одной из фресок Софийского собора в Киеве (построен в ХI в.) изображена остроухая собака, гонящая оленя. Изначально в охоте использовались травильные собаки, отличавшиеся не столько быстротой, сколько силой и злобностью, но позже, на Руси была выведена уникальная порода быстрых охотничьих собак – русских борзых.

Историческая справка:
Слово” борзый” до ХV в. характеризовало исключительно резвость коней. В XVII в. порода русских борзых формируется как национальная. В 1600 г. Борис Годунов отправил в подарок иранскому шаху Аббасу пару борзых собак. И это был воистину царский дар, так как цена этих собак была баснословно высока, однако собаки шаха не заинтересовали. Недаром псовую охоту причисляли к “царским забавам” – содержание псарни, тренировка собак и сами собаки стоили огромных денег и были по карману только состоятельной части населения, князьям, боярам и т.д. Заведующие охотой – ловчие, были наделены большими полномочиями и обладали немалой властью в обществе.

Историческая справка:
Поскольку псовая охота являлась уделом аристократов, за годы Советской Власти в стране практически перевилась русские борзые – собаки, с которыми традиционно охота и проводилась. Даже сейчас в России всего около 1,5 тысяч собак этой породы, и то в основном в “декоративном” виде. То есть собаки живут вне своры и не приспособлены к охоте, а служат только украшением дома для их хозяев. Для сравнения: в Германии популяция русских борзых насчитывает 15 тысяч особей, в США – 45 тысяч. Для псовой охоты более всего подходили поля с островками леса или кустарника и глубокими оврагами – местами дневок зверей. Конные охотники с борзыми располагались в местах вероятного выхода зверей.
В острова или овраги запускали стаю гончих. Поднятого зверя гончие выгоняли в открытые поля, где спущенные со свор борзые резким броском настигали и брали его.

Историческая справка:
В XVIII - XIX вв. в псовых охотах Ромадановских, Шереметевых, Разумовского, Орлова, Панина, Барятинского и других насчитывалось по 150 - 200 и даже по 300 собак, а в охоте Петра II в 1729 г. числилось 420 собак и десятки человек охотничьей прислуги – ловчих, доезжачих, борзятников, выжлятников, корытничих, конюхов, поваров. Охотились чаще всего на зайцев и лисиц, но особенно высоко ценились охоты на волков. Однако охота служила не только развлечением для богатых – ее значимость была велика и с политической точки зрения. На охотах решались важные государственные вопросы и проблемы. Нередко, охота устраивались и специально для иностранных послов и дипломатов – и от ее удачного проведения могла зависеть судьба государства. Соколиная охота. “Россия – страна большая, до самого океана, и на этом океане у них несколько островов, где водятся сокола и кречеты”, когда-то описывал нашу страну Марко Поло. И в русских песнях, сказках и былинах ясный сокол – частый гость, “птица благородная”. Соколиная охота предшествовала на Руси псовой и была ей в последствии постепенно вытеснена. Возникла она примерно в VIII веке и достигла своего расцвета в XVII при царе Алексее Михайловиче. Однако к концу ХIХ века только немногие мелкопоместные дворяне продолжали охотиться с ловчими птицами, и после Революции многовековые охотничьи традиции были утрачены, а сама охота – забыта.

тиха – ни лая собак, ни криков загонщиков, ни выстрелов. Но от этого не менее увлекательна – стремительный полет сокола, и – добыча у него в когтях.

С соколом (кречетом, ястребом, беркутом) охотились на птиц (перепелов, тетеревов, цапель) и зверей (зайцев, лисиц). Как и псовая, соколиная охота была привилегией знати, так как содержание птицы и уход за ней было делом весьма дорогостоящим.
Соколиную охоту ценили, прежде всего, за красоту и аристократизм – знатоки наслаждались зрелищем птицы, атакующей свою добычу. Однако мода на это занятие превратила охоту из спорта в нечто среднее между обязательным ритуалом для вельмож и балами, где можно “на других посмотреть и себя показать”.

Историческая справка:
По легенде одна из московских церквей посвящена покровителю всех сокольников св. Трифону и воздвиг ее сокольничий Ивана Грозного, в благодарность святому за то, что тот явился к нему во сне и подсказал, где находится пропавший белый кречет – любимец царя. В настоящее время энтузиасты объединяются в клубы любителей соколиной охоты с целью возродить эту древнюю забаву.

Заключение:
Кино, телевидение, компьютеры и прочие технические блага цивилизации при всех своих достоинствах
обладают одним значительным минусом – они отдаляют людей друг от друга, принося развлечения, за которыми не надо выходить из дома, встречаться и общаться с другими людьми. Но народные игрища и гуляния продолжают объединять людей: Новый Год, Масленица, Пасха и прочие праздники по-прежнему выводят народ на улицы, позволяют вспомнить полузабытые традиции. Остается пожелать, чтобы исконно русские обычаи не угасали, не вырождались, а сохранялись для наших детей и внуков, чтобы связь времен не прерывалась.

