Епископ кинешемский и палехский иларион прибыл к месту служения. Епископы Кинешемские. Викарии Костромские. Уроки истории (Елена Потехина) пастыри, всечестные иноки и

Дата рождения: 16 июля 1971 г. Страна: Россия Биография:

Родился 16 июля 1971 г. в Новосибирске. Затем проживал в Боровском р-не Калужской обл., где закончил среднюю школу.

Работал в Москве в обществе «Радонеж». Был алтарником в храмах .

9 апреля 1993 г. в храме Воскресения Словущего с. Толпыгино Приволжского р-на Ивановской обл. пострижен в монашество.

27 июня 1993 г. архиепископом Амвросием в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново рукоположен в сан иерея.

14 июля 1993 г. назначен вторым священником в Свято-Успенский приход пос. Лух Лухского р-на Ивановской обл. 11 января 1994 г. назначен на должность настоятеля Скорбященского храма пос. Сокольское Ивановской обл. С 1994 г. — благочинный Сокольского района, который затем отошел к Нижегородской обл.

13 сентября 1994 г. назначен настоятелем прихода Рождества Христова с. Сосновец Родниковского р-на Ивановской обл. 26 января 1996 г. назначен третьим священником в Успенско-Казанский храм с. Кузнецово Шуйского р-на Ивановской обл. В 1998 г. Успенский приход был реорганизован в монашескую общину.

К Пасхе 1998 г. награжден наперсным крестом. К Пасхе 2003 г. возведен в сан игумена.

11 января 2006 г. назначен настоятелем Успенско-Казанского мужского монастыря с. Кузнецово Шуйского р-на Ивановской обл. 1 декабря 2007 г. назначен настоятелем прихода Успенской Золотниковской пустыни с. Золотниковская пустынь Тейковского р-на Ивановской обл.

К Пасхе 2009 г. награжден палицей.

В 2009 г. окончил Иваново-Вознесенскую духовную семинарию по сектору заочного обучения. С 2009 г. преподавал «Практическое руководство для пастырей» в Иваново-Вознесенской духовной семинарии.

В 2011 г. окончил по сектору заочного обучения.

В апреле 2012 г. назначен заместителем председателя дисциплинарной комиссии Иваново-Вознесенской епархии.

Во епископа 15 июня 2012 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. 8 июля за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. () утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Николо-Тихонова мужского монастыря с. Тимирязево Ивановской обл.

Образование:

2009 г. — Иваново-Вознесенская духовная семинария (заочно).

2011 г. — Киевская духовная академия (заочно).

Епархия: Кинешемская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации: архимандрита Илариона (Кайгородцева) при наречении во епископа Кинешемского и Палехского.

В Ивановская области сохранилось немало храмов, потрясающих своей архитектурой и хранящих историю этих мест. Но, если на соседней владимирщине православные приходы стали визитной карточкой региона, известной на весь мир, то Ивановская область подобным похвастаться не может. Какие трудности встречаются на пути духовного возрождения края корреспонденты «Промышленности и общества» попросили рассказать епископа Кинешемского и Палехского Илариона.

— Ивановская область не является крупным промышленным регионом. Тем не менее, можно ли отметить участие промышленников в возрождении духовного наследия края? Возможно, кто-то из меценатов федерального масштаба оказывает помощь монастырям и храмам епархии? Могли бы вы привести примеры наиболее активных?
К сожалению, в Кинешемской епархии нет примеров помощи приходам со стороны как промышленников в частности, так и меценатства со стороны прочих финансово стабильных структур, как местного, так и федерального масштаба. Это печально, но красота Юрьевецких храмов, расположенных на Волге, удивительные по своей архитектуре святыни Кинешмы, Луха, Верхнего Ландеха, Палеха, известные каждому русскому человеку из уроков истории, не трогают сердца тех, кто имеет возможность восстановить былую красоту и величие этих святынь. Вся помощь, которая оказывается храмам епархии, исходит от благотворителей, которые и сами весьма ограничены в средствах. Можно рассчитывать на поддержку муниципальных властей, предпринимателей малого бизнеса, но от организаций и частных лиц, которые могли бы существенно помочь, помощи пока не поступало. Надеюсь, что данная ситуация в корне изменится и на наши жемчужины архитектуры падет взор меценатов.

