Митрополит Корнилий (Попов). Корнилий, епископ Волгодонский и Сальский (Синяев Владимир Александрович)

Архиепископ Свердловский и Ирбитский Корнилий (Соболев Гавриил Гавриилович) родился в 1880 году под городом Выборгом в семье священника. Он окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию и Санкт-Пертербургскую Духовную Академию. В 1902 году он принял монашеский постриг с наречением имени Корнилий, через год стал иеромонахом. Иеромонах Корнилий подвизался в Урмийской духовной миссии в Персии, был преподавателем Тифлисской духовной семинарии, инспектором Санкт- Петербургской духовной семинарии, ректором Тульской духовной семинарии. В 1911 году его возвели в сан архимандрита. 17(30) сентября 1917 года в Туле состоялось рукоположение архимандрита Корнилия во епископа Каширского.

2 февраля 1918 г. состоялся не разрешенный властями крестный ход в Туле. Шествие двинулось из кремля, впереди несли икону Казанской Божией Матери, а перед иконой шел старик-рабочий с крестом в руках. Красногвардейцы стреляли из пулеметов, на мостовой остались десятки раненых и 13 человек убитых. Среди раненых был и епископ Каширский Корнилий (Соболев)|1|.

В 1920 году он епископ Новосильский, викарий Тульской епархии,

в 1921-1926 годы - епископ Вязниковский. В 1923 году владыка Корнилий был арестован и сослан на три года в Зырянский край.

После окончания срока этой ссылки, в 1926-1933 годы - владыка именуется епископом Свердловским и Ирбитским. В это время правящим епископом он был только номинально, т.к. практически все время провел в ссылке и концлагере. Владыка Корнилий был опять арестован, заключен на Соловках, затем отправлен на поселение в Казанскую область. 16 апреля 1933 года владыка скончался. По слухам он был убит человеком, доставлявшим ему рыбу. Оставшись ночевать, этот человек ночью зарезал (тяжело ранил) архиепископа в целях ограбления. После этого архиепископ провел в мучениях еще несколько дней и умер в первый день св. Пасхи.

Вот как описывает кончину архиепископа Корнилия в своих докладных записках владыка Иоанн, епископ Рыбинский:

Р А П О Р Т

Настоящим почтительнейше имею долг сообщить Вашему Высокопреосвященству, что Архиепископ Свердловский Корнилий (Соболев) сего года 16 апреля, в первый день Святой Пасхи, волею Божию, как истинный христианин и архипастырь, скончался. Отпетие, по чину пасхальному, было мною совершено с 6 протоиереями и иереями в доме, в его квартире, погребен на общественном кладбище, в ряду преждепочивших: одного протоиерея, 2-х иереев и 1 иеромонаха, проживавших в селении Тымском Каргосокского района Нарымского округа Западно-Сибирского края в качестве высланных из Российских пределов.

Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Заместителю Патриаршего Местоблюстителя Митрополиту Сергию, Нижегородскому

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

Смерть архиепископа Свердловского Корнилия произвела удручающее впечатление не только на лиц духовного звания, обитающих в селе Тымске в качестве ссыльных в большом количестве (нас духовных, как ныне называют "культслужителей", свыше 100 человек), но и на все население, которых насчитывается около 90 хозяйств, или домов, потому что причина смерти было "мученичество".

Владыка Корнилий, стоявший строго на канонических правилах святоотеческих, был истый архиепископ как сам к себе лично, так и по отношению других протоиереев и иереев. Был прост, доступен для всех, грядущих к нему за советами не отвергал, а всегда и во всех недоумениях был советник благий, руководитель и неусыпный молитвенник. Будучи сам хорошо осведомленный в законодательных правилах, в учении святоотеческих руководствах к пониманию священного писания и всего, что ведет ко спасению, он был незаменимый собеседник со всеми к нему обращающимися. Он не брал на себя роль правящего, но как руководитель указывал пути, какими должны воссоединяться отпавшие и заблудившиеся по тем или иным причинам от истинной православной церкви.

Были у него и особоприближенные - это его духовник, простой, многоученый и великий, можно назвать подвижник, а другой - кафедральный протоиерей г. Златоуста о. Гавриил Серженко, начитанный и довольно развитый труженик на ниве Христовой. Но как часто бывает, где развивается добродетель, там и не дремлет злоба. Были и враги у архиепископа Корнилия и упрекали его, что де он, будто бы, берет роль правящего над духовенством села Тымского: одних запрещает в священнослужении, а других прощает, принесших покаяние духовнику, по его, архиепископа Корнилия, указанию, что будто бы один смельчак запрашивал канцелярию Священного Синода, что при Вашем Высокопреосвященстве.

Владыка Корнилий знал, что делал, он был только советчик, но в административную роль правящего не вторгался. Словом был мудр, строг к себе, что требовал и от лиц, обращавшихся к нему и желавших быть с ним в молитвенном общении. Но не это сократило жизнь Владыки и причинило ему мученическую кончину. Как я сказал выше, что Владыка не уклонялся от грядущих к нему, а шли к нему не только за советами, но шли и за получением милостыни. Архиепископ был щедродатель, вследствие чего прослыл за богатого. Это щедродательность и погубила его.

Под видом просителя милостыни к Владыке вечерней порой пробрался "злодей", очевидно, раньше пользовавшийся подачками милостивца, но это все казалось ему, очевидно, мало, а захотел разбогатеть разом и, как видно, войдя в квартиру Владыки, накинулся на него с ножем и нанес ему более 8 ран в лицо и голову. Две раны, как оказалось потом, были с проломом черепа. Владыка упал без чувств, "злодей", очевидно, предполагал, что окончательно покончил с ним, обшарил карманы, захватил один чемодан с ценными вещами и скрылся.

