Суффиксах и окончаниях существительных под ударением. Правописание гласных о - е после шипящих в суффиксах существительных. Написание О и Ё после шипящих под ударением

Выучить русский язык очень сложно. Что уж говорить об иностранцах, если даже носители не всегда помнят правило написания о/ё после шипящих – правило, которое очень часто приходится использовать в повседневной жизни.

Под ударением

В сильной позиции под ударением после букв ж, ш, щ, ч пишется «О», если:

  1. В окончании имени существительного или прилагательного, а также в суффиксе наречия, которое заканчивается на –о: ножом, шалашом, плечом, плащом; большой-большому, чужой-чужому; хорошо, горячо.
  2. В суффиксах существительных:
    • –ок: прыжок-прыжочек, крючок-крючочек, толчок, петушок, борщок;
    • –онок, -оныш: ужоныш, галчонок, мышонок, медвежонок, бочонок;
    • –онк(и), -онк(а): ручонка, распашонка, книжонка, брючонки;
    • –овк(а): мелочовка, чижовка, ножовка, плащовка, речовка – только в словах, произведённых от имени существительного и прилагательного. Не путать с отглагольными существительными типа "ночёвка"!
    • –об(а): чащоба, трущоба, но учёба (исключение);
    • -отк(а):трещотка, но чечётка (исключение);
    • -овщин(а): дедовщина.
  3. В суффиксах прилагательных -ов: парчовый, грошовый, ежовый, холщовый.
  4. В русских фамилиях, произведённых от кратного прилагательного, о или ё пишется в соответствии с традицией – так, как записано в документах: Чернышов и Чернышёв, Хрущов и Хрущёв, Калачов и Калачёв, Пугачёв.
  5. В суффиксах наречий и прилагательных –охоньк-: свежохонький, свежохонько.
  6. В существительных и прилагательных на месте беглого гласного «о»:
    • жрать – обжора, жор, прожорливый
    • жгла – ожог, изжога, поджог
    • шва – шов
    • княжны – княжон
    • мошна – мошонка
    • кишки – кишок
    • смешной – смешон; просторечные: страшный – страшон; должен – должон, нужен – нужон
  7. В корне слова, где буква «о» не чередуется с «ё» после шипящих и всегда находится под ударением: чокаться, чопорный, шоркать, шоры (шорник, шорный, зашоренный), шорох, вечор. Следует отдельно запомнить написание следующих имён собственных с буквой «о» после шипящих: Жостово, Печоры, Печора, Жора, Шолохов.
  8. Ещё одно правило гласных после шипящих касается заимствованных из другого языка слов. В них тоже пишется буква «о» под ударением: боржом, джонка, джокер, мажор, джоуль, пижон, форс-мажор, харчо, анчоус, капюшон, крюшон, корнишон, торшон, офшор, шорты, шоп, шоу. Иностранные собственные имена также пишется с буквой «о»: Джойс, Джон, Шоу, Чосер, Жорж и др.

Во других случаях после шипящих ж, ч, ш, щ в ударной позиции пишется буква «Ё»:

