Руководство по эксплуатации погружного насоса. Инструкция по охране труда при ремонте и обслуживании насосов, насосного оборудования, запорной арматуры. Требования охраны труда по окончании работ

Несмотря на то, что насосы центробежного типа относятся к надежным устройствам, используемым для перекачивания жидкости, им тоже может потребоваться ремонт. Не всегда причиной неисправностей центробежных насосов становится неправильная эксплуатация, связано это может быть и с качеством перекачиваемой среды, и с целым рядом других факторов. Если в работе центробежного насоса возникли нарушения, то сначала надо исключить внешние причины и только после этого осуществлять диагностику самого оборудования.

Правильная эксплуатация

Чтобы значительно продлить срок эксплуатации центробежного насоса и сталкиваться с ремонтом такого оборудования как можно реже, следует правильно использовать это устройство. Инструкция по эксплуатации центробежного насоса предполагает соблюдение следующих правил.

  1. Перед включением центробежного насоса проверьте, чтобы рабочая камера была полностью заполнена жидкостью.
  2. Перед всасывающим патрубком необходимо установить сетчатый фильтр, который защитит внутреннюю часть устройства от попадания в нее твердых нерастворимых включений, содержащихся в перекачиваемой жидкой среде.
  3. Защита приводного двигателя от перегрузок обеспечивается специальной задвижкой, устанавливаемой на всасывающую трубу, которая ограничивает поток поступающей в насос жидкости.
  4. При запуске насоса надо проконтролировать, чтобы вал приводного электродвигателя и крыльчатка вращались по часовой стрелке.
  5. Глубина резервуара, из которого осуществляется откачивание жидкой среды, не должна превышать допустимый уровень, указанный в техническом паспорте.
  6. Труба, по которой осуществляется всасывание жидкой среды из резервуара, должна иметь как можно меньше изгибов и соединительных мест, а ее внутренний диаметр должен быть максимально возможным.
  7. Трубу, по которой жидкая среда от насоса транспортируется в горизонтальной плоскости, желательно расположить с уклоном по отношению к месту подачи жидкости. Если же выполнить данное требование не представляется возможным, то насос следует установить как можно выше относительно поверхности земли.

При эксплуатации этого насоса была допущена разгерметизация ввода кабеля, в результате которой сгорела обмотка электродвигателя

Наиболее распространенные причины поломок

Первое, что необходимо сделать, если в работе насосного оборудования замечены неисправности, – прекратить его эксплуатацию и приступить к тщательной проверке всех узлов. Достаточно распространенной ситуацией, при которой насосному оборудованию требуется техническое обслуживание или даже ремонт, является износ сальников. Более активному протеканию процесса износа сальниковых элементов насосного оборудования может способствовать целый ряд причин:

  • неравномерное вращение и биение вала приводного электродвигателя;
  • слишком сильное затягивание болтов, которыми крепится крышка насоса (лучше всего сальники справляются с задачей уплотнения в том случае, если они достаточно увлажнены);
  • перегрев приводного электродвигателя;
  • неправильно выполненное техническое обслуживание или ремонт центробежного насоса (замена не всех уплотнительных колец и др.).

Еще одной распространенной причиной некорректной работы и даже поломки насосного оборудования является неточно выполненная центровка вала приводного электродвигателя с корпусом насоса. Последствиями в данном случае могут стать как разрушения сальниковых элементов, так и выход из строя подшипниковых узлов.

Подшипниковые узлы центробежного насоса – это элементы, требующие наиболее пристального внимания и регулярного ухода. Чтобы минимизировать риск выхода из строя таких узлов и обеспечить им наиболее оптимальные условия эксплуатации, необходимо контролировать количество смазки.

Ремонт центробежных насосов, как и любых других технических устройств, требует наличия определенных знаний и навыков. Между тем, если соблюдать руководство по выполнению такой процедуры и следовать предложенным ниже рекомендациям, то сложностей с ее осуществлением возникнуть не должно.

