Вид монополии как исключительное право предоставляемое государством. Монополия. Виды монополий. Цены не регулируются государством, кроме нарушений

В науке принято отождествлять исключительное право с монополией. О монопольном характере изобретательского права говорил А.А. Пиленко. В.И. Еременко, соглашаясь с тем, что в исключительном праве имеются положительная и отрицательная направленности, с позитивной стороны характеризует это право как «разновидность легальной монополии, предоставляемой государством патентообладателю в определенном объеме, на определенный срок и на определенной территории.

В рамках этой монополии патентообладатель реализует свое право на использование запатентованного изобретения, невзирая на положения антимонопольного законодательства». Такое подход к рассмотрению природы исключительных прав с учетом межотраслевых связей (гражданского и антимонопольного права) позволяет несколько в более «объемном» виде рассмотреть исключительное право. В экономическом смысле исключительное право - монополия. В юридическом смысле это тоже монополия, но юридической монополией является и право собственности. М.А. Мирошникова конструкцию права собственности характеризует как юридическую монополию на материальные объекты. В.А. Дозорцев, видимо, использует

термины «монополия» и «абсолютное право» как синонимы. А кроме того, разве отсутствие публично-правовых ограничений в осуществлении субъективных гражданских прав (в виде требований антимонопольного законодательства) каким-то образом влияет на гражданско-правовую сущность и содержание последних? Полагаем, что не влияет.

Как представляется, неубедительность подходов к формулировке общего, сущностного определения понятия исключительного права объясняется следующим обстоятельством: исключительные и вещные права схожи не только в экономической, но и в юридической сущности. Это дает основание некоторым авторам определять исключительное право как абсолютное право на нематериальный объект (результат интеллектуальной деятельности). Так, О.В. Аблёзгова пишет: «Можно согласиться с мнением о том, что исключительное право (интеллектуальная собственность) - это абсолютное право на нематериальный объект, оно выполняет для нематериальных объектов ту же

функцию, что и право собственности для материальных» . Как и право собственности, исключительное право в своей юридической сущности есть опосредованная законом возможность воздействия на социальное благо с целью удовлетворения интересов управомоченного лица. Исключительное право, как и право собственности, обладает абсолютной защитой.

Означает ли это обстоятельство торжество проприетарной теории? Как представляется, не означает. Попытка объединения вещных и исключительных прав в рамках некоего универсального правового «института собственности» потребует необходимости определить единые общие положения, относящиеся к этим группам субъективных прав, которые сформируют «фундамент» данного правового института. Возможности же выработать такие общие положения мы не усматриваем в принципе, поскольку схожие в экономической и юридической сущности исключительное право и право собственности

различаются в более частных проявлениях (признаках). К перечисленным выше особенностям исключительных прав, отличающим их от прав вещных, добавим еще несколько, некоторым из которых в научной литературе уделяется недостаточно внимания.

Еще по теме Исключительное право, как юридическая монополия:

  1. Исключительное право в системе абсолютных и относительных гражданских прав: абсолютные и квазиабсолютные исключительные права.
  2. Исключительное право как самостоятельная разновидность абсолютного права

В реальной действительности монополии могут возникнуть в силу различных обстоятельств, которые порождаются как непосредственной волей государства на создание определенных монопольных структур , так и рыночной политикой или конкретными действиями частного лица, хозяйствующего субъекта, приводящими к появлению на рынке монополиста.

Представляется, что к первой группе монополий следует отнести государственные и естественные монополии , наделение которых монопольным статусом на рынке связано с непосредственной правоустанавливающей волей государства, в правовом государстве выраженной, как правило в законе. К.Ю.Тотьев определяет естественную монополию как «сферу экономики, эффективно функционирующую только тогда, когда весь рынок охватывается одним хозяйствующим субъектом (например, железнодорожные перевозки)». Легальное определение естественной монополии содержится в ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях», согласно которой естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектом естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары.

