Суффиксах и окончаниях существительных под ударением. Правописание гласных о - е после шипящих в суффиксах существительных. Написание О и Ё после шипящих под ударением
Выучить русский язык очень сложно. Что уж говорить об иностранцах, если даже носители не всегда помнят правило написания о/ё после шипящих – правило, которое очень часто приходится использовать в повседневной жизни.
Под ударением
В сильной позиции под ударением после букв ж, ш, щ, ч пишется «О», если:
- В окончании имени существительного или прилагательного, а также в суффиксе наречия, которое заканчивается на –о: ножом, шалашом, плечом, плащом; большой-большому, чужой-чужому; хорошо, горячо.
- В суффиксах существительных:
- –ок: прыжок-прыжочек, крючок-крючочек, толчок, петушок, борщок;
- –онок, -оныш: ужоныш, галчонок, мышонок, медвежонок, бочонок;
- –онк(и), -онк(а): ручонка, распашонка, книжонка, брючонки;
- –овк(а): мелочовка, чижовка, ножовка, плащовка, речовка – только в словах, произведённых от имени существительного и прилагательного. Не путать с отглагольными существительными типа "ночёвка"!
- –об(а): чащоба, трущоба, но учёба (исключение);
- -отк(а):трещотка, но чечётка (исключение);
- -овщин(а): дедовщина.
- В суффиксах прилагательных -ов: парчовый, грошовый, ежовый, холщовый.
- В русских фамилиях, произведённых от кратного прилагательного, о или ё пишется в соответствии с традицией – так, как записано в документах: Чернышов и Чернышёв, Хрущов и Хрущёв, Калачов и Калачёв, Пугачёв.
- В суффиксах наречий и прилагательных –охоньк-: свежохонький, свежохонько.
- В существительных и прилагательных на месте беглого гласного «о»:
- жрать – обжора, жор, прожорливый
- жгла – ожог, изжога, поджог
- шва – шов
- княжны – княжон
- мошна – мошонка
- кишки – кишок
- смешной – смешон; просторечные: страшный – страшон; должен – должон, нужен – нужон
- В корне слова, где буква «о» не чередуется с «ё» после шипящих и всегда находится под ударением: чокаться, чопорный, шоркать, шоры (шорник, шорный, зашоренный), шорох, вечор. Следует отдельно запомнить написание следующих имён собственных с буквой «о» после шипящих: Жостово, Печоры, Печора, Жора, Шолохов.
- Ещё одно правило гласных после шипящих касается заимствованных из другого языка слов. В них тоже пишется буква «о» под ударением: боржом, джонка, джокер, мажор, джоуль, пижон, форс-мажор, харчо, анчоус, капюшон, крюшон, корнишон, торшон, офшор, шорты, шоп, шоу. Иностранные собственные имена также пишется с буквой «о»: Джойс, Джон, Шоу, Чосер, Жорж и др.
Во других случаях после шипящих ж, ч, ш, щ в ударной позиции пишется буква «Ё»:
- В окончаниях глаголов –ёшь, -ём, -ёте: стрижёт, печём, толчёте, лжёшь.
- В несовершенных глаголах на –ёвывать и в образованных от них существительных и страдательных причастиях: размежёвывать – размежёвывание - размежёванный, выкорчёвывать – выкорчёвывание – раскорчёванный.
- В существительных, которые образованы от глаголов и заканчиваются на -ёвка: ночевать – ночёвка, растушевать – растушевка, лущить – лущёвка.
- В существительных с суффиксом –ёр: ретушёр, стажёр, дирижёр, тренажёр, ухажёр, массажёр.
- В страдательных причастиях, в отглагольных прилагательных с суффиксами -ённ- и -ён- и в производных от них словах: напряжённый – напряжён – напряжённо – напряжённость - напряжёнка; пропечённый – пропечён; размягчённый – размягчён; отрешённый – отрешён – отрешённо - отрешённость; жжёный - жжёнка; гружёный; печёный; тушёный - тушёнка; учёный - учёность; вощёный.