  1. В окончаниях глаголов –ёшь, -ём, -ёте: стрижёт, печём, толчёте, лжёшь.
  2. В несовершенных глаголах на –ёвывать и в образованных от них существительных и страдательных причастиях: размежёвывать – размежёвывание - размежёванный, выкорчёвывать – выкорчёвывание – раскорчёванный.
  3. В существительных, которые образованы от глаголов и заканчиваются на -ёвка: ночевать – ночёвка, растушевать – растушевка, лущить – лущёвка.
  4. В существительных с суффиксом –ёр: ретушёр, стажёр, дирижёр, тренажёр, ухажёр, массажёр.
  5. В страдательных причастиях, в отглагольных прилагательных с суффиксами -ённ- и -ён- и в производных от них словах: напряжённый – напряжён – напряжённо – напряжённость - напряжёнка; пропечённый – пропечён; размягчённый – размягчён; отрешённый – отрешён – отрешённо - отрешённость; жжёный - жжёнка; гружёный; печёный; тушёный - тушёнка; учёный - учёность; вощёный.
  6. Вместо беглого «о» в глаголах мужского рода прошедшего времени и в производных от них словах: жёг – зажёг – обжёг – пережёг – сжёг – поджёгший; прочёл – учёл; шёл – пришёл – ушёл.
  7. В корне под ударением после ж, ч, ш, щ пишется «Ё», если в однокоренных словах на этом месте пишется буква «Е»:
    • жёваный (жевать), жёлоб (желобок), жёлтый (желток), жёлудь (желудёвый), молодожён (жена), жёрдочка (жердь), жёсткий (жесть), тяжёлый (тяжесть);
    • бечёвка (бечева), вечёрка (вечер), почёт (честь), печёнка (печень), пчёлы (пчела), чёлка (чело), чёрный (чернь), чёрствый (черстветь);
    • дешёвый, дешёвка (дешевле), кошёлка (кошель), пшёнка (пшено), решётка (решето), шёпот (шептать), шёрстка (шерсть);
    • щёголь (щеголять), щёки (щека), щёлка (щель), щёлочь (щелочей), щёлкать (щелчок).
  8. В местоимениях в предложном падеже: что – о чём, на чём. В словах "ещё", "причём", "нипочём", "почём".
  9. В заимствованных словах, где под ударением гласный, отличный от русского «о»: Шёнберг, Шёнбрунн, жён-премьер.

Безударная позиция

Относительно правописания о/ё после шипящих правило гласит следующее:

  1. В некоторых заимствованных словах в безударной позиции пишется «о»: жокей, Джонатан, жонглёр, мажоритарный, мажордом, банджо, чонгури, лечо, ранчо, пончо, шовинизм, шоссе, шоколад, шофёр; шок – шокировать.
  2. В словах с приставкой меж- не под ударением также пишется «о»: межобластной, межотраслевой, межобщинный.

Теперь вы знаете правило - гласные после шипящих, их правописание больше не будет для вас проблемой.

В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке [ж] и [ш] отвердели, а [ч’] и [щ’] остались мягкими. Поэтому независимо от того, какая гласная буква следует за буквами ж, ш, ч, щ, звуки [ж] и [ш] произносятся твёрдо, а звуки [ч’] и [щ’] - мягко.

Ср.: жил [жы́л], шёл [шо́л] - лучом [луч’о́м], Щорс [Щ’о́рс].

Разнообразие написаний гласных после шипящих объясняется историческими причинами.

1.12.1. Гласные И, Ы, А, Я, У, Ю после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ

После шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся гласные ы, я, ю , а пишутся и, а, у :

жи л, ши на, чи ж, щи пать, жа ть, ша г, ча с, ща вель, жу рчит, шу ршит, чу до, щу пальца.

Исключения: брошю ра, жю ри, парашю т (и производные от них: парашю тный, брошю ровать и т.д.), а также некоторые иноязычные имена собственные, например: Жю ль, Сент-Жю ст, Чю рлёнис, Мкртчя н, Лонжю мо, Шя уляй и др.

1.12.2. Гласные Е, Ё, О после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ

Пишется Е (Ё ) Пишется О
А) В корнях слов под ударением
1. Можно подобрать однокоренное слово с е , например: шё рстка - ше рсть, чё рт - че рти, шё пот - ше пчет; жё лтый - же лтеть . 1. Нельзя подобрать однокоренное слово с е , например: крыжо вник, трущо ба, шо рох, шо ры, шо рник, шо ркать, чо каться, чо порный, чо хом; Шо лохов, Що рс, Печо ра, Печо рин, Ижо ра .
2. При изменении слова или в однокоренных словах есть беглость гласных (например: шо в - шв а, обжо ра - жр ать, жо м - жм у, жм ых ).
3. Во многих заимствованных словах (причем как в ударных, так и в безударных слогах), например: шо к, шо мпол, шо рты, артишо к, капюшо н, крюшо н, шо у, шо колад, Шо тландия, шо ссе, шо фёр, шо винист, боржо м, джо нка, пижо н, мажо р, мажо рдом, креп-жо ржет, жо нглёр, анчо ус и др.
Б) Слова, образованные от глагола жечь
Глаголы и отглагольные прилагательные, причастия, например: ожё г руку, поджё г крышу, сожжё нный, жжё нный . Существительные, например: ожо г руки, поджо г дома, изжо га .
В) В окончаниях и суффиксах
1. В безударном положении в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: с пейза́же м, с да́че й, ры́же го (котёнка), хоро́ше го (друга). 1. Под ударением в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: под лучо́ м, со свечо́ й, большо́ го (успеха), с чужо́ го (плеча).
2. В безударном положении в суффиксах имён существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, например: до́че нька, горо́ше к, плече во́й, плю́ше вый . 2. Под ударением в суффиксах имён существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, например: казачо́ к, девчо́ нка, чащо́ ба, моржо́ вый, грошо́ вый .
3. Без ударения на конце наречий, например: неуклю́же , бога́че . 3. Под ударением на конце наречий, например: свежо́ , общо́ .
4. Без ударения в существительных и прилагательных с беглым гласным, например: гре́ше н - грешна, стра́ше н - страшна . 4. Под ударением в существительных и прилагательных с беглым гласным, например: княжо́ н - княжн а, смешо́ н - смешн а .
5. Под ударением в суффиксе существительных -ёр , например: дирижёр , стажёр .
6. Под ударением в окончаниях глаголов, например: печёт , жжёт .
7. Под ударением в глагольном суффиксе -ёвыва- , например: разжёвыва ть, выкорчёвыва ть .
8. Под ударением в отглагольных существительных с сочетанием суффиксов -ёвк-а , например: корчёвк а (от корчевать), ночёвк а (от ночевать ).
9. Под ударением в суффиксе страдательных причастий -ённ- (-ён- ), а также в производных от них существительных, например: копчён ый - копчён ости, тушён ый - тушён ка, сгущённ ый - сгущён ка.
10. В предложном падеже местоимения что : о чём , а также в словах нипочём, причём, ни при чём .

Обратите внимание!

1) Слово ше роховатый не воспринимается как однокоренное со словом шо рох .

2) Слово трещо тка , хотя и образовано от глагола, но не имеется сочетания суффиксов -ёвк-а , поэтому пишется с гласным о .

3) В наречии ещё нет суффикса, поэтому на конце пишется ё .

4) В фамилиях и географических названиях под ударением после шипящих в суффиксах может писаться как -ов , так и -ёв (зависит от традиции).

Ср.: Лихачёв, Пугачёв, Сычёвка, но: Ромашов, Балашов, Межовск.

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока

Написание О и Ё (Е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных

Формирование правописания о, е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных

Учить объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных

Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память

Воспитывать интерес к предмету, уважение к школе, чувство коллективизма и ответственности перед товарищами.

Тип урока

Первичное предъявление знаний.

Предметные: применяют знания по изучаемой теме; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; выделяют характерные признаки и закономерности.

Личностные: освоение личностного смысла учения; широкая мотивация учения, принятие чужого мнения; восприятие образования как личностной ценности; дают адекватную самооценку.

Метапредметные

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (карточки, таблицы).

Регулятивные: регулируют собственную деятельность, направленную на изучение нового; планируют свою деятельность; работают по плану.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Планируемые результаты

Обучающийся научится : объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)

Основные понятия

написание о, е после шипящих, имя существительное, имя прилагательное, суффикс, окончание

Основные : Учебник

Дополнительные : карточки для индивидуальной, и групповой работы, план урока, презентация, рабочие листы

ХОД УРОКА.

    Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка и организация учащихся, включение в деловой ритм .