Специалисты, имеющие опыт работы с насосным оборудованием, рекомендуют выполнять его ремонт в следующей последовательности:

  1. Разобрать устройство и тщательно осмотреть элементы внутренней конструкции.
  2. Проверить техническое состояние ротора, выполнить замеры зазоров в посадочных узлах уплотнительных элементов.
  3. Заменить изношенные и вышедшие из строя подшипники на новые.
  4. Проверить геометрические параметры шеек вала и в случае выявления дефектов выполнить их проточку и шлифовку.
  5. После исправления всех выявленных дефектов собрать насос, проверить состояние его корпуса и правильность выполненной сборки.

По вышеописанному алгоритму выполняется плановый ремонт насосов центробежного типа, который, согласно рекомендациям производителей, следует осуществлять через каждые 4500 часов его эксплуатации.

Более сложный в техническом плане ремонт требуется насосному оборудованию после каждых 26000 часов его эксплуатации. В рамках такого ремонта с центробежными насосами осуществляют следующие действия:

  • заменяют колесо и рабочий вал;
  • заменяют кольца уплотнения корпуса насоса, распорных и прижимных втулок;
  • в отдельных случаях у секционных насосов полностью заменяют секции;
  • выполняют наплавку и расточку посадочных мест в корпусе устройства;
  • после сборки насоса осуществляют его гидравлические испытания.

Если сезонного эксплуатируемый насос оставит на зиму с влагой внутри, то весной он может заклинить. Проблема решается разборкой и очисткой

Наибольшую сложность в процессе ремонта центробежного насоса по вышеописанной схеме вызывают следующие процедуры:

  • разборка подшипниковых узлов;
  • снятие вкладышей;
  • снятие полумуфты при помощи специального съемника, идущего в комплекте с насосным оборудованием;
  • демонтаж разгрузочного диска (гидропяты);
  • снятие нажимного фланца.

При разборке центробежного насоса следует очень аккуратно снимать с вала рабочие колеса, важно не доводить их до заедания. Выполняется такая процедура по очереди с каждой секцией. В том случае, если рабочее колесо не снимается или снимается с трудом, можно его немного разогреть.

Сборка центробежного насоса – достаточно сложная процедура, в процессе которой необходимо выполнять следующие действия:

  1. проверять, насколько точно соответствуют новые детали тем, которые уже были установлены в насосе, а также чертежам ремонтируемого насосного оборудования;
  2. точно подгонять новые детали под размеры мест, в которых они будут устанавливаться;
  3. выполнять шлифовку и притирку поверхностей сопрягаемых деталей;
  4. резьбовые крепежные элементы затягивать равномерно, используя для этого динамометрический ключ, позволяющий точно контролировать прикладываемое к таким элементам усилие;
  5. при установке на вал рабочего колеса проверять точность формируемого осевого зазора;
  6. контролировать, чтобы погрешность перпендикулярности торцевой стороны разгрузочного диска при его установке не превышала 0,02 мм.

Если при эксплуатации центробежного насоса вы столкнулись с такой поломкой устройства, как разрушение рабочего колеса или корпуса, то не стоит пытаться их восстановить, используя для этого, например, сварку. Восстановленные таким образом колесо или корпус не прослужат долго и могут стать причиной еще более серьезной поломки.

Эти детали насоса, поврежденные вследствие «сухого хода», не подлежат ремонту и требуют замены

1. НАЗНАЧЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ

1.1 Насосы и агрегаты центробежные одноступенчатые типа К предназначены для подачи воды, а также чистых неагрессивных жидкостей сходных с водой по вязкости с водородным показателем (рН) от 6 до 8,5, температурой до 105 о С.
1.2 Агрегат состоит из насоса и электродвигателя, соединённых упругой муфтой и установленных на общей фундаментной раме.
1.3 Насосы, входящие в агрегат, изготавливаются по материалу проточной части из серого чугуна.
1.4 Агрегаты изготавливаются в климатическом исполнении УХЛ, категории размещения 4 по ГОСТ 15150.
1.5 По заказу потребителя агрегаты изготавливаются с одним из вариантов уменьшенного по внешнему диаметру рабочего колеса.
1.6 Агрегаты комплектуются электродвигателями АИР и др. в общепромышленном исполнении, исполнения по монтажу IМ1081, IМ1001 по ГОСТ 2479 (возможно применение монтажного исполнения IM2081, IM2001).
Номинальный режим работы двигателей S1 по ГОСТ 183. По заказу потребителей допускается комплектовать агрегат двигателями других режимов работы по ГОСТ 183.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