Какие проблемы церковной жизни требуют более деятельного участия со стороны социально ответственных промышленников? Какого рода помощь была бы наиболее актуальна?
Кроме уже указанной проблемы восстановления храмов актуальной является отсутствие финансирования социально значимых проектов. При Троицко-Успенском кафедральном соборе существует социальная столовая, в которой ежедневно питаются неимущие. Об этом проекте даже был сюжет в региональных новостных блоках – и все же помощи в таком важном деле Социальный отдел епархии так и не получил. Все держится на энтузиазме руководителя отдела и редкой разовой помощи. В епархии существуют четыре просветительских центра – в Кинешме, Родниках, Пестяках и Елнати. Финансовая поддержка этих проектов помогла бы расширить возможности духовно-просветительской деятельности в нашем регионе. Молодежный, миссионерский, издательский отделы епархии работают, можно сказать, на «голом энтузиазме» сотрудников этих структур.
Было бы очень отрадно, если бы, однажды, в моем телефоне прозвучал голос: «Владыка, я бы хотел принять посильное участие в жизни Вашей епархии. Подскажите, как мне это сделать?». Пока же это лишь мечты. Мы стараемся сделать все зависящее от нас, чтобы помочь России не скатиться в бездну дремучего мракобесия, чтобы дать возможность подрастающему поколению увидеть свет надежды. Совсем недавно в епархии прошла конференция «Роль православной книги в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения». Мы также приглашали с лекциями известного проповедника, председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Димитрия Смирнова, писателя Виктора Николаева и других замечательных лекторов и проповедников. Дальнейшая работа в этом направлении, имей она целевое финансирование, смогла бы помочь духовному росту населения и переломить ситуацию к лучшему.

— Владыка, как Вы считаете, оказываемая помощь должна оставаться личным делом благотворителя, или быть освещенной в публичной сфере с целью демонстрации примера, способного подвигнуть других на благие дела?
Конечно же, добрый пример всегда полезен для окружающих. Незыблемы слова Господни: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на Небесех» (Мф. 5; 16). Но также важно помнить и другие слова Писания: «когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6; 3). Доброе дело, сделанное напоказ, зачастую приносит вред благотворителю, порождает в его душе тщеславие и превозношение. Поэтому немаловажно предостеречь от того, чтобы меценат придавал излишнее значение публичности своей деятельности. Важнее – само доброе дело и молитвы духовенства и благодарных мирян о человеке, который пожертвовал своим временем, силами и финансами ради своих ближних.

За 150-летнию историю викариатства Кинешемскую кафедру занимали 13 епископов. В этой книге представлена уникальная информация о каждом из них. Собранная воедино, она стала рассказом об истории нашей многострадальной России.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Епископы Кинешемские. Викарии Костромские. Уроки истории (Елена Потехина) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Составитель Елена Потехина


ISBN 978-5-4483-1922-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вступительное слово епископа Кинешемского и Палехского Илариона


7 июня 2017 г. Кинешемской епархии исполняется 5 лет. Это не большой срок, но ему предшествовал опыт 150-летней истории Кинешемского викариатства.

Открытие в 1866 году в Кинешме викариатства было связано, прежде всего, с тем, что Кинешма во второй половине XIX века быстрее других набирала темпы развития и постепенно становилась все более процветающим уездным городом Костромской губернии.

Кинешма и сейчас является вторым по количеству населения городом Ивановской области. А потому, в 2012 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви здесь была образована самостоятельная Кинешемская епархия. Одной из первостепенных задач, стоящих перед нашей епархией сегодня, является развитие церковно-исторических исследований. Хотелось бы сказать несколько слов о перспективах развития данного рода деятельности.

Церковно-исторические исследования на уровне епархий широко проводились и раньше. Во второй половине XIX в. церковно-археологические общества и комиссии были созданы почти при всех епархиях Русской Православной Церкви. Благодаря самоотверженным трудам церковных историков и архивистов удалось сохранить для потомков уникальные описания храмов, местных церковных традиций, почитаемых святынь и подвижников. Почти в каждой епархии издавались «Статистические описания церквей и приходов», а также отдельными сборниками выходили в свет труды церковно-археологических комиссий и отдельных исследователей.