Ведущие:

1. На ярмарку казачью

Спешите все сюда.

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

2. Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей.

Вместе: И со всех концов земли

Все на ярмарку пришли.

Народ казачий собирается,

Ярмарка веселая начинается!

(Звучит песня «Ярмарка»)

Коробейники.

1 к . Давайте подходите, других приводите,

А я сам ведь пригож,

И товар мой хорош.

2 к. А ну, честной народ,

Подходи, посмелей,

Покупай, не робей.

1к. Диво-дивное,

Чудо-чудное, а не товар.

Не ходи никуда,

А подходить вот сюда!

Ведущий 1. А как ты думаешь, о нашей ярмарке все знают?

Ведущий 2. А как же! Гляди сколько гостей в зале!

Ведущие (вместе)

Добрый день, гости званные и желанные.

Вы, казаки донские, люди торговые.

Собрались мы на ярмарку, на веселую да старинную.

Покупайте, продавайте, да вещи приобретайте!

Ведущий 1 .Тогда с веселой песни и пляски начинаем.

Песня «Мы – донские казаки»

Ведущий 2.

Ярмарка, ярмарка,

Веселись, народ.

А ты, бабушка- загадушка,

Выходи вперед!

Бабушка - загадушка.

Смотрите, не моргайте.

Рты не разевайте,

Ворон не считайте.

Подешевле покупайте.

Посмотрите-ка ребятки,

В корзинке спрятаны, загадки.

Вы скорей их отгадайте

Ну, кто первый начинайте.

Раскопали грядки мы

Яиц много там нашли.

Что за курочки такие,

В грядки яиц наложили.

Мы в ведёрко их соберём

И всех в погреб отнесём. ............../Картошка.

Что за любопытный нос

Глубоко он в землю врос.

Может, что -то натворил

Вот и спрятаться решил................/ Морковка.

Сладкая и жёлтая

С детства всем знакомая

Растёт в знакомой сказке

И у нас на грядке.

Вы скажите детки

Что же это?............................./Репка

Зелёные ребятки

Растут у нас на грядке

Распустили все усы

Но совсем не для красы.

Листочками прикрылись

В тенёчке увалились.

Кто такие молодцы?

Это наши...................................../Огурцы.

Этот овощ не простой.

Был вначале зелен он

А теперь он покраснел

Вдруг окрасился, зардел.

Очень важный тот синьоёр

И зовется......................................../Помидор.

Не хочу его я рвать

Его пёрышки щипать

Пусть растут себе на грядке

И не щиплют мои глазки.

Но скажу тебе мой друг

Вкусный он........................../Зелёный лук.

Золотой, но не в скорлупке

В шёлковой, шуршащей шубке.

Шубку лучше не снимать

А то будешь ты рыдать.

И скажу тебе мой друг

Это репчатый................................./Лук.

Загадушка : Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

Коробейники:

1. У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Выходи, казачье племя,

Запевать частушку время.

2. Где частушка льется,

Там легче живется.

Выходите казачата, парни да девчата.

Да запевай частушечки!

Частушки.

(выходят 4 пары: мальчик, девочка, поют частушки)

1. Мы девчата-казачата

Не умеем мы тужить.
Без частушек прибауток

Ой, на свете не прожить.

2. Не смотрите на меня,

Глазки поломаете.

Не из вашей я станицы

Разве вы не знаете?

3. Да что это за речонка? -

Рыбочка за рыбочкой.

Ды что это за девчонка? -

Завсегда с улыбочкой.

4. Ребят много, ребят много,

Ребят некуда девать.

Когда лошади устанут -

Их и будем запрягать.

5. Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!

6. Обожаю петь частушки,
Обожаю танцевать.
И молоденьких девчонок
В танце нежно обнимать.

7. Гармонист у нас хороший
И играет хорошо.
Растяни гармонь пошире -
Я спляшу с тобой ишшо!

Ведущие:

1. Ой, спасибо, казаки и казачки,

Всех развеселили.

2. А теперь пришла пора поиграть-

Свою удаль показать.

Игра «Бой с булавами»

Описание игры: Соревнуются два игрока. Игроки становятся на длинную скамейку друг против друга, держа мягкие булавы в руках. Игроки на счет начинают сбивать соперника со скамьи булавами. Кто останется на скамье, тот и победил.

Ведущий 2 . Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Она прибирает, она подтирает

Одним-одна за все отвечает.

Игра «Перебери зерно»

Описание игры: Участвуют 4-5 казачек-девочек. На столе в чашках смешана фасоль горох. По команде, играющие отделяют зерна, кладут в пустую посуду. Кто быстрее переберет, тот и выиграл.