Стук падения тела произвел смущение в отделении хозяев, они поторопились выйти из своего помещения, увидели непорядок и темноту в квартире, наружная дверь была отворена, побежали известить приближенного Владыке протоиерея Серженко, который имел свою квартиру недалеко от квартиры Владыки. В это время Владыка, очевидно, пришел в сознание и запер квартиру, так что когда о. Серженко пришел, то стучал в квартиру. Это передавал протоиерей о. Гавриил, но Владыка, окликнув: "кто это", - не хотел принимать его, ответил, что он споткнулся в потемках и ничего более. Но о. Серженко, предчувствуя неладное, не ушел, а остался на половине хозяйки.

Владыка последнее время, около месяца, или более, жил в квартире один, а днем к нему приходили помогать готовить пищу, топить печку и носить воду и дрова. Так вот, через полчаса, или менее, Владыка через стену попросил позвать о. Серженко, который незамедлил явиться, а за это время был и другой помощник приглашен. По их рассказам, лицо Владыки было все залито кровью, на полу была лужа крови. О. Серженко пришел в ужас и спросил: «Вы, Владыко, видите-ли? Ведь Ваши глаза-то залиты кровью?!» Тотчас послали за фельдшером - врача в Тымске нет, а есть в Каргоске, в районе, более 60 верстах расстоянии. Была сделана перевязка, промывка, все это наскоро, вот и не могли досмотреть проломы черепной кости, очевидно, через них проникла кровь на мозговую оболочку и она-то и причинила смерть Владыке. Сам Владыка переносил страдания терпеливо, ни единого стона, когда зашивали раны, осматривали и промывали их, разве едва-едва жаловался на боль в голове. Температура все время была повышенной.

Во все время болезни до смерти почти, сам Владыка ходил, конечно при провожатом, на перевязку, сам на Вербное и первые дни Страстной седьмицы совершал на дому богослужение, а в Великий Четверток Литургию и вечером Стояние, читал 12 Евангелий и канон трипеснца. Можно предполагать, какие страдания переносил, бодрился и говорил, что-де он боли не ощущает, а у самого голова была залита кровью. И только в Великий Пяток температура повысилась так сильно, и к вечеру лишился сознания и перестал говорить, и уже не говорил до смерти. Таким образом почти месяц страдал и за это время несколько раз исповедовался. Духовник часто просиживал у его постели, и они вели душеспасительную беседу.

Преступник был схвачен наутро после злодейства. На допросе Владыка отказался обвинять его в чем бы то ни было, и следователь только потому вел следствие, что у злодея были отобраны вещи Владыки, и тогда только Владыка отчасти рассказал, как было дело. Преступник, как передавали, приговорен к высшей мере наказания, так как уже не первое подобное злодеяние им совершено в короткое время.

На всю жизнь останется памятным мученическая кончина Владыки, его твердость и терпеливое перенесение страданий. Все не только духовные, но и граждане удивляются великой духовной мощности и силе духовной Владыки. Память ему вечная и да упокоит душу его Господь Бог в селении праведных.

Источники

1.Владислав Цыпин ИСТОРИЯ РУССКИЙ ЦЕРКВИ 917-1997- М., Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997 - 831 с.

2.pstgu.ru

Исполнилось 90 лет. Дата впечатляющая: владыка Корнилий, старейший из митрополитов Русской Православной Церкви, не находится на покое, а продолжает управлять вверенной ему Церковью, сохраняя в ней мир и согласие, несмотря на серьезные вызовы извне. Вся жизнь митрополита была посвящена служению Христу и Его Церкви. На этом пути всегда есть трудности и беды – владыка Корнилий познакомился с ними с детства.

Недавно таллинский режиссер Олег Беседин снял фильм «Дорога к Богу», рассказывающий о жизни митрополита Корнилия. Мы беседуем с Олегом Александровичем как о фильме, так и – по большей части – о его главном герое.

90-летняя молодость

– Олег, чем именно владыка Корнилий так привлек твое внимание, светского вообще-то режиссера?

– Ну, «светский» – это не обязательно «советский» или «атеистический». Этот фильм я начал снимать еще три года назад. Сначала мы хотели рассказать историю митрополита Корнилия, просто записывая его интервью. Записали много: получилось больше 20 часов интервью с владыкой. Рассказывая о своей жизни, митрополит рассказал и об истории Православия в Прибалтике, обо всех архиереях, с которыми он был знаком, служил с ними вместе, о довоенной и военной жизни в Эстонии, о советском периоде, о тех гонениях, которые были в хрущевское время, о своем заключении в лагере, о том, как он попал туда из Вологды, о преследованиях христиан, об издевательствах над ними, о возрождении церковной жизни и многом другом.

И когда владыке Корнилию исполнилось 90 лет, мы посчитали, что будет совершенно справедливым, если мы сделаем полноценный фильм о самом старшем в Русской Православной Церкви митрополите, который возглавляет Эстонскую Церковь. Владыка Корнилий – это человек удивительной судьбы, человек, который всю свою жизнь был с Богом. С младенчества он воспитывался в Православии – его родители уделяли этому, пожалуй, главное внимание. Владыка Корнилий обладает прекрасным чувством юмора: беседуя с ним, понимаешь, что молодость он ничуть не утратил в свои девяносто. Интересно получается: человеку 90 лет, а он молодой. Хотя молодой по-особому все-таки: его слово метко и веско, он столько пережил, что иначе и быть не может.

«Нормальные христианские чудеса»

– Владыка Корнилий рассказывал о своем детстве в Эстонии?

– Да, конечно. Еще мальчиком Вячеслав Якобс (мирское имя владыки) с отцом Михаилом Ридигером, батюшкой будущего , ходил по концентрационным лагерям, находившимся в Эстонии, и помогал нашим военнопленным. Отец Михаил Ридигер исповедовал, причащал русских солдат, всячески помогал им. Вообще о том, как православные священники в Эстонии спасали пленных русских солдат, можно сделать отдельный фильм.