- Вместо беглого «о» в глаголах мужского рода прошедшего времени и в производных от них словах: жёг – зажёг – обжёг – пережёг – сжёг – поджёгший; прочёл – учёл; шёл – пришёл – ушёл.
- В корне под ударением после ж, ч, ш, щ пишется «Ё», если в однокоренных словах на этом месте пишется буква «Е»:
- жёваный (жевать), жёлоб (желобок), жёлтый (желток), жёлудь (желудёвый), молодожён (жена), жёрдочка (жердь), жёсткий (жесть), тяжёлый (тяжесть);
- бечёвка (бечева), вечёрка (вечер), почёт (честь), печёнка (печень), пчёлы (пчела), чёлка (чело), чёрный (чернь), чёрствый (черстветь);
- дешёвый, дешёвка (дешевле), кошёлка (кошель), пшёнка (пшено), решётка (решето), шёпот (шептать), шёрстка (шерсть);
- щёголь (щеголять), щёки (щека), щёлка (щель), щёлочь (щелочей), щёлкать (щелчок).
- В местоимениях в предложном падеже: что – о чём, на чём. В словах "ещё", "причём", "нипочём", "почём".
- В заимствованных словах, где под ударением гласный, отличный от русского «о»: Шёнберг, Шёнбрунн, жён-премьер.
Безударная позиция
Относительно правописания о/ё после шипящих правило гласит следующее:
- В некоторых заимствованных словах в безударной позиции пишется «о»: жокей, Джонатан, жонглёр, мажоритарный, мажордом, банджо, чонгури, лечо, ранчо, пончо, шовинизм, шоссе, шоколад, шофёр; шок – шокировать.
- В словах с приставкой меж- не под ударением также пишется «о»: межобластной, межотраслевой, межобщинный.
Теперь вы знаете правило - гласные после шипящих, их правописание больше не будет для вас проблемой.
В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке [ж] и [ш] отвердели, а [ч’] и [щ’] остались мягкими. Поэтому независимо от того, какая гласная буква следует за буквами ж, ш, ч, щ, звуки [ж] и [ш] произносятся твёрдо, а звуки [ч’] и [щ’] - мягко.
Ср.: жил [жы́л], шёл [шо́л] - лучом [луч’о́м], Щорс [Щ’о́рс].
Разнообразие написаний гласных после шипящих объясняется историческими причинами.
1.12.1. Гласные И, Ы, А, Я, У, Ю после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ
После шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся гласные ы, я, ю , а пишутся и, а, у :
жи л, ши на, чи ж, щи пать, жа ть, ша г, ча с, ща вель, жу рчит, шу ршит, чу до, щу пальца.
Исключения: брошю ра, жю ри, парашю т (и производные от них: парашю тный, брошю ровать и т.д.), а также некоторые иноязычные имена собственные, например: Жю ль, Сент-Жю ст, Чю рлёнис, Мкртчя н, Лонжю мо, Шя уляй и др.