2.1 Технические характеристики агрегатов указаны в табл.1.
2.2 Агрегаты должны эксплуатироваться в интервале подач рабочей части характеристики указанных в приложении А.
2.3 Габаритные размеры и масса агрегатов указанных на рисунках в приложении Б. Размеры насосных частей указаны в приложении В.
2.4 Эксплуатация агрегата в режимах, отличных от рабочей части характеристики не допускается.
2.5 Смазка подшипников производится маслом заливаемым в кронштейн насоса до появления его в контрольном отверстии, расположенном на боковой стороне кронштена.

3. УСТРОИСТВО НАСОСНОГО АГРЕГАТА

3.1 Горизонтальный одноступенчатый электронасосный агрегат типа К состоит из насоса и двигателя, установленных на общей фундаментной плите. Валы насоса и двигателя соединены между собой упругой муфтой. На рис. 1 дан общий вид насосов К.
3.2 Подшипники насосов смазываются в маслом заливаемым в кронштейн.
3.3 Уплотнение вала обеспечивается сальниковой набивкой или торцовым уплотнением.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1 Электронасосные агрегаты (насосы) должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.2.003.
4.2 На видном месте насоса стрелкой, окрашенной в красный цвет, должно быть обозначено направление вращения вала.
4.3 Муфта соединяющая валы насоса и электродвигателя, должна иметь защитное ограждение, окрашенное в красный цвет.
4.4 Запрещается поднимать электронасосный агрегат за рым-болт электродвигателя или за вал насоса. Электронасосный агрегат следует поднимать только согласно схеме строповки, которая указана на габаритном чертеже (приложение А).
4.5 При работе агрегата все вращающиеся части агрегата должны быть ограждены.
4.6 Работа электронасосного агрегата без запорной арматуры на линиях всасывания и нагнетания не допускается.
4.7 При эксплуатации агрегат должен быть заземлён. Заземление - по ГОСТ 12.1.030, ПУЭ (Глава 1.7).
4.8 Пуск агрегата без предварительного заполнения его перекачиваемой жидкостью не допускается.
4.9 Детали агрегата работающие под давлением, должны подвергаться испытаниям на прочность, плотность материала и герметичность соединений. Пробное давление должно быть не менее Р=1,5 Рр (где Рр - рабочее давление).
4.10 Пуск насоса должен осуществляться при закрытой задвижке на нагнетании. Время работы насоса при закрытой задвижке не должно превышать 1,5 минуты.
4.11 Необходимо регулярно контролировать утечку перекачиваемой жидкости через уплотнение. В случае обнаружения утечек, более допустимых, немедленно остановить насосный агрегат и устранить неисправность.
4.12 На рабочих местах в производственных помещениях при эксплуатации электронасосных агрегатов должны быть, при необходимости, предусмотрены меры по снижению шума и вибрации в соответствии с ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.012 и ГОСТ 12.4.051.
4.13 К монтажу и эксплуатации электронасосных агрегатов должны допускаться только квалифицированные механики и слесаря, знающие конструкцию агрегатов и обладающие опытом по обслуживанию, ремонту и проверке эксплуатируемых агрегатов, а также сдавшие экзамен на право монтажа и обслуживания данного оборудования.