Таких случаев – я бы назвал их «нормальными чудесами, естественными для христианства», – в жизни владыки Корнилия много.

На Александро-Невском кладбище был храм, в один из дней 1944 года там шла служба, там же находился и отец Вячеслав, будущий митрополит. Неожиданно ему передали, что ему необходимо срочно пойти к такому-то человеку – нужно было, кажется, исповедовать больного прихожанина. Отец Вячеслав быстро собрался и пошел к больному, и через несколько минут Таллин подвергся бомбардировке, в которой кладбищенский храм был разрушен, и все находившиеся там люди погибли. А только священников там было 14 человек… Потом на пепелище церкви была найдена икона святого благоверного князя Александра Невского, абсолютно не пострадавшая, – отец Вячеслав сохранил ее, сейчас она находится в таллинской Казанской церкви. Таких случаев – я бы назвал их «нормальными чудесами, естественными для христианства», – в жизни владыки Корнилия много, и они свидетельствуют, на мой взгляд, о благом Промысле Божием – не только в жизни владыки, но и в возглавляемой им сейчас Эстонской Церкви.

«У них Православие в крови»

– С 1951 по 1957 год отец Вячеслав Якобс служил в Вологодской епархии. Служение в северных российских пределах закончилось для него новым испытанием – заключением. Об этом в фильме тоже рассказывается?

– Судьба владыки складывалась так, что он служил и здесь, в , потом, в 1950-х годах, переехал служить в Вологду – с этим городом у него связаны, пожалуй, одни из самых ярких и добрых воспоминаний. Он много рассказывал о том, какие замечательные люди там жили, он называл Православие органичным для северных русских людей. Рассказывал и о том, как ему приходилось пешком ходить по деревням и селам Вологодчины, совершать требы, иногда и тайно крестить, об их гостеприимстве и истовости в христианстве.

Судьба была к нему довольно жестокой: за веру он попал в заключение. Причем сначала ему дали максимум по «его» статье: 15 лет. Но адвокатам удалось сократить срок заключения до 10 лет, а потом, в результате изменений в советском государстве и смягчения гонений на христиан, он вышел на свободу через три года. Выйдя из лагеря, он вернулся в Таллин.

«Компенсация» не по адресу

– В фильме дочь владыки рассказывает о забавном эпизоде: отец Вячеслав подал телеграмму о своем приезде, и на вокзале встречать его собрался узкий круг людей. Оказалось, что в одном с ним поезде ехал и какой-то крупный советский чин – того встречали с цветами и оркестром на перроне. Священник выходит из вагона – за плечами лагерь, следствие – и слышит торжественную музыку, приветствия радостной толпы, видит цветы, плакаты. Невесело смеясь, посчитали это своеобразной «компенсацией» от советской власти за «некоторые бытовые неудобства» в жизни и уехали поскорее домой.

Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница", Таллинн

Спокойное эстонское чудо

– Недавно в Таллине был построен новый православный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница». Почему именно такое посвящение?

Антиквар сказал, что у него есть нечто интересное, и показал… спасенную из храма подворья Пюхтицкого монастыря икону Божией Матери «Скоропослушница».

– Во время хрущевских гонений в Таллине был разрушен дивный храм подворья Пюхтицкого монастыря. И тут было еще одно «естественное чудо»: отец Вячеслав, зайдя просто так, из интереса, в антикварную лавку в Тарту, разговорился с продавцом-эстонцем. Тот ему сказал, что у него есть что-то, что, может быть, заинтересует священника, и показал ему спасенную из этого храма . Священник обомлел. Взяв символическую цену за икону, эстонец тщательно упаковал ее, чтобы все думали, что это картина, и отдал отцу Вячеславу. Долгое время икона хранилась дома в семье Якобсов; опасаясь очередных гонений, ее тщательно скрывали. Но раз в неделю перед иконой проходили частные молебны, на которых были только близкие друзья и родственники. С этой иконой связано и возведение в таллинском районе Ласнамяэ нового храма – владыка передал ее в этот храм, освященный в прошлом году Святейшим Патриархом Кириллом. А сам храм и построен в честь иконы Богородицы «Скоропослушница» – десятки тысяч православных со всей Эстонии приходят, приезжают сюда.

Верность

Эстонские власти обещали митрополиту многое, если он возглавит отделенную от Москвы церковь, но владыка Корнилий остался верен Московскому Патриархату.

– О заслугах митрополита Корнилия можно говорить долго, но, во-первых, это действительно займет много времени, а во-вторых, он сам очень не любит, когда звучат такие хвалебные речи.

– Тем не менее, и тут уж пусть владыка потерпит, нужно сказать, что одной из самых главных его заслуг можно смело назвать его верность Русской Православной Церкви. Несмотря на все эти политические, экономические изменения, приведшие к распаду большой страны, он остался верен матери-Церкви, Московскому Патриархату. Когда пришла бумага из Москвы, что епископ Корнилий становится митрополитом, то к владыке немедленно пришли из правительства Эстонии с предложением возглавить Эстонскую Православную Церковь, но не подчиняющуюся Москве. То есть ту, что сегодня подчиняется Константинопольскому Патриархату. В этом случае обещали всякое содействие: и материальную поддержку от государства, и передачу в собственность всех храмов (сейчас Православная Церковь их арендует), естественно, и моральную поддержку от правительства, что очень существенно в такой стране, как Эстония. Знающий эстонские традиции, владеющий эстонским языком, пользующийся доверием, влиянием и уважением в обществе, митрополит Корнилий остался верен Московскому Патриархату. Избежав того страшного раскола, который произошел на Украине после «перестройки» и после неугодных Филарету Денисенко выборов Патриарха Московского и всея Руси. А владыка не побоялся неизбежных трудностей – материальных и психологических – и сохранил лучшие традиции Русской Церкви в Эстонии. Эти традиции, кстати, как замечают многие приезжающие из России, были бы очень полезны, если бы на них обращали больше внимания и в самой России. Митрополит, повторюсь, очень скромный человек, непритязательный. Ну, например, он живет не в каких-нибудь там архиерейских хоромах-резиденциях, а в двухкомнатной квартире в Ласнамяэ. Кстати, райончик этот в Таллине особым почетом не пользуется – что-то вроде Бирюлево в Москве.

