Якунин Владимир Иванович – Персоны – Перебежчик. Биография Кем сейчас работает якунин

Владимир Якунин был с июня 2005 года по август 2015-го президентом ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). 20 августа сего года президент России Путин сообщил на пресс-конференции, что Якунин решил уйти в отставку.

С 2012-го Владимир Якунин также был президентом Международного союза железных дорог (МСЖД). 26 августа этого года МСЖД сообщил, что до следующей Генеральной Ассамблеи этого союза обязанности его президента будет исполнять вице-президент.

Детство и юность

Где начал свой жизненный путь Владимир Якунин? Биография его началась в 1948 году в городе Меленки Гусь-Хрустального района Владимирской области. В его окрестностях, в небольшой деревне Захарово, проживали его дедушка и бабушка по отцу, военному летчику, служившему в погранвойсках. Вскоре он был переведен по службе в где Володя прожил до 14 лет. Его мать работала бухгалтером. В 1964 г. после увольнения отца из армии семья переехала в Ленинград, который Владимир Якунин считает своим родным городом.

Годы учебы

Имеет ли специальное железнодорожное образование Якунин Владимир Иванович? Биография его после окончания в 1966 году средней школы продолжилась в знаменитом Ленинградском военно-механическом институте «Военмех», который он в 1972 успешно окончил. Как инженер-механик он специализировался на проектировании баллистических ракет большой дальности. Его профессиональная карьера началась в Госинституте прикладной химии, где он работал с 1972 по 1975 год. Работа была связана с разработкой технологий использования ракетного топлива. В 1975 году он был призван на военную службу, но провел ее вновь за студенческой партой - в институте КГБ, который сегодня преобразован в Академию внешней разведки.

Начало госкарьеры

После службы, с 1977 г., он работал пять лет в качестве старшего инженера в управлении Госкомитета по внешней торговле Совмина СССР. Затем три года он был главой иностранного отдела в ленинградском ФТИ им. А. Иоффе Академии наук СССР. Есть основания полагать, что в его функции входила научно-техническая разведка, связанная с поиском информации о последних изобретениях и технологиях в области производства вооружений. Сам Якунин в последние годы заявлял, что прослужил в разведке 22 года.

Чем дальше занимался в жизни Владимир Якунин? Биография его, как и положено настоящему советскому разведчику, продолжилась в США, где между 1985 и 1991 г. он был в составе Советской дипмиссии при ООН, причем последние три года - в качестве первого секретаря миссии.

Попытка построения бизнес-карьеры

Могла ли в 90-е годы пройти без попыток найти себя в бизнесе жизнь такого человека, как Якунин Владимир Иванович? Биография его вновь продолжилась в Ленинграде, куда он вернулся в начале 1991 года, уйдя в отставку с госслужбы. Поначалу Владимир Якунин с бывшим сослуживцем по инотделу ленинградского физтеха Юрием Ковальчуком учреждают ТОО «НТП ТЭМП» и пытаются поднять на ноги малоизвестный тогда питерский банк «Россия». В 1993 году он становится соучредителем ЗАО «Полупроводниковые приборы», а в 1996 году - гендиректором бизнес-центра "Международный центр делового сотрудничества".

К этому периоду относится его сближение с Владимиром Путиным, с которым он был знаком еще с 80-х годов. Видимо, по рекомендации последнего, ставшего к 1997 году руководителем ГКУ при Президенте РФ, Владимир Якунин в том же году вернулся на госслужбу и взял на себя управление Северо-Западной окружной инспекцией ГКУ.

Из контролера в транспортники

С 7 декабря 2000 года по февраль 2002 года Якунин - замминистра транспорта России Сергея Франка, отвечает за развитие торгового флота и морских портов. 8 февраля 2002 года он стал первым замминистра транспорта Геннадия Фадеева и куратором железных дорог. Эту должность он занимал до конца октября 2003 года. В том же месяце Якунин стал вице-президентом "РЖД", возглавляемых Геннадием Фадеевым. "РЖД" были образованы Постановлением российского Правительства № 585 от 18 сентября 2003 года. Создание компании состоялась в результате первого этапа реформы железных дорог.

В середине июня 2005 года был назначен новый глава "РЖД" - Владимир Якунин. После этого он еще трижды вплоть до 2014 года переназначался на эту должность постановлениями российского Правительства.

17 августа 2015 Якунин объявил о своей отставке с поста руководителя "РЖД". Премьер Медведев назначил новым президентом компании.

Владимир Якунин, фото которого в последний период руководства "РЖД" показано ниже, после своей отставки предполагает сосредоточиться на научной и общественной деятельности. Его сфера интересов охватывает вопросы международных связей и отношений, налаживание диалога с другими странами.

Научная работа

С начала 2006 года Якунин значится как научный консультант и возглавляет Совет попечителей в Центре проблемного анализа при РАН.

В 2005 году им защищена кандидатская диссертация на тему, связанную с принципами развития геостратегий в сегодняшней России (на примере транспорта и железных дорог). Он имеет докторскую степень в области политологии, в 2007 году защитил диссертацию, связанную с принципами формирования госполитики в России. Является автором нескольких монографий по проблемам геополитики.

С конца 2010 года является завкафедрой госполитики факультета политнаук в МГУ. Стокгольмская школа экономики пригласила его в качестве профессора.

Общественная и благотворительная деятельность

Владимир Якунин входит в состав совета директоров санкт-петербургского Большого драмтеатра им Товстоногова, председательствует в советах попечителей двух центров, финансирующих проекты, связанные с деятельностью Русской Православной Церкви. Он также руководит попечителями фонда помощи детям под названием "Расправь крылья!". Фонд поддерживает детей-инвалидов, неизлечимо больных и сирот.

Якунин является вице-президентом базирующегося в Женеве Международного форума «Диалог цивилизаций», членом жюри молодежного форума «Родос», членом совета попечителей фонда «Русский мир» и Российского ВИО.