Революция 1917 г. и катаклизмы трагического XX века прервали эти важные и плодотворные труды. Масса святынь и архивов была утрачена. Большая часть принадлежащих церкви архивных документов, книг и утвари попала в музеи страны. Сейчас традиция создания церковно-археологических обществ возрождается. При епархиальных управлениях создаются советы по культуре, отделы церковной истории, церковные музеи, древлехранилища, комиссии по канонизации. Их задача – разнообразная деятельность по собиранию и публикации материалов о церковных памятниках старины, храмах, часовнях, церковных некрополях. Верующим жителям города и сотрудникам епархии предстоит решить серьезную проблему по изучению, сохранению и реставрации церковных памятников. Для этого необходимо привлечь значительные культурные и материальные ресурсы, а также скоординировать работу целого ряда отделов Кинешемской епархии (отдела по взаимодействию с обществом и СМИ, паломнического, комиссии по канонизации).

Думается, что в первую очередь необходимо составить подробнейшие каталоги, путеводители и описания действующих в Кинешемской епархии монастырей, храмов и часовен. Первоочередной задачей является составление иллюстрированного справочника храмов Кинешемской епархии с подробной исторической справкой о каждом храме.

Кинешма богато украшена храмами. На Волжском бульваре, который по праву считается одним из самых прекрасных бульваров, расположенных на Волге, стоят замечательные по своей красоте архитектурные памятники – Успенский и Троицкий соборы с колокольней. Очень любят горожане Благовещенскую церковь, возведенную в стиле классицизма, с присущей ему четкостью форм и сдержанностью декоративного оформления. К основным историческим достопримечательностям относится также часовня, построенная на месте захоронения кинешемцев, погибших при обороне города от рук польско-литовских захватчиков.

Одним из основных направлений в современных церковно-исторических исследованиях должно стать изучение истории и жизнедеятельности монастырей и храмов Кинешемской епархии. Частично, это изученная область, т.к. существуют еще дореволюционные каталоги и описания. К несчастью в Кинешме были уничтожены два красивейших храма на площади Революции: Воскресенский и Крестовоздвиженский. Но большинство старинных храмов в городе сохранилось. Непонятным казусом является то, что в истории Кинешмы почти потерялась память о двух женских монастырях, существовавших в Кинешме: Вознесенском и Успенском. На окраине Кинешмы во второй половине 19 века сначала существовала женская богадельня, затем монашеская община, в 1896 году получившая статус монастыря. В обители был построен деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Среди прихожан Успенского монастыря есть две новомученицы, канонизированные на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Это исповедница Елисавета Румянцева и мученица Анна Серова, пострадавшие в 1930 – х годах от рук богоборцев.

Когда монастырь был закрыт, в его стенах власти открыли следственный изолятор. Ныне же на его территории располагается женская исправительная колония общего режима. Пока что исследователи не обнаружили даже старинных фотографий Успенского монастыря кроме одной совсем неудачной. На ней изображена монастырская стена снаружи, с выступающей над ней храмовой главкой, и невозможно увидеть иные монастырские постройки.

Старинный волжский город Кинешма после революции был искусственно отделен от Костромской губернии и вошел в состав огромной Ивановской промышленной области. Оторвавшись от исторического центра, Кинешма стала уникальным оазисом, исследовать церковную историю которого предстоит в первую очередь местным краеведам. Замечательно то, что Кинешма расположена на «главной улице России» – реке Волге и ее историю стоит рассматривать в контексте истории волжских городов, имеющих между собой значительную общность. Кинешма сумела сохранить неповторимый самобытный облик уездного купеческого города XIX – начала XX века, уникальную целостность историко-культурной среды, планировочную структуру и историческое ядро. В 2010 году наш город вошел в список исторических поселений федерального значения.

За два десятилетия возрождения церковной жизни на кинешемской земле были восстановлены многие храмы, но история их не написана и еще ждет своих исследователей. В работах по церковной истории Костромской и Иваново-Вознесенской епархий Кинешму нередко обходят стороной. И сегодня сотрудникам Кинешемской епархии предстоит огромный труд по собиранию и изучению архивных материалов, касающихся кинешемских храмов, святынь и подвижников. К сожалению, из-за пожара утрачена значительная часть дореволюционных фондов Костромского архива. Малоисследованными остаются архивные материалы из фонда Государственного архива Ивановской области, где хранятся указы духовной консистории и духовных правлений, касающиеся Кинешмы, описи церковного имущества, клировые ведомости, метрические книги и церковные летописи кинешемских церквей (всего 254 единицы хранения периода 1789 – 1900 годов).