Согласно легальному определению понятия субъекта естественной монополии содержится в ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», под ним понимается хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Как видим, государство заинтересовано в сохранении определенных сфер хозяйствования в рамках монополии, поскольку экономическая деятельность в этих сферах гораздо выгоднее, если будет осуществляться централизованно в условиях монополии, а не конкурентного рынка. Монополия при этом приобретает статус естественной монополии, т.е. статус монополии того или иного хозяйствующего субъекта на данном рыночном сегменте охраняется государством от развития конкуренции, и многие конкурентные механизмы регулирования поэтому на него не распространяются. Однако отметим, что все указанные выше издержки и недостатки монополии рынка не исчезают и у естественной монополии. Поэтому государство для того, чтобы избежать таких негативных проявлений, как необоснованный рост цен на товары, работы, услуги монополий, и ряд других опасных для потребителей и экономики проявлений деятельности монополий вводит специальные методы регулирования, в частности, метод прямого тарифного регулирования поставок товаров , работ услуг субъектов естественных монополий, выражающийся в определении и контроле таких цен (тарифов).


К законодательству, определяющему сферы, порядок деятельности, регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. относятся, прежде всего, федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О естественных монополиях» , а также ряд специальных отраслевых законов, полностью или частично посвященных регулированию отдельных сфер естественных монополий. Это кодексы Российской Федерации: Торгового мореплавания от 30 апреля 1999 № 81-ФЗ, Воздушный от 19 марта 1997 № 60-ФЗ, Внутреннего водного транспорта от 07 марта 2001 № 24-ФЗ, Водный от 03.06.2006 № 74-ФЗ; федеральные законы от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» , от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» , от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» , от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» , от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» , от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» , от 24 июня 1999 № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса » и другие законы и подзаконные нормативные правовые акты в сфере естественных монополий, в том числе акты субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятые в соответствие и (или) во исполнение федерального законодательства о естественных монополиях.

Вторым видом монополий, создание которых также связано с непосредственной правоустанавливающей волей государства, является государственная монополия, которая отличается от естественной монополии тем, что она создается в тех сферах, в которых было бы выгодно с точки зрения развития экономики иметь конкурентные рынки, однако, необходимость обеспечения публичных интересов, таких, как стратегические интересы экономической, военной безопасности и иные, требуют сохранения или выделения определенных сфер экономической деятельности в монопольное ведение государства. Как отмечает С.А.Паращук, «целями создания государственных монополий являются: защита экономических интересов государства и потребителей, укрепление внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т.д. Государственные монополии вводятся в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публичных интересов». В рамках государственных монополий осуществляется, в частности, эмиссия наличных денег, военно-техническое сотрудничество, действуют определенные сегменты внешнеторговой деятельности и оборота драгметаллов.

Следует раскрыть и еще одно понятие, которое характеризует определенную группу монополий. В Программе демонополизации используется понятие «временная монополия» и дается его легальное определение. Напомним, что, хотя эта программа уже не действует, сформулированные в ней понятия, принципы и механизмы правового регулирования конкуренции и монополии сохраняют, по нашему мнению, важное доктринальное значение. Согласно данной Программе, временная монополия - это монополия в условиях временного отсутствия конкуренции. Программа демонополизации не уточняет виды, содержание формы таких монополий. По мнению ученых, к временным монополиям относятся как фактические монополии, так и монополии на обладание сведениями, составляющими коммерческую тайну, и на обладание какими-либо исключительными правами, защищаемым и законом. Понятие субъекта временной монополии определяется исходя из содержания понятия временной монополии с учетом конкретного ее вида.

Следовательно субъектами временных монополий могут быть хозяйствующие субъекты, обладающие:

Фактическим монопольным положением на рынке в силу сложившейся «в той или иной отрасли в силу особой рыночной конъюнктуры - экономической обстановки временного характера», до появления новых хозяйствующих субъектов - конкурентов на данном рынке, после и вследствие появления которых монополия данного одного хозяйствующего субъекта на данном рынке исчезает;

Сведениями, составляющими коммерческую тайну или какими-либо исключительными правами, защищаемым законом.