Владимир Якунин и его семья

"Российские железные дороги" сыграли решающую роль в жизни их будущего руководителя. По его собственным словам, знакомство с будущей супругой Натальей произошло в поезде, а предложение руки и сердца он сделал в электричке. Сегодня Наталья Якунина на пенсии, но является участницей нескольких бизнес- и благотворительных проектов.

Вышеупомянутый фонд «Диалог цивилизаций» супруги Якунины учредили совместно, причем Наталья его возглавляет, а Владимир стал ее замом.

У них два сына и четверо внуков. Старший сын Андрей проживает в Лондоне и занимается гостиничным бизнесом. В настоящее время он реализует в России крупный проект с иностранными инвестициями по строительству ряда современных гостиниц. Младший сын Игорь учится также в Лондоне.

Путин и Шрёдер начинают вместе рулить

Когда именно зародилась личная дружба Герхарда Шрёдера и Владимира Путина, сказать трудно. А вот их "энергетическое сотрудничество" началось у всех на глазах 11 апреля 2005 года на Ганноверской промышленной ярмарке. Там канцлер ФРГ и президент России не только вместе сели за руль трактора. В их присутствии и при их поддержке "Газпром" и BASF дали старт проекту трубопровода "Северный поток".

Пост канцлера или пост в "Газпроме"?

Три месяца спустя, 3 июля, Шрёдер участвует в праздновании 750-летия Калининграда. Он уже запустил в Германии весьма спорную процедуру досрочных выборов и вскоре будет знать, останется ли он канцлером ФРГ еще на четыре года. Интересно, обсуждался ли за кофе вопрос о том, кто займет высший пост в создаваемой под "Северный поток" в Швейцарии компании-оператора Nord Stream?

Герхард Шрёдер: бывший канцлер Германии на службе России

Подписание за десять дней до выборов

Еще через два месяца, 8 сентября, оба лидера присутствуют в Берлине на торжественном подписании официального соглашения о "Северном потоке". Это происходит ровно за десять дней до досрочных парламентских выборов, в ходе которых Шрёдер теряет власть: канцлером ФРГ становится Ангела Меркель.

Герхард Шрёдер: бывший канцлер Германии на службе России

Новый сотрудник "Газпрома"

Спустя еще три месяца, 9 декабря 2005 года, глава "Газпрома" Алексей Миллер объявляет, что Герхард Шрёдер возглавит комитет акционеров компании, которую со временем переименуют в Nord Stream. Его зарплата составит 250 000 евро в год. Весной 2006 года бывший канцлер через суд запретит обвинять его в Германии в том, что он "дал контракт" фирме, в которую вскоре перешел работать.

Герхард Шрёдер: бывший канцлер Германии на службе России

Вовсе не свадебный генерал

На новой работе у Герхарда Шрёдера не только представительские функции - как, например, 6 сентября 2011 года во время посещения вместе с Владимиром Путиным и Алексеем Миллером компрессорной станции "Портовая" под Выборгом, где начинается "Северный поток". Считается, что экс-канцлер очень помог при получении необходимых разрешений на газопровод в странах ЕС, в частности, в Скандинавии.

Герхард Шрёдер: бывший канцлер Германии на службе России

Агитация за "Южный поток"

На этом снимке Шрёдера нет, но подписанию 16 сентября 2011 года соглашения о трубопроводе "Южный поток" он тоже поспособствовал. Годом раньше BASF заявил, что не намерен участвовать в этом проекте, но Владимир Путин поручил Алексею Миллеру переубедить немецкий концерн. В этой работе публично и, надо полагать, за кулисами участвовал и бывший канцлер ФРГ. Представитель BASF на фото второй слева.

Герхард Шрёдер: бывший канцлер Германии на службе России

"Северный поток": дело сделано

8 ноября 2011 года Герхард Шрёдер (слева) с удовлетворением наблюдает за тем, как канцлер ФРГ Ангела Мекель, российский президент Дмитрий Медведев и другие официальные лица в Любмине под Грайфсвальдом символически запускают в Германию первый российский газ по "Северному потоку".

Герхард Шрёдер: бывший канцлер Германии на службе России

Новая задача: борьба с санкциями

С 2014 года Шрёдер, оставаясь главой комитета акционеров Nord Stream, активно осуждает санкции против России, введенные Евросоюзом из-за аннексии Крыма и развязывания войны на востоке Украины. Так, большую речь с критикой политики Германии и ЕС экс-канцлер ФРГ произносит 1 октября 2014 года на экономическом форуме "День России" в восточногерманском Ростоке.

Герхард Шрёдер: бывший канцлер Германии на службе России

Непоколебимая дружба

Дружба, которую не могут пошатнуть даже украинские события, вдохновляет немецкого графика Клауса Штуттмана на рисунок в газете Tagesspiegel. Ему вручают премию немецкой прессы за лучшую политическую карикатуру по итогам 2014 года. "Обама ее получил, ЕС ее получил - я считаю, теперь пора и тебе дать Нобелевскую премию мира!", - произносит шаржированный Шрёдер, обнимая Путина.

Герхард Шрёдер: бывший канцлер Германии на службе России

Тайное назначение в Nord Stream 2

4 сентября 2015 года на Восточном экономическом форуме во Владивостоке подписывается соглашение о строительстве газопровода "Северный поток-2". Герхарда Шрёдера как главу совета директоров его оператора Nord Stream 2 регистрируют в Швейцарии 29 июля 2016 года, но "Газпром" два месяца держит это назначение в секрете. Российские СМИ сообщают о нем лишь 5 октября со ссылкой на немецкую прессу.

Герхард Шрёдер: бывший канцлер Германии на службе России

Командировка в Париж

В Nord Stream 2 у экс-канцлера больше полномочий, чем в Nord Stream. Но главная задача - прежняя: обеспечивать в ЕС политическую поддержку проекту и развивать отношения с его зарубежными участниками. 24 апреля 2017 года в Париже Герхард Шрёдер позирует вместе с Алексеем Миллером и Изабель Кошер, гендиректором французской компании Engie, присоединившейся к "Северному потоку-2".

