Чем закончились средние века. Эпоха средневековья кратко. Средние века: общее понятие о периоде

Средневековье – это особый исторический период между древними и новыми временами. Определить его границы с высокой точностью возможным не представляется, так как начинался он и заканчивался в разных странах в разное время.

Средние века: общее понятие о периоде

Для большинства европейских стран этот исторический период начался после того, как пала Западная Римская империя и закончился во времена Буржуазной революции в Англии. То есть, приблизительные границы – это 12 веков, начиная с пятого и заканчивая семнадцатым. В то же время специалисты по этой части истории считают, что Средние века закончились еще до открытия Америки, то есть, приблизительно, в 1500 году. Впервые термин “Средневековье” был применен еще в эпоху гуманизма – так деятели того времени отделяли его от “темного” прошлого.

Весь этот период подразделяется на части, которые существенно различаются между собой в культурном и социальном планах – это раннее, среднее и позднее Средневековье.

Этот период оказал значительное влияние на культурное и историческое развитие человечества. Основная его особенность – это становление и развитие феодальных отношений, который пришли на место характерного для древних времен рабовладения. Именно в это время зародились многие народности и сформировались основные черты их менталитета.

Рис. 1. Средневековый феодал.

В то время, с одной стороны, церковь диктовала условия государству и наказывала инакомыслящих, с другой же – это период научных и философских открытий, без которого современный мир выглядел бы совершенно иначе.

Что дало миру Средневековье?

Это было сложное время: люди той эпохи постоянно боролись за свое существования, а их уничтожали голод, черная чума и костры инквизиции. Однако именно с периодом Средневековья также связан и культурный расцвет, в частности, активное развитие архитектуры. Именно в это период были построены Винчестерский собор и Собор Парижской Богоматери, которые и сегодня остаются образцами этого вида искусства.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Собор Парижской Богоматери.

💡

В Средние века жили и творили Ботичелли и Леонардо да Винчи, открывали тайны звезд Галилей и Коперник. В то же время большинство людей продолжали считать, что Земля – плоская. Это типично средневековый контраст.

Рис. 3. Николай Коперник.

Что мы узнали?

Мы узнали, что Средневековье – это уникальный исторический период по многим причинам: в частности, потому, что до сих пор ведутся споры о том, что такое Средние века с хронологической точки зрения. Была получена информация о том, на какие периоды делится Средневековье и какие отличительные черты имеет, а также каковы его социальные и культурные особенности. Были определены некоторые взгляды средневекового человека на мир и общество. Мы узнали, когда впервые появился соответствующий термин и кто его внедрил. Обозначено, что жизнь человека на протяжении всего этого времени была очень сложной, люди угнетались церковью – с одной стороны и природными факторами – с другой. В то же время эти беды подталкивали цивилизацию к развитию.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 5.

Средние века (Средневековье) - исторический период всемирной истории, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.

Началом Средневековья считается крушение Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от престола), однако в энциклопедическом издании ЮНЕСКО «История человечества» рубеж был проведён по моменту возникновения ислама (начало VII века). Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), битву при Павии (1525), начало Английской революции (1640), конец Тридцатилетней войны и некоторые другие периоды.

В истории Средневековья принято выделять три периода:

V-XI вв. - раннее Средневековье,

XII-XIII вв. - высокое Средневековье,

XIV-XV вв. - позднее Средневековье.

В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал: германского, «варварского», и романского - культурных традиций Западной Римской империи. Именно на основе их взаимного влияния и сформировалась западноевропейская средневековая культура. Средневековая культура первоначально формируется на основе замкнутого мира феодального поместья, затем ее центрами становятся города. Именно в городах возникает смеховая, «карнавальная», по определению М.М. Бахтина, культура, во многом противоречившая официальной. Социальная культура средневековья характеризуется, прежде всего, корпоративностью и иерархичностью общества. В духовной культуре главенствующая роль принадлежит христианской религии и церкви, именно религиозное мировоззрение господствовало в этот период практически безраздельно. Характерными чертами средневековой духовной культуры являются традиционализм, каноничность, символизм и дидактизм. Для средневековой культуры характерна также универсальность, энциклопедичность знания. Средневековая наука находилась под сильным влиянием церкви. Она выступала как осмысление данных Библии, основной целью ставила познание Бога и понимание божественного замысла относительно мира и его предметов. Таким образом, наука не была нацелена на открытия - ведь истина уже была дана Богом в Библии. Главным методом познания в средние века являлось постижение смысла божественных символов.

В первые века нашей эры в литературе существовали нисходящая и восходящая линии. Первая обусловлена кризисом античной эпохи, основывавшейся на языческой мифологии и различных философиях. В переход от античности к средним векам наблюдается восходящая линия – это литература раннего христианства. Её источник – Новый Завет.