Ведуший1 . Молодцы, казачки, проворные. Не останется казак голодный!

А сейчас, молодые казаки, покажите свою ловкость да смекалку.

Игра «Нагайка»

Описание игры: Играющие встают в круг по 10-15 человек. И присаживаются на корточки. Водящий с нагайкой обходит сидящих, старается положить сзади игрока незаметно нагайку. Тот игрок, за которым находится нагайка, должен взять ее в руки догнать водящего, слегка ударить. Водящий должен успеть занять место игрока. Если не успел, выбывает из игры.

Ведущий2. А сейчас, детвора, вас ждет новая игра.

Игра «Утица»

Описание игры: Дети образуют круг. В кругу два водящих «утушка» и «селезень». Утка в кругу, селезень за кругом. Играющие, взявшись за руки идут и поют:

«Шла утица по бережку,

Шла серая по кругу.

Вела детей за собой.

Вдруг селезень налетал!

Утицу догонял!

Улетай утица скорей, - Дети поднимают руки, утица убегает в ворота, селезень

Да в воротца, не робей!» пытается ее догнать. Если догнал -ведущие меняются.

Вед. 1 . Хорошо мы поиграли. А вот на полянке, как галчата, зашумели казачата, споря, кто из них самый быстрый, самый ловкий.

Игра «Длинная лоза»

Описание игры: мальчики строятся в две команды. Присаживаются на колени. По сигналу играющие наклоняются, голова внизу, руки на полу. Последний игрок по сигналу отталкивается, двумя руками о спины игроков, перепрыгивая по спинам, движется вперед и становится первым и так каждый игрок. Побеждает команда, которая заканчивает первой.

Вед. 2 . Как в народе говорят-

Казак без коня не казак.

Казак коня и на ходу остановить может.

Сейчас мы и посмотрим, как наши казачата со своими лошадями справятся.

Игра «Наездники»

Описание игры: участвуют парное количество участников. Лошадки на палочке на пару играющих. Участники по команде надевают папаху, «садятся» на коня и кто быстрее добежит до назначенной цели и обратно, тот и выиграл.

Вед. 1 Вот и завершилась игра, молодцы наши казачата, они все были быстрыми, ловкими.

Вед. 2 . Казаки были люди военные, а главным оружием были шашка и нагайка. Они с ними управлялись играючи.

Сейчас мы и проверим, как ниши казачата умеют владеть нагайкой.

Игра «Самый меткий»

Описание игры: Участники становятся в одну линейку, в руках нагайка. Перед каждым участником лежит обруч и 5-6 кеглей. По сигналу одним ударом необходимо сбить большее количество кеглей. Кто собьет все, тот и победил.

1. А какая же ярмарка без веселого перепляса.

2. Выходи честной народ, а ты раздайся хоровод!

Веселый перепляс

Ведущие (вместе)

Солнце закатилось - наша ярмарка закрылась.

Приходите в гости к нам! Рады мы всегда гостям!

Коробейники (вместе)

Кипит в избе самовар,

Милости просим к нам на чаепитие!

Вот так мы и живем-

Блинчики жуем, чаем запеваем-

Всех в гости приглашаем!

Используемый материал:

1. Казачий клуб «Скарб» Московское городское отделение Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации Федерация Славянских боевых искусств «Тризна»

2. М.П. Астапенко «Донские казаки 1550-1920»

3. Е.И. Демешина, К.А. Хмелевский «Истории донского края»

4. Ю. Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории

5. Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона»

6.Программа-план «Лазоревый цветок. Автор Кириллова И.Х.

7. Материалы журнала «Дошкольное воспитание», газеты «Казачий Круг», ресурсы интернет сайтов.

Последние материалы раздела:

Сколько курица сидит на яйцах
Сколько курица сидит на яйцах

Существует два метода высиживания цыплят: инкубаторный и с использованием тела живой птицы. Курица наседка (также называемая клушей или квочкой)...

По педагогике и коррекционной педагогике
По педагогике и коррекционной педагогике

работает с «особенными» детьми, имеющими проблемы физического или психического характера. Они нуждаются не только в обучении и воспитании, но и...

Гаметофит—гаплоидная многоклеточная фаза в жизненном цикле растений и водорослей, развивающаяся из спор и производящая половые клетки, или гаметы Что такое гаметофит у мхов
Гаметофит—гаплоидная многоклеточная фаза в жизненном цикле растений и водорослей, развивающаяся из спор и производящая половые клетки, или гаметы Что такое гаметофит у мхов

В жизнен цикле кажд раст-я, имеющего половое размнож-е, существ смена ядерных фаз гаплоидной и диплоидной. Переход от гаплоидн сост-я к...