Герхард Шрёдер: бывший канцлер Германии на службе России

Карьера в "Роснефти"

В 2017 году Герхард Шрёдер совершает новый рывок в своей карьере менеджера. 29 сентября, оставаясь на двух должностях в структурах "Газпрома", он одновременно становится председателем совета директоров "Роснефти", хотя это и ведет к конфликту интересов. Ведь обе компании конкурируют друг с другом в нефтяном и газовом бизнесе. В то же время обе контролируются государством и тем самым Кремлем.Герхард Шрёдер: бывший канцлер Германии на службе России

Прыжок в большую нефть

А вот как реагирует на назначение Герхарда Шрёдера председателем совета директоров "Роснефти" карикатурист DW Сергей Ёлкин. В январе 2018 года появляются сообщения, что бывший канцлер отказывается от положенной ему в российском нефтяном концерне ежегодной зарплаты в 500 000 долларов (до уплаты налогов).

Герхард Шрёдер: бывший канцлер Германии на службе России

Украина требует санкций против Шрёдера

18 марта 2018 года, в день президентских выборов в России и на территории аннексированного Крыма, министр иностранных дел Украины Павел Климкин со страниц немецкой газеты Bild призывает ввести санкции в отношении экс-канцлера ФРГ: "Герхард Шрёдер - важнейший лоббист Путина во всем мире. Поэтому следует проверить, каким образом в этой ситуации может действовать Евросоюз".


В 1975-1977 годах проходил срочную службу в Вооруженных Силах СССР.

В 1977-1982 годах работал инженером, старшим инженером в Комитете по внешнеэкономическим связям при Совете Министров СССР.

В 1982-1985 годах занимал должность начальника иностранного отдела Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе АН СССР.

В 1985-1991 годах был вторым, первым секретарем Постоянного представительства СССР при ООН, работал в Комитете по мирному использованию космического пространства.

С 1991 по 1992 год — главный консультант Научно-производственного предприятия ТОО "ТЭМП" (Санкт-Петербург).

В 1992-1997 годах занимал пост директора акционерного общества закрытого типа "БИКАР" (Санкт-Петербург).

В 1997-2000 годах был начальником отдела Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления президента РФ.

В семье — двое сыновей . Андрей Якунин — российский партнер британской инвесткомпании Venture Investments & Yield Management (VIYM), председатель совета директоров Национальной ассоциации участников рынка альтернативных инвестиций (НАУРАН). Виктор Якунин — управляющий санкт-петербургским офисом VIYM.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Оболенский Сергей

На прошлой неделе экс-глава РЖД Владимир Якунин опроверг информацию журнала «Форбс» о том, будто за прошлый год на посту главы РЖД он заработал 11 млн $. Его представитель пояснил , что сумма эта на самом деле гораздо скромнее - всего лишь 2,4 млн $. Вот только речь идет о его личных легальных доходах по основному, что называется, месту р­аботы.

Информация о том, что , появлялась и до его отставки. Писали и о ресторанном бизнесе, и о привокзальном, о закупках, арендах и пр. Однако до сих пор мало кто знает, что на основании лицензионного договора от 26.11.2012 г. право продавать электронные железнодорожные билеты получили от РЖД лишь две фирмы - ООО «Универсальная финансовая система» (УФС) и ООО «Электронный билет». Лишь две фирмы на всю страну. А по сути вообще одна, поскольку, во-первых, «Электронный билет» незаметно отошел от дел, а во-вторых, у обоих ООО оказались общие руководитель - Дмитрий Витчинка - и учредитель - офшорная компания «АМ Эбукерс Лимитед», зарегистрированная в Никосии, Кипр.

Формально за столь удачливым офшором спряталась некая Вера Лиссиотис, кипрский юрист. Однако еще в прошлом году в прессе появились довольно убедительные предположения, что за женщиной стоит семья Владимира Якунина. Уж больно часто бизнес-интересы кипрской Веры пересекались с проектами фирмы VIY Management (Vladimir Ivanovich Yakunin), принадлежащей старшему сыну экс-главы РЖД Андрею Якунину . Недаром представители туристической отрасли всерьез полагают, что за ООО «УФС» тоже стоит именно Андрей Якунин. И эта УФС, несмотря на отставку Якунина-старшего, продолжает кормиться за счет монополии.

Почему кормиться? Да потому, что, по существу, сейчас купить железнодорожный билет можно только тремя путями - непосредственно в кассе, на сайте РЖД или тоже через интернет, но уже через систему ufs-online, принадлежащую московской УФС. Год назад в этой компании признались, что лишь за 9 месяцев система смогла пропустить через себя 6 миллионов билетов. Ее используют более 5000 российских компаний, включая крупных ретейлеров и туроператоров, которые вынуждены платить УФС агентский сбор, - альтернатив больше нет. А поскольку сайт РЖД зачастую дает сбой, альтернатив порой не остается и у потенциальных пассажиров.

Учитывая, что сама УФС взимает с покупателей еще и сбор сервисный, выручку компании только за 9 месяцев прошлого года эксперты, например, оценили в 2 млрд рублей. И если бы РЖД не отдала этот бизнес посредникам, миллиарды не ушли бы в чужой карман, а пошли бы на пользу госкомпании и рядовым пассажирам. Впрочем, по данным базы СКРИН, чистая прибыль УФС после налого-обложения за прошлый год составила 261,7 млн рублей, что тоже можно считать неплохой прибавкой к зарплате. Хватит даже на жизнь в Лондоне, где обосновался Андрей Якунин, не говоря уж о жизни в России, где пока еще остается Якунин Владимир.

При этом, несмотря на отставку Владимира Якунина, новое руководство РЖД до сих пор не спешит пересматривать по сути монопольное право посредника на продажу своих билетов. Напротив, процент этих продаж через электронную систему «УФС» в ближайшие два года обещает вырасти вдвое, лишая бюджет миллиардов, а пассажиров - десятков и сотен рублей.

По одной из версий, Якунин-старший был вынужден уйти в отставку после того, как его сын попросил гражданство Великобритании . С таким сыном и такой прибавкой к пенсии можно себе позволить отойти от дел, оставшись при деньгах.