1.12.2. Гласные Е, Ё, О после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ
Пишется Е (Ё ) | Пишется О |
---|---|
А) В корнях слов под ударением | |
1. Можно подобрать однокоренное слово с е , например: шё рстка - ше рсть, чё рт - че рти, шё пот - ше пчет; жё лтый - же лтеть . | 1. Нельзя подобрать однокоренное слово с е , например: крыжо вник, трущо ба, шо рох, шо ры, шо рник, шо ркать, чо каться, чо порный, чо хом; Шо лохов, Що рс, Печо ра, Печо рин, Ижо ра . |
2. При изменении слова или в однокоренных словах есть беглость гласных (например: шо в - шв а, обжо ра - жр ать, жо м - жм у, жм ых ). | |
3. Во многих заимствованных словах (причем как в ударных, так и в безударных слогах), например: шо к, шо мпол, шо рты, артишо к, капюшо н, крюшо н, шо у, шо колад, Шо тландия, шо ссе, шо фёр, шо винист, боржо м, джо нка, пижо н, мажо р, мажо рдом, креп-жо ржет, жо нглёр, анчо ус и др. | |
Б) Слова, образованные от глагола жечь | |
Глаголы и отглагольные прилагательные, причастия, например: ожё г руку, поджё г крышу, сожжё нный, жжё нный . | Существительные, например: ожо г руки, поджо г дома, изжо га . |
В) В окончаниях и суффиксах | |
1. В безударном положении в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: с пейза́же м, с да́че й, ры́же го (котёнка), хоро́ше го (друга). | 1. Под ударением в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: под лучо́ м, со свечо́ й, большо́ го (успеха), с чужо́ го (плеча). |
2. В безударном положении в суффиксах имён существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, например: до́че нька, горо́ше к, плече во́й, плю́ше вый . | 2. Под ударением в суффиксах имён существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, например: казачо́ к, девчо́ нка, чащо́ ба, моржо́ вый, грошо́ вый . |
3. Без ударения на конце наречий, например: неуклю́же , бога́че . | 3. Под ударением на конце наречий, например: свежо́ , общо́ . |
4. Без ударения в существительных и прилагательных с беглым гласным, например: гре́ше н - грешна, стра́ше н - страшна . | 4. Под ударением в существительных и прилагательных с беглым гласным, например: княжо́ н - княжн а, смешо́ н - смешн а . |
5. Под ударением в суффиксе существительных -ёр , например: дирижёр , стажёр . | |
6. Под ударением в окончаниях глаголов, например: печёт , жжёт . | |
7. Под ударением в глагольном суффиксе -ёвыва- , например: разжёвыва ть, выкорчёвыва ть . | |
8. Под ударением в отглагольных существительных с сочетанием суффиксов -ёвк-а , например: корчёвк а (от корчевать), ночёвк а (от ночевать ). | |
9. Под ударением в суффиксе страдательных причастий -ённ- (-ён- ), а также в производных от них существительных, например: копчён ый - копчён ости, тушён ый - тушён ка, сгущённ ый - сгущён ка. | |
10. В предложном падеже местоимения что : о чём , а также в словах нипочём, причём, ни при чём . |
Обратите внимание!
1) Слово ше роховатый не воспринимается как однокоренное со словом шо рох .
2) Слово трещо тка , хотя и образовано от глагола, но не имеется сочетания суффиксов -ёвк-а , поэтому пишется с гласным о .
3) В наречии ещё нет суффикса, поэтому на конце пишется ё .
4) В фамилиях и географических названиях под ударением после шипящих в суффиксах может писаться как -ов , так и -ёв (зависит от традиции).
Ср.: Лихачёв, Пугачёв, Сычёвка, но: Ромашов, Балашов, Межовск.
Урок русского языка в 4 классе
Тема урока | Написание О и Ё (Е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных |
Формирование правописания о, е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных |
|
Учить объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память Воспитывать интерес к предмету, уважение к школе, чувство коллективизма и ответственности перед товарищами. |
|
Тип урока | Первичное предъявление знаний. |
Предметные: применяют знания по изучаемой теме; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; выделяют характерные признаки и закономерности. Личностные: освоение личностного смысла учения; широкая мотивация учения, принятие чужого мнения; восприятие образования как личностной ценности; дают адекватную самооценку. Метапредметные Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (карточки, таблицы). Регулятивные: регулируют собственную деятельность, направленную на изучение нового; планируют свою деятельность; работают по плану. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
|
Планируемые результаты | Обучающийся научится : объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных) |
Основные понятия | написание о, е после шипящих, имя существительное, имя прилагательное, суффикс, окончание |
Основные : Учебник Дополнительные : карточки для индивидуальной, и групповой работы, план урока, презентация, рабочие листы |
ХОД УРОКА.