5. ПОДГОТОВКА ИЗДЕЛИЯ К РАБОТЕ

5.1 После доставки электронасосного агрегата на место монтажа следует убедиться в комплектности агрегата, сохранности гарантийных пломб.
Изделие необходимо тщательно осмотреть, чтобы убедиться в отсутствии повреждений, полученных при транспортировании и хранении.
5.2 Место установки агрегата должно удовлетворять следующим требованиям:

а) необходимо обеспечить свободное простанство к насосу для его обслуживания во время эксплуатации;
б) всасывающий и напорный трубопроводы должны быть закреплены на отдельных опорах. Передача нагрузок от трубопроводов на фланцы насосов не допускается;
в) для обеспечения безкавитационной работы насоса всасывающий трубопровод должен быть, по возможности, коротким и прямым;
г) на напорном трубопроводе должен быть установлен обратный клапан и запорная арматура. Обратный клапан должен быть установлен между запорной арматурой и насосом;
д) на всасывании и нагнетании насоса должны быть установлены приборы, обеспечивающие измерение давления перекачиваемой жидкости;
е) к узлу уплотнения вала должен быть выполнен подвод жидкости. Для отвода утечек из насоса должен быть проложен дренажный трубопровод. На линии подвода затворной жидкости должен быть установлен прибор для измерения давления и вентиль (до прибора, если смотреть в направлении течения жидкости);
ж) на напорном трубопроводе перед запорной арматурой установить вентиль для удаления воздуха.
5.3 Расконсервация проточной части насоса обязательна только в том случае, если недопустимо попадание консервационного состава в перекачиваемую жидкость, и проводится промывкой полости насоса бензином или уайт-спиритом. В остальных случаях расконсервация насоса не обязательна.
5.4 Агрегат следует установить на фундамент, обеспечив горизонтальность установки, и, после застывания раствора, произвести обязательную затяжку фундаментных болтов.
5.5 К агрегату подсоедините всасывающий и напорный трубопроводы. Допускаемая непараллельность фланцев не более 0,15 мм на длине 100 мм. Запрещается устранять перекос фланцев затяжкой болтов или установкой косых прокладок.
5.6 Смонтированные системы испытайте на герметичность и прочность пробным давлением по ГОСТ 356.
5.7 Проверить центровку насосного агрегата (при необходимости отцентровать), несоосность не должна превышать 0,08 мм для частоты вращения вала 750 - 1500 об/мин и 0,06 мм для частоты вращения 1500 - 2900 об/мин. Точность центровки проверить прикладыванием поверочной линейки к наружным диаметрам муфты в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
5.8 Подключите систему электропитания и пробным пуском проверьте направление вращения. Направление вращения насоса указано стрелкой на корпусе.
5.9 В цепи питания приводного двигателя должна быть выполнена защита от перегрузок.
5.10 Проверьте действие запорной арматуры трубопроводов и кранов приборов. Исходное положение запорной арматуры и кранов перед пуском - закрытое.
5.12 Пуск насоса, работающего под заливом, производится в следующем порядке:

б) открыть запорную арматуру на всасывании и заполнить насос перекачиваемой жидкостью, удалив из него воздух через вентиль, установленный на напорном трубопроводе;
в) включить двигатель в работу;
г) открыть манометр на напорном трубопроводе;
д) после создания насосом напора постепенно открыть запорную арматуру на напорном трубопроводе и установить заданный режим работы.
ВНИМАНИЕ: РАБОТА ПРИ ЗАКРЫТОЙ АРМАТУРЕ БОЛЕЕ 2-х МИНУТ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

5.13 Пуск насоса, работающего с разрежением на всасывании:

а) подать затворную жидкость в уплотнение, отрегулировать её подачу и давление;
б) открыть задвижку на всасывании, залить насос и всасывающий трубопровод перекачиваемой жидкостью через штуцер, установленный на трубопроводе непосредственно за насосом.
На всасывающем трубопроводе при этом должен быть установлен обратный клапан. Последующие операции производить в соответствии с пунктами ""в"", ""г"", ""д"" раздела 6.12.
5.14 Остановка насоса:
а) плавно закрыть запорную арматуру на напорном трубопроводе;
б) выключить электродвигатель;
в) закрыть запорную арматуру на всасывании;
г) при длительной остановке слить перекачиваемую жидкость из корпуса насоса;
д) при длительной остановке прекратить подачу затворной жидкости.