Оригинал этого материала
© ИА "РБК" , 18.08.2015

Компания "РЖД и сын": как строился бизнес Андрея Якунина

Петр Мироненко

За 12 лет работы Владимира Якунина в РЖД его сын Андрей стал крупным предпринимателем - его фонд VIY Management управляет активами на $400 млн. РБК вспомнил, какие из проектов VIYM могут быть связаны с РЖД.

Гостиницы при вокзалах

«Официальный» бизнесмен в семье Якуниных - старший сын президента РЖД Андрей. Он родился в 1975 году, в 1997 году окончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, потом получил MBA в Лондонской школе бизнеса. Кандидатская диссертация Якунина-младшего была посвящена гостиничному бизнесу. Именно этим бизнесом он и занялся в Петербурге в начале 2000-х.

В первой половине 2000-х годов Андрей Якунин был исполнительным директором (а по данным газеты «Деловой Петербург» - и совладельцем) гостиницы «Прибалтийская». В 2006 году гостиница вместе с аквапарком «Вотервиль» на Васильевском острове были проданы за $100 млн норвежской компании Wenaasgruppen AS. Продавцом, по данным «Делового Петербурга», выступил офшор «Чона холдингс лимитед». Это название, по данным «ДП», совпадало с первым юридическим лицом фонда Venture Investment and Yield Management (VIYM), учрежденного Андреем Якуниным вместе с инвестором Яиром Зивом в том же 2006 году.

Согласно официальному сайту VIYM , партнерами фонда Андрей Якунин и Яир Зив остаются и сейчас. Сфера деятельности фонда за десять лет расширилась. Активы под своим управлением VIYM на своем сайте оценивает в $400 млн, привлеченные под проекты кредиты - в $600 млн. В портфеле проектов VIYM на сайте фонда есть инвестиции в агробизнес (агропромышленный холдинг «Агро-Альянс», инвестпроект завершен), в производство бумаги («Сыктывкар Тиссью Груп» занимает третье место в России по производству туалетной бумаги, говорится на сайте VIYM), в золотодобычу (компания «Золотая лига», владеющая лицензиями на месторождения в Хабаровском крае с запасами 7,1 т) и производство шоколадных и кондитерских изделий ручной работы (компания French Kiss с 19 бутиками в Москве). Но основные активы у VIYM до сих пор в гостиничном бизнесе - у фонда есть пакеты в первой в Петербурге гостинице под брендом Four Seasons, открытой в отреставрированном историческом особняке Лобанова-Ростовского в центре города, три гостиницы в Европе (в Вене, Давосе и итальянской Умбрии), а также компания «Региональная гостиничная сеть» (РГС). Последняя, как говорится на сайте VIYM, развивает проект «по созданию крупнейшей в России региональной гостиничной сети средней ценовой категории, предоставляющей услуги под ведущими международными брендами».

Бизнес РГС тесно связан с «Российскими железными дорогами», писало агентство Reuters в своем расследовании в 2012 году. В 2009 году структуры Якунина договорились с компанией Rezidor о совместном проекте создания сети гостиниц в российских регионах. Объем инвестиций должен был составить $500 млн, сеть должна была включать 20 отелей. Помещения для большей части гостиниц, расположенные поблизости от центральных городских вокзалов, РГС нашла дочерняя компания РЖД - «Желдорипотека», которая была создана для строительства и распределения жилья между сотрудниками РЖД.

Факт сотрудничества с «Желдорипотекой» подтверждал Reuters и сам Андрей Якунин. Он при этом оговаривал, что никакого конфликта интересов, связанного с местом работы его отца, нет, хотя и признавал в интервью Reuters, что «понимает опасения по поводу возможного получения им выгоды». «Я не получаю от них [РЖД] денег, я им плачу», - сказал Якунин-младший агентству.

Дружественный соинвестор

Инвестировал в строительство гостиниц в том числе и фонд «РВМ Капитал», созданный в структурах РЖД и контролировавший часть бывших непрофильных активов госмонополии. Один из акционеров «РВМ Капитала» - НПФ «Благосостояние», обслуживающий пенсионные счета РЖД. Подробно условия сделок не раскрывались.

На сайте «РВМ Капитала» указано, что в 2011 году контроль над ЗАО «ИГ «Росвагонмаш», основным акционером ЗАО УК «РВМ Капитал», перешел к руководству компании. Речь идет о председателе совета директоров инвестиционной группы Сергее Орлове, занимающем параллельно должность советника Якунина. Орлов работал с Андреем Якуниным еще в начале 2000-х годов, когда консультировал по юридическим вопросам руководство гостиницы «Прибалтийская», а впоследствии входил в ее совет директоров, рассказывал сам Орлов «Ведомостям» в 2013 году. А после продажи «Прибалтийской» и основания VIYM Орлов перешел на работу туда. Журнал Forbes писал со ссылкой на знакомого Владимира Якунина, что Орлов приходится племянником супруге главы РЖД Наталье (Орлов это не комментировал). То, что «РВМ Капитал» инвестировал в проекты сына главы госмонополии, Орлов в интервью «Ведомостям» не отрицал, но указывал, что фонд был сформирован задолго до его прихода.

К нынешнему моменту, по данным официального сайта РГС , компания открыла 9 гостиниц в российских областных центрах. 7 из них работают под брендом Park Inn и по одной - под брендами Marriott и Holiday Inn.

Логистический оператор

Еще один бизнес Андрея Якунина, связанный с «Российскими железными дорогами», - компания Far East Land Bridge, писал Reuters в своем расследовании 2012 года. Эта транспортная компания создала с дочерней компанией РЖД «Трансконтейнер» СП, которое должно было специализироваться на перевозках грузов по сухопутному пути между Европой и Азией. Впоследствии «Трансконтейнер» продал свой пакет компании «РЖД Логистика».

Сам Андрей Якунин сказал Reuters, что «совершенно не имеет отношения» к FELB, но агентство отмечало, что один из сайтов логистического оператора был зарегистрирован на имя партнера Якунина-младшего Яира Зива, а документы свидетельствовали, что зарегистрированная на Кипре структура использовала того же секретаря и тот же адрес, что и ряд других портфельных компаний VIYM.