Монопольное положение может также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т. п. (п. 1 ст. 138ГК РФ).

Субъект предпринимательской деятельности может занимать монопольное положение на рынке по использованию этих объектов исходя из самого факта юридического признания за ним статуса их обладателя (например, обладатели патентов на изобретения, промышленные образцы или свидетельств о регистрации товарных знаков). Обладание правами на подобные объекты ставит субъекта предпринимательской деятельности в положение, при котором использование этих объектов всецел0 зависит лишь от его усмотрения.

Возможность занятия на рынке монопольного (доминирующего) положения вследствие обладания данными правами связана прежде всего с монопольным характером самих этих прав на указанные нематериальные блага (объекты права промышленной собственности). Обладатель имеет возможность монопольно обладать объектом, как используя его в своей деятельности, так и не делая этого (что является позитивной стороной: права), а также запрещать всем другим лицам пользоваться им без специально выданного разрешения или лицензии (негативная сторона права). Возможность правообладателя отстранять всех остальных лиц от использования объектов промышленной собственности дает предпринимателям реальные преимущества в конкурентной борьбе и реальную возможность занятия монопольного (доминирующего) положения на рынке.

Понятие и виды монополистической деятельности на товарных рынках

Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

ПОИСК ПО САЙТУ:

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

  1. Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.
  2. Боль – психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существованию или целостности.

Монополия и ее признаки

Признаки монополии:

  • Присутствие одного крупного продавца;
  • Отсутствие у продукции конкурентных аналогов;
  • Наличие высоких входных критериев, практически не позволяющих появлению новых предприятий на аналогичных сегментах рынка.

Трактовки понятия «монополия»:

  • Состояние рынка/сегмента рынка с присутствием одного игрока;
  • Единственная фирма, создающая и реализующая определенный вид товара;
  • Рынок с существующем на нем предприятием-лидером.

Основным критерием монополии является конкуренция – она должна держаться на достаточно низком уровне, либо отсутствовать вообще.

Монополистическая конкуренция и ценовая дискриминация

Монополистическая конкуренция является видом конкуренции среди фирм-монополистов, которая сочетает в себе элементы монополии и конкуренции. Каждая фирма представляет собой мини-монополию, контролирующую небольшую долю рынка выпускаемого ими товара, при этом они выпускают похожие товары с разными потребительскими свойствами, продаваемые с разным уровнем сервиса или по-разному рекламируемые. Также для монополистической конкуренции характерны свободный вход на рынок, производство и реализация товаров с ограниченным спросом.

Замечание 1

Для монополий характерна ценовая дискриминация, когда на один и тот же товар предприятие устанавливает разные цены в зависимости от эластичности товара, региона и уровня доходности определенных групп покупателей. Во многих станах ценовая дискриминация преследуется по закону.

Виды монополий

Существует несколько видов монополий, но их классификация носит условный характер в связи с тем, что одна и та же фирма может принадлежать сразу к нескольким видам:

  1. Естественная монополия. Хозяйствующий субъект занимает привилегированное положение на рынке. Оно достигается путем наличия особых технологических характеристик производства – обладание эксклюзивными ресурсами или исключительной материально-технической базой. Такие монополии чаще всего представляют фирмы с трудоемкой инфраструктурой, создание которой повторно технически проблематично или экономически нецелесообразно (например, железнодорожное производство, электро- или водоснабжение).
  2. Государственная монополия. Создается на основе существующего законодательства, которое определяет субъект монополии, границы рынка, объект, контролирующий и регулирующий деятельность субъекта, а также полномочия контролирующего органа.
  3. Чистая монополия. Характеризуется наличием единственного поставщика определенного товара. Имеет ряд характерных черт:

    • Отрасль представляется одной фирмой, так как товар не имеет аналогичных;
    • У покупателя нет выбора – либо он покупает товар данной фирмы-монополиста, либо отказывается от покупки этого товара вовсе;
    • Отсутствие какой-либо конкуренции, в том числе скрытой или потенциальной;
    • Наличие большого количества барьеров для входа в отрасль;
    • Покупатель может быть только один, или их может быть множество;
    • Фирма-монополист контролирует объем выпускаемого и реализуемого товара и соответственно его цену.
  4. Конгломерат. Группа лиц, характеризующие разнородные предприятия, вместе с тем взаимно и финансово интегрированные.