Здравствуйте, дорогие ребята. У нас в классе сегодня присутствуют гости, поприветствуйте их (-Добрый день уважаемые члены жюри.) Ребята, сегодня вы мои ученики и я очень рада, что мы будем работать вместе – одной командой. Меня зовут Наталия Ревазовна.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Какую мысль я хотеладонести до вас этим четверостишием?.Как мы должны работать? А слушать? Если вы будите внимательны и старательны и урок пройдет легко и быстро.

2. Самостоятельная деятельность по известной норме. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

На столах у вас лежат рабочие карты, в которых мы сегодня будем рабтать. Выполните первое задание самостоятельно (проверить в парах, поднять руки если ответ совпал с ответом соседа) Кто выполнил работу верно ставит + в табличке

твердые мягкие

, , ж ш , ч щ

Посмотрите на доску. Что вывидите? Назовите одним словом. Чему посвящены? В каких городах находятся?

Вам интересно, что послужило поводом для установки этих памятников? Может кто-то из вас знает? Давайте узнаем об этом из текста.

Работа с текстом читают, отвечают на вопросыучителя

До 18-го века буквы ё не было в принципев нашей азбуке. То есть, в произношении звук «йо» был, а буквы, отражающей его на письме не было. 29 ноября 1783 году княгиня Екатерина Дашкова на заседании Академии словестности подняла этот вопрос и предложила внести букву ё в письменность. Официальной же датой рождения буквы "ё" признают 17 августа 1796 года. Именно в это время историк, литератор Николай Карамзин в своём стихотворном сборнике « Аониды» впервые употребил букву ё в слове «слёзы» на странице 166.

Кто и когда предложил внести ё в письменность?

Кто впервые употребил ё на письме? Когда это произошло? В каком слове она появилась впервые?

А вот памятник букве «о» посвящен главной изюминке речи жителей Вологды, они, когда говорят, окают. Даваите послушаем, как они говорят.

Смотрим видеофрагмент

Необычная речь для нас, правда, ребята?

Я предлагаю выписать эти гласные буквы на минутке чистописания.

Взаимооценка

Внимание на доску, прочитайте слова

Мужич.к, подуш.чка.

Плюш.вый,еж.вый.

Что общего между словами первой и второй сточки? В чём различие?

(Сходством можно назвать общую орфограмму «написание о и е после шипящих».

Различие – слова выражены разными частями речи. И орфограмма пропущена в разных частях слова: в суффиксе и в окончании.

Если дети не смогут, учитель направляет их к ответу дополнительными вопросами.

Какой частью речи являются слова? Какая общая орфограмма в словах? В какой части слова она встречается?)

Формулируют тему.

Можем ли сейчас вставить пропущенные буквы? (испытывают затруднение)

Давайте вернемся к теме урока и опредлим, что нам уже известно, а чему предстоит научиться?

Дети определяют

Учитель подводит итог.

Научиться распознавать и правильно писать о – е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

3.Открытие нового знания. Организация исследования.

Я предлагаю побывать вам в роли исследователей и провести небольшое исследование и сформулировать правило. Я предлагаю поработать в группах.

1 группа

Мышонок, крошечка.

    Определите часть речи.

    Выделите суффикс.

    Подчеркните шипящий.

    Поставьте ударение.

    Сделайте вывод .

ВЫВОД:

(указать чась речи)

а без ударения___.

2 группа

Моржовый, ключевой.

План исследовательской работы

    Определите часть речи.

    Выделите суффикс.

    Подчеркните шипящий.

    Поставьте ударение.

    Сделайте вывод : какая гласная стоит в суффиксе под ударением, какая без ударения .

ВЫВОД:

Мы увидели, что после щипящих в суффиксе _____________

(указать чась речи)

под ударением пишется буква_____ ,

а без ударения___.

(Читают ответы)

Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг он ошибочен? Даайте обратиться к мудрейшему источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику (стр.135,136) к плакатам летучей мыши, сверим наши выводы? Наши выводы верны?