«Недостойный митрополит»

– Еще пример. Не могу сказать, что фильм наш – мировой шедевр, да и делался-то он по просьбе владыки скромным, но, тем не менее, когда закончилась его премьера, митрополит обратился к зрителям: «Братья и сестры, имейте в виду: я этого фильма недостоин!» Дал просто понять, что все достижения, заслуги и т.п. – это вопрос твоего доверия Богу, даже тогда, когда на тебя обрушиваются страдания и испытания. А таких испытаний у него было много – будь то в личной жизни, будь то в церковной. Ну, и вот – когда митрополит говорит о своем недостоинстве, ничуть не «смиренничая» при этом, говорит честно, глядя тебе в глаза, то получается даже такая проповедь, к которой невозможно не прислушаться, и хочется ей следовать, вот и всё.

Русский язык владыки просто завораживает: настоящий русский язык, который, увы, забыт многими за годы советской власти и нынешнего разброда

– А тяжело было снимать фильм?

– Скорее, монтировать. Мы хотели сначала вообще сделать только беседу, монолог владыки – его русский язык просто завораживает: настоящий русский язык, который, увы, забыт многими за годы советской власти и нынешнего разброда. Но все-таки решили сделать фильм более подвижным: современный зритель очень сильно и быстро утомляется, когда видит одного человека, пусть и интересно рассказывающего, пусть и снятого несколькими камерами, в разных ракурсах. Так что мы сделали закадровый голос, попросили поучаствовать в фильме младшую дочь владыки (старшая умерла, и это было одним из самых тяжких испытаний), его школьного друга – рассказать о нем. А школьный друг очень помогал владыке: он слал ему в лагерь посылки, причем такие, которые были самыми нужными там, – он сам сидел, поэтому прекрасно знал, что требуется в заключении в первую очередь.

Каждому времени – свой подвиг

– Работа над фильмом была для тебя привычной, или же ты открыл что-то новое, важное?

– Знакомясь с жизнью нашего митрополита, ты просто понимаешь, через что люди проходят, чтобы сохранить верность Христу. Понимаешь, что наша жизнь – это скопище соблазнов, так называемых «благ» всевозможных, и требуется способность к самоотречению, чтобы устоять перед ними. Заодно задумаешься: что сложнее – пойти за веру в тюрьму, в лагерь или же выстоять перед соблазнами сегодня, в век совершенно религиозного культа комфорта и консюмеризма. Мне кажется, что соблазны становятся более опасными, чем даже тюрьма. Там всё было четко и ясно: ты знаешь и видишь, где враг, где горе, где радость, где измена, где верность. Здесь же всё, по-моему, хитрее: с одной стороны, действительно нужно заботиться о материальном достатке, с другой же стороны, не возводить его в культ, прикрываясь благовидными измышлениями. Но, ближе познакомившись с жизнью митрополита Корнилия, все-таки приходишь к выводу: для каждого времени свойственны свои соблазны, все они из одного, очень мутного, источника, точнее – тихого омута. И победить эти соблазны в одиночку человек не может – только опираясь на руку Христа.

Часто диву даешься: как это митрополит Корнилий шутит, улыбается, иногда и иронизирует? Наверное, просто потому, что за руку Христа он держится крепко. Надеюсь, в своем фильме мы смогли об этом рассказать.

Митрополит Корнилий

Биография преосвященнейшего Корнилия, митрополита Московского и всея Руси

Будущий предстоятель Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Константин Иванович Титов) родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье. До революции Орехово-Зуево было одним из городов Богородского уезда и находилось на территории известного района расселения старообрядцев, известного как Гуслицы. В городе было несколько церквей и домашних молелен, принадлежавших старообрядцам. Одну из них посещали и предки будущего митрополита.


Здания фабрики известного старообрядческого предпринимателя Савы Морозова

Дом Титовых, что по улице Володарско­го, в котором будущий владыка появился на свет и вырос, находился рядом с домами известных старообрядцев Морозо­вых и Зиминых. С Зимиными Титовы дружили семьями. С раннего дет­ства бабушка Мария Никола­евна водила внука в церковь Рожества Богородицы, кото­рая располагалась на улице Кузнецкой.


Дом семьи Титовых

В народе этот храм был известен как «черная мо­ленная», поскольку ее клир в свое время составляли старообрядческие иноки. К сожале­нию, эта моленная в 1973 году была сожжена, когда городские власти начали реконструкцию города. Тем не менее даже в эти суровые годы жители города продолжали хранить веру предков. В доме Титовых всегда были иконы и старинные церковные книги, хотя во время атеистических гонений их хранить было не безопасно.

Окончив 8 классов средней школы, Константин сразу устроился на работу, став учеником токаря на Литейно-механическом заводе Орехово-Зуевского хлопчатобумажного комбината - предприятия, в свое время основанного известными старообрядческими промышленниками Морозовыми.

На Литейно-механическом заводе Константин Иванович проработал 35 лет, совмещая работу с учебой в вечерней школе, техникуме, а затем в Московском автомеханическом институте, который окончил в 1976 году .

Трудовая деятельность Константина Ивановича Титова продолжалась до 1997 года, последние годы он работал начальником ОТК - отдела технического контроля завода.

Так сложились обстоятельства жизни будущего владыки, что, ухаживая за боль­ной матерью (он был единствен­ный сын), он не женился. А потом, когда ее не стало, он обратил все свои устремления к Церкви Христовой. Тут на практике пригоди­лись его знания и опыт для возрождения орехово-зуевского храма по улице Куз­нецкой.