  5. Закрытая монополия. Характеризуется наличием определенной защиты от конкурентов в связи с наличием патентов или авторских прав.
  6. Открытая монополия. Характеризуется наличием единственного поставщика услуг и при этом отсутствием защиты от конкуренции. То есть фирма становится монополистом на определенное время – в основном это относится к фирмам, которые вышли на рынок с новым товаром впервые.
  7. Олигополия. Характеризуется наличием нескольких продавцов. Большая часть продукции производится не одной, а несколькими фирмами, при этом они достаточно велики, чтобы оказывать значительное влияние на рынок (например, автомобильная и сталелитейная промышленность, производства изделий из круп для завтраков и т.п.).

Монополия (от греч. monos - «один» и poleo - «продаю») - это исключительное на осуществление определенных действий производственного процесса; предоставляется это право, как правило, государством, за исключением временной монополии.

Монополия в экономической теории


Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (Ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции").

Виды монополий

По критерию наличия защиты монополии от конкуренции государственной системой организационного и нормативного регулирования:

А) Закрытые (юридические) монополии:

  1. непосредственно регулируемые государством:
    • государственные монополии;
    • естественные монополии.
  2. обладатели исключительных прав (не защищены от конкуренции, а потому должны подчиняться общим правилом (принципам) рыночной экономики и предпринимательства).

Б) Открытые (рыночные, временные) монополии.

Монополии, непосредственно регулируемые государством, создаются по государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов.

Государственные монополии - это монополии, созданные в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъектов монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа, установленную в федеральных актах, и направленные на обеспечение публичных интересов. Государственная монополия - это искусственная монополия.

Естественная монополия - это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке, в т.ч. путём ввоза продукции на рынок, независимо от уровня спроса, невозможно либо экономически неэффективно при существующем уровне инновационного развития.

Легальное определение дано в ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях": "естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров".

Монополии обладателей исключительных прав - возможность занятия на рынке монопольного положения в связи с монопольным характером самих этих прав на нематериальные блага.

Временная монополия - это монополия в условиях временного отсутствия конкуренции. Такие монополии создаются в результате самостоятельных действий хозяйствующих субъектов и не регулируются государством.

Монополии можно классифицировать и по другим основаниям:

  1. в зависимости от характера происхождения:
    • естественные;
    • искусственные.
  2. по степени государственного регулирования:
    • непосредственно (прямо) регулируемые государством;
    • опосредованно регулируемые государством.

С учетом сферы деятельности можно говорить о монополиях в области газовой и нефтяной промышленности, транспорта и связи и т. д.

Монопсония - единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель .

Олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

Картель - договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.

Синдикат - сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно.

2.75

Последние материалы раздела:

Плов из говядины пошаговый рецепт
Плов из говядины пошаговый рецепт

Интересует, как правильно приготовить плов из говядины? Сегодня это любимое блюдо в каждой семье. Часто можно встретить рецепты узбекского или...

Гадания думает ли он. Гадания на картах
Гадания думает ли он. Гадания на картах

ПОДЕЛИЛИСЬ Когда мы влюблены, то часто вспоминаем объект своей симпатии и, естественно, нам становится интересно, взаимно ли наше чувство и что...

Почему мы видим только одну сторону Луны
Почему мы видим только одну сторону Луны

1:45 14/09/2017 0 👁 1 748 Тысячи лет человек глядит на , но по прихоти видит лишь одну ее сторону. Во все века ученые мужи строили гипотезы, а...