Ребята подведем первые итоги. Мы говорили о каких частях речи? А о какой части слова?

Что общего заметили в написании суффиксов после шипящих в эих частях речи?

Предлагаю составить схему к этому правилу. А теперь сформулируем алгоритм по каторому действуем при написании слов с данной орфограммай.

Для того, чтобы грамотно писать, достаточно только правило знать?

(Дети: Чтобы грамотно писать, нужно не только знать правило, но и уметь его применять на письме.)

4. Первичное восприятие нового материала.

Цель:1) формировать знания и умения по изучаемой теме

-Давайте вернемся к словам. Теперь сможем вставить буквы?

Коллективная работа

Физминутка

1, 2, 3 – мы сегодня молодцы.

На носочки поднялись

И достали неба высь.

Руки вниз мы опустили –

Искупались в море синем.

Повернитесь. Улыбнитесь,

И за парту вновь садитесь.

5. Первичная проверка понимания

Цель: проверить степень усвоения нового материала

Распределить слова с изученой орфограммой в два столбика е о

Старич_к, доч_нька, замш_вый, кумач_вый

Работа в паре.

-По какому принципу распределяли? (под ударением О, без ударения Е).

Самопроверка. Оценить.

6 .Самостоятельная дифференцированная работа

Цель: формировать навыки использования изученного материала.

- У вас в файлах лежат карточки. Прочитайте задания.Подумайте, оцените свои силы и выберите карточку для самастоятельной работы. Другую карточку уберите на край стола.

От основ существительных образуй прилагательные с помощью суффиксов -ов-, -ев- и запиши их.

Кумач, ёрш, камыш, ландыш

Вставь пропущенные буквы. Составь из этих слов словосочетания прил.+сущ. Запиши.

1.Еж..вые, плюш..вый, вещ..вой. 2.Рукавицы, медвеж..нок, рынок.

Взаимопроверка. Взаимооценка.

Тест. Самопроверка

1. В каком слове все согласные звуки шипящие?

1) жучок
2) щипцы
3) чаща

2. Если в суффиксе имени существительного после шипящегогласный звук ударный, то пишется

1) е
2) о
3) ё

3. Если в окончании имени прилагательного после шипящего гласный звук безударный, то пишется

1) е
2) о
3) ё

4. Укажите слово, в котором пропущена буква О:

1)лисиц…й
2) улиц…й
3) камыш…вый

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: обсуждение и запись домашнего задания.

1) подобрать 8 слов для словарного диктанта с изученной орфограммой

2) уч. стр. 136, упр. 104

7.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: подвести итог проделанной работе на уроке.

Оценка

Наш урок подходит к концу.

Продолжите предложения.

1. Сегодня на уроке мы отрабатывали..
2. На уроке мне удалось…
3. Самым интересным для меня на уроке было…

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий лист

Фамилия, имя __________________________________ Дата_______________

1. Перечислите шипящие согласные звуки:

Шипящие твердые шипящие мягкие

Цель: дать понятие о правописании гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; содействовать формированию умения писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обосновывать выбор гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обобщить правописание О и Е после шипящих в корне, окончании, суффиксах существительных; воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование: карточки, учебник для 6 класса(Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И. И. Кулибаба)

Ход урока: 1 Проверка Д) з упр.251 (повтор. Орф. 14, 18)

2. Актуализация.

1) Беседа

Когда пишутся Ё –О после шипящих в корне слова?(орф.14) примеры

Когда пишутся О - Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных?(орф.18)примеры

2) Орфографическая разминка.

Как называется плод дуба?(жёлудь)

Цвет одуванчика?(жёлтый)

Предмет для чистки зубов?(щётка)

Профессиональный наездник на скачках?(жокей)

Водитель автомобиля?(шофёр)

В саду слышен шум и …(шорох)

Все дети любят сладкий?(шоколад)

3) Индивидуальная работа по карточкам (о –е после шипящих в корне и окончаниях существительных и прилагательных)

Вариант №1

Вариант №2

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Вариант №3

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Вариант №4

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Вариант №5

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Вариант №6

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

3. Объяснение нового материала.