Здесь он познакомился с настоя­телем о. Леонтием Пименовым, и это помогло будущему митрополиту встать на путь церковного служения.


Иерей Леонтий Пименов, диакон Константин Титов, протоиерей Леонид Гусев, диакон Иоанн Гусев

В 1991 г. Константина Ивановича избрали председателем церковного совета Орехово-Зуевской старообрядческой общины храма Рожества Пресвятыя Богородицы. В мае 1997 года , оставив светскую работу, он дал обет безбрачия и был поставлен в сан диакона. Рукоположение совершил преосвященнейший митрополит Алимпий (Гусев).

7 марта 2004 года в Москве, в Покровском кафедральном соборе, преосвященнейший митрополит Андриан (Четвергов) рукоположил диакона Константина в сан иерея. Местом его служения был назначен храм Рожества Пресвятыя Богородицы в Орехово-Зуеве, где он исполнял обязанности второго священника.


Иерей Константин Титов раздает святую воду после молебна у Беливских скитов

21 октября 2004 года на Освященном Соборе иерей Константин был избран кандидатом в епископы на Казанско-Вятскую кафедру. 14 марта 2005 года о. Константин принял иноческий постриг с наречением имени Корнилий.

7 мая 2005 года в Покровском кафедральном соборе преосвященнейший митрополит Андриан в сослужении епископов рукоположил священноинока Корнилия в сан епископа. 21 июля, в день празднования явления Казанской иконы Богородицы, был совершен чин его восхождения на Казанскую кафедру.

18 октября 2005 г. Освященный Собор, собравшийся в Москве для выборов нового предстоятеля Церкви вместо упокоившегося митрополита Андриана, избрал епископа Казанско-Вятского Корнилия митрополитом Московским и всея Руси.

За годы предстоятельства владыки Корнилия были закреплены положительные тенденции в жизни Церкви. Стало традицией регулярное совершение архипастырских визитов во все епархии Церкви с совершением архиерейских богослужений, возведение в священные степени епископов, иереев, диаконов, чтецов, свещеносцев.

Так, митрополит Корнилий рукоположил на Дальневосточную епархию епископа Патермуфия (Артемихина) , на Казанско-Вятскую епархию епископа Евфимия (Дубинова) , на вновь образованную Томскую - епископа Григория (Коробейникова) . В 2016 году митрополит рукоположил епископа Саву (Чаловского) на новообразованную Казахстанскую епархию, в 2017-м - епископа Никодима (Ковалева) на Киевскую и всея Украины епархию.

За годы, прошедшие со времени своего посвящения в сан митрополита, владыка Корнилий возвел в священные степени более 50 священников, диаконов, более ста чтецов и свещеносцев.


Вручение жезла новопоставленному епископу Евфимию

Одной из ярких примет этого времени стало значительное количество новоосвященных храмов.

Так, 3 февраля 2007 года митрополит Корнилий возглавил освящение нового храма в городе Йошкар-Оле, построенного по проекту и благословению митрополита Андриана. Престол храма был освящен во имя образа Богородицы «Всем скорбящим Радость».

4 мая 2007 года владыка Корнилий совершил освящение престола и храма во имя великомученика Георгия Победоносца, что в городе Егорьевске.

16 августа 2009 года состоялось освящение храма великомученицы Екатерины в селе Глазове Серпуховского района Московской области.

22 августа 2009 года митрополит Корнилий возглавил праздничное богослужение во Введенском храме Николо-Улейминского монастыря. После чтения часов был совершен чин освящения храма, а затем отслужена архиерейская литургия.

27 декабря 2009 года, в Неделю святых праотец, преосвященнейший митрополит Корнилий освятил в селе Афансьеве Кировской области храм во имя святых верховных апостол Петра и Павла.

6 июня 2010 года, во время посещения митрополитом Московским и всея Руси Уральской епархии, состоялось освящение храма в честь святаго и славнаго пророка Илии в селе Тойкине Больше-Сосновского района Уральской епархии.

6 сентября 2010 года в с. Селиванихе Орехово-Зуевского района Московской области митрополит Корнилий совершил освящение храма во имя Рожества Богородицы.

23 сентября 2010 года в городе Уральске (Казахстан) под руководством митрополита Корнилия открылись торжества, приуроченные к обретению мощей святителя Арсения (Швецова), епископа Уральского и Оренбургского. В храме Уральской старообрядческой общины был отслужен молебен святителю Арсению с чином соборного облачения и омовения святых мощей.

25 сентября 2010 года состоялось освящение храма. Восстановленный храм, в котором в начале века служил святитель Арсений, был освящен, как и до революции, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы.

8 июня 2011 года совершен чин освящения церкви в селе Безводном Нижегородской и Владимирской епархии. Как и до революции, ее престол был освящен во имя Казанской иконы Пресвятыя Богородицы.


На солее храма в селе Безводном

16 августа 2011 в г. Лысьве состоялось освящение храма во имя свв. прпмчч. Константина и Аркадия, шамарских чудотворцев.


Поставление свещеносца в г. Лысьве

23 августа 2012 года в селе Беливо Московской епархии освящен храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы.

6 июня 2013 года, на праздник преподобного отца нашего Симеона Столпника, митрополит Московский и всея Руси Корнилий освятил храм в селе Ёлкине Воскресенского района Московской области.

15 июня 2013 года состоялось торжественное освящение храма Лиговской общины Санкт-Петербурга - храм освящен во имя Святой Троицы.

27 июня 2013 года в селе Бор Нижегородвской области освящен храм во имя святителя Тихона Амафусийского, чудотворца.

15 июня 2013 года преосвященнейший митрополит Корнилий освятил храм хутора Грачи Донской и Кавказской епархии (Волгоградской области).

4 августа 2013 года митрополит Корнилий в храме села Безводного Нижегородской области освятил придел и второй алтарь во имя святителя Арсения Уральского.