Церковным историкам предстоит вести работу сразу в нескольких направлениях. Начать придется, пожалуй, с рассмотрения Кинешмы как церковно-административной единицы. При этом следует учесть, что Кинешма в разные периоды своей истории подчинялась разным духовным центрам. В 1708 году при разделе Петром I России на восемь губерний Кинешемский уезд вошел в состав Архангелогородской губернии. Позже – в Ярославскую провинцию Московской губернии. А уже при Екатерине II в ходе новой административной реформы перешел в Костромскую губернию.

За 150 лет с момента открытия викариатства имена Кинешемских епископов: Иоанафана (Руднева), Палладия (Пьянкова), Геннадия (Левицкого), Вениамина (Платонова), Никандра (Феноменова), Иннокентия (Кременского), Арсения (Тимофеева) остаются для многих неизвестными. А, между тем, епископ Арсений Кинешемский удостоился чести приветствовать Государя Императора Николая II в Костроме и возглавить праздничные богослужения, посвященные 300-летию дома Романовых в высочайшем присутствии.

В наше время среди Кинешемских епископов наиболее известен святитель Василий Кинешемский, исповедник и богослов, автор уникальной книги «Беседы на Евангелие от Марка». Сейчас в Кинешме создан музей святителя Василия и открыт новый храм (входящий в музейный комплекс) Новомучеников и Исповедников Российских на ул. Дудникова. 13 августа 2016 г. в памятный день кончины епископа в сибирской ссылке в храме был отслужен первый молебен.

Среди епископов Кинешемских были и весьма заметные на церковном небосклоне иерархи. Такие, как, например, епископ Кинешемский Никандр (Феноменов), который стал вторым лицом после Московского митрополита, правящим епископом Московской епархии, с титулом архиепископа Крутицкого. Он был членом Поместного Собора 1917-1918 гг. А владыка Севастиан (Вести) в числе нескольких архиереев, как член Временного Патриаршего Синода, должен был подписать знаменитую декларацию митрополита Сергия, но заболел, и его подписи там нет.

В 20 – е годы XX cтолетия в Кинешме кроме святителя Василия (Преображенского) жили еще два архиерея: архиепископ Севастиан (Вести) и епископ Николай (Голубев). Архиепископ Севастан (Вести) остался в памяти старожилов Кинешмы. Люди запомнили не только дом, где жил владыка Севастиан, но и его внешний и внутренний облик, а также место его захоронения. Благодаря этому удалось перенести останки владыки с уничтоженного Межаковского кладбища в ограду Успенского кафедрального собора и перезахоронить их за алтарем.

Огромное поле агиографических и биографических исследований предстоит освоить церковным историкам Кинешмы. Одной из основных задач является составление и издание полного кинешемского синодика духовенства, а также кинешемского патерика, включающего имена и жизнеописания всех канонизированных святых и подвижников, совершавших в разное время свое служение и духовные подвиги в пределах кинешемской епархии. При этом можно наткнуться на совершенно забытые кинешемцами имена подвижников благочестия. Таким был, например, известный в свое время в Кинешме отшельник и чудотворец о. Александр. Его могила рядом с Успенской церковью была местом всеобщего поклонения, но в советское время она была уничтожена. Исчезла и память о нем.

Отдельным масштабным проектом является создание базы данных репрессированных священнослужителей Кинешемской епархии. Изучение архивов УФСБ исследовательской группой из Москвы во главе с игуменом Дамаскиным (Орловским) лишь положило начало этому трудоемкому процессу. Десятки пострадавших за веру Христову кинешемских священников остаются пока неизвестными потомкам.

Поэтому сегодня нам следует объединить усилия церковных и светских исследователей по изучению истории Русской Православной Церкви.

Да поможет нам Господь в этом добром деле!

На заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 7 июня 2012 года, было принято решение об образовании Ивановской митрополии, включающей в себя Иваново-Вознесенскую, Кинешемскую, Шуйскую епархии. Из состава Иваново-Вознесенской епархии выделена Кинешемская епархия, которая образована в административных границах Верхнеландеховского, Заволжского, Кинешемского, Лухского, Палехского, Пестяковского, Пучежского, Родниковского и Юрьевецкого районов Ивановской области. Епископом Кинешемским и Палехским избран архимандрит Иларион (Кайгородцев) (журнал №50). 8 июля 2012 года, в неделю 5-ю по Пятидесятнице, день памяти благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил его хиротонию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

13 июля 2012 года, на праздник Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов, епископ Кинешемский и Палехский Иоарион прибыл к месту своего служения. Духовенству и пастве его представил глава Ивановской митрополии епископ Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф. В торжестве также принял участие епископ Шуйский и Тейковский Никон.

На въезде в город Кинешму архипастырей встречали глава городского округа Кинешма И.А. Виноградова, глава администрации городского округа Кинешма А.В.Томилин, заместитель главы администрации городского округа Кинешма С.В.Вяльцева, глава Палехского муниципального района С.А.Рыбаков, представители духовенства. Они тепло приветствовали епископа Иосифа, епископа Никона и своего епархиального архиерея – епископа Илариона.

У ворот Успенского кафедрального собора архипастырей ожидали с хлебом-солью и цветами многочисленные прихожане, священнослужители, монашествующие. Здесь состихотворным поздравлением к епископу Илариону обратились учащиеся Кинешемской православной школы во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Затем в Успенском кафедральном соборе епископ Иосиф, епископ Никон и епископ Иларион в сослужении сонма духовенства Кинешемской епархии и прибывших на торжества многочисленных священнослужителей других епархий Ивановской митрополии совершили благодарственный молебен.

По его окончании глава Ивановской митрополии епископ Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф обратился со словом к присутствующим. Он рассказал об образовании новых епархий, которое поможет всестороннему развитию церковной жизни в регионе, а также об основных этапах церковной биографии епископа Илариона. Глава митрополии особенно отметил труды нового управляющего Кинешемской епархии, понесенные им при восстановлении Золотниковской пустыни – места монашеского пострига святителя Митрофана Воронежского.

Епископ Иларион в своем первом слове к пастве подчеркнул, что он прибыл на Кинешемскую землю не властвовать, а идти вместе с духовенством и прихожанами по пути, заповедному нам Христом. Он сказал, что хотел бы быть достойным преемником и последователем святителя Василия, исповедника Кинешемского. Обратившись к священнослужителям, епископ Иларион призвал их быть деятельными помощниками управляющему епархии в устроении епархиальной жизни.

Затем к епископу Илариону с поздравлениями обратились глава городского округа Кинешма И.А. Виноградова, глава Кинешемского муниципального района Н.А.Лебедев,глава Палехского муниципального района С.А.Рыбаков, первый заместитель главы администрации Заволжского муниципального района С.В.Новикова, священнослужители и миряне.

Всем священнослужителям и богомольцам на память о состоявшемся событии были розданы Казанской иконы Божией Матери.

В этот же день епископ Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, епископ Шуйский и Тейковский Никон, епископ Кинешемский и Палехский Иларион совместно с руководством Кинешмы провели выездное совещание, посвященное перспективам размещения в городе Кинешме Епархиального управления. Они также осмотрели передаваемый Церкви храм в честь святителя Иоанна Златоуста, входящий в комплекс бывшего Вознесенского монастыря, построенного близ братской могилы защитников Кинешмы, павших в борьбе с польскими захватчиками в 1609 году. Совсем недавно в этом храме размещались мастерские химико-технологического техникума.

Пресс-служба главы Ивановской митрополии

Последние материалы раздела:

Плов из говядины пошаговый рецепт
Плов из говядины пошаговый рецепт

Интересует, как правильно приготовить плов из говядины? Сегодня это любимое блюдо в каждой семье. Часто можно встретить рецепты узбекского или...

Гадания думает ли он. Гадания на картах
Гадания думает ли он. Гадания на картах

ПОДЕЛИЛИСЬ Когда мы влюблены, то часто вспоминаем объект своей симпатии и, естественно, нам становится интересно, взаимно ли наше чувство и что...

Почему мы видим только одну сторону Луны
Почему мы видим только одну сторону Луны

1:45 14/09/2017 0 👁 1 748 Тысячи лет человек глядит на , но по прихоти видит лишь одну ее сторону. Во все века ученые мужи строили гипотезы, а...