А) запись предложений под диктовку

Душистый горошек ползёт по прутику, цепляется за него усиками.

Жили – были кот, дрозд да петушок - золотой гребешок.

Сравните слова ГОРОШЕК, ПЕТУШОК, ГРЕБЕШОК .(сингл раунд робин) – уч-ся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз

Чем они похожи и чем отличаются?(Корень каждого из этих слов оканчивается на шипящий звук, но в суффиксе слова горошек после шипящего пишется Е, а в суффиксе слов петушок, гребешок – О)

От чего зависит выбор гласных после шипящих (от ударения)

Какую цель мы ставим на уроке? Что вы должны знать?

Что должны уметь? (научиться правильно писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных)

4. Выработка умений и навыков.

А) Распределительный диктант (распределить слова с гласными о и е после шипящих в суффиксе существительных на 2 столбика) О – Е(выписываем только существительные)

Мягкий снежок, густой ельничек, клетчатая рубашонка, симпатичная собачонка, детский утюжок, теплый дождичек.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни: (подумай – запиши –обсуди в команде- финк райт –раунд робин)

1)Маленький – маленький мужич..к, а острый топорок (пчела)

2) Сеюсь как из сита, но не порош..к.заползаю в жито, но не червяч..к(дождь)

3) Красный колпач..к надет на суч..к (малина)

4) На полянке девч..нки в белых рубаш..нках, в зелёных полушалках (берёзы)

5) В синем меш..чке белых пуговок полно.(небо, звёзды)

6) По горной поляне невидимый пастуш..к белых барашков гоняет(ветер, облака)

7)Маленькая собач..нка не лает, не бает, а больно кусает(пчела)

Н А ДОСКЕ:

В) Задание по группам. Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс. Обсудить в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным(уч-ся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу 1 раз - сингл раунд робин)

1-2-3 группы:

Башмак – башмачок, друг – дружок, пятак – пятачок, сапог - сапожок

(суффикс придаёт уменьшительное значение)

4 – 5 группы:

Медведь – медвежонок, кукушка – кукушонок, галка – галчонок, лягушка – лягушонок.

(суффикс обозначает детёнышей животных)

6- 7 группы:

Одежда – одежонка, книга – книжонка, шапка – шапчонка, бумажка – бумажонка.

(суффикс придаёт пренебрежительное значение)

Итог урока

Д)Запись под диктовку. Работа в группах: обсуди и сделай вывод, когда в корне, суффиксе и окончании после шипящих пишется О - Е, Ё (каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определённого количества времени – таймд раунд робин)

Пирож..к лишь разломила да кусоч..к прикусила.

Ш..рстка ч..рна соболя, очи ясна сокола.

Герасим толкнул дверь плеч..м и ввалился в дом со своей нош..й.

(В корне после шипящих под ударением пишется Ё. Слова – исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон)

(В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется О, без ударения – Е)

(В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения – Е)

5. Домашнее задание . Упр.253; или записать, используя словосочетания, сочинение – миниатюру «В зимнем лесу».

Пушистый снеж..к, кусоч..к зимнего неба, храбрый зайч..нок, удивительная девч..нка, застывшая реч..нка, великолепный овраж..к, молодой сосняч..к.

3 Какие значения суффиксов вы узнали?

2 Когда в суффиксах существительных после шипящих пишется о - е?

1 От чего зависит правописание суффиксов существительных после шипящих? (от ударения)

Вариант №1

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Ш..фёр, капюш..н, ч..рный, встреч..й, чертеж..м, плеч..м, ш..в, ш..потом, ч..рточка, кож..й, плащ..м, улиц..й.

Вариант №2

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Крыж..вник, ш..рох, ж..рдочка, ч..рный, медрец..в, солнц..м, сто..рож..м, огурц..в, щ..тка, деш..вый, ключ..м, пч..лка.