    Нисходящая литература (Которая вымрет). Кризис. Утилитарная литература (Предназначенная для развлечения). Например, Центон.

Тертуллиан оставил в своей работе записи о Центоне. Центон – собранные в новый текст цитаты из известных текстов.

Палиндром – поэтический квадрат.

SATOR (Сеятель)

APERO (Удерживает)

TENET (С трудом)

OPERA (Телегу)

Во все стороны читается одинаково

    Восходящая литература (Клерикальная)

Ранняя Клерикальная литература носит название Патристики.

Патристика – результат формирования христианских структур.

Христианство складывается из:

    Иудаизм (Талмуд= ветхий завет)

    Новый Завет

    Неоплатоники

    Филон Александрийский (I век) Тезис об эманации(Нисхождение, исход) божественной энергии на мир. Теория логоса (Вначале было слово).

Основные жанры клерикальной литературы на латинском языке - секвенции, видения, жития святых, рассказы о чудесах, совершенных по молитвам Пресвятой Богородицы и святых, - сформировались в V - VIII вв. на основе некоторых традиций поздней античности. Они оказали значительное влияние на развитие как церковной, так и светской литературы на много столетий вперед (красноречивейший пример - новелла А. Франса «Жонглер Богоматери»). Из житийной литературы выделяются жизнеописания проповедников христианства - например, св. Бонифация, просветителя Германии, или св. Колумбана, просветителя Галлии, а также подвижников благочестия, в том числе «Житие св. Алексия, человека Божия», популярное как в православном, так и в католическом мире. Из житий праведников, посвятивших себя делам милосердия, выделяется «Житие св. Германа» - галльского подвижника, тратившего все собранные деньги на выкуп невольников и пленных.

Необычайно распространенный жанр видений, ставивший вопрос о загробной жизни человека, обрел свое высшее воплощение в «Божественной комедии» Данте. Кальдерон в XVII в. написал превосходную драму, использовав средневековый сюжет о «Чистилище св. Патрикия».

Двоемирие, присущее средневековому миросозерцанию, отразилось и во многих памятниках клерикальной литературы, значительная часть которых сочетает повествования о чудесах с бытовыми описаниями. В более поздних сочинениях такого рода ощутимы даже художественные приемы, заимствованные из арсенала рыцарской литературы.

средневековье (лат. medium aevum), - период всемирной истории, следующий за историей древнего мира и предшествующий новой истории. Понятие С. в. было введено в 15-16 вв. итал. гуманистами эпохи Возрождения, считавшими предшествующий Возрождению период истории (от падения Рим. империи) "темными веками" европ. культуры. Итал. гуманист Ф. Бьондо дал первое систематич. изложение истории С. в. в Зап. Европе как особого периода истории, но термин "С. в." утвердился в европ. науке лишь после того, как проф. ун-та в Галле X. Келлер назвал одну из трех книг своего учебника "Историей С. в." (Ch. Cellarius, Historia medii aevi, a tempori bus Constantini Magni ad Constantinopolim a Turcas captain deducta..., Jenae, 1698). В 18 в. возникла спец. отрасль ист. науки, изучающая историю С. в., - медиевистика. Марксистская историография, сохранившая традиционное (трехчленное) деление истории на древнюю, ср.-век., новую (т. н. "гуманистическая трихотомия"), рассматривает С. в. как эпоху зарождения, развития и разложения феодализма, рубежом между древностью и С. в. считает крушение рабовладельч. Рим. империи, между С. в. и новой историей - первую бурж. революцию, имевшую общеевроп. значение и положившую начало переходу от феодализма к капитализму, - английскую буржуазную революцию 17 века. История С. в. делится на три осн. периода: раннее средневековье - период генезиса и раннего феодализма (кон. 5-10 вв.), классическое средневековье - период развитого феодализма (11-15 вв.), позднее средневековье - период разложения феодализма (16 - сер. 17 вв.). В бурж. ист. науке гранью между С. в. и новым временем обычно считается открытие Америки (1492) или Реформация (нач. 16 в.) (подробнее о рубеже между С. в. и новым временем см. в ст. Новая история). Понятие С. в. возникло и разрабатывалось ист. наукой на мат-ле европ. истории; в отношении других народов этот термин применялся обычно лишь тогда, когда их история переплеталась в С. в. с историей европ. народов, если эти народы соприкасались с народами Европы (напр., "мусульманское средневековье"). Понимание средневековья как всемирно-историч. эпохи существования феод. формации, введенное марксистской ист. наукой и опирающееся на принцип формационного подхода к истории, привело к более широкому и универсальному применению этого термина, к распространению его на историю всех стран, у к-рых в период С. в. существовали феод. отношения. Однако в большинстве стран Европы и особенно в странах Азии и Африки время существования феодализма выходит далеко за пределы средневековья (т. е. во всемирной истории имеет место хронологич. несовпадение "эпохи средневековья" и времени существования феодализма). С другой стороны, во многих областях земного шара во всемирно-историч. эпоху средневековья продолжали существовать дофеод. отношения. Лит.: История средних веков, под ред. С. Д. Сказкина, т. 1-2, М., 1966; История стран зарубежного Востока в средние века, М., 1957; Всемирная история, т. 3-4, М., 1957-58; Конрад Н. И., "Средние века" в ист. науке, в его кн.: Запад и восток. Статьи, М., 1966; Вайнштейн О. Л., История советской медиевистики, Л., 1968; The Cambridge medieval history, v. 1-8, Camb., 1913-36. См. также статьи Феодализм, Медиевистика и лит. к ним.