Сейчас Андрей Якунин, как рассказывал его отец в интервью «Газете.ру» в 2014 году, живет в Лондоне. «Мой старший сын живет за границей. Живет уже давно. Уехал из Санкт-Петербурга в не самые благостные времена. Я уже говорил на эту тему. Когда он пришел и сказал, что такое решение принял, ему нужно это по работе, по его инвестиционной деятельности, никакой радости я по этому поводу не испытал», - говорил президент РЖД.

В последние годы Владимир Якунин попадает в одну неприятную историю за другой - то вдруг обнаружится сеть оффшоров, связанных с его сыном, имеющих отношение к распоряжению имущественным комплексом возглавляемой Якуниным -старшим госмонополии РЖД, то его шубохранилище. Теперь вот - отставка, непредсказуемая и отттого заставляющая строить разные версии.
Владимир Иванович Якунин (р. 30 июня 1948 года, Меленки, Владимирская область) - российский государственный деятель, до недавнего времени (август-2015) являлся президентом ОАО «Российские железные дороги» с 14 июня 2005 года.

Владимир Иванович Якунин - президент ОАО «РЖД» (с 14 июня 2005 года)
Предшественник: Фадеев, Геннадий Матвеевич
Рождение: 30 июня 1948
Меленки, Владимирская область, РСФСР, СССР
Учёная степень: доктор политических наук

Владимир Иванович Якунин и его Владимир Якунин и знаменитая дача на "трудовые" доходы от РЖД

Ранние годы Владимира Якунина

Родился Владимир Якунин в деревне Захарово Гусь-Хрустального района Владимирской области (по другим сведениям - в городе Меленки той же области). Впоследствии вспоминал, что был в этой деревне всего два раза в жизни: когда родился и второй раз - когда навещал своих бабушку и дедушку. Детство до 14 лет Владимир Якунин провёл в Эстонии в Пярну, где служил его отец, лётчик пограничных войск. Мать работала бухгалтером. Родным городом считает Санкт-Петербург, куда в 1964 году после демобилизации отца переехала семья. В Ленинграде окончил 366-ю среднюю школу (1966).

Карьера Владимира Якунина

Карьера Владимира Якунина складывалась следующим образом.

Ранние годы Владимира Якунина

В 1972 году Владимир Якунин закончил Ленинградский механический институт («Военмех », ныне Балтийский государственный технический университет) по специальности «Производство летательных аппаратов», инженер-механик, специализировался в сфере проектирования и обслуживания баллистических ракет дальнего радиуса действия.
Трудовую деятельность начал младшим научным сотрудником Государственного института прикладной химии.
В 1975-1977 годах Владимир Якунин служил в Вооруженных силах СССР. Обучался в Краснознаменном институте КГБ СССР (ныне Академия внешней разведки). После окончания службы в Советской Армии в 1977-82 гг. работал инженером, старшим инженером Управления Государственного комитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям (ГКЭС). В 1982-1985 годах начальник иностранного отдела Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе АН СССР.

По опубликованным неофициальным данным, являлся офицером КГБ СССР и проходил службу в научно-технической разведке - Первом главном управлении КГБ СССР (ПГУ).
С 1985 по 1991 год на дипломатической работе (второй, затем первый секретарь Постоянного представительства СССР при ООН).
В начале 1991 года Владимир Якунин ушел с государственной службы - председатель совета директоров АОЗТ «Международный центр делового сотрудничества», начальник Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления Президента Российской Федерации.
10 ноября 1996 года Владимир Якунин стал одним из учредителей дачного кооператива «Озеро», наряду с Владимиром Путиным, будущим олигархом Юрием Ковальчуком, совладельцем петербургского банка «Россия» Николаем Шамаловым и др. В период президентства В.Путина все соучредители заняли высокое положение в органах государственной власти и бизнесе.

В 1997-2000 годах Владимир Якунин - начальник Северо-Западной окружной инспекции (по другим данным - начальника отдела Северо-Западной окружной инспекции) Главного контрольного управления президента Российской Федерации (с марта 1997 года ГКУ, после переезда из Петербурга в Москву, возглавлял В. В. Путин).
С октября 2000 года до февраля 2002 года Владимир Якунин - заместитель министра транспорта Российской Федерации, курировал развитие торгового флота и деятельность морских портов РФ.
С февраля 2002 года Владимир Якунин - первый заместитель министра путей сообщения.
24 октября 2003 года совет директоров ОАО «Российские железные дороги» единогласно утвердил кандидатуру Владимира Якунина в качестве первого вице-президента компании, он курировал финансово-экономический блок.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2005 года № 786-р назначен президентом ОАО «Российские железные дороги».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года № 843-р Владимир Якунин вновь назначен на должность президента ОАО «Российские железные дороги». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 987-р в третий раз назначен на должность президента ОАО «Российские железные дороги».

12 декабря 2012 года в Париже состоялось заседание Генеральной ассамблеи Международного союза железных дорог, на котором президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин был назначен на пост председателя Международного союза железных дорог.

Научная деятельность
С января 2006 года Владимир Якунин является научным руководителем и Председателем Попечительского Совета Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при ООН РАН.
В 2005 году Владимир Якунин защитил кандидатскую диссертацию «Механизм разработки геостратегий в современном российском государстве (на примере транспортно-железнодорожной сферы)»; в 2007 году - докторскую диссертацию на тему «Процессы и механизмы формирования государственной политики в современном российском обществе». Доктор политических наук. Научные труды (монографии): «Формирование геостратегий России: транспортная составляющая», 2005; «Политология транспорта: политическое измерение транспортного развития» , 2006; «Формирование государственной политики в современной России: проблемы теории и практики», 2006 и др.