Вариант №3

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Уч..ба, ш..рстка, ш..колад, ч..рточка, ж..нглёр, ш..рты, пш..нка, рощ..й, крыш..й, туч..й, румянц..м, свеч..й.

Вариант №4

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Овц..й, лапш..й, удач..й, бойц..м, ж..сткий, ч..рствый, прич..ска, щ..лкнуть, храбрец..м, тысяч..й, пальц..м, расч..ска.

Вариант №5

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Товарищ..м, душ..й, задач..й, ч..лка, отч..т, ш..лк, поч..т, передач..й, ж..кей, карандаш..м, рубеж..м, ш..ссе.

Вариант №6

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Щ..ки, расч..т, ш..тландец, ж..рдочка, оч..ртания, приш..л, уч..ный, гараж..м, этаж..м, ландыш..м, ерш..м, душ..м.

1)Маленький – маленький мужич..к, а острый топорок.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни: 2)Сеюсь как из сита, но не порош..к, заползаю в жито, но не червяч..к.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:

3) Красный колпач..к надет на суч..к.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:

4) На полянке девч..нки в белых рубаш..нках, в зелёных полушалках.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:

5) В синем меш..чке белых пуговок полно.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:

6) По горной поляне невидимый пастуш..к белых барашков гоняет.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни: 7)Маленькая собач..нка не лает, не бает, а больно кусает.

: берег Бережок

Башмак, друг, пятак, сапог.

Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс, по образцу : волк волчонок . Обсуди в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным

Медведь, кукушка, галка, лягушка

Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс, по образцу собака собачонка . Обсуди в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным

Одежда, книга, шапка, бумажка.

Самоанализ урока

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок проведён в русском классе, шестиклассники отличаются любознательностью. Желанием учиться и познавать новое, но есть в классе учащиеся со слабо развитыми познавательными интересами и повышенной утомляемостью.(4 чел.)

Цель : дать понятие о правописании гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; содействовать формированию умения писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обосновывать выбор гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обобщить правописание О и Е после шипящих в корне, окончании, суффиксах существительных; воспитание интереса к русскому языку.

Тип данного урока: сообщение новых знаний

Этапы урока направлены на совершенствование знаний, умений и навыков, а также использование их в нестандартной ситуации.

В ходе урока были использованы обучающие структуры:

Сингл раунд робин (учащиеся проговаривали ответы на данный вопрос по кругу 1 раз)

Финк райт –раунд робин (учащиеся обдумывали высказывание на вопрос, записывали и по очереди обсуждали свои ответы в команде)

Раунд тейбл (учащиеся по очереди выполняли письменную работу по кругу на одном листе бумаги)

Таймд раунд робин (каждый ученик проговаривал ответ в команде по кругу в течение определённого количества времени)

3 – 2 - 1

На данном уроке помимо предметных навыков формировала такие общепредметные навыки:

1. Учебно – организационные: (подвели итог урока)

2. Учебно – информационные: (работа с учебником)

3. Учебно – интеллектуальные (перечислены выше)

4.Учебно – коммуникативные умения и навыки формировались за счёт устной монологической речи, умения управлять собственным вниманием, умением слушать.

Выбранные методы и формы работы, использованные приёмы способствовали совершенствованию знаний, умений и навыков по обозначенной теме и работали на цель урока.

Считаю, что урок проходил в оптимальном режиме, достиг цели.

Последние материалы раздела:

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...

Плов из говядины пошаговый рецепт
Плов из говядины пошаговый рецепт

Интересует, как правильно приготовить плов из говядины? Сегодня это любимое блюдо в каждой семье. Часто можно встретить рецепты узбекского или...

Гадания думает ли он. Гадания на картах
Гадания думает ли он. Гадания на картах

ПОДЕЛИЛИСЬ Когда мы влюблены, то часто вспоминаем объект своей симпатии и, естественно, нам становится интересно, взаимно ли наше чувство и что...