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка и организация учащихся, включение в деловой ритм .
Здравствуйте, дорогие ребята. У нас в классе сегодня присутствуют гости, поприветствуйте их (-Добрый день уважаемые члены жюри.) Ребята, сегодня вы мои ученики и я очень рада, что мы будем работать вместе – одной командой. Меня зовут Наталия Ревазовна.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Какую мысль я хотеладонести до вас этим четверостишием?.Как мы должны работать? А слушать? Если вы будите внимательны и старательны и урок пройдет легко и быстро.
2. Самостоятельная деятельность по известной норме. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
На столах у вас лежат рабочие карты, в которых мы сегодня будем рабтать. Выполните первое задание самостоятельно (проверить в парах, поднять руки если ответ совпал с ответом соседа) Кто выполнил работу верно ставит + в табличке
твердые мягкие
, , ж ш , ч щ
Посмотрите на доску. Что вывидите? Назовите одним словом. Чему посвящены? В каких городах находятся?
Вам интересно, что послужило поводом для установки этих памятников? Может кто-то из вас знает? Давайте узнаем об этом из текста.
Работа с текстом читают, отвечают на вопросыучителя
До 18-го века буквы ё не было в принципев нашей азбуке. То есть, в произношении звук «йо» был, а буквы, отражающей его на письме не было. 29 ноября 1783 году княгиня Екатерина Дашкова на заседании Академии словестности подняла этот вопрос и предложила внести букву ё в письменность. Официальной же датой рождения буквы "ё" признают 17 августа 1796 года. Именно в это время историк, литератор Николай Карамзин в своём стихотворном сборнике « Аониды» впервые употребил букву ё в слове «слёзы» на странице 166.
Кто и когда предложил внести ё в письменность?
Кто впервые употребил ё на письме? Когда это произошло? В каком слове она появилась впервые?
А вот памятник букве «о» посвящен главной изюминке речи жителей Вологды, они, когда говорят, окают. Даваите послушаем, как они говорят.
Смотрим видеофрагмент
Необычная речь для нас, правда, ребята?
Я предлагаю выписать эти гласные буквы на минутке чистописания.
Взаимооценка
Внимание на доску, прочитайте слова
Мужич.к, подуш.чка.
Плюш.вый,еж.вый.
Что общего между словами первой и второй сточки? В чём различие?
(Сходством можно назвать общую орфограмму «написание о и е после шипящих».
Различие – слова выражены разными частями речи. И орфограмма пропущена в разных частях слова: в суффиксе и в окончании.
Если дети не смогут, учитель направляет их к ответу дополнительными вопросами.
Какой частью речи являются слова? Какая общая орфограмма в словах? В какой части слова она встречается?)
Формулируют тему.
Можем ли сейчас вставить пропущенные буквы? (испытывают затруднение)
Давайте вернемся к теме урока и опредлим, что нам уже известно, а чему предстоит научиться?
Дети определяют
Учитель подводит итог.
Научиться распознавать и правильно писать о – е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных
3.Открытие нового знания. Организация исследования.
Я предлагаю побывать вам в роли исследователей и провести небольшое исследование и сформулировать правило. Я предлагаю поработать в группах.
1 группа
Мышонок, крошечка.
Определите часть речи.
Выделите суффикс.
Подчеркните шипящий.
Поставьте ударение.
Сделайте вывод .
ВЫВОД:
(указать чась речи)
а без ударения___.
2 группа
Моржовый, ключевой.
План исследовательской работы
Определите часть речи.
Выделите суффикс.
Подчеркните шипящий.
Поставьте ударение.
Сделайте вывод : какая гласная стоит в суффиксе под ударением, какая без ударения .
ВЫВОД:
Мы увидели, что после щипящих в суффиксе _____________
(указать чась речи)
под ударением пишется буква_____ ,
а без ударения___.