7 августа 2013 года в городе Лыскове Нижегородской области освящен храм во имя Всемилостиваго Спаса.

29 сентября 2013 года в городе Хмельницком (Украина) митрополит Московский и всея Руси Корнилий и архиепископ Киевский и всея Украины Саватий освятили новопостроенный храм во имя святого великомученика Георгия.

24 октября 2014 года в селе Егоровке Фалештского района (Республика Молдова) освящен новый старообрядческий храм в честь праздника Рожества Богородицы.

17 ноября 2014 года был освящен старообрядческий храме в г. Воронеже во имя архистратига Михаила.

11 мая 2014 года митрополит Московский и всея Руси Корнилий совершил освящение храма в г. Коврове. Церковь, получившая освящение во имя святителя Николы, архиепископа Мир-Ликийских чудотворца, пренесения честных его мощей, была построена в начале XX века и недавно передана Русской Православной Старообрядческой Церкви.

17 августа 2014 года состоялось освящение храма Успения Пресвятыя Богородицы в городе Моршанске Тамбовской области.

26 июня 2015 года владыкой Корнилием был освящен недавно возведенный храм во имя Воздвижения Честнаго Креста Христова в г. Чайковском (Пермский край).

5 июля 2015 г. митрополит Корнилий освятил храм в районном центре Владимирской области городе Меленки. Новый храм освящен во имя Воздвижения Честнаго Креста Христова.

16 августа 2015 года в г. Тольятти митрополит Корнилий освятил храм во имя образа Пресвятыя Богородицы «Всем скорбящим Радость».


У новоосвященного храма в г. Тольятти

13 декабря 2015 года в г. Суздале владыка Корнилий совершил освящение храма во имя святых чудотворцев и безсребреников Козьмы и Дамиана.

Главным событием архипастырского визита в Крым стало освящение храма во имя Рожества Пресвятыя Богородицы в селе Курортном, которое раньше носило название Русская Мама. Это событие состоялось 27 мая 2016 года.

28 июня 2016 года в городе Малой Вишере Новгородской области митрополит Корнилий освятил новый храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы.

5 июля 2016 года в старинном уральском городе Невьянске был освящен новый храм во имя иконы Всемилостивого Спаса.

Освящение храма во имя святой благоверной княгини Анны Кашинской в селе Кузнецы Павловопосадского района Московской области было совершено 30 октября 2016 года.

2 апреля 2017 г. состоялось освящение нового старообрядческого храма в столице Крыма городе Симферополе.

Владыка Корнилий с большим вниманием относится к почитанию святых мест, связанных с историей старообрядчества, возглавляет традиционные крестные ходы, служит молебны и литии. Посещал он и скит, где проживает известная отшельница Агафья Лыкова.


Митрополит Корнилий и старообрядческое духовенство в Пустозерске

В ходе архипастырских поездок митрополит встречается с главами республик, областей, районов и муниципалитетов. На этих встречах решаются важнейшие вопросы жизни старообрядческой Церкви, это предоставление земли под строительство храмов, реставрация памятников церковной архитектуры, возвращение церковных зданий в пользование Церковью, а также разнообразные социальные и просветительские проекты, которые осуществляются совместно государством и старообрядческими общинами.


С губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко

Большое внимание в последнее десятилетие митрополит уделял вопросу возрождения духовно-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода». При содействии и финансовой помощи московских властей проведены масштабные строительно-реставрационные работы в Покровском и Христорождественском храмах, Доме причта и колокольне Успения Пресвятой Богородицы.

В 2015 году в духовном центре Русской Православной Старообрядческой Церкви произошло знаковое событие. 1 февраля состоялось освящение храма-колокольни на Рогожском кладбище в Москве. Храм был освящен во имя Воскресения Христова. Таким образом, ему было возвращено первоначальное историческое имя. Надо отметить, что это единственный храм в старообрядчестве, освященный во имя этого величайшего события в истории человечества. Возвращение храму его исторического наименования было инициативой митрополита Корнилия.


Во время освящения храма-колокольни Воскресения Христова

За годы предстоятельства митрополита Корнилия Московское старообрядческое духовное училище подготовило одиннадцать выпусков. Юноши и девушки, окончившие МСДУ, теперь трудятся на церковном и церковно-общественном поприще.


Выпускники и преподаватели МСДУ 2016 г.

Под председательством митрополита Корнилия ежегодно созываются Освященные Соборы и Советы Митрополии, на которых обсуждаются и принимаются решения по важнейшим вопросам церковной жизни.


Митрополит Корнилий на соборе 2010 года

В годы предстоятельства митрополита Корнилия активно развивается издательская деятельность. За это время издано 50 номеров журнала «Вестник Митрополии». Кроме собственно «Вестника» неоднократно издавались приложения к нему в виде буклетов, посвященных особым церковно-общественным событиям, таким как поездка делегации Московской Митрополии в Пустозерск, визит митрополита Корнилия к Агафье Лыковой, празднование на Рогожском 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года и другим.

Созданный во время предстоятельства митрополита Корнилия Музейно-архивно-библиотечный отдел Митрополии ведет широкую научную и издательскую деятельность. Изданы многие тома трудов таких известных старообрядческих авторов, как архиепископ Иоанн (Картушин), еп. Аресений (Швецов), еп. Михаил (Семенов).

Одной из добрых традиций, установившихся во время предстоятельства митрополита Корнилия, стала церемония награждения авторов, издателей, журналистов за вклад в публицистическую, творческую, информационную и просветительскую деятельность, посвященную теме старообрядчества. За эти годы в число награжденных вошли около 100 ученых, писателей и работников кино.