6. ПОРЯДОК РАБОТЫ

6.1 Осуществите пуск насоса согласно п.п. 6.13 и 6.14 и, задвижкой на напорном трубопроводе, установите рабочий режим.
6.2 Во время работы необходимо следить за показаниями приборов, за подачей затворной жидкости, а также за нагревом подшипников и за уровнем смазки. Резкие колебания стрелок приборов, а также шум и вибрация характеризуют ненормальную работу насосов. В этом случае остановите насос и устраните неисправности.
6.3 По окончании работы остановите насос согласно п.6.14. При кратковременных перерывах не прекращайте подачу затворной жидкости в уплотнение насоса.

7. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

7.1 Предусматриваются следующие виды технического обслуживания:
- повседневное, периодическое (не реже 1 раза в 3 месяца).
7.2 В процессе эксплуатации по мере необходимости следует производить замену быстроизнашивающиеся деталей.
7.3 После выработки установленного ресурса произвести капитальный ремонт насоса.

Характерные неисправности и методы их устранения.

Наименование неисправности, проявление, признаки

Возможная причина

Способ устранения

Консольный насос при пуске не развивает напора. Стрелки манометра и вакууметра сильно колеблются. - насос недостаточно залит перекачиваемой жидкостью; - понизился ниже допустимого уровень жидкости на всасывании, на всасывающем трубопроводе имеется подсос воздуха; - увеличилось сопротивление всасывающей линии вследствии засорения. - полностью залить насос. - проверить уровень жидкости в емкости, проверить герметичность всасывающей линии и произвести подтяжку соединений; - проверить и очистить всасывающую линию.

Консольный насос не обеспечивает нормальный расход в рабочей части характеристики.

- обратное направление вращения ротора; - большое сопротивление в напорном трубопроводе; - износилось рабочее колесо или засорилась проточная часть насоса. - проверить направление вращения электродвигателя; - увеличить открытие задвижки на линии нагнетания; - заменить рабочее колесо или очистить проточную часть насоса.

Насосный агрегат не обеспечивает требуемый напор.

- засорение каналов проточной части насоса; - увеличены или неодинаковые зазоры между корпусом и рабочим колесом; - подача больше допустимой; - снижение скорости вращения. - очистить проточную часть насоса; - разобрать насос проверить зазоры; - увеличить сопротивление напорной линии; - проверить электродвигатель.

Повышенная утечка через сальниковое или торцовое уплотнение.

- повышенное давление затворной жидкости; - износ трущейся пары уплотнения, износ уплотнительных колец сальниковой набивки; - давление на входе в насос выше допустимого. - проверить и отрегулировать подачу затворной жидкости; - разобрать уплотнение заменить детали; - отрегулировать давление на входе в насос.

Перегрузка электродвигателя насосного агрегата.

- подача выше расчетной и напор ниже расчетного; - механические трения или повреждения в насосе. - прикрыть напорную задвижку; - проверить насос.
Перегрев подшипников. - нарушение центровки вала насоса с валом электродвигателя; - подшипники недостаточно или чрезмерно смазаны. - проверить и исправить центровку валов; - проверить смазку подшипников.

Повышенный шум и вибрация насоса.

- насос работает в кавитационном режиме; - недостаточная жесткость крепления насоса, электродвигателя; - механические повреждения в насосе, задевания вращающихся деталей о неподвижные, износ подшипников; - нарушение центровки валов насоса и электродвигателя. - прикрыть задвижку на нагнетании, повысить давление на входе в насос. - произвести подтяжку крепления насоса, электродвигателя, трубопроводов. - устранить механические повреждения, заменить подшипники; - проверить и отцентрировать валы.

Установка циркуляционного насоса в жилищах с индивидуальной системой обогрева обеспечивает равномерное и качественное распределение тепла по всем помещениям дома.