(Читают ответы)
Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг он ошибочен? Даайте обратиться к мудрейшему источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику (стр.135,136) к плакатам летучей мыши, сверим наши выводы? Наши выводы верны?
Ребята подведем первые итоги. Мы говорили о каких частях речи? А о какой части слова?
Что общего заметили в написании суффиксов после шипящих в эих частях речи?
Предлагаю составить схему к этому правилу. А теперь сформулируем алгоритм по каторому действуем при написании слов с данной орфограммай.
Для того, чтобы грамотно писать, достаточно только правило знать?
(Дети: Чтобы грамотно писать, нужно не только знать правило, но и уметь его применять на письме.)
4. Первичное восприятие нового материала.
Цель:1) формировать знания и умения по изучаемой теме
-Давайте вернемся к словам. Теперь сможем вставить буквы?
Коллективная работа
Физминутка
1, 2, 3 – мы сегодня молодцы.
На носочки поднялись
И достали неба высь.
Руки вниз мы опустили –
Искупались в море синем.
Повернитесь. Улыбнитесь,
И за парту вновь садитесь.
5. Первичная проверка понимания
Цель: проверить степень усвоения нового материала
Распределить слова с изученой орфограммой в два столбика е о
Старич_к, доч_нька, замш_вый, кумач_вый
Работа в паре.
-По какому принципу распределяли? (под ударением О, без ударения Е).
Самопроверка. Оценить.
6 .Самостоятельная дифференцированная работа
Цель: формировать навыки использования изученного материала.
- У вас в файлах лежат карточки. Прочитайте задания.Подумайте, оцените свои силы и выберите карточку для самастоятельной работы. Другую карточку уберите на край стола.
От основ существительных образуй прилагательные с помощью суффиксов -ов-, -ев- и запиши их.
Кумач, ёрш, камыш, ландыш
Вставь пропущенные буквы. Составь из этих слов словосочетания прил.+сущ. Запиши.
1.Еж..вые, плюш..вый, вещ..вой. 2.Рукавицы, медвеж..нок, рынок.
Взаимопроверка. Взаимооценка.
Тест. Самопроверка
1. В каком слове все согласные звуки шипящие?
1) жучок
2) щипцы
3) чаща
2. Если в суффиксе имени существительного после шипящегогласный звук ударный, то пишется
1) е
2) о
3) ё
3. Если в окончании имени прилагательного после шипящего гласный звук безударный, то пишется
1) е
2) о
3) ё
4. Укажите слово, в котором пропущена буква О:
1)лисиц…й
2) улиц…й
3) камыш…вый
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель: обсуждение и запись домашнего задания.
1) подобрать 8 слов для словарного диктанта с изученной орфограммой
2) уч. стр. 136, упр. 104
7.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель: подвести итог проделанной работе на уроке.
Оценка
Наш урок подходит к концу.
Продолжите предложения.
1. Сегодня на уроке мы отрабатывали..
2. На уроке мне удалось…
3. Самым интересным для меня на уроке было…
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочий лист
Фамилия, имя __________________________________ Дата_______________
1. Перечислите шипящие согласные звуки:
Шипящие твердые шипящие мягкие
Цель: дать понятие о правописании гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; содействовать формированию умения писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обосновывать выбор гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обобщить правописание О и Е после шипящих в корне, окончании, суффиксах существительных; воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование: карточки, учебник для 6 класса(Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И. И. Кулибаба)
Ход урока: 1 Проверка Д) з упр.251 (повтор. Орф. 14, 18)
2. Актуализация.
1) Беседа
Когда пишутся Ё –О после шипящих в корне слова?(орф.14) примеры
Когда пишутся О - Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных?(орф.18)примеры
2) Орфографическая разминка.