С конца 2010 года Владимир Якунин является заведующим кафедрой государственной политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова.
Доктор политических наук. Приглашенный профессор Стокгольмской школы экономики.
Общественная и благотворительная деятельность
Владимир Якунин является членом Попечительского совета Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова.
Владимир Якунин является председателем Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного. Ежегодно, на Пасху, лично участвует в доставке Благодатного огня со Святой Земли из Храма Гроба Господня в Иерусалиме в Россию.
Якунин - председатель Попечительского совета благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!». Возглавляемая Якуниным компания выделяет средства на реализацию проектов фонда, созданного в 2007 году и занимающегося адресной материальной помощью детям-сиротам, детям-инвалидам, тяжелобольным детям; содействием семейному устройству детей; социальной адаптацией детей-сирот и детей-инвалидов; постинтернатным сопровождением воспитанников детских домов. Ряд проектов фонда осуществляется под личным патронатом Якунина.

В 2010 Якунин в соавторстве с профессорами В. Багдасаряном и С. Сулакшиным выпустил книгу «Западня. Новые технологии борьбы с российской государственностью», ISBN 978-5-699-43369-8, изд-во ЭКСМО АЛГОРИТМ, М., 2010., тираж 3 тыс., в которой задолго до событий на Болотной площади и проспекте Сахарова (2011-2012) подробно проанализировал новые сетевые технологии разрушения российской государственности, в том числе посредством вербовки деструктивных масс через социальные сети Интернета. Непосредственно о железных дорогах в книге не сказано ни слова, отмечает рецензент Анатолий Салуцкий, что заставляет экспертов предположить, что Якунин участвовал в данном издательском проекте в своём альтернативном амплуа деятеля внешней разведки и контрразведки.

С 13 января 2010 года Владимир Якунин - член попечительского совета фонда «Русский мир»
Якунин - президент мирового общественного форума «Диалог цивилизаций».
22 сентября 2010 года завёл блог в Живом Журнале.
Владимир Якунин свободно владеет английским языком.

Политическая деятельность Владимира Якунина

В декабре 2006 года Владимир Якунин принял участие в мероприятиях накануне VII съезда «Единой России» в Екатеринбурге. В частности, Якунин и председатель единороссов Борис Грызлов присутствовали на торжественном мероприятии на Уральском заводе железнодорожного машиностроения (УЗЖМ), где состоялся выпуск опытного образца грузового электровоза нового поколения. Якунин поздравил всех присутствующих с предстоящим съездом, а на электровозе был помещён партийный логотип. Накануне съезда было объявлено о включении в состав бюро Высшего совета партии двух влиятельных соратников Владимира Путина - Якунина и руководителя компании «Рособоронэкспорт» Сергея Чемезова. После съезда стало известно, что только Чемезов был избран на этот партийный пост, а кандидатура Якунина на голосование не выносилась, и сам он на съезде партии не появился.

Семья Владимира Якунина

Владимир Якунин женат первым браком. Супруга Наталья Викторовна Якунина (р.1 января 1948) - его ровесница и одноклассница, по профессии инженер, познакомились в девятом классе, поженились на четвёртом курсе. Занимала пост члена совета директоров ЗАО «Миллениум банк». В настоящее время она на пенсии. Якунины имеют двух сыновей и троих внуков.

Сын Андрей Владимирович Якунин (р. 1975) закончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Работал в гостиничном комплексе «Прибалтийская» в Петербурге, был соучредителем компании «Тристар Инвестмент Холдингс», занимал пост директора британской инвестиционной компании Venture Investments & Yield Management (VIYM). По данным прессы, участвует в крупных девелоперских проектах на землях РЖД. В мае 2012 года компания «ЛенспецСМУ» приобрела права на строительство жилого комплекса «Галактика» в Петербурге. По оценке отца, Андрей Якунин обладает «блестящими аналитическими способностями», «трудоголик», читает курс лекций в СПГУ. Имеет сына и дочь.

В 2009 году принадлежащая Андрею Якунину Региональная гостиничная сеть (РГС) подписала с компанией The Rezidor Hotel Group стратегическое соглашение об открытии 20 отелей под брендом Park Inn by Radisson в крупных городах России. К июлю 2012 года уже построены и работают отели этого бренда в Казани, Астрахани и Ижевске. Строятся отели в Ярославле, Волгограде, Сочи и Новосибирске - все они находятся напротив или очень близко от вокзалов. Ещё три отеля находятся в стадии проектирования. Завершить строительство всех гостиниц РГС планирует к 2015 году, в проект вложено уже 115,3 млн долларов.

Сын Виктор Владимирович Якунин (р. 1978) закончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, продолжил образование в европейском университете, с середины 2000-х работал в российском офисе трейдинговой компании Gunvor, с 2007 занимал пост директора по юридическим вопросам, курировал вопросы юридического обеспечения проектов Gunvor в России. Является руководителем департамента инвестиций в инфраструктуру в фирме старшего брата VIYM. Имеет дочь.

Компания «РТ Оператор», владельцем которой является племянник Владимира Якунина Кирилл Амосов, в 2012 году предоставила в аренду РЖД 10 000 вагонов. При этом поставщику принадлежало только 3 000, остальные были куплены у РЖД незадолго до сделки с арендой в 2013 году.

Доходы и собственность
На официальном сайте РЖД декларации о доходах Якунина отсутствуют.
В 2006 году, по данным газеты Ведомости, Владимир Якунин заработал 21 млн рублей (около 817 тыс. долларов) в качестве председателя совета директоров «Транскредитбанка» (ТКБ), что сопоставимо с его доходом на основном посту. При этом размер вознаграждений, льгот и компенсаций расходов правления РЖД, в которое входило 25 человек, составил 373,6 млн рублей, или в среднем 14,9 млн рублей (около 575 тыс. долларов) на члена правления.
В первом квартале 2012 года выплаты правлению РЖД, в котором состояло 24 человека, составили 450,1 млн рублей, в первом квартале 2013 года - 129,2 млн руб.

Дача в Подмосковье
Дача Якунина площадью 7 гектаров с 50-метровым бассейном, сауной 1400 квадратных метров и молитвенной комнатой с особым микроклиматом для дорогих икон и книг расположена в деревне Акулинино городского округа Домодедово Московской области. Борис Немцов на своей странице в Facebook опубликовал скриншот документа, согласно которому Якунин владел земельным участком в населенном пункте Акулинино под подмосковным Домодедовым с февраля 2007 года по февраль 2011 года.