В замкнутых отопительных системах требуется принудительная циркуляция горячей воды. Эту функцию выполняют циркуляционные насосы, которые состоят из металлического мотора либо ротора, присоединенного к корпусу, изготавливаемого чаще всего из нержавеющей стали. Выброс теплоносителя обеспечивается крыльчаткой. Она располагается на валу ротора. Вся эта система приводится в действие электрическим двигателем.

Циркуляционный насос

Также в конструкции описываемых установок имеются следующие элементы:

  • запорный и обратный клапаны;
  • проточная часть (обычно ее делают из бронзового сплава);
  • термостат (он предохраняет насос от перегрева и обеспечивает экономичное функционирование устройства);
  • таймер работы;
  • разъем (штекерный).

Насос при монтаже в систему отопления производит втягивание воды, а затем ее подачу за счет центробежной силы в трубопровод. Указанная сила образуется тогда, когда крыльчатка производит вращательные движения. Циркуляционный насос будет работать эффективно только при условии, что создаваемый им напор без затруднений справляется с сопротивлением (гидравлическим) различных компонентов системы обогрева (радиатора, непосредственно трубопровода).

В систему отопления частного дома можно смонтировать различные циркуляционные агрегаты. Их делят на две большие группы. Циркуляционный насос может быть «сухим» либо «мокрым». При монтаже аппаратов первого типа своими руками следует учитывать, что их мотор отделен от рабочей части кольцами-уплотнителями. Делаются они из нержавейки. Во время запуска установки начинается процесс движения этих колец, что приводит к герметизации соединения водяной (очень тонкой) пленкой. Последняя находится между уплотнителями.

Циркуляционная насосная установка

Качественная герметизация в данном случае обеспечивается благодаря тому, что давление во внешней атмосфере и в самой системе отопления характеризуется разными показателями. «Сухой» насос при работе издает достаточно громкие звуки. В связи с этим его установка всегда производится в специально звукоизолированном отдельном помещении частного дома. Показатель полезного действия такого циркуляционного агрегата находится на уровне 80 %.

Существует три типа «сухих» аппаратов для подключения к системе отопления: горизонтальные, вертикальные, блочные. Электрический мотор в агрегатах первого типа размещается по горизонтали. Нагнетательный патрубок крепится в них на корпусе аппарата, а всасывающий – на валу (на лицевой его стороне). В вертикальных установках патрубки находятся на одной оси. А двигатель в этом случае располагается вертикально. В блочных циркуляционных агрегатах нагретая вода выходит радиально, а поступает в систему по осевому направлению.

Уход за «сухим» агрегатом объективно сложный. Его элементы требуется регулярно смазывать специальным составом. Если этого не делать, торцевые уплотнители быстро выйдут из строя, что приведет к остановке насоса. Кроме того, в частном доме «сухие» аппараты следует размещать в комнатах, где нет пыли. Ее завихрения при работе оборудования нередко становятся причиной разгерметизации насоса.

В «мокрых» агрегатах функцию смазки выполняет сам теплоноситель. Крыльчатка и ротор таких установок погружены в воду. «Мокрые» аппараты намного менее шумные, их проще смонтировать своими руками. Да и их техническое обслуживание более простое по сравнению с «сухими» насосами.

Корпус «мокрой» установки, как правило, делают из латуни либо бронзы. Между статором и ротором обязательно имеется особый разделитель из нержавейки. Его называют стаканом. Он необходим для придания требуемой герметичности двигателю (точнее его элементам, находящимся под электрическим напряжением). Именно «мокрые» агрегаты чаще всего монтируют в частном доме в систему отопления.

Они неплохо справляются с задачей по обогреву относительно небольших площадей. Для крупных объектов такие аппараты не годятся, так как их производительность обычно не превышает 50 %. Малый КПД «мокрых» установок обусловлен невозможностью качественной герметизации стакана, размещенного между статором и ротором.