Период Средневековья (от лат. media - середина) занимает срединное положение между временем Древнего мира и Новым временем. Переход к нему ознаменовался эпохой Возрождения, Великими географическими открытиями, промышленным переворотом и зарождением рыночной экономики. Хронология начала периода Средних веков не вызывает сомнений. За точку отсчета принято считать V в н.э., точнее, 476 г. н.э., когда вождь германских варварских племен Одакр сместил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула. Слово "варвары" произошло от "барбарос", так греки называли всех, непонятно болтающих на неизвестном им и неблагозвучном языке. Слово это стало нарицательным для разрушителей материальных и духовных ценностей. К тому же представители племен - покорителей Рима находились на более низком уровне общекультурного развития, чем греки и римляне.

Для всех, кто изучает экономическую историю человечества, представляется наиболее разумным начать точку отсчета Нового времени, следующим за средневековьем с событий промышленной революции в Англии в 60-х гг. XVIII в.

Условно все Средневековье можно поделить на три этапа:

первый - раннее Средневековье с конца V - начала VI в. по IX в.;

второй - расцвет Средневековой цивилизации с X по XV в.;

третий - позднее Средневековье - с конца XV до середины XVIII в.

Итак, время действия определено. Место действия - Европа. Слово это произошло от "Эреб" - "Запад" (в переводе с семитского). При греках и римлянах Европа рассматривалась как объект для сбора контрибуций. Она была как бы варварской периферией, границей Римской империи. С севера на юг континент располагается от Северного Ледовитого океана до берегов Средиземного моря, с запада на восток - от побережья Атлантики до Уральских гор. Итак, еще со времен античности понятие Европы отождествлялось с географическим определением "Запад" и противопоставлялось "Асу" (в переводе с семитского "Азия"), или Востоку. Для народов и стран, заселявших уже в те века Европу, можно выделить общие черты экономического, социально-политического и социокультурного развития. На континенте издавна выделялись страны Западной Европы: Англия, Франция, Германия, Бельгия, Голландия, Италия, Испания, Португалия, Скандинавские страны. Здесь быстрее, чем в Восточной Европе, проходили процессы феодализации и индустриализации, ярче проявлялись достижения в науке и технике. Кельтские и германские племена входили в состав Римской империи и имели возможность познакомиться и перенять некоторые достижения передовой для того времени античной цивилизации. Западноевропейские страны с окончанием Великого переселения народов утвердились в государственных границах. Они активно пользовались преимуществами и выгодами своего географического положения. Окружавшие их моря и реки, пересекавшие равнины и горы, содействовали торговле и первичным обменам информацией о различного рода новшествах материальной культуры.

Восточная Европа стала местом расселения славянских племен, оказавшихся по географическому положению дальше от морей и старинных мировых центров культуры.

Своеобразным форпостом Европы на востоке была Византия - правопреемница Восточной Римской империи.

Основной особенностью раннего Средневековья было зарождение феодализма в молодых европейских государствах. Качественно новая цивилизация - Западная (Европейская) формируется именно в Средние века на основе синтеза отношений частной собственности и колоната (арендных отношений) античности и общинно-коллективистских начал европейских племен. Третьей составляющей этого синтеза новой цивилизации была материальная и духовная культура Древнего Востока - фундамента всей мировой цивилизации. Не учитывая эти тесно взаимосвязанные процессы, определившие материальный базис европейской цивилизации, не понять особенности прогресса экономики Европы в Средние века, формирование мирохозяйственных связей.

К началу Средневековья производительные силы Древней Греции и Рима во многом были разрушены, памятники материальной и духовной культуры погибли в огне пожарищ при набегах варварских племен, в беспрерывных войнах, при активной миграции больших масс населения. Забыты были многие трудовые навыки, утеряны квалификации ремесленников. В раннем Средневековье на весьма низком уровне находилось развитие техники и знаний людей об окружающем мире.