По словам Немцова, Владимир Якунин имеет годовой доход около 1.5 миллионов долларов, его вилла в Акулинино оценивается риэлторами в 75 миллионов долларов, а её содержание должно обходиться минимум в 75 000 долларов в месяц.
17 июня 2013 года Новая газета опубликовала результаты расследования, согласно которому земельный участок, на котором расположен шикарный загородный дом с «шубохранилищем» после февраля 2011 года перешел в собственность к оффшорным компаниям с Кипра и Панамы, связанным с сыновьями президента РЖД.

Разное
Носит часы A. Lange & Söhne Grand Lange стоимостью 31 000 долларов. Ездит на бронированном автомобиле Audi A8 L (государственный номер А588МР97).

Интересные факты
По заведённой ещё в царские времена традиции железнодорожного транспорта, в распоряжении главы Российских железных дорог имеется отдельный персональный вагон. По признанию Якунина, этот вагон -не роскошь, это средство выживания, потому что главный железнодорожник выезжает в нём на объезды дороги, «это для него дом на колёсах, он там живёт, ест, спит, принимает душ, меняет рубашки». Вагон президента ОАО «РЖД» отличается от обычного вагона внутренним интерьером: в нём есть большой стол, за которым можно провести совещание, купе, в котором можно отдохнуть, там пошире кровать, есть душ.
По поручению Якунина французская актриса Консуэло де Авиланд (жена актёра Игоря Костолевского) добилась возобновления с 12 декабря 2011 прямого железнодорожного сообщения поездом Москва-Берлин-Париж (отменённого по инициативе французской стороны в 1994). После этого Владимир Якунин назначил Консуэло де Авиланд официальным представителем ОАО «РЖД» и Федеральной пассажирской компании в Париже.
Как минимум дважды Якунин в качестве главы ОАО «РЖД» широковещательно делал опрометчивые и преждевременные заявления, которые потом пришлось дезавуировать. Так, в июле 2009 года он подписал приказ о переименовании Ленинградского вокзала в Николаевский, своё решение мотивировал девизом «историзм и преемственность», но после разразившегося скандала уже через 4 часа приказ был назван «технической накладкой», отменён и вокзалу возвращено прежнее имя. В ноябре 2011 года Якунин неожиданно объявил, что пассажирское движение по Малому кольцу МЖД будет запущено уже в 2012 году, хотя модернизация и электрификация внутригородской кольцевой магистрали на тот момент ещё даже не начинались, а все проекты рассчитаны на 2-3 года реализации. Вскоре конфуз был улажен и официально подтверждено, что пассажирская линия на МКЖД будет открыта не ранее 2014 года.
19 октября 2012 года, докладывая В. Путину на выездном совещании в литерном поезде о перспективах реконструкции Малого кольца МЖД под пассажирское движение, Якунин по непонятным причинам назвал ныне существующее кольцо «однопутным». Между тем, Малое кольцо со дня начала движения в 1908 году всегда имело два главных пути. Для того, чтобы в этом убедиться, Якунину и его собеседнику достаточно было просто выглянуть в окно: литерный следовал как раз по участкам внутримосковской грузовой магистрали.
В январе 2013 года главный редактор «Русской службы новостей» Сергей Доренко в прямом эфире своей радиостанции заявил: «Все думают, „кто за Сердюковым“? Я отвечаю - Якунин. Потому что превратить прибыльную компанию в убыточную нелегко. Для этого надо вывести активы каким-то образом в „дочек“, отдать прибыльные контракты всевозможным левым компаниям - большая работа». В ответ на данное заявление Якунин подал судебный иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. О результатах рассмотрения иска в прессе не сообщалось.

Финансирование Центристской партии Эстонии

21 декабря 2010 Полиция Безопасности Эстонии КаПо (эст. KaPo) опубликовала на своём сайте значившийся ранее секретным документ No.98T, из которого следовало, что президент Российских железных дорог Владимир Якунин обещал председателю Центристской партии и мэру Таллина Эдгару Сависаару и вице-мэру Таллина Денису Бородичу поддержку партии к парламентским выборам (назначены на 6 марта 2011 года) в размере 1,5 млн евро, за передачу и легализацию денег среди прочих должен был отвечать вице-мэр столицы Денис Бородич.

Документ, в частности, гласит, что Якунин 23-24 июня 2010 года побывал с визитом в Эстонии, куда за день до этого уже приехал руководитель администрации РЖД Владимир Бушуев. 24 июня, во время увеселительной прогулки на катере в Таллинском заливе, Якунин сообщил Бородичу что «запрошенных трёх не будет, можно 1,5». В ходе дальнейшей культурной программы они посетили мызу Килтси в Ляэне-Вирумаа.

На мызе Сависаар, Бородич, Бушуев, Сергей Петров (владелец действующей в Эстонии транзитной фирмы Petromaks Spediitor AS) и Якунин, по предложению последнего, уединились для конспиративной беседы. В ходе беседы Якунин сообщил, что на парламентские выборы Центристская партия получит 1,5 млн евро. Из них 1/3 наличными, 2/3 денежным переводом на основании счетов. Также Якунин напомнил всем, что говорить о сделке нигде не стоит, сославшись на долгий опыт оперативной работы. Ответственными за передачу денег и их легализацию были назначены с одной стороны Сергей Петров и с другой стороны - Бородич.

19 февраля 2011 года на приёме мэра в Таллинской ратуше после воздвижения креста над ласнамяэским храмом Владимир Якунин лично позвонил своему другу дирижёру Мариинского театра Валерию Гергиеву и получил подтверждение, что вариант приезда симфонического оркестра в Таллин 28 февраля вполне возможен. Внеплановый концерт для закрытого круга лиц состоялся 28 февраля в концертном доме Nokia. Перед началом концерта перед публикой выступил мэр Таллина Сависаар. Мэрия Таллина оплатила только аренду зала в размере 5000 евро. Все остальные расходы были покрыты российской стороной. Многие средства массовой информации Эстонии расценили это событие как подтверждение поддержки властями России Центристской партии.