Ключевым показателем, определяющим эффективность работы циркуляционного насоса, является его мощность. Для бытовой системы отопления не нужно пытаться приобрести самую высокомощную установку. Она будет лишь сильно гудеть и впустую расходовать электричество.

Монтированный циркуляционный насос

  • показатель напора горячей воды;
  • сечение труб;
  • производительность и пропускная способность нагревательного котла;
  • температура теплоносителя.

Расход горячей воды определяется просто. Он равняется показателю мощности отопительного агрегата. Если у вас, например, стоит на 20 кВт, воды за час будет расходоваться не более 20 л. Напор циркуляционного агрегата для системы отопления на каждые 10 м труб составляет около 50 см. Чем длиннее трубопровод, тем более мощный насос нужно приобретать. Здесь сразу стоит обращать внимание и на толщину трубных изделий. Сопротивление перемещению воды в системе будет более сильным, если вы монтируете малые по сечению трубы.

В трубопроводах диаметром полдюйма расход теплоносителя составляет 5,7 л за минуту при общепринятой (1,5 м/с) скорости перемещения воды, диаметром 1 дюйм – 30 л. А вот для труб сечением 2 дюйма расход будет уже на уровне 170 л. Всегда подбирайте диаметр труб таким образом, чтобы вам не пришлось переплачивать лишних денег за энергоресурсы.

Расход непосредственно насоса определяется следующим соотношением: N/t2-t1. Под t1 в этой формуле понимают температуру воды в оборотных трубах (обычно она равняется 65–70 °С), под t2 – температуру, которую обеспечивает агрегат отопления (не менее 90°). А литерой N обозначается мощность котла (это значение имеется в паспорте оборудования). Напор насоса устанавливается по принятым в нашей стране и Европе стандартам. Считается, что 1 кВт мощности циркуляционного агрегата вполне достаточно для качественного обогрева 1 квадрата площади частного жилища.

Установка циркуляционных насосов производится двумя способами. Первая схема подключения агрегата – двухтрубная. Такой способ подключения описывается высоким перепадом температур в системе и переменным расходом теплоносителя. Вторая схема – однотрубная. В этом случае перепад температур в будет незначительным, а расход носителя постоянным.

Установленный циркуляционный насос

Подключение насоса своими руками выполняют по инструкции, которая прилагается к агрегату. В ней указывается и порядок монтажа функциональной арматурной цепочки. Перед установкой насоса не забудьте слить из системы всю воду. Нередко возникает необходимость и в ее очистке. В период эксплуатации отопительного котла на внутренних поверхностях труб собирается немало мусора, который ухудшает технические показатели системы.

Специалисты советуют размещать циркуляционную установку перед котлом – на обратке. Делается это для того, чтобы исключить риск закипания отопительной системы открытого типа из-за вакуума, который создается при монтаже насоса на подаче. Кроме того, если вы установите циркуляционный агрегат на обратке, безаварийная его эксплуатация будет существенно увеличена благодаря тому, что он станет функционировать при пониженных температурах.

Сама процедура установки насоса выглядит так:

  1. Делаете обвод (на профессиональном сленге – байпас) на участке, где будет размещаться насос. Диаметр байпаса всегда берется немного меньшим по сравнению с сечением основной трубы.
  2. Монтируете (строго по горизонтали) вал насосного устройства, сверху размещаете клеммную коробку.
  3. Ставите краны (шаровые) с обеих сторон насоса.
  4. Устанавливаете фильтр. Без этого приспособления эксплуатировать оборудование не рекомендуется.
  5. Размещаете автоматический (как вариант – ручной) выпускной клапан над обводной линией. Это устройство позволит вам осуществлять прочистку воздушных пробок, регулярно образующихся в системе.

Далее на участке входа-выхода циркуляционного агрегата ставится арматура (запорная). Для открытой системы отопления дополнительно необходим расширительный бачок (в закрытых комплексах не ставится). Финальный этап монтажных работ – обработка хорошим герметиком всех без исключения узлов соединения различных элементов системы.