Это вело к низкой производительности труда. Превалировало ручное, кустарное производство. Для успешного освоения огромных новых пространств на севере и в центре Европы, покрытых густыми лесами, примитивными были средства сообщения. Плохая связь между отдельными регионами затрудняла обмен опытом экономической жизни, что тоже сдерживало прогресс. Войны, эпидемии чумы и холеры, массовые заболевания людей и домашних животных сильно подрывали производительные силы общества.

Но одновременно проходил важнейший процесс складывания современных государств, в рамках которых начали постепенно формироваться национальные хозяйственные комплексы. Появление уже в ХШ в. в Англии парламента, затем первых конституций в ряде стран в законодательном порядке закрепляло право частной собственности на основные средства производства. Труды ученых по химии, математике, астрономии, медицине, механике использовались в технических усовершенствованиях, мореплавании; рос уровень жизни людей. Распространению знаний, накопленных человечеством, способствовало книгопечатание. Через 1000 лет после падения Древнего Рима плеяда гениальных мыслителей, возглавляемых по праву Леонардо да Винчи, поставила на службу людям производственный и культурный опыт античности. Они достигли новых высот в технике, науке, искусстве, частенько при этом заглядывая далеко вперед, опережая свое время. Эпоха Возрождения явилась не только расцветом средневековой цивилизации, но и достойно вводила человеческое общество в Новое время, проведя его через Великие географические открытия.

Итак, не получилось плавного перехода, поступательного движения в развитии производительных сил по восходящей линии от эпохи Древнего мира к Средним векам, но несомненен был экономический прогресс, особенно характерный для третьего периода Средневековья.



Начало Средневековья приходится на 476 год — дату падения Римской Империи. Упадок религиозных чувств «почвы» предзнаменовал приход одной из мировых религий — христианства — владыки дум Средневекового человека. Отсюда и главная идея Средневековой культуры – теоцентризм (культ бога в искусстве). Основные жанры средневекового искусства – это житие, видение, иконопись, притча. Они тесно связаны с пропагандой постулатов из Священного Писания и христианских ценностей. Естественно, что при таком боголепии появляется необходимый признак средневековой культуры — регламентированность (это наличие жестких канонов и правил в искусстве).
Средневековый художник — ремесленник, а не свободный творец. Он даже не личность, так как свою индивидуальность он всячески отрицает в творчестве (не подписывает работ, не вырабатывает уникального стиля и т.д.). В средневековом искусстве нет импровизации, весь процесс происходит на уровне регламента. Из этого положения вытекает новая особенность средневековья — анонимность , которая является следствием теоцентризма. Художник — медиум (это форма, оболочка, в которой пребывает время от времени божественная сила) бога, не более. Подпись на творении приравнена к богохульству. Из более или менее светских жанров средневековой литературы можно выделить героический эпос — эпическое народное сказание о героических подвигах представителя того или иного этноса. Пример произведения в светском средневековом жанре (героического эпоса) – «Песнь о Роланде». Светское искусство приобретает реальный вес на переходе от раннего средневековья к романике, когда оформляются первые государства после затяжных феодальных войн. Формируется национальное самосознание, поэтому такие герои востребованы в народной культуре.
Куртуазная литература — это вторая яркая разновидность светской литературы средневековья. Впервые после античности появляется приоритет темы любви и . Чем ближе к , тем свободнее дышит светская литература, примеры тому Боккаччо и Данте.

Периодизация Средневековья:

  1. Ранее Средневековье (5-10 века). Самый невежественный этап. Феодальная раздробленность, религиозные войны, средняя продолжительность жизни — 30 лет.
  2. Романика (10 -12) Оформление границ, централизация власти, культура поднимает голову.
  3. Готика (12 -14) Процветание, культура набирает обороты. Светская литература бытовала в устрой форме, 80 процентов литературы — церковная.

Проблема изучения средневековья и сколько-нибудь внятного изложения всех достижений средневековых автором в том, что до наших дней дошло слишком мало источников информации об этом периоде. Ряд исследователей полагает, будто бы Средневековья не было вовсе, и те сведения, которыми мы располагаем, не более, чем фальсификация (например, Фоменко).

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Последние материалы раздела:

Минтай в духовке с морковью и луком
Минтай в духовке с морковью и луком

Пошаговые рецепты приготовления минтая с овощами разными способами 2018-01-20 Наталья Кондрашова Оценка рецепта 6073 Время (мин)...

Пельмени с белыми грибами — постные Пельмени из сухих грибов
Пельмени с белыми грибами — постные Пельмени из сухих грибов

Пошаговый фото рецепт приготовления пельменей с грибами. для начинки: грибы шампиньоны – 600-700 гр., лук репчатый – 1-2 шт., яйцо куриное – 2-3...

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...