Награды
Владимир Якунин, Петер Лёшер и Александр Мишарин проезжают во время опытного рейса электровоза 2ЭС10 с поездом в сто вагонов рекордного веса 9 тысяч тонн границу Европы и Азии (знак на заднем плане)

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (16 июня 2008 года) - за большой вклад в развитие железнодорожного транспорта и многолетнюю добросовестную работу
Орден Почёта (10 августа 2006 года) - за большой вклад в развитие железнодорожного транспорта и многолетнюю добросовестную работу
Медаль «За развитие железных дорог» (22 октября 2007 года) - за большой вклад в развитие железнодорожного транспорта и достигнутые трудовые успехи
Орден «За заслуги перед Алтайским краем» I степени (25 сентября 2009 года) - за большой вклад в социально-экономическое развитие Алтайского края
Большой крест ордена Гражданских заслуг (Испания, 20 июля 2012 года).
Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса (14 июня 2002 года)
Орден «За заслуги перед Австрийской Республикой» (Австрия, 2011 год)
Орден «Данакер» (Киргизия, 21 июня 2006 года) - за большой вклад в развитие экономических отношений между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией
Орден «Дружба» (Азербайджан, 2009 год) - за особые заслуги в укреплении сотрудничества и взаимных связей между Азербайджаном и Россией
Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (9 июня 2011 года, Италия)
Орден Почёта (Армения) - за значительный вклад в дело укрепления и развития сотрудничества между Республикой Армения и Российской Федерацией в сфере экономики
Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени (РПЦ, 2008 год)
Орден преподобного Андрея Рублева I степени (РПЦ, 2009)
Орден святого преподобного Серафима Саровского II степени (РПЦ, 2005 год)
Орден «Аль-Фахр» I степени (Совет муфтиев России, 2008 год) - за значительный вклад в дело развития и укрепления идеи диалога цивилизаций, распространение идеалов мирного сосуществования народов и религиозных традиций, а также в связи с 60-летним юбилеем
Орден святого Саввы I степени (Сербская православная церковь, 17 декабря 2005 года) - за деятельную любовь к братскому сербскому народу и Сербской Православной Церкви
Орден Святого Гроба Господня (Иерусалимская православная церковь, 2004 год) - за большой вклад в развитие диалога цивилизаций и народов и организацию всеправославной молитвы «Просите мира Иерусалиму»
Орден святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (Православная церковь Чешских земель и Словакии, 2009 год) - за вклад в укрепление дружбы между народами России, Чехии и Словакии
Командор ордена святых апостолов Петра и Павла (Антиохийская православная церковь, 2010 год) - за труды на благо Православной Церкви
Орден святителя Иннокентия II степени (Православная Церковь в Америке, 2010 год)
Имеет ряд государственных наград СССР, в том числе: медаль «За боевые заслуги».
Почётная грамота Правительства Российской Федерации (30 июня 2008 года) - за большой личный вклад в обеспечение эффективной работы железнодорожного транспорта и многолетний добросовестный труд
Медаль Павла Мельникова (Минтранс России, 2005 год) - за большой личный вклад в развитие транспортного комплекса России
Медаль «За содействие в обеспечении специальных программ» (ГУСП, 2009 год) - за высокую организацию работы по выполнению Указа Президента Российской Федерации «Вопросы мобилизации Российской Федерации»
Медаль «90 лет транспортной милиции» (ГАИ, 2009 год) - за весомый вклад в дело охраны общественного порядка и в связи с 90-летием со дня образования органов внутренних дел на транспорте
Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.
Награжден Международной премией Андрея Первозванного «Вера и Верность» в 2000 году за вклад в укрепление российской государственности и активное участие в реализации проекта создания Центра национальной славы.
Награжден орденом «За гражданские заслуги» степени «Большой крест» Королевства Испании
Наградой за «общественную работу в интересах общего блага» британской организации GCGI (Globalization for the Common Good Initiative)
Награжден высшим знаком отличия Франции Орденом Почетного Легиона
Большим почетным знаком с золотой звездой за заслуги перед Австрийской Республикой
Высшей наградой Республики Казахстан орденом «Достык»
Орденом «За заслуги перед Итальянской Республикой» в степени Великого Офицера.

В октябре 2007 года за вклад в реализацию мероприятий по реформированию железнодорожного транспорта, разработку стратегии развития российских железных дорог, обеспечение конструктивной социальной политики, эффективное взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с зарубежными железнодорожными администрациями и международными организациями награждён знаком «Почетный железнодорожник ОАО „Российские железные дороги“».

Якунин В. И., Багдасарян В. Э., Сулакшин С. С. Государственная политика вывода России из демографического кризиса. М.: Научный эксперт, Экономика, 2007.
Якунин В. И., Багдасарян В. Э., Сулакшин C.C. Идеология экономической политики: проблема российского выбора. Монография - М.: Научный эксперт, 2008.
Якунин В. И., Багдасарян В. Э., Куликов В. И., Сулакшин С. С. Вариативность и цикличность глобального социального развития человечества. Монография - М.: Научный эксперт, 2009.
Якунин В. И., Багдасарян В. Э., Сулакшин C.C. Западня: новые технологии борьбы с российской государственностью. - М.: Эксмо, Алгоритм, 2010.
Якунин В. И. Железные дороги России и государство - М.:Научный эксперт, 2010.

Последние материалы раздела:

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...

Плов из говядины пошаговый рецепт
Плов из говядины пошаговый рецепт

Интересует, как правильно приготовить плов из говядины? Сегодня это любимое блюдо в каждой семье. Часто можно встретить рецепты узбекского или...

Гадания думает ли он. Гадания на картах
Гадания думает ли он. Гадания на картах

ПОДЕЛИЛИСЬ Когда мы влюблены, то часто вспоминаем объект своей симпатии и, естественно, нам становится интересно, взаимно ли наше чувство и что...