Инструкция по обслуживанию центробежных насосов


1. Общая часть.

1.1. Ответственным за эксплуатацию центробежных насосов является механик (мастер) цеха.

1.2. Ответственным за своевременный и качественный ремонт, согласно графика планово-предупредительного ремонта и заполнение журнала наработки часов является механик цеха.

1.3. Ответственным за эксплуатацию центробежных насосов в сменах является оператор.

1.4. На все центробежные насосы должны быть заведены по установленной форме паспорта, журналы ремонта, эксплуатации и наработки часов, график ППР и план помещения с нанесением на нем насосов и трубопроводов.

1.5. Всем центробежным насосам должен быть присвоен порядковый номер. Номер наносится яркой, несмываемой краской на корпус насоса и эл.двигатель, а также у пускового устройства насоса.

1.6. К обслуживанию насосов допускаются лица прошедшие курс обучения и сдавшие экзамен.

2. Подготовка к пуску.

2.1. Насосы содержат в чистоте и исправности. Перед пуском убедиться в отсутствии посторонних предметов на насосе и эл.двигателе. Проверить наличие заземления эл.двигателя, исправность манометров.

2.2. Проверить, нет ли «заеданий» в насосе (проверяется проворачиванием вала за муфту).

2.3. Проверить, хорошо ли набит сальник.

2.4. Проверить наличие и крепление ограждений муфты и вентилятора эл.двигателя.

3. Пуск насоса.

3.1. Закрыть задвижку на нагнетательном трубопроводе.

3.2. Открыть задвижку на приемном трубопроводе.

3.3. Включить эл.двигатель и убедиться в правильном направлении вращения вала.

3.4. После того как на манометре от нагнетательной линии насоса поднимается давление,

медленно открыть задвижку на нагнетательном трубопроводе.

Примечание: Во избежание перегрева насоса нельзя долго (более пяти минут) работать при закрытой задвижке на нагнетательном трубопроводе.

4. Работа насоса.

4.1. Во время работы насоса следить за температурой подшипников и за температурой эл.двигателя.

4.2. Следить за состоянием сальника (сальник в нормальном режиме не должен пропускать более 10-15 капель в минуту).

4.3. Следить за показаниями манометров.

4.4. Насос остановить, если:

а) температура эл.двигателя превышает 80 С;

б) наблюдается значительное превышение температуры корпуса насоса по сравнению с температурой перекачиваемой жидкости;

в) температура подшипников превышает 70 С;

г) значительная утечка жидкости через сальник;

д) появление дыма из сальника или эл.двигателя;

е) повышение шума и вибрации в насосе, муфте сцепления и эл.двигателе;

ж) значительное падение давления при закрытой задвижке на нагнетательном трубопроводе.

5. Остановка насоса.

5.1. Закрыть задвижку на нагнетательном трубопроводе насоса.

5.2. Выключить эл.двигатель.

5.3. В неотапливаемом помещении в холодное время года слить воду из корпуса насоса и трубопроводов.

6.1. Работа насоса при отсутствии ограждения соединительной муфты и вентилятора эл.двигателя.

6.2. При отсутствии заземления эл.двигателя.

6.3. При неисправном сальнике насоса.

6.4. При неисправных манометрах.

6.5. Производить уборку и подтягивать сальник на работающем насосе.

О всех неисправностях насоса ставить в известность механика и записывать в журнале

«Прием и сдача смены».

Разработал

Последние материалы раздела:

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...

Плов из говядины пошаговый рецепт
Плов из говядины пошаговый рецепт

Интересует, как правильно приготовить плов из говядины? Сегодня это любимое блюдо в каждой семье. Часто можно встретить рецепты узбекского или...

Гадания думает ли он. Гадания на картах
Гадания думает ли он. Гадания на картах

ПОДЕЛИЛИСЬ Когда мы влюблены, то часто вспоминаем объект своей симпатии и, естественно, нам становится интересно, взаимно ли наше чувство и что...