Награждение доктора наук старшего научного сотрудника Государственного исторического музея Е.М. Юхименко

В последние годы взаимоотношения с Белокриницкой Митрополией развиваются в духе братского взаимопонимания и доверия. Свидетельством тому стало посещение делегациями Белокриницкой Митрополии праздника свв. жен-мироносиц в Москве, неоднократные встречи митрополитов в Белой Кринице и визит в 2013 году митрополита Леонтия в Казань для участия в торжествах, посвященных Казанскому образу Пресвятыя Богородицы.


Митрополит Леонтий и митрополит Корнилий на солее кафедрального собора в Белой Кринице

Владыка Корнилий активно поддерживает межстарообрядческое сотрудничество, выступает за добрососедские отношения и взаимодействие с другими старообрядческими согласиями. Так, 23–24 июня в Московском доме национальностей прошла международная конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». В мероприятиях конференции приняли участие официальные делегации основных старообрядческих согласий – Русской Православной Старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и Древлеправославной Поморской Церкви, представители старообрядческих общественных движений и СМИ.


Президиум международной конференции

В президиуме конференции были предстоятели Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий, Русской Древлеправославной Церкви патриарх Московский и всея Руси Александр. Древлеправославную Поморскую Церковь представлял председатель Центрального совета ДПЦ Латвии о. Алексей Николаевич Жилко.

Динамично развиваются отношения между Русской Православной Старообрядческой Церковью и государством. Митрополит Корнилий является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации .

22 февраля 2013 года в Екатерининском зале Кремля президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин наградил митрополита Московского и всея Руси Корнилия государственной наградой – орденом Дружбы.


Митрополит Московский и всея Руси Корнилий и президент Российской Федерации В.В. Путин

Эта высокая государственная награда вручается гражданам Российской Федерации, а также гражданам иностранных государств за особые заслуги в укреплении мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами; плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей; активную деятельность по сохранению, приумножению и популяризации культурного и исторического наследия России.

26 февраля 2013 года в своей резиденции в Ново-Огарево президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин встретился с преосвященнейшим Корнилием, митрополитом Московским и всея Руси.

В начале беседы владыка Корнилий поблагодарил президента России за предоставленную возможность личной встречи и обратил внимание на ее важность и историческую уникальность для всего старообрядческого мира.

В ходе встречи митрополит Корнилий познакомил В.В. Путина с современным положением Церкви и с признательностью отметил, что Старообрядческая Церковь сегодня имеет возможность для свободного развития и государство оказывает поддержку во многих вопросах.

16 марта 2017 года состоялась официальная встреча митрополита Корнилия с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. В приветственном слове митрополит Корнилий выразил благодарность президенту Российской Федерации за внимание к нуждам Церкви и помощь в проведении в 2016 году в Москве международной конференции, где впервые встретились представители старообрядчества всего мира.

- Думаю, что наша сегодняшняя встреча имеет поистине историческое значение - глава государства впервые за последние 350 лет официально принимает предстоятеля Православной Старообрядческой Церкви. К сожалению, в нашей стране мало знают о старообрядчестве. Старообрядцы во все времена являлись защитниками блага Отечества, были примером христианской любви и мира. История нашего Отечества своими духовными корнями тесно связана со старообрядчеством. Наши благочестивые предки, несмотря на жестокие гонения, всегда были патриотами России, - сказал владыка Корнилий в своем приветственном слове.


Встреча митрополита Корнилия с президентом РФ В.В. Путиным

В ходе встречи Владимир Путин и митрополит Корнилий обсудили вопросы о грядущем праздновании 400-летия со дня рождения священномученика протопопа Аввакума и реконструкции памятников архитектуры в основных центрах празднования - на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы. Также в рамках национальной политики были затронуты проблемы, с которыми сталкиваются наши бывшие соотечественники, желающие вернуться на Родину.

Кроме того, двустороннему обсуждению подлежал вопрос о возвращении Русской Православной Старообрядческой Церкви здания старообрядческого храма во имя Покрова и Успения Божией Матери в Москве, в Малом Гавриковом переулке.


Визит президента России Владимира Путина на Рогожское

Президент РФ Владимир Владимирович Путин лично посетил Рогожский административно-духовный центр 31 мая 2017 г. В сопровождении митрополита Корнилия глава государства осмотрел храм Рожества Христова, Покровский каферальный собор, Музей иконы в Доме причта, а также провел краткую беседу с митрополитом. В беседе подробно обсудили вопросы грядущего празднования 400-летия со дня рождения священномученика протопопа Аввакума и реконструкции памятников архитектуры в основных центрах празднования - на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы.

Дата рождения: 22 декабря 1976 г. Страна: Россия Биография:

Родился 22 декабря 1976 г. в Куйбышеве (Самаре), воспитывался в верующей православной семье. С трехлетнего возраста посещал Петропавловскую церковь, в 14 лет в Покровском кафедральном соборе г. Куйбышева стал иподиаконом у (ныне митрополит Псковский и Великолукский). Вскоре стал также исполнять послушания алтарника и келейника владыки Евсевия. Продолжал нести эти послушания до окончания средней школы.

С 1 июня 2007 г. исполнял послушание благочинного Самарского городского Приволжского округа , курировал работы по возведению нескольких храмов благочиния, завершил строительство второго храма на территории своего прихода.

15 сентября 2009 г. назначен настоятелем прихода во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Самары.

3 марта 2010 г. назначен благочинным Самарского городского Центрального округа Самарской епархии.

Окончил Самарскую духовную семинарию и . В 2009 г. окончил Самарскую гуманитарную академию.

9 сентября 2011 г. в Тронном зале Патриарших покоев кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве , 11 сентября за Божественной литургией в Троицком соборе г. Щелково во епископа Волгодонского и Сальского. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Образование:

Самарская духовная семинария.

Киевская духовная академия.

2009 г. — Самарская гуманитарная академия.

Епархия: Волгодонская епархия (Правящий архиерей)

Старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий (мирское имя - Константин Титов) является духовным пастырем примерно двух миллионов старообрядцев, проживающих в России и мире. По глубокому убеждению приверженцев этого религиозного течения, именно они проповедуют истинное, чистое православие, которое не исказили малообоснованные церковные реформы семнадцатого века.