Как называется плод дуба?(жёлудь)
Цвет одуванчика?(жёлтый)
Предмет для чистки зубов?(щётка)
Профессиональный наездник на скачках?(жокей)
Водитель автомобиля?(шофёр)
В саду слышен шум и …(шорох)
Все дети любят сладкий?(шоколад)
3) Индивидуальная работа по карточкам (о –е после шипящих в корне и окончаниях существительных и прилагательных)
Вариант №1
Вариант №2
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Вариант №3
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Вариант №4
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Вариант №5
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Вариант №6
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
3. Объяснение нового материала.
А) запись предложений под диктовку
Душистый горошек ползёт по прутику, цепляется за него усиками.
Жили – были кот, дрозд да петушок - золотой гребешок.
Сравните слова ГОРОШЕК, ПЕТУШОК, ГРЕБЕШОК .(сингл раунд робин) – уч-ся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз
Чем они похожи и чем отличаются?(Корень каждого из этих слов оканчивается на шипящий звук, но в суффиксе слова горошек после шипящего пишется Е, а в суффиксе слов петушок, гребешок – О)
От чего зависит выбор гласных после шипящих (от ударения)
Какую цель мы ставим на уроке? Что вы должны знать?
Что должны уметь? (научиться правильно писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных)
4. Выработка умений и навыков.
А) Распределительный диктант (распределить слова с гласными о и е после шипящих в суффиксе существительных на 2 столбика) О – Е(выписываем только существительные)
Мягкий снежок, густой ельничек, клетчатая рубашонка, симпатичная собачонка, детский утюжок, теплый дождичек.
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни: (подумай – запиши –обсуди в команде- финк райт –раунд робин)
1)Маленький – маленький мужич..к, а острый топорок (пчела)
2) Сеюсь как из сита, но не порош..к.заползаю в жито, но не червяч..к(дождь)
3) Красный колпач..к надет на суч..к (малина)
4) На полянке девч..нки в белых рубаш..нках, в зелёных полушалках (берёзы)
5) В синем меш..чке белых пуговок полно.(небо, звёзды)
6) По горной поляне невидимый пастуш..к белых барашков гоняет(ветер, облака)
7)Маленькая собач..нка не лает, не бает, а больно кусает(пчела)
Н А ДОСКЕ:
В) Задание по группам. Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс. Обсудить в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным(уч-ся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу 1 раз - сингл раунд робин)
1-2-3 группы:
Башмак – башмачок, друг – дружок, пятак – пятачок, сапог - сапожок
(суффикс придаёт уменьшительное значение)
4 – 5 группы:
Медведь – медвежонок, кукушка – кукушонок, галка – галчонок, лягушка – лягушонок.
(суффикс обозначает детёнышей животных)
6- 7 группы:
Одежда – одежонка, книга – книжонка, шапка – шапчонка, бумажка – бумажонка.
(суффикс придаёт пренебрежительное значение)
Итог урока
Д)Запись под диктовку. Работа в группах: обсуди и сделай вывод, когда в корне, суффиксе и окончании после шипящих пишется О - Е, Ё (каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определённого количества времени – таймд раунд робин)
Пирож..к лишь разломила да кусоч..к прикусила.
Ш..рстка ч..рна соболя, очи ясна сокола.
Герасим толкнул дверь плеч..м и ввалился в дом со своей нош..й.
(В корне после шипящих под ударением пишется Ё. Слова – исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон)
(В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется О, без ударения – Е)
(В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения – Е)
5. Домашнее задание . Упр.253; или записать, используя словосочетания, сочинение – миниатюру «В зимнем лесу».
Пушистый снеж..к, кусоч..к зимнего неба, храбрый зайч..нок, удивительная девч..нка, застывшая реч..нка, великолепный овраж..к, молодой сосняч..к.
3 Какие значения суффиксов вы узнали?
2 Когда в суффиксах существительных после шипящих пишется о - е?
1 От чего зависит правописание суффиксов существительных после шипящих? (от ударения)
Вариант №1
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Ш..фёр, капюш..н, ч..рный, встреч..й, чертеж..м, плеч..м, ш..в, ш..потом, ч..рточка, кож..й, плащ..м, улиц..й.
Вариант №2
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Крыж..вник, ш..рох, ж..рдочка, ч..рный, медрец..в, солнц..м, сто..рож..м, огурц..в, щ..тка, деш..вый, ключ..м, пч..лка.
Вариант №3
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Уч..ба, ш..рстка, ш..колад, ч..рточка, ж..нглёр, ш..рты, пш..нка, рощ..й, крыш..й, туч..й, румянц..м, свеч..й.
Вариант №4
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Овц..й, лапш..й, удач..й, бойц..м, ж..сткий, ч..рствый, прич..ска, щ..лкнуть, храбрец..м, тысяч..й, пальц..м, расч..ска.
Вариант №5
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Товарищ..м, душ..й, задач..й, ч..лка, отч..т, ш..лк, поч..т, передач..й, ж..кей, карандаш..м, рубеж..м, ш..ссе.
Вариант №6
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Щ..ки, расч..т, ш..тландец, ж..рдочка, оч..ртания, приш..л, уч..ный, гараж..м, этаж..м, ландыш..м, ерш..м, душ..м.
1)Маленький – маленький мужич..к, а острый топорок.
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни: 2)Сеюсь как из сита, но не порош..к, заползаю в жито, но не червяч..к.
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:
3) Красный колпач..к надет на суч..к.
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:
4) На полянке девч..нки в белых рубаш..нках, в зелёных полушалках.
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:
5) В синем меш..чке белых пуговок полно.
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:
6) По горной поляне невидимый пастуш..к белых барашков гоняет.
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни: 7)Маленькая собач..нка не лает, не бает, а больно кусает.
: берег – Бережок
Башмак, друг, пятак, сапог.
Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс, по образцу : волк – волчонок . Обсуди в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным
Медведь, кукушка, галка, лягушка
Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс, по образцу собака – собачонка . Обсуди в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным
Одежда, книга, шапка, бумажка.
Самоанализ урока
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных
Урок проведён в русском классе, шестиклассники отличаются любознательностью. Желанием учиться и познавать новое, но есть в классе учащиеся со слабо развитыми познавательными интересами и повышенной утомляемостью.(4 чел.)
Цель : дать понятие о правописании гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; содействовать формированию умения писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обосновывать выбор гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обобщить правописание О и Е после шипящих в корне, окончании, суффиксах существительных; воспитание интереса к русскому языку.
Тип данного урока: сообщение новых знаний
Этапы урока направлены на совершенствование знаний, умений и навыков, а также использование их в нестандартной ситуации.
В ходе урока были использованы обучающие структуры:
Сингл раунд робин (учащиеся проговаривали ответы на данный вопрос по кругу 1 раз)
Финк райт –раунд робин (учащиеся обдумывали высказывание на вопрос, записывали и по очереди обсуждали свои ответы в команде)
Раунд тейбл (учащиеся по очереди выполняли письменную работу по кругу на одном листе бумаги)
Таймд раунд робин (каждый ученик проговаривал ответ в команде по кругу в течение определённого количества времени)
3 – 2 - 1
На данном уроке помимо предметных навыков формировала такие общепредметные навыки:
1. Учебно – организационные: (подвели итог урока)
2. Учебно – информационные: (работа с учебником)
3. Учебно – интеллектуальные (перечислены выше)
4.Учебно – коммуникативные умения и навыки формировались за счёт устной монологической речи, умения управлять собственным вниманием, умением слушать.
Выбранные методы и формы работы, использованные приёмы способствовали совершенствованию знаний, умений и навыков по обозначенной теме и работали на цель урока.
Считаю, что урок проходил в оптимальном режиме, достиг цели.