История старообрядчества представляется одной из самых печальных страниц в русской церкви. Ведь поспешные преобразования Никона разъединили русских людей по одному из самых важнейших для славян признаку - Вере в Бога. Раскол привел к непримиримому соперничеству и взаимной вражде бывших единоверцев, в одночасье ставших врагами.

Старообрядческая церковь - исторический экскурс

Возникло старообрядчество во второй половине 17 века, после большой церковной реформы, которую провел с патриарх Никон. Изменения коснулись богослужения, ритуалов, текстов священных книг. Например, троеперстное крестное знамение пришло на смену двоеперстному, написание имени Иисус заменило прежнее написание Исус, тройное восхваление «аллилуйя» стало нормой вместо двойного.

Довольно внушительная часть населения и духовенства не приняло этих новшеств. Так произошел Раскол и возникло старообрядчество, которое тоже разделилось на две части: беспоповскую, совсем не признающую духовенство, и поповскую, считающую, что священники все-таки нужны для обрядов и богослужения. Поповцев также называли беглопоповцами за то, что они становились приютом для беглых священников, отрицающих реформы Никона.

Власть начала жестокие гонения против старообрядцев и особенно против их лидера протопопа Аввакума, которого чтит и нынешний митрополит Корнилий. Аввакум некогда был близким соратником и помощником Никона, но не принял его реформаторские реформы и посвятил себя борьбе за истинное Православие. Протопоп обличал богопротивные нововведения, писал царю страстные челобитные, даже перед лицом смерти он был упорен и не отказался от своих взглядов. Аввакум был сожжен весной 1682 года, став для старообрядцев святым мучеником за настоящую Веру.

Власть смягчила отношение к старообрядческой церкви лишь два века спустя, когда Александр Второй подписал указ, по которому старообрядцам разрешалось совершать свободное богослужение, выезжать за границу, открывать школы, занимать государственные должности. А в 1971 году Собор признал незаконность «раскола», который был принят на Соборах 1656 и 1667 годов.

Митрополит Корнилий - биография

Будущий митрополит Корнилий Иванович) появился на свет первого августа 1947 года в подмосковном городке Орехово-Зуеве. Оба родителя были старообрядцами. Его семья жила небогато, поэтому юному Косте пришлось в 1962 году, после восьмого класса, пойти работать на местный хлопчатобумажный комбинат, на котором он трудился целых 35 лет.

Константин Иванович постоянно учился без отрыва от работы. Сначала доучивался в вечерней школе, потом в техникуме, а в 1972 году окончил Автомеханический институт в Москве. Трудолюбие и тяга к образованию помогли ему пройти путь от ученика до начальника ОТК (отдел тех. контроля).

Начало духовного пути

С 1991 года будущий митрополит Корнилий стал совета городской общины старообрядцев. Его наставником и духовным учителем был иерей и настоятель Орехово-Зуевского Храма Богородицы - Леонтий Пименов, который оказал на своего ученика огромное влияние. Во многом именно отец Леонтий убедил его стать священником.

Церковное служение

Весной 1997 года Константин Титов дал обед безбрачия и рукоположен в сан диакона старообрядческим митрополитом Алимпием. В марте 2004 года дьякон Константин был возведен в сан иерея митрополитом Адрианом. Новоиспеченный иерей стал вторым священником в храме Святой Богородицы, в том самом, где он делал первые шаги в церковном служении под руководством Леонтия Пименова.

Уже в октябре 2004 года иерей Константин назван в числе кандидатов на сан епископа Казанско-Вятской епархии. В марте 2005 года Константин принял постриг священноинока и был наречен именем Корнилий. А через два месяца, 7 мая митрополит Адриан рукоположил Константина в высокий сан епископа. Но он не долго задержался в этом сане. 18 октября того же года 58-летний епископ после третьего голосования получил архипастырский титул - митрополит Корнилий старообрядческий. Всего за восемь лет этот целеустремленный и энергичный человек поднялся по церковной лестнице от сана дьякона до высшего церковного звания.

Взгляды и деятельность

Митрополит Корнилий старообрядческий в религиозных взглядах и поступках придерживается курса митрополита Адриана - его предшественника. Его идеи просты и понятны. Прежде всего, надо преодолеть духовную и культурную изоляцию старообрядческой церкви в жизни России. Люди должны больше узнавать о самой чистой православной вере праотцов, вере, которой не коснулись никоновские реформы. Вдобавок, старообрядчество является сокровищницей русской общей культуры, веками сохраняя элементы древнерусской традиции: духовные стихи, песни, слова.

За время архипастырской деятельности митрополит Корнилий посвятил в сан трех епископов и десятки иереев, чтецов, дьяконов. В течение года он посещает все подчиненные ему епархии. Активно общается местными и федеральными властями. Весной 2017 года встретился с Владимиром Путиным, которому рассказал о проблемах и чаяньях старообрядческой церкви. По словам митрополита, президент попробует помочь в решении таких важных вопросах, как выделение денег для возврата на Родину зарубежных старообрядцев и передача храмов в пользование старообрядческой церкви.

Последние материалы раздела:

Минтай в духовке с морковью и луком
Минтай в духовке с морковью и луком

Пошаговые рецепты приготовления минтая с овощами разными способами 2018-01-20 Наталья Кондрашова Оценка рецепта 6073 Время (мин)...

Пельмени с белыми грибами — постные Пельмени из сухих грибов
Пельмени с белыми грибами — постные Пельмени из сухих грибов

Пошаговый фото рецепт приготовления пельменей с грибами. для начинки: грибы шампиньоны – 600-700 гр., лук репчатый – 1-2 шт., яйцо куриное – 2-3...

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир Бородинская битва в произведении война и мир

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент...